Содержание коррекционной работы
С детьми 3-4-х лет логопед занимается по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
- развитие моторной сферы;
- развитие психологической базы речи.
Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов – подготовительный (формирование артикуляционной базы), постановка, автоматизация (закрепление правильного произношения) и дифференциация (если ребенок путает звуки в речи). Автоматизацию звука проводят в следующем порядке:
- в слогах – проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок;
- в словах;
- во фразах и предложениях – скороговорки, проговаривание и заучивание двустиший;
- в самостоятельной связной речи.
Параллельно с коррекцией звукопроизносительной стороны речи проводится работа по вышеперечисленным направлениям. При работе с моторной сферой логопед предлагает задания:
- на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- пальчиковую гимнастику;
- работу со шнуровкой, собирание мозаики;
- артикуляционную гимнастику.
Работа с импрессивной стороной речи включает в себя следующие задачи:
- накопление словарного запаса, усвоение новых слов, обозначающих названия частей тела, предметов, окружающих ребенка, признаки, глаголы, обозначающие бытовые и игровые действия;
- обучение пониманию обобщающих слов;
- уточнение понимания и применения личных и притяжательных местоимений и прилагательных.
В работе по коррекции экспрессивной стороны речи логопед занимается уточнением и активизацией пассивного словаря по определенным лексическим темам. В детскую речь вводят прилагательные и личные местоимения. Малыша учат сравнивать предметы, находить одинаковые признаки и различия.
На коррекционных занятиях проводят работу по формированию грамматического построения речи:
- умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
- изменение слова по числам;
- формирование умения пользоваться притяжательными прилагательными;
- формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.
Какие средства могут использовать родители?
Чтение и обсуждение прочитанного
Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?
Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:
- отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
- правильно расставлять ударения в словах;
- разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
- постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
- предложить ребенку выразить главную мысль текста;
- обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.
Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.
Классические средства обогащения словаря
- разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
- просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
- рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
- семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).
Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.
Занятия на развитие музыкальных способностей
В раннем дошкольном возрасте дети могут узнавать песни, различать жанры музыки или тон (грустная или веселая), давать эмоциональный отклик на произведение.
«Угадай мелодию». Приготовьте нарезку или подборку известных ребенку песен. Включайте по очереди и предлагайте угадать, пропеть.
«Танцуй». Познакомьте ребенка с отдельными движениями, например, маршем и кружением вокруг себя. А потом совместите это с музыкой: марш — маршируем, вальс — кружимся. Включайте разную музыку и предлагайте ребенку двигаться под нее согласно оговоренным командам.
Альтернативная версия упражнения — движения в ритм. Разучите с ребенком простую связку из хлопков и притопывания ногами. Это поможет развить чувство ритма.
«Для меня это…». Включайте по очереди разные мелодии без слов (с грустными нужно быть осторожнее, лучше добавить не больше одной) и предлагайте ребенку описать свой эмоциональный отклик. Можно помочь вопросом «Что ты чувствуешь или вспоминаешь, когда звучит эта мелодия?». Или начать с себя: «Когда я слышу это мелодию, то… А ты?».
Если ребенок проявляет явный интерес к музыке, предложите ему поиграть на музыкальных инструментах. Можно сходить на пробное занятие в развивающий центр.
ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ
Топает Мишутка по лесу, с ноги
на ногу переваливается. Вокруг лес шумит, а ему не страшно. Рядом
мама-медведица такая большая, такая сильная.Вошли они в орешник. Внизу
мелкие орехи растут. Их медвежонок не хочет есть. А самые спелые, крупные
высоко растут, маленькому Мишутке не дотянуться. Прыгал-прыгал, пыхтел-пыхтел
малыш и надумал по стволу до верха добраться. Только обхватил ветку лапами,
шум, треск поднялся! Свалился медвежонок в овраг, ударился о пенек и заревел.Спустилась в овраг медведица,
стала укорять сына: “Ты что это придумал? Зачем лезть на ветку собрался? Или не
видишь, какая она тонкая?”“Как это — тонкая?” — не понял
Мишутка.“Эх ты, маленький глупыш! —
вздохнула медведица. — Смотри, стоят рядом осина и липа. У осины ствол тонкий.
А у липы?”“А у липы большой!” — уверенно
заявил Мишутка.“Не большой! Нужно говорить:
толстый. Понял? И запомни, что лазить можно только по толстому дереву”.“Как же я узнаю, толстое дерево
или тонкое, если рядом не будет осины?” — насупился медвежонок.“На первых порах попробуй
обхватить ствол дерева лапами, — посоветовала мама-медведица. — Не обхватишь —
значит, толстое дерево. Лезь смело, не бойся. Обхватишь — значит, тонкое, лучше
не лезь. И дерево зря сломаешь, погубишь, и сам упадешь, ушибешься”.“Вот спасибо! — радостно
рявкнул Мишутка во все горло. — Я давно приметил одно дерево, на нем пчелы улей
соорудили. Уж оно-то, точно, выше и толще осины будет. Теперь я доберусь до
меда!”Попыталась было медведица
остановить сына, да куда там! Убежал медвежонок, не догнать.На следующий день Мишутка уныло
брел по лесу, весь покусанный пчелами —от макушки до пят. Солнышко светит,
птички щебечут, а ему весь свет не мил. Глядь — а на полянке среди высокой
травы и цветов заяц лежит.“Эй, косой, загораешь?” —
спрашивает медвежонок.“Да нет, некогда, интересную
книгу читаю!” — откликнулся зайчик.Подошел Мишутка, лег рядом,
глядит — верно, книга, да такая большая.“Не большая, а толстая! Учись
изъясняться точнее!” — поправил заяц.“Толстая? — переспросил Мишутка
и поежился, вспомнив дерево с ульем. — А я толстое не люблю! По мне бы лучше
тонкое!”“А ты хоть читать-то умеешь?” —
подозрительно уставился на собеседника заяц.“Учусь! — хмуро признался
Мишутка. — Хожу в лесную школу к сове. Только она меня чаще ругает, чем
хвалит”.“За что же?” — полюбопытствовал
заяц.“То просплю, то книжку дома
забуду. И писать не умею. Лапа у меня толстая, а ручки и карандаши такие
тонкие, вот и ломаются часто”, — пожаловался медвежонок.“Эх ты! — вздохнул заяц. — На
тебя не угодишь: то толстое для тебя плохо, то тонкое не нравится. Учись!
Ученье — свет, а неученье — тьма”.“Как это?” — не понял Мишутка,
оглянулся, а зайца след уж давно простыл.
ШИРОКИЙ — УЗКИЙ
Весело прыгал лягушонок Квакша
вдоль ручья, налетел на ежа, еле увернулся. “Ты что здесь стоишь? —
закричал он ежу. — Чуть колючками своими меня до смерти не заколол!”“Я тебя не трогал, — миролюбиво
ответил ежик. — Вот стою, прикидываю, как бы через ручей перебраться”.“Ха! — отозвался лягушонок. —
Вот уж проблема! По мне что большая река, что маленький ручей. Ноги у меня
длинные, прыгаю я высоко, далеко и плавать хорошо умею”.“У меня ноги короткие, но
плавать я тоже умею. Только недолго, устаю быстро, — признался ежик. — Поэтому
узкий ручей я еще одолею, а вот широкую реку приходится обходить стороной”.Засел лягушонок в густых
камышах, чтобы никто ему не мешал, и стал думать: “Интересно ежик говорит!
Большую реку называет широкой, маленький ручей — узким. Только бы не забыть!”Выглянул из камышей лягушонок —
утка плывет. “Все твердят, что утки умные. Вот сейчас и проверим!” — решил
Квакша.Запрятался лягушонок понадежней
в высоких камышах, а как утка подплыла ближе, он возьми и спроси ее: “Утка,
утка, а ты знаешь, что широким бывает?”“Как не знать! — спокойно
отвечает утка. — У меня на лапках перепонки широкие, шире твоих. Нырну, быстро
тебя догоню! А уж клюв такой широкий, что как схвачу за ногу, ни за что не
вырвешься!”“И впрямь поймает!” — с ужасом
подумал Квакша и как выпрыгнет на берег. Угодил, бедняга, в крапиву. Сидит, не
шелохнется. Отдышался и скорее прочь от ручья прямо в лес.В лесу тихо, прохладно. Слышит
лягушонок — стучит кто-то. Любопытство его разобрало. Поскакал, остановился под
деревом, слушает — сверху стук доносится. Поднял голову — высоко на дереве
дятел сидит, клювом кору долбит, да так увлекся, ничего кругом не замечает.
Постучал Квакша лапкой по дереву, позвал: “Дятел, а дятел! Я нынче узнал, что
бывает широким, а что узким!”“Вот уж открытие! — отозвался
дятел. — У меня с малолетства клюв узкий, острый, как шило, в любую щель
пролезает. Я им достаю из-под коры личинок, гусениц. Спасаю лес!”“Вот оно что! — ахнул
лягушонок. — Все знают, что бывает широким, что узким. Один только я
непросвещенным расту!”
Особенности речи в 3-4 года
Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.
- Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
- К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
- Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.
При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.
Активная лексика.
Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).
Грамматический строй речи.
Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.
Фонетика.
Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки и пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных и . Их либо вообше пропускают, либо заменяют на , , («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).
Связная речь.
Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.
Интонация, выразительность.
Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.
Главные направления логопедической работы
Обогащение словарного запаса
Накопление словаря в свободной игре
Расширение словарного запаса дошкольников 3-4 лет происходит во время свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» и другими. Взяв на себя роль доктора, малыш лечит своих «пациентов» — кукол, употребляет слова – названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые он производит во время «лечения». При этом он копирует взрослых, подражает их интонациям. Желанная игрушка – телефон, с помощью которой можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у малыша умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор.
Рекомендации для родителей
Дети в возрасте трех лет знают большинство предметов или их назначение. Поэтому родителям нужно говорить название малознакомых предметов и объяснять, для чего они нужны. Кроме того, для развития словаря, грамматического строя и связной речи полезно следующее упражнение: выберите один предмет, опишите его. Спустя какое-то время спросите ребенка об этом предмете. Задавать вопросы нужно так, чтобы малыш давал развернутые ответы.
Рассматривайте вместе книги с иллюстрациями, рассказывайте, что там изображено. Можете потренироваться в пересказе коротких сказок − только они обязательно должны сопровождаться картинками. Во время пересказа задавайте наводящие вопросы, в которых уже будет содержаться часть ответа.
После прочтения сказки интересуйтесь мнением: какой герой понравился, почему, о чем была сказка, что больше всего запомнилось. Это хороший способ для развития грамматического строя и связной речи.
Во время прогулок рассматривайте окружающие предметы, тренируйте навыки счета, описаний природы (цветов, деревьев, животных, птиц). Отвечайте на каждый заданный вопрос, но предложения не должны быть сложными для детского восприятия. Речь взрослого должна быть понятной, звуки произносите четко, во время чтения используйте интонацию для передачи характеров персонажей.
В этом возрасте обязательно играйте в сюжетно-ролевые игры. Они не только развивают воображение, но и улучшают связную речь. Во время таких игр можно пополнять словарный запас. Например, изучить новые виды одежд, обуви или мебели. Сюжетно-ролевые игры подходят для тренировки дикции и выразительности речи.
Занятия на развитие социальных способностей
В 3-4 года научите ребенка:
- здороваться и знакомиться;
- делиться (предлагать поиграть с его игрушками, чтобы подружиться, заговорить с кем-то) и меняться (просить поиграть с чужими игрушками);
- играть вместе и работать в команде;
- соблюдать правила поведения в общественных местах;
- вежливо общаться со сверстниками и взрослыми (не перебивать, не кричать).
Это базовые социальные навыки для раннего развития. Они активно развиваются в ролевых играх.
«Поезд». Лучше играть в группе. Один становится поездом, а остальные участники — вагончиками. И следуют за ними. Потом другой участник встает первым и т.д., пока каждый не окажется в роли «водителя» и «вагончика».
«Согласен – не согласен». Предложите ребенку слушать ваши утверждения, и если он согласен, то хлопать, а если не согласен — топать. Заранее приготовьте список утверждений вроде этих:
- «Петя ударил Колю, потому что Коля не захотел играть с Петей»;
- «Дима дернул Катю за косичку. Ей было больно, поэтому она обиделась»;
- «Другим надо помогать»;
- «Если ты хочешь с кем-то подружиться, надо подойти к нему и предложить подружиться»;
- «Если мальчик или девочка не хочет делиться с тобой игрушкой, нужно отнять ее».
Каждый раз спрашивайте, почему ребенок так считает.
«Вежливый магазин». Предложите ребенку быть продавцом или покупателем и разыграйте сценку «поход в магазин». Но скажите, что это особенный магазин: здесь все люди очень вежливые. Напомните о ценности слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и других вежливых слов, спокойной речи и поведения.
Обратите внимание! Во всех упражнениях, которые мы разбираем, идет комплексное развитие. Акцент стоит на отдельных способностях, но и другие области задействованы
Например, в «Что, где, когда?» развивается речь и крупная моторика, в пентамино — логическое мышление и мелкая моторика, при чтении сказок — речь и социальные навыки.
ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ
“Сегодня пойдем на дальнее поле
колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить”, — сказала мышатам
мышка-мать.“Возьмите меня с собой, я уже
большая!” — стала просить маму маленькая Фаня.“Хорошо! — согласилась мама. —
Только предупреждаю, дочка, не пищать!”Выскочили мышки из норки и
побежали быстро-быстро. Густая трава шумит над головой, солнышка не видно.
Некогда Фане оглядываться по сторонам, только успевай под ноги смотреть, под
высокие корни подныривать, через низкие перепрыгивать. Отставать нельзя —
потеряешься.Видит мышка-мать — устали
детки. Остановилась. Малыши уселись вокруг, отдыхают, а Фаня и говорит: “Какая
большая трава, ничего вокруг не видно. Скоро она кончится?”Мышка-мать строго отвечает:
“Большая, а точнее высокая трава нас скрывает от врагов. В высокой траве мы в
безопасности. Бежишь, а она даже не шелохнется, не выдает нас”.Вдруг что-то зашуршало совсем
рядом, кто-то огромный пробежал. Испугались мышата, а мама успокаивает их: “Не
бойтесь, это наш сосед суслик. Он нас не обидит, он тоже на поле спешит”.“Он такой большой, выше тебя!”
— шумят мышата.“Он хоть и выше, но такой же
грызун, как и мы!” — объяснила мышка-мать.Передохнули мышата и снова в
путь. Бежит со всеми Фаня, а сама думает: “Большая трава — значит, высокая. В
высокой траве нам не страшно. Большой суслик — значит, высокий. А может не
высокий?”Кончился лес, впереди поле.
Выглянула Фаня из травы и ахнула: “Смотрите, красота какая! Трава маленькая,
вокруг светло, все видно, просторно!”“Не радуйся понапрасну! —
остерегает дочку мышка-мать. — Трава здесь низкая, спрятаться некуда, опасность
нас подстерегает на каждом шагу: на земле — лисы, высоко в небе — ястребы. И
это днем, а ночью совы, филины жить спокойно не дают
Только успевай
оглядываться вокруг!”Вскочила мышка-мать на высокий
пенек, осторожно огляделась вокруг, спрыгнула и говорит: “Пока все спокойно,
будем колоски и зерна собирать. Зорко следите по сторонам
Чуть что — сразу
ныряйте в высокую траву, прижмитесь к земле и не шевелитесь, а уж если я голос
подам, тогда убегайте с поля не раздумывая. Иначе попадете в беду!”Набрала дружная семейка
запасов, кто сколько смог и успел, и благополучно тронулись все в обратный
путь. Идут не спеша, с тяжелой ношей быстро не побежишь. Фаня идет последней, еле
ногами перебирает, но не хнычет, не пищит. Маленькая, а понимает, что всем
нелегко. Идет и думает: “Конечно, по низкой траве легче бегать, да и веселее,
все вокруг видно. Зато как опасно!”Так незаметно и дошла малышка
до дома, устала и сразу же легла спать в свою мягкую крохотную постельку.
Засыпает, а сама все думает: “Оказывается, большая трава — это высокая, а
маленькая — низкая”. Думала, думала и крепко уснула.И снились малютке высокая трава
и пестрые цветы над головой, а еще выше нежное голубое небо и ласковое теплое
солнышко. Под ногами, совсем внизу, в тихой прохладе стелилась мягкая
травка-муравка, и веселые мышата кувыркались, скакали и прыгали в ней, а на
маленьком пригорочке сидела мышка-мать, охраняла покой семьи и ласково
улыбалась, как может улыбаться только мама.
Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?
Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника
Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен
Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:
Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка
- Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
- Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.
Пополнение словарного запаса с помощью загадок
В данном возрасте дети легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом (функциональные признаки), а также загадками – описаниями качеств предмета и с загадками, содержащими родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета.
В словообразовании 4-х летнего ребенка легче всего усваиваются суффиксы уменьшительно-ласкательные и увеличительные. Таких суффиксов много в текстах потешек и детских стихах.
Например:
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке.
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек.
В активной речи уменьшительные суффиксы применяются при образовании слов, обозначающих маленькие предметы
Чтобы обратить внимание детей на возможность применения данных конструкций, полезно рассматривание парных картинок, на которых один и тот же предмет будет изображен разным по размеру
Дети 3-х лет усваивают суффиксы, с помощью которых образовываются слова – названия детенышей животных. Лучше всего для этого использовать игры с игрушками – образами животных. Есть специальные книги-альбомы с изображением животных и их детенышей, можно использовать иллюстрации к сказкам или другим книгам.
Пространственные предлоги и наречия
Закрепление в речи пространственных предлогов и наречий достигается при выполнении различных поручений: «Убери книгу в шкаф», «Подними куклу с пола и положи ее на кресло», «Достань мяч из-под стола» и т.д.
В активную речь слова с пространственным значением вводятся с помощью различных вопросов: «Куда ты спрятал машинку?», «Где стоит твоя обувь?», «Куда убрал книжки?» и т.д.
Для закрепления звуков надо пользоваться умением 4-х летних детей легко запоминать стихи.
- Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера, и др. детских авторов.
- Просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.
- Не перебивайте ребенка, когда он будет декламировать стихи.
- После детского рассказывания наизусть обязательно повторите текст, чтобы образцовое произнесение заканчивало процесс восприятия текста.
На 4-м году жизни дети должны научиться произвольно менять силу голоса (говорить по заданию тихо, громко, шепотом), высоту голоса (говорить тоненьким голоском, «толстым» голосом), уметь передавать голосом чувства (радость, печаль, жалость, недовольство), правильно передавать вопросительную интонацию.
Упражняться лучше всего на материале народных сказок («Волк и козлята», «Снегурушка и лиса», «Кот петух и лиса», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц», «Коза дереза», «2 жадных медвеженка», «Пых», «У солнышка в гостях», «Колобок», «Гуси лебеди»).
Научить детей говорить то тихо, то громко можно в играх: «Испорченный телефон» (когда какое-нибудь слово передается шепотом друг другу на ухо), «Эхо» (когда ребенка просят повторить слова то громко, то тихо, как будто он то ближнее, то дельнее эхо).
Другие статьи раздела:
- Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Методы воспитания детей
- Как реагировать на бранные слова в лексике ребенка
Какие книги любят дети в возрасте 3-4 лет?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Мы все хотим видеть наших детей и внуков самыми-самыми: умными, смекалистыми, воспитанными, позитивно настроенными. И никакие гаджеты и нравоучения не принесут пользы столько, сколько подарят им умные книги.
Учёные утверждают, что во время слушания чтения мозг работает больше, чем при смотрении на экраны гаджетов, так как ребёнку приходится не только развивать слуховые рецепторы, но ещё и визуализировать услышанное.
Подключение к работе нескольких мыслительных операций — хорошая тренировка для развития мозга.
Зачем читать детям в этом возрасте?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Возраст 3-4 лет — сензитивный (благоприятный) период для речевого развития, пополнения словарного запаса. Книги знакомят маленьких читателей с различными формами построения предложений, с умением вести диалог, учат задавать вопросы. Всё это сослужит хорошую службу при формировании грамотной речи, а в дальнейшем и письма.
Чтение — хороший стимулятор для формирования у ребёнка познавательного интереса, желания больше узнать об окружающем мире, постигнуть мир отношений в нём.
Развитие эмоциональной сферы, сформированной книгами, в этом возрасте является не последним фактором для личностного развития. Дети уже в дошкольном возрасте отдают предпочтение в общении позитивно настроенным, умеющим ярко выражать свои эмоции товарищам. Именно с такими все хотят дружить, играть, делиться игрушками. Ваш отпрыск никогда не будет одинок.
Умение получать эстетическое наслаждение от чтения — это дар, за который дети будут вам благодарны всю жизнь. Сделайте своему малышу бесценный подарок, который останется с ним на всю жизнь.
Как правильно организовать чтение?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Можно сказать, что чтение — это некое таинство, которые требует создания соответствующих условий
Здесь важно всё: место, время, настроение ребёнка и взрослого, выбор книги
Место и время
Выбор места: всем должно быть комфортно и уютно. Находим тихий домашний уголок с теплым приглушенным освещением, устраиваемся рядышком с малышом на мягком удобном диване почти касаясь друг друга (так образуется атмосфера общности интересов и желаний).
Дети чаще всего любят устраивать такие книжкины посиделки по вечерам, когда мама или папа уже никуда не спешат, и есть еще время перед сном.
Если ребёнок капризничает
А если маленький капризка не настроен на знакомство с персонажами произведений и никак не может успокоиться перед сном, есть два пути. Можно отложить чтение, сказав, что его книжные друзья очень расстроены поведением малыша и не соглашаются рассказывать свои истории, или предупредить непоседу о том, что читать будете для куклы Насти. И для такого случая лучше выбрать любимые сказки или стихотворные произведения. Певучесть слога этих жанров сыграет роль гасителя» негативных эмоций.
Как выбрать что читать?
Выбор книги — по желанию ребёнка. Обязательно нужно давать ребёнку самому выбирать книги, даже если его выбор кажется вам не очень интересным и полезным.
Декламирование текста взрослым должно быть эмоционально выразительным, чтобы юному читателю было легче понять поступки персонажа, его настроение. Только тогда рождается чувство сопереживания, сострадания, и малыш включается в проживание событий».
На что обращать внимание родителям при выборе литературы под этот возраст?
Prostock-studio/Shutterstock.com
После трёх лет малыш уже не рассматривает книгу только в игровом контексте. Он настоящий слушатель, пытающийся активно обсуждать услышанное, уточнять непонятное, сопоставлять текст с иллюстрациями. Это диктует расширение жанров. Можно пробовать вводить знакомство с детскими притчами, баснями, рассказами о природе
Но делать это надо осторожно, изучая реакцию ребёнка, его возможность к восприятию, чтобы не спугнуть его первой любви к чтению
Это не говорит о том, что надо навсегда распрощаться с игровыми вариантами книг. У маленького читателя еще наглядно-действенное восприятие, требующее ярких иллюстраций, действий с персонажами.
И в этом плане стоит обратить особое внимание на виммельбухи, которые детям очень нравятся из-за обилия картинок и минимального количества текста. Рассматривая изображения, малыши знакомятся с устройством окружающего мира
И даже если этот мир населён забавными зверушками, ребёнок легко «переводит» его в мир «человеческий».
Знакомство с виммельбухами — отличный вариант для пополнения словаря и первых попыток составления рассказов по картинкам.
Занятия на развитие интеллектуальных способностей
Интеллект — это способность осознавать новое, обучаться и запоминать информацию на основе опыта, использовать знания на практике для решения проблем
Интеллектуальные способности (IQ) — это слух, внимание, память, речь, мышление. Все это нужно развивать вместе
«Что изменилось?». Разложите перед ребенком 5 предметов / игрушек. Попросите его посмотреть на них, а потом закрыть глаза. Измените что-нибудь, например, поменяйте 2 игрушки местами, а на 3 и 4 поменяйте одежду. Попросите ребенка открыть глаза и сказать, что изменилось.
Можно распечатать картинки «Найди отличия» и показать их ребенку. Например, такие:
На первой картинке 7 отличий, на второй — 5
«Найди клад». Спрячьте в комнате игрушку, подарок или лакомство для ребенка и предложите ему найти «клад» по вашим координатам. Направляйте ребенка словами «прямо», «назад», «вправо», «влево».
«Отдели животных». Разложите перед ребенком карточки с изображением животных и любые другие. Предложите отделить животных. Затем среди них выделить домашних и диких. Из домашних предложите найти животных с рогами и без них. Или можно классифицировать по другим признакам: плавает – летает, прыгает – ползает, ест траву или нет и т.д.
В пособии А. Белошистой «Первые шаги к интеллекту 3-4 года. Развивающие задания для детей» можно найти много игр для всестороннего развития интеллекта.
Читатайте так же: 11 факторов для развития интеллекта у детей
Вывод
В 3–4 года закладывается база личности. Идет активное физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие. Ребенок все впитывает, как губка, и этим нужно пользоваться.
Однако в то же время 3–4 года — это сложный период, потому что на него приходится кризис «Я сам». Дети могут проявлять негативизм, упрямство, эмоциональную нестабильность. Задача родителей — не только собрать комплекс упражнений, но и разобраться в особенностях возраста, чтобы лучше понимать своего ребенка.
И не забывайте о ценности общения и игр ребенка со сверстниками, ведь в группе развитие происходит еще быстрее. Возможно, вам не всегда хватает времени для того, чтобы организовать игры с ребенком. Тогда вы можете записать его на занятия в «Бэби-клуб». У нас работают профессионалы, и вы можете быть на 100% уверенными в том, что малыш развивается по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей.