Уточняем процедуру
Когда определены критерии и показатели диагностики (что диагностируем), встает вопрос технологии: как диагностировать.
Описываем процедуру проведения мониторинга:
· кто осуществляет мониторинг,
· в какие сроки,
· каким образом.
Основной исполнитель — воспитатели подготовительной к школе группы. Именно они осуществляют наблюдение за проявлениями любознательности и активности детей.
Длительность такого наблюдения не менее 3 недель.
Чтобы информация не забылась, целесообразно часть ее фиксировать в блокноте с помощью коротких записей, указывая:
1) дату,
2) ситуацию (условия), в которой проявилось/не проявилось изучаемое качество.
Мониторинг — трудоемкое занятие, он требует много времени, поэтому обязательно в проведении мониторинга принимают участие все педагоги, которые осуществляют образовательный процесс и взаимодействуют с детьми группы:
· музыкальный руководитель,
· старший воспитатель,
Они применяют преимущественно дополнительные методы изучения ситуации:
Заказать работу
· диагностические задания,
· анализ продуктов детской деятельности,
· тесты,
· индивидуальные беседы с детьми и пр.
Также можно привлечь к изучению ситуации родителей детей группы, используя:
· анкетирование,
· опросники.
Важно четко распределить обязанности, назначив для этого ответственного для координирования совместных действий
Этапы мониторинга
Мониторинг осуществляется в несколько этапов:
1. Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ полученной информации, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
5. Принятие решения об изменении деятельности.
В данной статье остановимся на первом из этих этапов. Его сущность заключается в определении инструментария и технологии осуществления мониторинга в соответствии с поставленной целью и состоит из ряда последовательных шагов:
· определение предмета мониторинга;
· установление стандарта (эталона, норматива);
· операционализация мониторинга (определение критериев и показателей проявления характеристик объекта мониторинга;
· выбор или разработка комплекса диагностических методик для изучения характеристик объекта мониторинга;
· разработка организационных оснований мониторинга: кто, когда, с какой периодичностью, где осуществляет мониторинг, как должен фиксировать полученную информацию.
Только после разработки первого этапа, мониторинг осуществляется практически. Рассмотрим подробно каждый шаг этого этапа.
Устанавливаем периодичность
В ФГО ООП ДО в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».
Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Это не так.
Например, в нашем варианте целесообразно проводить измерения только в конце года (апрель-май), когда основное содержание программы детьми освоено. Периодичность — 1 раз в год. Такая частота процедуры мониторинга развития у детей интегративного качества «любознательность, активность» обусловлена несколькими причинами:
1. Указанное качество как результат освоения программы имеет слабую динамику, поскольку обусловлено не только социальными условиями, но и природными (наследственностью).
Когда технология мониторинга будет разработана полностью, можно переходить к практическому этапу.
Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики
Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответствующей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагностики можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.
Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сентябрьской диагностики.
Из таблицы видно, что по горизонтали можно проследить за индивидуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проанализировать общегрупповые результаты диагностики.
Результаты диагностики должны быть точными, объективными и конкретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с психологом и иными специалистами определяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями.
Бланк индивидуального образовательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:
- Фамилия, имя ребенка.
- Возраст ребенка.
- Дата.
- Основные достижения за предыдущий период.
- Задачи развития
- Стратегии (в группе, дома).
- Подпись родителя.
Заполнение бланка требует слаженной работы педагогического коллектива, медицинского персонала. Первично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обращается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.
На итоговом педагогическом совете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:
— В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?
— В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?
— Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
— Все ли дети показали динамику развития?
Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальнейшем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».
В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержание «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые существенно дополнят знания педагогов-практиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблюдения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.
Выбираем методы
После выработки критериев мониторинга следующим шагом является определение методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
К формализованным методам относятся:
· тестирование,
· анкетирование,
· опросники,
· методы проективной техники,
· психофизиологические методы.
Эти методы позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты между собой.
К малоформализованным методикам относятся:
· наблюдение,
· беседа,
· анализ продуктов деятельности,
· диагностические (игровые, проблемные) ситуации,
· экспертные оценки.
Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, когда предметом изучения выступают такие явления, которые:
· мало поддаются объективизации, например:
¨ ценностные ориентации,
¨ отношение ребенка к различным явлениям;
· являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию, например:
¨ динамика целей,
¨ состояний,
¨ настроений и т. д.
Ведущим методом сбора информации для оценки результативности реализации образовательной программы является включенное наблюдение, предполагающее, в том числе и беседы воспитателя с детьми. Этот вид наблюдения называется так потому, что основной исполнитель мониторинга – педагог (он же — наблюдатель) – включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Наблюдение позволяет получить общее представление о проявлении изучаемых интегративных качеств.
Для уточнения полученных данных используются другие методы:
· анализ продуктов детской деятельности,
· диагностические ситуации,
· простые тесты,
· анкетирование
· реже, проективные методы.
Определяем основные положения мониторинга
1. Определяем:
Предмет мониторинга — результаты освоения детьми дошкольного возраста основной общеразвивающей программы.
Цель мониторинга — оценка сформированности у детей интегративного качества «любознательный, активный».
Вид мониторинга:
· промежуточный (для младшей, средней, старшей группы);
· итоговый (только для выпускной группы).
Сопоставительную норму определяют не только нормативные документы, в ее формулировании могут принять участие все, кто заинтересован конечным результатом образования дошкольника: родители, сами педагоги ДОУ, представители общества (например, учителя начальной школы)
Сопоставительная норма для оценки достижений детей разных возрастных групп должна иметь общие основания (оценочные критерии), которые содержательно меняются с ростом возможностей ребенка Примеры такой сопоставительной нормы приведены в таблице далее.
3. Определяем оценочные критерии.
Под критерием (от греч. kritērion — средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса.
В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерий должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить 1 раз в несколько лет
Для определения критериев необходимо хорошо знать предмет исследования, т. е. в чем сущность таких характеристик как любознательность, активность.
Классификация видов мониторинга
Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:
- по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
- по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
- по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
- по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
- по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
- по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
- по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
- по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.
На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:
- ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
- интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
- итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
- самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).
Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.
Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка
Как провести анализ педагогической деятельности воспитателя
Деятельность педагога оценивается с разных сторон, что находит отражение в девяти формах анализа педагогической работы. Всесторонний, то есть комплексный, который практикуется чаще всего, включает параметры анализа всех других форм.
Таблица: содержание комплексного анализа
Форма анализа | Суть |
Краткий или оценочный | Оценка деятельности педагога на отдельном занятии в отношении методов и приёмов реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей. |
Структурный или поэтапный | Определение и оценка целесообразности отдельных приёмов в развитии способностей малышей в разных образовательных областях. |
Системный | Рассмотрение урока с позиции единой системы, цель которой реализовать основную дидактическую задачу и в то же время решить ряд развивающих задач, тем самым помогая детям усваивать способы обучения. |
Полный | Оценка эффективности решения задач занятия по следующим характеристикам:
|
Структурно-временной | Оценка эффективности временных затрат на каждый из этапов урока. |
Комбинированный | Параллельная оценка обучающей цели и составляющих частей структуры. |
Психологический | Изучение соответствия психологических требований выбранным методам и приёмам работы. |
Дидактический | Оценка выбранных педагогом методов и приёмов для обработки учебного материала и презентации его детям, а также анализ уровня осуществления педагогического руководства интеллектуальной деятельностью дошкольников. |
Ознакомиться с примером составления комплексной аналитической справки можно здесь.
Анализ педдеятельности воспитателя помогает составить впечатление об уровне методической грамотности педагога
Мониторинг учебно-воспитательной деятельности имеет ключевое значение для выстраивания действенной системы подготовки дошкольников к следующей ступеньке образования. Для эффективной организации этого вида педагогической деятельности воспитателю и специалистам узкого профиля необходимо знать алгоритмы проведения анализа и составления аналитических справок для мониторинга по разным направлениям образовательной деятельности. А умение грамотно формулировать выводы по результатам мониторинга, в свою очередь, повышает показатели уровня мастерства педагога.
Как проводить мониторинг в ДОУ
Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.
Таблица: этапы организации мониторинга
Этап | Суть |
Организационно-подготовительный | Создание педагогами плана анализа для определения показателей овладения знаниями, умениями и навыками в рамках освоения программы. |
Диагностический | Осуществление сбора информации разными методами. |
Аналитический | Определение интегративных качеств, а также целей и задач индивидуальной работы с ребёнком. |
Коррекционный | Осуществление коррекции при выявлении отклонений в освоении программы, прослеживание динамики развития каждого малыша. |
Результативный | Выявление действенности выводов мониторинга и улучшение эффективности процедуры проведения анализа. |
Формулируем показатели
Итак, анализ сущности терминов «любознательность» и «активность» позволяет определить в качестве критериев их оценки следующие:
· проявление ребенком интереса к миру, природе, себе;
· активное участие ребенка в образовательном процессе.
Определяем для каждого критерия показатели (индикаторы).
Показатель (от позднелат. indicator – указатель) — это некоторая величина или качество переменной (критерия), которое проявляется у конкретного объекта. Это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта. Внешне это хорошо различимый признак измеряемого критерия. Формулировать его необходимо так, чтобы он имел достаточно однозначное толкование.
Для критерия «проявление ребенком интереса к миру, природе, себе» возможны следующие показатели:
· задает вопросы познавательной направленности;
· с удовольствием исследует, экспериментирует;
Заказать работу
· умеет использовать разные источники информации;
· замечает новое в окружающем (предметы, людей, события).
Для критерия «активно участвует в образовательном процессе» возможны следующие показатели:
· умеет выбрать и начать деятельность без указаний взрослого;
· активен в общении со сверстниками и взрослыми, часто сам инициирует общение.
Мониторинг: что это и для чего?
В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются
По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что
Педагогический мониторинг (от английского «monitor», что обозначает действие, призванное осуществлять задачу наблюдения, контроля и прогнозирования) – способ организации, сбора, анализа и презентации информации о работе педагогов в деле реализации учебной программы, призванный обеспечить наблюдение за состоянием учебно-воспитательного процесса, а также обеспечить основу для прогнозирования работы педагогической системы.
Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога
Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что говоря об исследовании стадии (!) освоения знаний, умений и навыков в работе над программой, мы имеем дело с диагностикой, а имея в виду систематический (!) сбор и обработку информации, речь ведём о мониторинге. Первая — это изучение статики, второй — исследование динамики. При этом для проведения мониторинга необходимы специальные процедуры, которые в учреждениях образования носят название «диагностические карты».
Цели и задачи организации мониторинга
Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:
- оценке результатов освоения программы всей группой, то есть выявление средних показателей, которые в методической литературе называются «интегративные качества» и предназначены для определения готовности малышей к школьному этапу образования (качества, определяющие эту готовность, формируются постепенно, например, развитие навыка регулировать своё поведение начинается с первой младшей группы и только к подготовительной достигает уровня, допустимого для перехода на следующую ступень обучения);
- оценке интегративных качеств каждого ребёнка по всем образовательным областям;
- определении качества учебно-воспитательного процесса (качественный уровень организации работы с воспитанниками, показатели эффективности координации самостоятельной деятельности малышей);
- осуществлении выбора оптимального психолого-педагогического сопровождения процесса образования (то есть стратегии сотрудничества педагогов, психолога, медработников и семьи);
- создании основы для выработки управленческих решений относительно уровня развития малышей, а также организации соответствующей материально-технической базы.
Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них
Задачами мониторинга по ФГОС является:
- выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
- составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
- обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
- обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
- мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).
Объекты и субъекты педмониторинга
Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:
- воспитатели;
- узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
- семьи воспитанников.
Кто проводит мониторинг
Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:
- завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
- воспитатели всех групп;
- психолог;
- логопед.
Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством