Стадии речевого развития
Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.
- От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
- От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
- От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
- От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Б». Пример цепочки звуков: Б, В, С, П, Б, Ш, Д, Б, Л, М…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Б». Пример цепочки звуков: ТО, БА, ТУ, МУ, БУ, ПА, БА, СЫ, БО…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Б». Пример цепочки слов: работа, дом, арбуз, пушка, тапки, собака, брошка, рубашка…
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Б».
Автоматизация твёрдого звука «Б» в прямых слогах:
- бо — ба — бу
- ба — бо — бу
- бэ — бы — ба
- ба — бо — бы
- бу — бы — ба
- ба — бо — бу
Автоматизация твёрдого звука «Б» в обратных слогах:
- абма — обма — убма
- ыбма — обма — ыбма
- убма — эбма — обма
- обма — абма — ыбма
- эбма — обма — абма
- абма — умба — обма
Автоматизация твёрдого звука «Б» в интервокальной позиции:
- аба — обы — эбу
- эбэ — обо — убу
- обо — убу — ыбы
- аба — обо — ыбы
- обо — аба — ыбы
- ыбы — эбэ — аба
Автоматизация твёрдого звука «Б» в слогах со стечением согласных:
- бру — бру — бру
- бро — бро — бро
- бра — бра — бра
- брэ — брэ — брэ
- брэ — бра — бро
- бру — бро — бра
Автоматизация твёрдого звука «Б» в словах:
Будильник, бумага, борт, босой, баня, базар, бобы, борода, балет, болото, букет, богач, бык, бачок, бал, болт, бусинка, бочка.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в словосочетаниях:
Борт корабля, у забора бобы, сдобная булка, большой букет, башню разобрали, бордовый бант, рыбы в банке, собачья будка, забросить шайбу.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в чистоговорках:
- Ба–ба–ба, Ба–ба–ба — новая труба.
- Ба–бо–ба, Ба–бо–ба — у меня болит губа.
- Бу–бы–ба, Бу–бы–ба — из окна торчит труба.
- Бы–бу–бы, Бы–бу–бы — дали мне поесть бобы.
- Бу–бу–бу, Бу–бу–бу — Дядя, дайте мне трубу.
- Аб–аб–аб, Аб–аб–аб — тянет клешни краб.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в предложениях:
Балерина была на балу. Боря ел кабачки. На столе большая банка с бобами. Я буду работать булочником. На блюде бананы и арбуз. Ботинки быстро намокли. Под дубом стоит бочка.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в стихах:
Буква Б проснётся рано.Буква Б — бочонок с краном.Умывайся! Будь здоров,Богатырь, Борис Бобров!(В. Степанов)
Автоматизация твёрдого звука «Б» в рассказах:
«ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ»Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и ну лупить: бум! бум! бум!!!Подошёл барсук с баяном:— Можно с тобой вместе поиграть?— Конечно, можно! — обрадовался баран.Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли — все звери сбежались.— Нельзя ли потише? — просят звери.А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:— Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали ходить по лесам и со всех бублики да баранки требовать.— Если не принесете, — грозят, — как заиграем — вам же хуже будет.Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!— «Ну, — думают, — наедимся сейчас бубликов!»А у бегемота шкура толстая.— Бис, — бурчит, — браво! Бейте громче, ребята.Уж ребята били, били да оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(Г. Юдин)
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
- «Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Как развивать речь младенца до года
Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.
С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
Чаще гулять с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир
Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.
Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.
Ход занятия:
Оргмомент.
— Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
-Давайте всем пожелаем доброго утра.
I Вводная часть. Сюрпризный момент
— Слышите, кто-то плачет, посмотрите кто это? Белочка
— Она прыгала по веткам и потеряла свои белые бусы.
— Как вы думаете, мы можем помочь белочке? Ответы детей.
— Сегодня я предлагаю поехать на большой машине в зимний лес и найти белые бусы, которые потеряла белочка.
— Готовы к путешествию? Ответы детей.
— Занимайте места в нашей машине.
— Ребята, чтобы найти дорогу в лес, мы должны хорошо говорить и поэтому пока мы будем ехать до леса, мы разбудим наш язычок.
II Основная часть
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Воротики», «Трубочка — Улыбка», «Барабан»
-Сегодня я познакомлю вас с новым упражнением
(показ произношения звука б)
Б! – нам губы звук смыкает,
Б, — и голос пробегает.
Голос в горлышке дрожит,
Голос по губам бежит!
Б, — бренчит, Б, — бубнит, Б, — бормочет, Б, — бежит!
Дети вместе с воспитателем произносят звук Б
— Вот и приехали мы в лес.
— Посмотрите, под елочкой кубик лежит, да какой- то необычный. Может быть он поможет бусы для белочки найти?
Игра с кубиком
— Повернись, покружись, да ребятам покажись!
— Ребята, что это? Барабан.
— Как звучит барабан? Бам, бам, бам. (следить за правильным произношением).
— Аня, скажи как громко звучит барабан,
— Зарина, как тихо звучит барабан. ответы детей
— Повернись, покружись, да ребятам покажись!
— Что это? Машина.
— Как гудит машина? Би, би, би.
— Катя, скажи, как громко гудит машина,
— Лиза, как тихо гудит машина. ответы детей
— Повернись, покружись, да ребятам покажись!
— Что это? Водичка.
— Как булькает водичка? Буль, буль, буль.
— Девочки, скахите, как громко булькает водичка,
— Мальчики – тихо…
— Повернись, покружись, да ребятам покажись!
— Что это? Ведерко.
— Ведерко упало и покатилось? Бух, бух, бух.
— Никита и Катя, скажите, как громко покатилось ведерко?
— Даша и Кирилл, — тихо. ?
— Повернись, покружись, да ребятам покажись!
— Ребята, а это что? Бусы. БББусы
— Какого цвета бусы? Белые, БББелые
— Как вы думаете, эти бусы белочка потеряла? Ответы детей.
— Нужно белые бусы белочке отнести. Вставайте все за мной.
Физминутка.
Мы шагаем по сугробам
По заснеженным дорогам
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали,
Сейчас сядем отдохнем,
Потом к белочке пойдем.
— А вот и белочка за сидит. Посмотри, белочка, ребята твои бусы нашли.
Белочка: Спасибо вам, ребята, что бусы мои нашли. Я знаю стихотворение про бусы и хочу вас научить. (1 вариант для всех детей)
Белка по лесу гуляла,
Бусы белка потеряла,
А ребята в лес пошли,
Бусы белочке нашли.
(2 вариант для старшей подгруппы детей для заучивания в свободной деятельности)
Бабушка — белка бусы купила,
Белочке – внучке их подарила.
Бусы в лесу ребята нашли,
Белочке бусы домой принесли.
— Ребята, чтобы легче было запомнить стихотворение, давайте мы его нарисуем. (схематичное изображение предметов).
Заучивание стихотворения по мнемотаблице.
Сначала проговариваем вместе, затем группами, парами, по желанию индивидуально.
— Проходите за столы и давайте поможем белочке собрать красивые бусы.
(проводится игра «Собери бусы»)
— А сейчас наше путешествие по зимнему лесу заканчивается, и нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в машине. Чтобы ехать было веселее давайте споем песенку про машину.
В машине, в машине мотор гудит.
В машине, в машине шофер сидит-
Би – би – би, би – би – би….
(муз. Тамара Попатенко «Машина» minus)
Рефлексия
— Вот и приехали в нашу группу, скажите где вы побывали? В лесу
-Что вы там делали? Помогали белочке бусы искать.
-У вас все получилось?
— Вы смогли помочь белочке? Ответы детей
-Ребята, вы сегодня научились правильно произносить звуки Б, Бь, помогли белочке и она вам приготовила подарки – это белые бусы.
( предложить детям 2 варианта раскрасок: для младшей подгруппы — 6 бусинок, для старшей подгруппы — 8 бусинок)
А вы, возьмите карандаши и раскрасьте, разноцветные бусы. Это будет подарок для вашей мамы.
Используемая литература:
В. В. Гербова. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
«Кубик»
Приложение 5
Игра «Собери бусы»
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Б»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «отинок» и «утон», вместо «ботинок» и «бутон»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Б» на «Ф», «В» или «М», например, произносит «фантик», «ванка» и «мулка», вместо «бантик», «банка» и «булка»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «пумага» вместо «бумага», и тут же вместо «пакет» говорит «бакет».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.