Нарушение темпа речи: обзор проблемы

Нарушение темпа и ритма речи: виды, симптомы, рекомендации для учителей и педагогов - логопедические проблемы  - преподавание - образование, воспитание и обучение - сообщество взаимопомощи учителей педсовет.su

Слайд 8Сочетание характера музыки с движениями 1. Дети ходят под музыку или удары

барабана в любом направлении, меняя темп движений в зависимости от быстроты музыки.
2. Дети, построившись в ряд, на темп марша подражают маршировке бойцов.
3. Дети строятся в несколько кружков. По сигналу, данному на барабане или рояле, дети разбегаются по комнате. По следующему сигналу дети снова строятся в кружки в том же составе.
Сочетание темпа музыки с темпом движений
1. Дети, встав парами друг за другом и держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом на быстрый темп, бегут.
2. Дети стоят в шеренге, и каждому дается обруч (мяч). На медленный темп дети, держа обруч над головой, медленно опускают его и поднимают. На быстрый темп музыки – бегут.
3. Дети идут колонной по кругу. Первый останавливается в одном углу, второй — в следующем, третий — в четвертом, пятый — в первом, шестой — во втором и т.д. Таким образом, дети окажутся в конце маршировки стоящими в четырех углах колоны, лицом к центру. После этого первый, идя по кругу, соберет всех детей в колонну, присоединяя по очереди по одному из каждого угла.

Формирование умения сочетать музыку с движениями

Диагностические мероприятия

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.

Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание

Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение

По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Слайд 6Ген FOX P2Forkhead box protein P2 — белок человека, кодируемый геном FOXP2 на 7-й хромосоме и

представляющий собой фактор транскрипции — регулятор активности множества других генов. FOXP2 принадлежит к большому FOX-семейству транскрипционных факторов. Данные исследований позволяют предположить роль FOXP2 в регулировке развития мозга, лёгких, кишечника. Также ген FOXP2 связывают с развитием языковых навыковНедавно проведенный анализ ДНК неандертальца, который, согласно эволюционной временной шкале, эволюционировал около 400 тысяч лет назад, продемонстрировал, что у них был в точности такой же белок гена FOXP2 (выделенный из последовательности ДНК), как и у современных людей.

Современные представления о сущности и природе заикания

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений, которое характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции в связи с возникновением судорог в артикуляционном аппарате заикающегося.

Заикание широко распространено среди детей и взрослых, отличается многообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

На протяжении многовековой истории изучения и устранения заикания специалисты высказывают самые различные точки зрения по вопросу сущности этого нарушения речи, его этиопатогенетическои основы, методов и приемов коррекции.

Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В обзорах литературы, посвященных истории развития учения о заикании , отмечается, что в эпоху средневековья этой проблемой практически не занимались. Начиная с ХГХ столетия, интерес к проблеме значительно возрос, началась научная разработка этого вопроса.

С конца ХГХ века все определеннее становится мнение, что заикание -сложное психофизиологическое расстройство, в основе которого, по мнению И.А.Сикорского (1889), лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер. Он рассматривал заикание как особую форму невроза: результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущий к нарушению согласованности речевых движений и судорогам речевых мышц.

Другие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков . Г.Д.Неткачев рассматривал заикание как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными состояниями.

До настоящего времени механизм заикания исследователи оценивают с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, лингвистических. Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить преимущественно следующие точки зрения: заикание — это речевая патология разного генезиса, и, как правило, выделяются две ос новные группы — это невроз или неврозоподобное состояние.

В рассмотрении механизмов заикания существуют различные подходы. Механизмы заикания рассматриваются с точки зрения спастически-координационной, анатомо-физиологической, психологической и психолингвистической теорий.

Представители первой теории представляют заикание как спастически-координационный невроз, при котором нарушается координация движений, связанных с процессом речеобразования.

По мнению А.Куссмауля, A.Gutzman, заикание является неврозом координации, который обусловлен слабостью центрального двигательного речевого аппарата, что вызывает непроизвольные движения, судороги речевой мускулатуры и сопутствующие движения.

Исследования электровозбудимости мышц артикуляционного аппарата, диафрагмы и глотки констатируют дискоординацию в работе этих органов

при заикании . На основании этих исследований выявляется поражение всей двигательной системы речи, которое может быть объяснено наличием дискоординации в корковой и подкорковой регуляции этой деятельности.

С патофизиологических позиций заикание понимается как невроз, протекающий на фоне общего невроза в понимании И.П.Павлова и его последователей .

По И.П.Павлову, невроз есть нарушение взаимодействия между основными нервными процессами, возникший в результате перенапряжения мозговой деятельности. В норме возбуждение и торможение уравновешены, но сверхсильным раздражителем может быть вызвано перенапряжение нервных процессов. Происходит, так называемая, «сшибка», следствием которой является срыв нервной деятельности. В результате срыва в коре головного мозга образуются застойные очаги возбуждения или торможения — «больные пункты». Появление «больных пунктов» может изменить характер тех или иных функций, связанных по своей локализации, с теми участками коры, где образуется патологический очаг. В новой патологической обстановке условные рефлексы приобретают извращенный характер, что отражается на качестве функции.

Когда можно использовать быстрый темп речи?

Слегка ускоренный темп речи используется оратором или выступающим в агитационных речах, в побудительные моменты выступлений, для того, чтобы оживить публику. Хотя есть еще другие варианты.

Вспомните речь комментатора на футбольном матче. В момент головой ситуации он начинает говорить все быстрее и быстрее. И тогда кажется, что наши игроки вот-вот могут забить гол. Оказывается, что увеличивая скорость речи мы нагнетаем атмосферу.

Хорошо ускорять речь, когда вы пытаетесь «пробить оборону» слушателей или показать динамику происходящего. Для таких ускорений подходят критические эпизоды в рассказах о боксе, футболе, ралли, ближнем бою, передачи любовной страсти.

Но следует знать, что после описания динамического эпизода, следует уменьшить темп речи до среднего.

Горловое пение – тренируйте темп оригинально

Интонация голоса, темп речи и ее тембр отлично тренируются с помощью горлового пения. Чтобы понять что это, послушайте народные монгольские песни или включите любую рок-композицию в жанре «hardcore» или «deathmetal». Если во время упражнения у вас начинает болеть горло, вы все делаете правильно. Темп речи и голоса после горлового пения понижается на 10-20 минут и возвращается в исходное состояние, когда связки восстановятся от временной нагрузки. Если практиковать подобные тренировки ежедневно по 10-15 минут, уже через неделю можно заметить существенные улучшения. Горловое пение помогает контролировать интонацию, темп речи и снижает тембр голоса на 0,5-1 октаву.

Тренируйтесь регулярно, не пропускайте ни одно из трех упражнений и уже через месяц окружающие будут заверять об изменениях в вашем голосе. Главное – это упорство, терпение и методичность.

Скороговорки – хлеб с водой для каждого диктора

Скороговорки по праву считаются самым древним и эффективным способом повлиять на свой темп и ритм речи. Это упражнение использовали античные софисты и демагоги, которые в погоне за способностью убеждать следили за своим голосом, улучшали его силу и тембр. Скороговорки используются в любом театральном университете, на факультетах журналистики и ораторского искусства. Регулярные повторения позволяют натренировать разборчивый быстрый темп речи.

Подойдут любые скороговорки, которые выговариваются с заминками. Не используйте стишки, которые «не ломают» язык. Чтобы определить, достаточно ли сложной является скороговорка, прочитайте ее несколько раз медленно, затем максимально быстро. Если ни разу не запнулись – переходите к следующей, потому что пользы от повторения простой скороговорки вы не получите, интенсивность речи останется на прежнем уровне. Не используйте стишки, имеющие меньше 5 строк. Оптимальное количество для новичка 7-10 строк по 5-10 слов.

Выпишите 5-10 стишков. Тренируйтесь осознанно не менее 20 минут в день, отложив остальные дела, проговаривая слова вслух. Используйте быстрый темп речи, постепенно повышая скорость произношения. Если у вас выдалась свободная минута (к примеру, в пробке), не будет лишним повторить упражнение.

Слайд 5«Накачай шину» Цель: развитие ротового выдоха. Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают”

перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
«Жук жужжит»
Цель: развитие ротового выдоха.
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
«Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, координации движений, сообразительности.
По команде логопеда “великаны” игроки должны выпрямиться, подняться на носки, как можно выше, по команде “карлики” — все должны присесть, как можно ниже.
Варианты заданий для “великанов”:
а) на носки, руки вверх;
б) подпрыгнуть, как можно выше;
в) руки за голову, на пятки.
Варианты заданий для “карликов”:
а) присесть, руки на пол;
б) сесть на пол, руки за спину;
в) упор присев.

Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?

В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.

Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.

Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.

Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, логопед.

Слайд 3В преодолении нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей с дизартрией особое

место занимает логоритмика. Поскольку все логоритмические занятия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка, то их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы.
1. Развитие предпосылок для совершенствования темпо-ритмической организации речи на неречевом материале:
— развития слухового внимания и восприятия;
— развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти;
— развитие речевого дыхания;
— развитие координации движений;
— нормализация эмоционального состояния.
2. Развитие восприятия и воспроизведения темпо- ритмических структур (с опорой и без опоры на зрительный анализатор).
3. Формирование умения сочетать музыку с движениями:
— сочетание характера музыки с движениями;
— сочетание темпа музыки с темпом движений;
— сочетание ритма музыки с ритмом движений;
— упражнения на координацию речи с движениями.
3. Формирование темпо-ритмической организации высказывания.
— развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне слова;
— развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне фразы;
— развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне текста в условиях диалогического и монологического высказывания.

Направления работы при формировании темпо-ритмической стороны речи

Принципы комплексного обследования лице заиканием

Основной направленностью нашего исследования являлось совершенствование методов коррекции речи у взрослых заикающихся с целью повышения их эффективности. Это и определило необходимость предваряющих исследований, сводящихся к изучению этиологических и феноменологических факторов, клинических данных, комплексному медико-психолого-педагогическому исследованию заикающихся, использованию данных акустического анализа темпоритмических характеристик речи названной категории лиц.

Современная логопедия располагает достаточным арсеналом методов, позволяющих всесторонне и углубленно изучать различные аспекты просодики речи в норме и патологии, личностные и психологические особенности лиц, страдающих заиканием, однако не все методы равнозначны и достаточно информативны. В этой связи перед нами стояла задача отобрать наиболее адекватные и современные методы, объективно отражающие индивидуальные особенности заикающихся, позволяющие дифференцированно выбрать метод коррекционного воздействия, в динамике оценить эффективность восстановительной терапии.

Как показал обзор, одним из объективных показателей выраженности заикания у пациента, являются темпоритмические характеристики его речи, поэтому целью исследования является разработка дифференцированного подхода в реализации комплексной методики логопедической работы с учетом индивидуальных особенностей темпоритмических характеристик речи заикающихся.

Для достижения цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи: 1) Провести комплексное логопедическое обследование заикающихся подростков и взрослых. 2) Выявить и сравнить особенности темпоритмических параметров речи у заикающихся и лиц без речевой патологии.

В связи с задачами исследования было проведено экспериментальное изучение.

Исследование проводилось в 1998 — 2001 гг. на базе отдела физиологии и патологии голоса и речи, клиники патофизиологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи.

Для изучения просодических характеристик, особенностей личности было проведено обследование заикающихся и лиц без речевой патологии.

Всего было обследовано 283 человека. Из них подавляющее большинство составляли мужчины — 197 (69,7%), лиц женского пола — 86 (30,3%). Возраст обследованных колебался от 16 до 50 лет (см. рис.2.1).

Как видно из рис.2.1 в исследованной группе по возрасту преобладали

заикаюпщеся от 16 до 30 лет, число мужчин превосходило количество женщин в 3 раза, что соответствует литературным данным.

Исследование проводилось на основе констатирующего и формирующего экспериментов.

Индивидуальное изучение заикающихся экспериментальной и контрольных групп осуществляли по следующим направлениям: — Изучение особенностей состояния различных форм речи. — Выявление особенностей темпоритмической организации речи. — Выявление личностных особенностей. — Определение психофизиологических параметров.

Оценка речи и психосоматического состояния обследуемых осуществлялось с помощью инструментальных и клинических методов.

Обследование больных осуществляли при поступлении, выписке, неоднократно во время пребывания в стационаре, в результате чего создавалась стройная картина динамического наблюдения за состоянием пациентов.

Для экспертизы использовали общеклинические, клинико-инструментальные и специфические методы (см. таблицу 2.1).

Слайд 36МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОРТЕКСИНА Стимуляция роста нейронов

и дифференцировки нейронов

Нейрорепарация

Влияние на каскадную регуляцию апоптозаАнтиоксидантная активностьВосстанавление содержания АТФ

Восстановление баланса нейро- медиаторовВосстановление межнейрональных взаимодействий

Нейропротекция

Нейропластичность

Кортексин – уникальный низкодозированный нейропептид, содержащий в своем составе 90% олиго- и коротких пептидов

Правдухина Г.П. Влияние кортексина на структурно-функциональное состояние межнейронных синапсов развивающейся коры большого мозга белых крыс после внутриутробной острой ишемии, 2008.

Карантыш Г.В. Онтогенетические особенности поведенческих реакций и функциональных изменений в мозге крыс в моделях ишемии/гипоксии, 2014

Ганстрем О.К. и соавт. Последние новости о Кортексине (нейропротекция на молекулярном уровне) // Terra Medica Nova. — №5. — 2008. — С. 40-44.

Причины брадилалии

Нередко специалисты связывают брадилалию с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка больного. Однако, стоит отметить, что данный дефект может появиться у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с подобной речевой особенностью. Суть дефекта заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.

Выделяют следующие причины возникновения брадилалии:

  • генетическая предрасположенность;
  • интоксикация плода в период беременности или в младенческом возрасте;
  • конфликт резус-фактора; — опухоль головного мозга;
  • синдром Паркинсона;
  • нарушения функционирования мозжечка;
  • родовая или черепно-мозговая травма

При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь: отсутствие интонаций и обертонов, присущих ей в норме.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи

Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.

При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:

Установление причины и характера речевого нарушения.
Определение темпа речи ребенка и его родителей.
Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
Определение имеющихся недостатков артикуляции.
Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.. Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем

Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.

Слайд 11 Развитый мозг не только дает команду на движение, он вначале моделирует

будущее действие, опережая его, видя его как будто заранее. Как это описывал П.К. Анохин еще в 1955 году, в мозге с помощью афферентных систем строится афферентная модель будущего движения со всеми его временными и пространственными параметрами. Он «предвосхищает» афферентные свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром. При рассогласовании параметров идеального, афферентного образа движения и реального результата центр вносит соответствующую поправку в эфферентную систему.
Развитый мозг моделирует не только то, что видит непосредственно, он может помнить то, что моделировал когда-то, о чем, в частности, свидетельствует феномен фантомных ощущений при потере конечностей. Практически все люди, потерявшие конечности, испытывают фантомные ощущения, у 80% из них эти ощущения носят характер болей. Компьютерная томография показала, что мозг продолжает хранить образ ампутированного органа, вследствие чего потерянная рука и нога ощущается человеком как живая.Похожий феномен: живое ощущение от воображаемого предмета. Вспомните желтый и кислый лимон, а точнее как вы кладете дольку кислого лимона себе на язык. Слюна пошла? Отлично! Значит, у вас тоже есть нейроны, который возбуждаются только на представление о тех или иных событиях.

Медленная речь. В чем ее сила?

Медленная речь также имеет свои преимущества.

Если вы хотите придать значимость своим словам, если хотите внушить, или убедить человека в чем-то, тогда обязательно говорите медленно. Это закон!

Дело в том, что медленная речь звучит более внушительно

Например, товарищ Сталин говорил медленно и важно, делал большие паузы между словами

Поэтому возьмите за правило в каждый момент речи, когда вы говорите что-то особенно важное, замедлить речь, говорить четко и веско, будто бы «процеживая» слова сквозь зубы. Только так вам поверят больше и сильнее!. Только так вам поверят больше и сильнее!

Только так вам поверят больше и сильнее!

Вывод: речь – это река, она то замедляется, то ускоряется, но всегда умеренна, чтобы по ней можно было плыть речным судам.

Учитесь говорить доступно, но всегда динамично, весомо и убедительно.

Научиться говорить красиво, убедительно и в правильном темпе, вы сможете посетив наш курс «Ораторское искусство»

Результаты логопедического исследования

Исследование анамнестических сведений

Анализ анамнестических данных позволил установить наличие у них некоторых отклонений в перинатальный, натальный и постнатальный периоды развития. У 57% обследованных точных сведений о раннем развитии нет. Данные неврологического обследования у 75% испытуемых указывали на диффузную органическую церебральную недостаточность. Как правило, неврологическая симптоматика у заикающихся была «рассеянной».

Анализ медицинской документации позволил установить некоторые особенности в нервно-психическом развитии. Установлено, что 39% исследуемых испытывали трудности в обучении, неустойчивость внимания, недостаточность памяти, повышенную утомляемость. Имеющиеся данные речевого анамнеза свидетельствуют в 12% случаев о более позднем появлении слов и фразовой речи по сравнению с нормой, нередко (19%) наблюдалось раннее развитие речи: фразовая речь с употреблением сложных речевых конструкций сформировалась к 1,5 годам, что полностью подтверждает наблюдения И.А.Сикорского (1889). 106 У 75% обследованных в дошкольном возрасте наблюдалась дислалия и дизартрия, 70% из них посещали логопеда по поводу коррекции звукопроиз ношения и заикания. Исследование общей и мелкой моторики, орального праксиса У абсолютного большинства заикающихся нарушен темп и ритм как общих, так и речевых движений.

У всех испытуемых отмечалось нарушение общей моторики в виде двигательного беспокойства (83%), двигательной заторможенности, напряженности, повышенной скованности (17%), а также сопутствующих движений в процессе речи: обследуемые переступали с ноги на ногу, передвигали плечами, притоптывали. Кроме того, у 32% обследуемых наблюдались: похлопывания рукой по бедру (7%), чрезмерное жестикулирование (4%), наклоны корпуса вперед (6%), кивки головой (9%), приподнимание на носки во время речи (1%).

У обследованных были выявлены ошибки при выполнении проб на зрительно-пространственный праксис: отмечался замедленный темп, скорость движения одной руки (чаще левой) отставала от другой

Исследуемые включали зрительный контроль, сосредотачивали внимание на пальцах руки. Повторное выполнение движений улучшало результаты (в 60% случаев): синхронные движения пальцев на обеих руках вырабатывались с остановкой движения каким-либо пальцем, его повторным включением в движение

При этом повышался мышечный тонус в кисти и пальцах рук, нарастание мышечного тонуса в пальцах рук в ряде случаев распространялось на мышцы предплечья, плеч, шеи. Попытки выполнения задания в более быстром темпе приводили к дискоординации движений.

Поочередное выполнение заданий правой, затем левой рукой удавалось лучше, нежели обеими руками одновременно.

Исследование кинетической основы артикуляторных движений

При обследовании орального праксиса у 17% обследованных выявлена скованность мышц артикуляционного аппарата, нарушения переключения с одного движения на другое, персеверации, отмечается неточное, не в полном объеме, неплавное, некоординированное выполнение движений, трудность удержания заданной артикуляционной позы. Во многих случаях синкинезии при выполнении движений. У 10,2% отмечались нарушения при выполнении проб на динамический праксис.

Исследование моторной реализации во внешней речи

Исследование выявило следующий характер нарушений: у 12% обследованных отмечаются нарушения звукопроизношения. Из них у 8,7% наблюдается дизартрия, у 2,5% — дислалия (преимущественно ротацизм и различные виды сигматизма), в 0,8% случаев — ринолалия.

Исследование состояния различных форм речи

Результаты исследования обнаружили значительную дезорганизацию устной речи у обследованных.

У абсолютного большинства обследованных (87,2%) шепотная, сопряженная, отраженная и автоматизированная формы речи были сохранны. В 39,3% случаев наблюдались речевые затруднения, обусловленные произнесением определенных звуков и звукосочетаний (звукофобиями).

В диалогической речи были отмечены уклончивые односложные ответы, частые замены слов, проявления страха речи.

Результаты исследования языкового оформления высказывания, особенностей выбора слов показали, что речь 77% заикающихся, по сравнению с лицами контрольной группы, характеризовалась невысоким уровнем развития словарного запаса. Это в первую очередь происходило за счет того, что заикающиеся использовали наиболее частотные в своем диалекте слова, употребляли большое количество шаблонных слов и фраз.

ГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ — Стр 3

Литература

1. Беккер К. П., Сова к М. Логопедия. М., 1981. —С. 195—198.

2. 3 е е м, а н М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи ‘ в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266 271. |

3. Кочерги на В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание//Расстройства ре- | чи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 214 226. !

4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. — С. 8—26. А

5. Т я п у г и н Н. П. Заикание. — М., 1966. — С. 68.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Слайд 7«Хлопки» Цель: развитие восприятия и воспроизведения ритма. Музыкальное сопровождение: «Галоп» И.

Дунаевский  
Дети встают в круг, выбирают водящего. Когда он хлопает в ладоши, стоящие слева от него по очереди хлопают по одному разу.  
Таким образом, хлопки передаются по кругу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и задать новый ритм хлопков, изменяя его акцент и количество самих хлопков.
«Ежик и барабан»
Цель: развитие восприятия и воспроизведения ритма.
Музыкальный руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем) в различном темпе по заданию. В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик, Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик, Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами, Бум — бум — бум!
Ежик в сад попал случайно, Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум!
И удары раздавались, Бум — бум — бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Бум — бум — бум!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: