Интеграция детей с овз в среду здоровых сверстников

Интеграция детей с овз в среду здоровых сверстников

Слайд 15Принципы инклюзивного образованияАнализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности

школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;Различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;Признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе.

Слайд 24Осуществление коррекционно-педагогической поддержки в условиях описанной модели социально-образовательной интеграции предполагает: материально-техническое и

учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять интегрированное обучение детей с разными образовательными потребностями; использование как типовых образовательных, так и специальных (коррекционных) программ с целью разработки вариативных учебных программ и календарно-тематических планов, позволяющих осуществлять совместное обучение детей с разными образовательными потребностями; составление расписания учебных и коррекционных занятий, отражающего все стороны учебно-воспитательного процесса и взаимодействия специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение;наличие в образовательном учреждении педагогических кадров, способных проводить интегрированное обучение: учителей-дефектологов (не менее двух человек), педагогов-психологов (не менее двух), учителей-логопедов (не менее трех), социальных педагогов (не менее двух), учителей начальных классов, владеющих основами коррекционной педагогики; врача-педиатра, медсестры, врачей — невролога и психотерапевта;

Обучение детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).

После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Слайд 11Формы организации образовательного процесса1) Обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам

для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

2) Обучение в условиях классов коррекционно-педагогичегкой поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

3) Оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;

4) Развитие и коррекция через систему дополнительного образования.

Слайд 2Интеграция и инклюзия «Интеграция» определяется следующим образом: «В самом общем

виде применительно к специальной педагогике термин „интеграция“ означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» (Н.М.Назарова).

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

Преимущества интеграции:

   + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;    + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Методика организации и проведения занятий с детьми с ОВЗ

Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:

  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
  • использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
  • создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.

Кроме того, на занятиях с особенными детьми педагогу нужно:

  • просить малышей повторить услышанную инструкцию к выполнению задания;
  • обеспечить учебно-воспитательный процесс аудио-визуальными средствами обучения;
  • объясняя задания, находиться близко к малышу с ОВЗ;
  • предоставлять особенным ребятам дополнительное время для выполнения задания;
  • давать возможность малышам с ОВЗ доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось.

Временной план занятия

Правильное распределение времени между этапами освоения темы является залогом успешного занятия. Поскольку закон «Об образовании» предполагает равные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ, то и организация занятий происходит по единому образцу.

Таблица: хронометраж занятий для детей с ОВЗ в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или/и дыхательной гимнастикой для детей с нарушением интеллекта — выполнение заданий по образцу) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Занятие предполагает смену нескольких видов деятельности малышей

Где могут учиться дети с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти  учиться в любую школу, в том числе по месту жительства. Обучение детей с ОВЗ может быть организовано как в формате инклюзии совместно с другими школьниками, так и в отдельных классах.

Закон об образовании выделяет несколько форм получения образования для школьников с ОВЗ:

  1. В интернатах, которые обучают по адаптированным программам. В них организованы специальные условия для получения образования – например, с использованием специальных методов и учебников, дидактических материалов и специальных технических средств (на основании ч.2 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Детей, которые проживают в интернате, бесплатно обеспечивают едой, одеждой, обувью и инвентарем.
  2. В специализированных (коррекционных) школах по адаптированным программам – в частности, для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и др. (на основании ч.5 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Преимуществами обучения в такое школе является хорошее оснащение для эффективной работы с детьми с ОВЗ и опытный персонал.

Адаптированная образовательная программа – программа, созданная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений и социальную адаптацию (на основании п.28 ст.2 273-ФЗ «Об образовании»).

Детей с ОВЗ принимают на обучение по адаптированной программе исключительно с согласия родителей и родителей и на основании заключения ПМПК (на основании ч.3 ст.55 273-ФЗ «Об образовании», п.13 Приказа Минпросвещения №458).

  1. В общеобразовательных школах, получая инклюзивное образование. При инклюзивном образовании дети с ОВЗ учатся совместно с детьми, не имеющими ограничений (на основании п.27 ст.2, ч.4 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Инклюзия подразумевает получение равного доступа к получению знаний для всех детей с учетом их индивидуальных способностей. Этот вариант обучения имеет как преимущества, так и недостатки (в частности, в школе не созданы специальные условия, нет специального персонала, учителя не подготовлены для работы с детьми с ОВЗ).
  2. В специализированных (коррекционных) классах, организованных в массовых школах, для детей, которые не могут получать инклюзивное образование. Такая форма получения образования именуется интеграцией. Ее преимущества в том, что дети не чувствуют себя отстающими в сравнении с одноклассниками, учатся по специализированной программе, а также находятся в коллективе и могут общаться на переменах.
  3. В форме домашнего обучения – для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья (на основании ч.3 ст.12, ч.5 ст.41, ч.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании»). В частности, это дети, которые нуждаются в длительном лечении или дети-инвалиды.

При домашнем обучении учителя из массовой или специализированной школы будут приходить домой к школьнику или организовывать уроки дистанционно. Перейти на надомный формат могут не все дети, а только имеющие заболевания из утвержденного перечня и заручившиеся поддержкой МСЭ.

  1. В форме семейного обучения. При такой форме обучения вся ответственность за качество полученного образования лежит на родителях. Ребенок осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов, но периодически приходит в школу для сдачи аттестации. Такая форма обучения имеет немало плюсов, но мало реализуема для детей с множественными нарушениями и с инвалидностью по слуху или зрению.

Раньше дети с ОВЗ обучались в т.н. коррекционных школах (по прежнему Закону об образовании от 1992 года), которые вели деятельность по адаптированным программам. Их разделяли римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII.  Действующий закон об образовании не содержит такой термин как «коррекционная школа» и такие учреждения были переименованы в общеобразовательные организации, которые ведут обучение по адаптированной программе.

Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми с ОВЗ

Компетенция – это профессиональное соответствие.

Компетентным специалистом считается тот, который выполняет свои профессиональные обязанности на должном уровне.

В настоящее время специфика деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, предусматривает наличие у него пяти основных блоков профессиональной компетенции:

  1. Обязательное наличие успешного практического опыта коррекционной и реабилитирующей работы с детьми с ОВЗ.
  2. Наличие профессиональных психологических и специальных знаний, умений и навыков, в области работы с детьми с ОВЗ.
  3. Стойкие профессиональные установки и позиции.
  4. Личностные особенности, которые обеспечивают эффективное овладение профессиональными знаниями и умениями.
  5. Результативность профессиональной деятельности, характеризующейся положительной динамикой личностного и психического развития детей с ОВЗ.

Все указанные компоненты профессиональной компетенции педагога являются не только личностными задатками и предпосылками, но и наработками, которые педагог совершенствует на протяжении всей своей профессиональной деятельности.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ также должен обладать знаниями, навыками и способностями, которые позволят ему выполнять следующие действия:

  1. Оценить ситуацию развития ребенка с ОВЗ, определить её положительное и отрицательное влияние на его развитие и, при необходимости, помочь в выборе средств, форм или специализированных учреждений для нормального развития такого ребенка.
  2. Организовать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, учителей-предметников и других с целью разработки и внедрения единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка с ОВЗ.
  3. Разработать на основе первичной медико-психологической информации индивидуальную коррекционную программу для ребенка с ОВЗ с учетом специфики его развития и возрастных особенностей.
  4. Реализовать на практике основные направления, подходы и технологии коррекционной и реабилитирующей работы, уметь прогнозировать последствия их использования, создать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного курса реабилитации ребенка с ОВЗ в зависимости от характера нарушения его развития.
  5. Получать с помощью психодиагностики и других средств обратную связь о результатах воздействия коррекционной и реабилитирующей работы на психическое и личностное развитие ребенка и использовать эту информацию для выбора подходящих решений.
  6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, стремление применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.

Специфика личностных качеств педагога, осуществляющего работу с детьми с ОВЗ

Специфика деятельности педагога, осуществляющего работу с детьми с ОВЗ, заключается в том, что помимо определенных профессиональных знаний и умений, педагог должен обладать рядом личностных характеристик.

Личностные характеристики педагога, работающего с детьми с ОВЗ, включают в себя две стороны:

  1. Объективная сторона – знания и умения, которые необходимы педагогу, для осуществления коррекционной и реабилитационной деятельности с детьми с ОВЗ.
  2. Субъективная сторона – личностные качества и особенности педагога.

Для того, чтобы реализуемая педагогом деятельность по работе с детьми с ОВЗ была успешной, он должен обладать разносторонними и глубокими знаниями и компетенциями, которые включают в себя:

  • специальные знания об особенностях развития ребенка как личности;
  • знания о требованиях, предъявляемых обществом к развитию и становлению человека;
  • знания об индивидуальных и возрастных особенностях личностного и психического развития ребенка, нормы и патологии развития;
  • знания особенностей межличностных отношений и оказываемое ими влияние на развитие личности ребенка;
  • знания о методах, способах, приемах и технологиях коррекционной и реабилитационной работы с детьми с ОВЗ;
  • обладание педагогическим мастерством и интуицией.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен не просто обладать указанными знаниями, но и уметь применять их на практике.

Большое влияние на деятельность педагога и его взаимоотношения с детьми с ОВЗ оказывают особенности его характера.

Характер – это устойчивая система эмоционального отношения к себе, окружающим людям, предметам, деятельности и профессиональными ситуациями.

Характер человека формируется на протяжении всей его жизни и меняется в зависимости от направленности деятельность.

Спецификой характера педагога, работающего с детьми с ОВЗ, является его эмоциональная реакция на действия и поведение детей:

  1. По содержанию:

    • оценочная (объективная или несправедливая);
    • защитная (прощение, оправдание или проникновение мотивами);
    • регулирующая (запрещение, указание, побуждение).
  2. По отношению к цели и эффективности:

    • конструктивная (способствует достижению поставленной цели);
    • деструктивная (препятствует достижению цели).
  3. По характеру активности:

    • наступательная (осуществление оценки себя и ребенка, постановка себя в позицию ребенка);
    • рационализирующая (выявление положительных сторон личности ребенка).
  4. По функции:

    • мобилизующая (формулировка рекомендаций для ребенка и для себя);
    • успокаивающая (примирение, участие, эмпатия);
    • провоцирующая (упрямство, разоблачение).

Замечание 1

Таким образом, в основе специфики деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ лежат не только специальные профессиональные знания и умения, но и обязательное наличие у педагога ряда личностных характеристик.

Какие есть права и обязанности у родителей детей с ОВЗ?

Право на получение образования.  По закону “Об образовании” право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования. Есть несколько вариантов: домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации. 

Родители, в России действует “Конвенция о правах инвалидов” (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008). Согласно этому документу, государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни!

Право представлять интересы ребенка. Это право есть у всех родителей, но в случае с детьми с ОВЗ оно становится наиболее важным

Школа не может решить за родителя судьбу ребенку: именно законный представитель обращает внимание на состояние ребенка, его желания и особенности и решает, как именно получать образование. Родитель должен спорить с психолого-медико-педагогической комиссией, если он не согласен с их решением

Но если родитель берет на себя ответственность учить ребенка по более сложной программы, то ему и помогать. 

Право сопровождать ребенка в учебном процессе. В школу с особым ребенком может (но не должен) ходить сопровождающий. Если правильно оформить документы, то можно получать за это деньги, чтобы не метаться между работой и учебой ребенка. 

Слайд 23 Психолого-медико-педагогическое сопровождение — осуществляется по разработанным специалистами психолого-медико-педагогического консилиума индивидуальным образовательным

(учебно-коррекционным) маршрутам и программам специальных учреждений различных видов (I — VIII) и предусматривающее психологическую, педагогическую, медицинскую, социально-педагогическую и логопедическую помощь нуждающимся в ней детям и консультирование членов их семей; Развивающий блок — реализуется через систему дополнительного образования (музыкальная студия, хор, танцы, фольклор, изобразительная деятельность, спортивные секции, декоративно-прикладное творчество, театральное искусство). При этом создается возможность тесного и естественного взаимодействия детей с нарушениями развития и их нормально развивающихся сверстников.

Слайд 12Проблемы интегрированного обученияОтсутствует пропаганда в обществе идей совместного обучения;Не решены нормативно-правовые

и финансовые вопросы организации интегрированного обучения;

Недостаточна подготовка и психологическое сопровождение педагогических работников, осуществляющих совместное обучение детей с различными отклонениями в развитии;

Не отработано содержание образования детей, вовлеченных в интегрированное обучение, и не решены вопросы организации совместного обучения детей с разными образовательными потребностями в одном классе (группе);

Отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс социально-образовательной интеграции, учитывающие особенности воспитания в семьях интегрируемых детей и их сверстников с нормативным темпом развития;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: