Ранний детский аутизм: малыши в футляре

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Роль коммуникации в передаче информации

Коммуникация является процессом передачи информации между людьми или группами людей. Она играет важную роль в обмене информацией и создании взаимопонимания.

Основная цель коммуникации — передать информацию от отправителя к получателю. Однако коммуникация не сводится только к передаче слов и фраз. Она также включает в себя невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и интонация.

Когда информация передается через коммуникацию, она может быть искажена или потеряна. Это может происходить из-за недостаточной ясности сообщения, проблем с каналами связи или различных факторов, влияющих на восприятие информации.

Коммуникация играет важную роль во всем, начиная от повседневных разговоров и заканчивая управлением организацией. Она помогает людям понять друг друга, сотрудничать, решать проблемы и принимать решения.

С помощью коммуникации люди могут передавать не только фактическую информацию, но и свои эмоции, мысли и ценности. Это позволяет строить отношения, развивать взаимопонимание и решать конфликты.

Однако коммуникация не всегда успешна

Возникают препятствия, такие как языковой барьер, различия в культуре и недостаточное внимание к потребностям и ожиданиям других людей. Поэтому умение эффективно коммуницировать является важным навыком в личной и профессиональной жизни

В целом, коммуникация играет ключевую роль в передаче информации. Она позволяет людям обмениваться знаниями, идеями и чувствами, способствуя лучшему взаимодействию и коллективной работе.

Слайд 34Задание № 1. Как Вы уже знаете, при передаче информации частично искажается

ее смысл, частично происходит потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты. После прочтения текста напишите, каким образом можно избежать потерь и искажений при передаче информации. Для этого вспомните случаи, когда при передаче информация терялась и/или искажалась.Капитан — адъютанту: “Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в таком случае оставьте людей в казарме.” Адъютант — сержанту: “По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитал на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме.” Сержант — капралу: “По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения на счет этого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день.” Капрал — солдатам: “ Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день.”

Основная модель коммуникации

Специфика обмена информацией традиционно зависит от особенностей социума, что и обуславливает содержание в этом понятии широкого спектра социокультурных смыслов. Но в любом случае термин «коммуникация» характеризуется наличием пяти компонентов, необходимых для успешного процесса взаимодействия:

Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи.

Адресат же, чтобы усвоить полученную информацию, проделывает то же самое, только в обратном порядке (результат его усилий – декодирование).

Целостный процесс коммуникации (адекватной передачи информации) имеет, как правило, многослойную структуру, состоящую из множества последовательных актов.

При этом основной единицей коммуникации может быть только сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций, как то:

От этих функций зависит в основном и содержательность коммуникации, и ее направленность, что одновременно служит предпосылками для процесса взаимообмена информацией.

При этом соблюдаются и необходимые условия для успешной коммуникации, начиная с наличия каналов передачи и механизмов восприятия и заканчивая минимумом структурных компонентов, в который непременно входят:

Для осуществления любой коммуникации необходимы адекватные целям знаковые системы (в каждой культуре они различные).

Чаще всего такой системой служит язык, который используется как в форме устной речи, так и в форме письменной.

Эффективные коммуникации – основа эффективной организации

Эффективность организации работы напрямую зависит от коммуникаций. В компетенции руководителя создать такую систему коммуникаций, которая обеспечит эффективность работы компании. Причём речь идёт не только о внутренней коммуникации между руководителем и персоналом (вертикальная связь). Важны связи между сотрудниками (горизонтальные связи) и внешние связи (клиенты, поставщики, государственные органы и т.д.).

Почему коммуникации влияют на эффективность работы? Потому что информация обладает вполне осязаемыми параметрами:

Поэтому руководителю стоит задуматься об информационных потоках и выборе средств коммуникаций.

В некоторых компаниях бизнес-процессы прямо выстраиваются по информационным потокам. Это эффективнее, так как позволяет избежать проблемы необеспеченности процесса или решения информацией, например, руководитель принимает решение увеличить объёмы продаж. Отдел сбыта увеличивает продажи, а отдел снабжения не готов предоставить нужный объём товара, информация о возможностях поставщиков или логистики не оказалось при принятии решения. В итоге, отдел сбыта не смог обеспечить поставки.

Эффективности работы компании способствуют и горизонтальные потоки информации между сотрудниками

Это особенно важно, когда выполняется коллективная работа или нужна согласованность действий

В современной организации роль устных распоряжений всё больше сводится к постановке простых задач, вроде убрать на рабочем месте. Намного проще и не менее эффективно использовать программные средства. Элементарно, сотрудник может отсутствовать на рабочем месте или занят. Вызывать его ради пары слов или отрывать телефонным звонком не имеет смысла. Достаточно сбросить сообщение. Также нет необходимости распечатывать на бумаге проект документа в несколько десятков листов, чтобы согласовать его у руководителя. Всё можно переслать файлом и руководитель сможет оценить документ, дать свои рекомендации или пожелания.

Таким образом, эффективная организация коммуникаций и использование современных средств связи способствуют росту эффективности организации работы компании.

Я пишу забавные письма 2 раза в месяц Ирина Лой Посмотрите примеры

Приемы деловой вербальной коммуникации

Помните знаменитый закон джунглей? Он звучит так: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Это отличный образец того, как следует налаживать вербальную коммуникацию, выстраивать диалоги и вести переговоры.

Результативность общения повысится во много раз, если собеседник почувствует в вас родственную душу, увидит, что ваши жизненные ценности и приоритеты пусть и не совпадают полностью с его собственными взглядами, но в целом близки и понятны.

Такой подход перекликается с принципом зеркала, о котором говорилось выше. Вы раскрываетесь перед человеком («зеркалом»), и он в ответ охотно демонстрирует (отражает) свое отношение к вам, вашему поведению, поступкам, словам.

В современном мире данный прием активно используется для проведения всевозможных переговоров и встреч. Подобные мероприятия организовываются в подходящих местах (с учетом интересов участников), создается непринужденная обстановка, где за чашкой чая или кофе (а может быть, и с сигаретой или более крепкими напитками) люди получают возможность свободно и с удовольствием общаться.

И тут главное не забывать об основной цели переговоров. Не стоит слишком напирать на партнера, демонстрировать чрезмерную открытость, граничащую с навязчивостью. В ответ он может замкнуться, и дальнейшее общение станет затруднительным.

Специалисты по вербальным коммуникациям выделяют четыре параллельных уровня, на которых, как правило, идет процесс общения:

  1. Набор всем известных стереотипов и шаблонов (клише).
  2. Реальные события и точные факты.
  3. Мнения участников общения, их собственные суждения и идеи.
  4. Эмоциональные проявления.

Для чего нужны шаблоны, клише? Они дают возможность правильно начинать и заканчивать разговор, выстраивать общение в соответствии с общепринятыми стандартами и нормами. Да, речь идет о стереотипах, заученных ритуалах, однако именно с их помощью вы демонстрируете собеседнику свою открытость, готовность выслушать и принять передаваемую информацию. В начале разговора обычно задают вопрос, излагают собственную точку зрения или озвучивают некий важный факт.

Как завязать разговор? Например, используйте так называемый эффект присутствия. Найдите в окружающей обстановке что-то интересное для обсуждения и заговорите об этом (но не осматривайтесь слишком открыто, делаете это аккуратно, как бы невзначай).

Другая тема для общения – сам собеседник, но такой разговор начать сложнее. Чтобы подтолкнуть партнера к взаимодействию, получить от него ответную реакцию, можно использовать такие словесные обороты: «Как считаете, я прав?», «А вы что об этом думаете?», «Вы согласны?» и т. д.

Как еще можно вовлечь человека в беседу? Заговорите о чем-то интересном, о событиях собственной жизни, прочитанной книге, затроньте любую тему, которая может стать основой для приятного общения.

Непременное условие эффективной вербальной коммуникации – неподдельный интерес к партнеру, его точке зрения

Человеку важно видеть, что вы в нем действительно заинтересованы, и тогда ваше взаимодействие окажется максимально продуктивным.

Слайд 24Диффузная модель Э. Роджерса1.Новаторы (рискованны и образованны, активны в поиске источников

информации, способны понимать и применять комплексные технические знания, не боятся провалов ) — 2,5 % ;2. Ранние последователи (почтенные социальные лидеры, известны, образованны, стремятся использовать новые технологии, чтобы внедрить новинку в общество, рискованны, нечувствительны к цене) — 13,5 % 3. Ранее большинство (осмотрительны и имеют много неформальных контактов. Девизы «Не быть первым в чем-то новом!», «Когда пришло время двигаться, давайте двигаться все вместе!») — 34 % 4. Позднее большинство (скептичны, традиционны, предусмотрительны и обычно низкого социального статуса, очень чувствительны к цене, принимают инновации под давлением большинства) — 34 % 5. Отстающие (традиционны, очень подозрительны к инновациям, не являются лидерами, имеют узконаправленные взгляды, большинство почти изолированно от внешней среды) — 16 % .

Быстрая регистрация в бесплатной CRM

Скачать CRM

АВТОРИЗАЦИЯ

Согласие на обработку данных

Типовое согласие на обработку персональных данных

Пользователь, регистрируясь, оставляя заявку на обратный звонок или заполняя любую другую форму на интернет-сайте http://www.prostoy.ru и его поддоменах (продающих страницах, лендингах и т.д.), обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на интернет-сайте, заполнение формы заявки на обратный звонок или любой другой формы. Пользователь дает свое согласие ООО «1Т», которому принадлежит сайт http://www.prostoy.ru и которое расположено по адресу 115093 г. Москва, ул. Большая Серпуховская д. 44, пом. I, ком. 20, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных на условиях Политики.

Еще 4 человека за последний час решили попробовать CRM «Простой бизнес»

Влияние коммуникации на развитие информационного общества

Коммуникация играет ключевую роль в развитии информационного общества, которое характеризуется основополагающей ролью информации. Взаимодействие людей, организаций и государств в рамках такого общества невозможно без эффективной коммуникации.

Одним из основных влияний коммуникации на развитие информационного общества является распространение информации. Благодаря коммуникации люди получают доступ к новейшим знаниям, новостям и идеям. Коммуникация позволяет информационному обществу быть в курсе происходящих событий и развиваться на основе актуальной информации.

Кроме того, коммуникация способствует обмену опытом и знаниями. Люди с разными знаниями и умениями могут общаться и передавать друг другу ценную информацию. Это позволяет информационному обществу развиваться и прогрессировать, используя опыт и знания разных людей.

Коммуникация также способствует созданию сетей связи между людьми и организациями. В рамках информационного общества сети обеспечивают быстрый и эффективный обмен информацией, позволяют находить контакты и устанавливать деловые отношения. Это облегчает не только повседневную коммуникацию, но и создание новых проектов и инициатив в информационном обществе.

Важным аспектом влияния коммуникации на развитие информационного общества является межкультурная коммуникация. Глобализация и международные связи требуют умения эффективно общаться с представителями других культур и национальностей. Коммуникация позволяет информационному обществу развиваться в глобальном масштабе и строить взаимопонимание между разными культурами.

Таким образом, коммуникация играет важную роль в развитии информационного общества. Она обеспечивает доступ к информации, обмен опытом и знаниями, создание сетей связи и развитие взаимопонимания между разными культурами. Без эффективной коммуникации информационное общество не сможет достичь прогресса и развития.

Ошибки в подборе «словаря»

Некоторые люди ошибочно называют «Пексом» любые карточки или изображения, которые используются в работе с ребенком.

Зрительное восприятие является сильной стороной большинства детей с РАС. Поэтому зрительная / визуальная поддержка часто используется, чтобы показать ребенку то, что от него ожидается. С детьми с РАС часто используют визуальные расписания (на день, на часть дня), визуальные последовательности (например, для обучения определенным навыкам – мыть руки, пользоваться туалетом, переодеваться и т.д.). Использование визуальной поддержки помогает ребенку лучше понять, что от него требуется.

Однако не стоит путать визуальную поддержку, которая используется в расписаниях (поддержка рецептивной коммуникации), с визуальной поддержкой, которую использует ребенок для получения доступа к предпочитаемым объектам или активностям.

Иногда в книге PECS, которая есть у ребенка, можно найти карточки «заниматься», «клеить», «считать», «зарядка», фотографии членов семьи, а также карточки «дом», «автобус» и т.д. Скорее всего, данные изображения попали в книгу PECS по ошибке – это карточки из расписания.

Трудно представить себе, что ребенок будет просить все вышеперечисленное. К тому же программа предполагает, что, обратившись при помощи карточки к партнеру по коммуникации, ребенок немедленно получает желаемое. Тогда, получив от него карточку «дом», нужно будет немедленно отправлять ребенка домой, что вряд ли возможно.

Что делать? В первую очередь стоит понять, какие из карточек, которые есть в книге ребенка, имеют отношение к его словам, а какие – к словам из его расписания. Слова (карточки) из расписания должны перейти из книги PECS в расписание.

Ограниченная способность к диалогу

Разговорные навыки требуют всех навыков коммуникации, о которых шла речь выше, и многих других. Взаимный разговор состоит из четырех фундаментальных этапов: инициация, поддержание, восстановление и прекращение разговора. Для этих этапов необходимо:

Уметь определить по невербальным сигналам, когда начать и когда окончить разговор.
Понимать смысл сказанного другим человеком.
Уделять внимание не только сказанному, но и невербальным сигналам (эмоциональной окраске голоса, мимике и так далее).
Интерпретировать значение сказанного и невербальных сигналов в контексте социальной ситуации.
Понимать точку зрения другого человека (учитывать, что ему известно, или что он может чувствовать) и ориентироваться на нее в своих ответах.
Выражать те идеи, которые связаны с темой разговора.
Говорить по очереди.
Адаптировать свой язык, социальные, коммуникативные и эмоциональные реакции под другого человека.

Поскольку у людей в спектре аутизма есть трудности с каждым из выше перечисленных пунктов, необходимых для разговора, поддержание беседы будет чрезвычайно трудной задачей для аутичного человека даже с самым высоким уровнем навыков.

Аутичные люди часто могут научиться говорить по очереди и пользоваться «заготовками» для рутинных разговоров, но у них возникнут большие сложности, если собеседник отклонится от «сценария». Однако беседы по сценарию, хотя и не являются реальными открытыми разговорами, могут познакомить аутичного человека с тем, как такой реальный разговор может происходить.

Важно помнить, что разговорные навыки очень ограничены у всех аутичных людей, независимо от их языковых способностей, из-за их трудностей с невербальной коммуникацией, пониманием социальных точек зрения и учета разных социальных контекстов

Описание случая: Эдвард

Эдварду 5 лет, и он может говорить предложениями. Он может сообщить, что он хочет, и чего он не хочет. Он просит сверстников поиграть с ним, но не может поддерживать с ними беседу. Ему очень нравится говорить с ними про свой главный интерес — фильмы, но он не способен «считать», когда эта тема им не интересна. Он снова и снова задает им вопросы о конкретных сценах в разных фильмах, и он не понимает их раздражения в ответ на его многочисленные вопросы.

Эдвард знает ответы на все свои вопросы. Он спрашивает только потому, что это единственный аспект разговора, который хорошо ему знаком — «кто-то задает вопрос, другой человек на него отвечает». Он понимает, что во время разговора нужно говорить по очереди, но он не владеет другими аспектами разговора. В первую очередь, он не понимает, что нужно учитывать чужую точку зрения, чтобы разговор был действительно взаимно приятным.

Система PECS

Система PECS направлена на то, чтобы обучить ребенка инициировать коммуникацию при помощи передачи символа (карточки). 

Система PECS специально разработана для обучения детей с РАС основам коммуникации.

Ребенок, который тянет взрослого за руку, кричит для получения желаемого или самостоятельно берет желаемые предметы, не вступает в коммуникацию при помощи символа. Он использует собственное тело для получения желаемого, что является довольно ранней стадией развития коммуникации. 

Одна из первых функций коммуникации, которая возникает у любого ребенка, – просьба. Обращаясь с просьбой, ребенок незамедлительно получает желаемое, то есть его поведение (обратиться с просьбой именно этим способом) подкрепляется, и это приводит к тому, что ребенок начинает использовать такое поведение в дальнейшем.

Первые фазы программы PECS направлены на то, чтобы научить ребенка просить желаемые объекты / активности с помощью карточки.

Авторы подхода, Энди Бонди и Лори Фрост, разработали четкий протокол использования программы, соблюдение которого является важным условием успеха. Система PECS подробно описана в их книге: Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.

Особенности коммуникации у детей с аутизмом, тактильная система

Особенности невербальной коммуникации у детей с аутизмом проявляются в формировании тактильной системы взаимодействия. Они плохо переносят чужие прикосновения к своему телу и стараются не касаться других. Передача информации при помощи осязания не используется в привычном для нас смысле. Дети с аутизмом:

  • не используют и не понимают прикосновений в качестве инструмента связи;
  • получают информацию о положении объекта с помощью тактильного взаимодействия;
  • проявляют таким образом чувств.

Такие тактильные движения, как похлопывание по плечу, объятия, рукопожатие, касание головы, поцелуи вызывают негативные реакции, вплоть до истерики. Это связано с тем, что у них по-другому работает сенсорная система организма. Второй причиной может служить плохое понимание намерений и поступков других людей. Тактильные стимулы извне, исходящие от других, чаще всего воспринимаются в качестве угрозы.

В иерархии мотивов социальное общение имеет не первостепенное значение для аутиков, потому любые способы невербальной коммуникации у них плохо развиты, как и формы вербальной. Во время тактильного контакта мы часто передаем абстрактную эмоциональную информацию, но дети с аутизмом не обрабатывают ее, так как изначально в их базе нет эмоционально-эмпатического аспекта для восприятия абстракций. У детей с младенчества нарушено воображение, т.е. не формируется продуктивная его форма. Он не воспроизводит и не создает «гибкие» образы человека, конструкций его поведения, часто усваивает единый шаблон поведения, игнорируя ряд других обучающих ситуаций. Результатом становится максимальное отчуждение.

Многие дети намеренно избегают определенных тактильных ощущений, как способа получения информации о предметах, или, наоборот, стремятся к ним с удивительным упорством. Кто-то избегает воздействия раздражителей на стопы, другие не переносят контакта определенных веществ или тканей с руками, телом. Все зависит от того, чем наделен данный аутик, гипочувствительностью или гиперчувствительностью.

Коммуникация – это не просто общение…

Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».

Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.

Так, в частности, исходя из определения «communicare» (сообщать, связывать), коммуникация подразумевает процесс передачи сообщений и иных сигналов, а в современном понимании – передачу информации либо обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как естественной, так и искусственной).

С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.

Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.

В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:

коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями.

Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.

В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.

Коммуникация — что это, модели и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не открою вам Америку, если начну с того, что человек – биосоциальное существо. Люди не могут жить как без природы, так и без общества.

Человек рождается, воспитывается в семье, идет в детский сад, потом в школу, в университет, на работу и т.д. Всюду его окружают такие же люди, с которыми – хочешь ты того или нет, – он вынужден контактировать.

От качества этих контактов порой зависит очень многое, и в первую очередь – комфортность эмоционального фона.

В современном обществе крайне важно уметь разговаривать на соответствующем уровне. Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов, навыки правильного общения – это не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится

Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов, навыки правильного общения – это не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится.

Так что теме коммуникаций отнюдь не напрасно отводится столь существенное место.

Ну а нам с вами – тем, кого это непосредственно касается, – будет весьма нелишним узнать, что такое коммуникация, и хоть немного разобраться в том, при каких условиях коммуникацию можно назвать эффективной и какое значение в нашей жизни имеет эта эффективность.

Нарушение протокола на первой фазе – обучение коммуникации с использованием физической подсказки

Первая фаза PECS предполагает, что с ребенком занимаются два человека: партнер по коммуникации (владеет желаемым объектом и обменивает его на карточку) и физический помощник (молча, при помощи физических подсказок помогает ребенку совершить обмен).

Наблюдая за тем, как проходит обучение на этой фазе, мы видим некоторое количество ошибок:

  • физический помощник слишком долго ждет, прежде чем дать подсказку, это приводит к закреплению ошибок ребенка (ребенок не берет карточку вообще, пытается с ней играть, бросает и т.д.);
  • физический помощник общается с ребенком (вербально – подсказывает или хвалит, или невербально – обнимает, трогает ребенка во время занятия).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: