Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с онр

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Становление личности ребенка с нарушением речи

Психолого-педагогической классификацией речевых расстройств выделяются две группы нарушений:

  • средств общения (фонетическое, фонематическое, общее недоразвитие речи);
  • использования средств общения (заикание).

По мнению Р.Е. Левиной, нельзя говорить о речевом нарушении самом по себе. Этот феномен всегда будет связан с личностью и психикой конкретного человека (в данном случае ребенка), включая присущие ему психические особенности. Значение недостатков речи в развитии и судьбе детей будет напрямую зависеть от природы дефекта, его степени, а также от отношения ребенка к своему дефекту.

Проблему развития личности и ее особенностей у детей с дефектами речи рассматривали многие психологи и логопеды. По их общему мнению общая черта личности детей с нарушениями речи состоит в формировании речевым дефектом измененного положения у любого ребенка, вне зависимости от вида и степени дефекта.

При проявлении речевого нарушения ребенок начинает чувствовать определенную разницу с другими детьми, которая в некоторой степени определяет последующий жизненный путь. Отклонения развития, прежде всего, способны вызвать нарушения в сфере коммуникаций и речевого общения.

Определение 2

Речевое общение представляет собой такую активность взаимодействующих людей, в процессе которой они, используя языковые средства, могут организовать совместную деятельность. Коммуникативные (языковые) способности, в свою очередь, необходимо рассматривать в качестве высших психических функций, выраженных через языковую и коммуникативную компетентность.

Если у ребенка наблюдается низкий уровень языковой способности, в том числе общее недоразвитие речи, то можно говорить о недостаточной коммуникативной способности. Этот факт ведет к сложностям в процессе учебной коммуникации, в речевом взаимодействии при осуществлении совместной игровой, учебной, трудовой деятельности.

Личностные особенности детей с заиканием

Почти у всех детей с тяжелыми речевыми нарушениями (например, заиканием), было выявлено своеобразное протекания психических процессов (частое проявление импульсивности или, напротив, заторможенности). Иногда такой ребенок не способен принимать решения не по той причине, что не может дать правильный ответ, а потому, что стрессовое состояние дезориентирует его деятельность.

У ребенка с заиканием отмечаются отклонения в эмоциональных, волевых и мотивационных проявлениях. Это отражает низкая самооценка, наличие неуверенности, тревожности, появление немотивированных страхов (например, страха речи). Один из показателей неэффективного речевого поведения представлен ригидностью коммуникативных приемов поведения. Отмечено, что проявления заикания напрямую зависят от индивидуального (личностного) отношения ребенка к соответствующим коммуникативным условиям. Степень тяжести заикания у ребенка будет при этом адекватна степени его фиксированности на собственном дефекте.

В соответствии с наличием благоприятных или неблагоприятных социальных условий, где вынуждены расти дети с заиканием, данные психические явления в разной мере могут проявляться кратковременно, или закрепляясь, перерастают в стойкие психические состояния и личностные свойства. В целом они уже способны определять психологические особенности заикающегося человека.

Личностное развитие характеризует не только дефект как таковой, но и тот факт, что ребенок может осознавать свой дефект, чувствуя особое отношение к нему со стороны окружающих. При приспособлении к своему дефекту (внутренне или через поведение) ребенок получает возможность сформировать определенные защитные механизмы, накладывающие отпечаток на личность в целом.

Использование специальных инструментов и форм психологической помощи, вместе с коррекционной логопедической работой, сконцентрированной на исправлении речевых дефектов, способно существенно сгладить проявление вторичных нарушений. Эта работа способствует полноценному развитию детской личности.

1.2 Игра и общение в развитии личности ребенка. [1]

      В
дошкольном возрасте сюжетно ролевая
игра является ведущей деятельностью,
а общение  становиться  частью и
условием ее. В этом возрасте приобретается
тот сравнительно устойчивый внутренний
мир, который дает основания впервые назвать
ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся,
но способной к дальнейшему развитию и
совершенствованию.

      Этому
способствует игра  и различные 
виды  продуктивной деятельности, а 
также начальные формы  трудовой
и учебной  деятельности.

Благодаря игре личность
ребенка  совершенствуется:

Развивается мотивационно-потребностная
сфера: возникает иерархия  мотивов,
где социальные мотивы приобретают более
важное значение для ребенка , чем личные
( соподчинение мотивов).
Преодолевается
познавательный и эмоциональный эгоцентризм.

Это  помогает ориентироваться
во взаимоотношениях между людьми, способствует
развитию самосознания и самооценки у
дошкольника.

  1. Развивается произвольность
    поведения:

  Воспроизводя 
типичные ситуации  взаимоотношений 
людей в социальном мире, дошкольник
подчиняет свои собственные желания,
импульсы и действует в соответствии с
социальными образцами. Это помогает ребенку
постигать и учитывать нормы и правила
поведения.

  1. Развиваются умственные
    действия

     Формируется
план представлений, развиваются способности 
и творческие возможности ребенка

     Социальность 
структуры и способов существования 
игровой деятельности впервые отметил 
Л.С

Выготский, который подчеркнул
опосредующую роль речевых знаков в 
игре, их важное значение для специфических 
психических функций- речевого  мышления,
произвольной регуляции действий и т.д

     Ребенок
дошкольник, входя в коллектив 
сверстников, уже имеет определенный
запас правил, образцов поведения, каких 
то моральных ценностей, которые 
сложились у него, благодаря влиянию 
взрослых и родителей. Дошкольник подражает
близким взрослым, перенимая их манеры,
заимствует у них оценку людей, событий
, вещей. И все это переноситься на игровую
деятельность, на общение  со сверстниками;
формирует личные качества ребенка.

     Поощрительное
отношение к игровой деятельности
со стороны родителей имеет большое позитивное
значение для развития личности ребенка.
Осуждение игры, стремление родителей
сразу переключить ребенка на учебную
деятельность порождает у дошкольника
внутриличностный конфликт. У ребенка
возникает чувство вины, которое внешне
может проявиться в реакциях страха, низком
уровне притязаний, вялости, пассивности,
способствует появлению чувства неполноценности.

     В исследованиях 
Л.Г.Лысык рассматривается усвоение
нравственной нормы у дошкольников 
в различных ситуациях:

     1) в вербальном
плане; 2) в реальных житейских ситуациях;
3)  в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых
отношениях. Отношения со сверстниками
по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения
оказывают существенное влияние на становление
личности ребенка, способствуют развитию
таких  личностных качеств, как взаимопомощь,
отзывчивость и т.п. Особое значение для
развития личности ребенка, для усвоения
им элементарных, нравственных норм имеют
отношения по поводу игры, так как именно
здесь складываются и реально проявляются
усвоенные нормы и правила поведения,
которые составляют основу нравственного
развития дошкольника, формируют умение
общаться  в коллективе сверстников.
 
 

1.3
Особенности игровой
деятельности детей
с ОНР.

     Согласно 
концепции Л.С.Выготского, развитие
ребенка происходит в форме присвоения
общественно исторического опыта  человечества
на основе общения, которое выполняет 
функции развития познания, воспитания,
обучения. Заметное  снижение потребности
в общении, характерное  для детей с
нарушениями речи, ставит педагогов перед
необходимостью моделирования коммуникативных
ситуаций, изучения условий способствующих
возникновению и активизации вербальной
коммуникации. Выдвигаемый отечественной
психологией  принцип единства общения
и деятельности (А.А.Леонтьев, М.И.Лисина)
определяет актуальность использования
игры в качестве модели коммуникативной
ситуации. На сегодняшний день стало аксиомой,
что игре надо учить, поскольку создавать
зону ближайшего развития может только
полноценная игровая деятельность.

Особенности нарушений в развитии личности, связанных с речевыми нарушениями

Речевые нарушения, проявляющиеся у ребенка, способны вести к возникновению нарушений его эмоционально-волевой сферы. Это является причиной проявления патологий в поведении.

У ребенка с отклонениями в развитии речи довольно часто наблюдается переоценка собственных сил и возможностей собственного положения в группе, для него присущ неадекватно завышенный уровень притязаний. Такой ребенок некритично стремятся к лидерству, реагирует негативно и агрессивно на любые трудности, часто сопротивляется требованиям взрослых или отказывается выполнять действия, в которых обнаруживается его несостоятельность. Основой возникающих резко отрицательных эмоций может являться внутренний конфликт притязаний и неуверенности. Тем не менее, часто наблюдается и прямо противоположное явление в виде недооценки своих возможностей.

Среди личностных особенностей в поведении таких детей важно выделить следующие черты:

  • нерешительность,
  • конформность,
  • крайняя неуверенность в своих силах,
  • некритичная оценка собственной деятельности и действий других,
  • легкое попадание под чужое влияние,
  • искаженное восприятие самого себя и окружающего мира,
  • ошибки в оценке своих способностей и личностных свойств.

Все эти черты приводят к нарушению взаимодействия с окружающей средой, они способны снижать эффективность деятельности и препятствовать оптимальному развитию личности. Ребенок с дефектами речи всегда будет в какой-то форме чувствовать свое невыгодное положение, которое вытекает из дефекта. В свою очередь, такое отношение к себе проявляется через чувство неполноценности.

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи)

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

общее недоразвитие речи (ОНР 1 — 3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой cистемы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

  • заикание,
  • проявления речевого негативизма и др.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности

Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока

На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами. 

Самосознание детей с речевой патологией

Самосознание — чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другими людьми и проявляется в этих отношениях. Самосознание человека, как и его отношение к другим, основано на двух различных началах — субъектном и объектном. Субъектное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это — некоторый центр, ядро самосознания, в втором человеческое «Я» уникально и не имеет подобия (бесподобно), не подлежит сравнению (несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бесценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество и пр.). Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: о моих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, предметах, положении в группе, — их оценку и значимость. На основе этих представлений складывается самооценка (как отношение конкретным качествам) и образ себя (как представление о своих спо-тях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего «Я», его фиксация. Эти представления о себе составляют периферию самосознания, которая опосредствует отношение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. При этом другой человек может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своих интересов и потребностей).

Объектное (или предметное) отношение задает границы своего «Я», свое отличие от других и обособленность.

Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень их выраженности и содержательное наполнение существенно различаются — как у отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза. Существенно сказывается на развитии самосознания какой-либо дефект психического развития, в частности речевая патология.

Исследование самооценки, проведенное О.Н. Усановой и О.А. Слинько с помощью теста «полярный профиль», позволило установить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Так, для девочек младших классов массовой школы наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, но, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными.

Самооценка у двух групп мальчиков — с нормальной и с нарушенной речью — отличается в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики массовой школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: