III. Принципы обучения одаренных детей
Основные направления научно-методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства гимназии и возрастающих потребностей гимназистов привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
1.применение междисциплинарного подхода;
2.углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
3.насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4.поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5.поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
6.поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
7.оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
9. установка на сохранение приоритета духовно-нравственных ценностей.
Данная концепция работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение, предполагает несколько организационных форм ускорения:
1.ускорение в обычном классе;
2.профильные классы;
3.интеграция основного и дополнительного образования.
Правильное воспитание и развитие одаренных детей
Обнаружив в ребенке некую особенность психического развития, важно помочь ему поддержать и развить незаурядные способности. Такая миссия в первую очередь принадлежит родителям малыша
Одаренный ребенок может добиться исключительных результатов в интересующем его виде деятельности, если близкие будут выполнять ряд простых советов:
Необходимо заручиться поддержкой психолога, который поможет вам глубже понять особенности ребенка. Полезна будет и помощь наставника-педагога для определения плана развития маленького таланта.
Следует помнить, что талантливый ребенок не должен зацикливаться на одном виде деятельности. Содействуйте всестороннему развитию малыша. Необходимо помочь ему развиваться интеллектуально, физически, социально и эмоционально.
Не стоит доминировать, предъявляя завышенные требования к чаду. Не просто присмотритесь к способностям ребенка, но и прислушайтесь к его желаниям. Талантливый человек талантлив во всем
И, к примеру, явно склонный к рисованию ребенок может мечтать стать футболистом и в деле, которое доставляет ему удовольствие, добьется большего успеха.
Важно понимать, что одаренным детям бывает сложно найти общий язык со сверстниками. Надо постараться помочь ребенку найти друзей, увлеченных схожими интересами и близких к его уровню развития.
Следует объяснить одаренному ребенку, что не стоит быть излишне самокритичным, ведь не всегда все получается с первого раза
Ошибки могут быть у всех, и не стоит корить себя за промахи.
Необходимо обязательно хвалить юное дарование, но при этом чувствовать меру. Уметь видеть хорошее, подчеркивая индивидуальность, и постоянно перехваливать, убеждая в исключительности – это разные вещи.
Грамотное воспитание одаренных детей необходимо проводить при педагогической и психологической поддержке. Такие дети не вписываются в стандартную систему школьного образования, а значит, требуют особого подхода. Стереотипность и шаблонность детского сада и школы могут вызвать отторжение к учебе у детей с неординарными способностями.
Взрослым необходимо учитывать потребности и личностные особенности одаренного ребенка. Поможет в этом:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- разнообразные внеурочные занятия;
- эмоциональная поддержка юного гения;
- создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
- объективная оценка его собственных достижений без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
- свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
- работа в небольших группах;
- проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
- уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.
Несмотря на свою самостоятельность и стремление к независимости, одаренный ребенок нуждается в поддержке взрослых: и родителей, и учителей, и старших товарищей. Незаурядные способности необходимо развивать, «удобрять», направлять в правильное русло
При этом родителям юного дарования важно любить своего ребенка таким, какой он есть. Даже если с возрастом маленький гений растеряет свою незаурядность и превратится в обычного человека
Выявление таланта у одаренных детей
Известно, что талант – это не просто некая выдающаяся способность. Для формирования и закрепления таланта в личности должны сочетаться сразу несколько качеств:
- увлеченность;
- склад характера;
- желание тренировать навык.
Даже если все эти качества присущи ребенку, иногда без правильного обучения и воспитания талант может постепенно угаснуть. Поэтому поддержание живого интереса к своим неординарным способностям – пожалуй, одно из важных условий для развития одаренных детей.
Бывают случаи, когда ребенок, не имея природной предрасположенности к какому-либо делу, настолько увлекается им, что впоследствии при поддержке родителей и педагогов развивает способности до стадии одаренности.
В книге «Гибкое сознание» профессор Стэндфордского университета Кэрол Дуэк рассказывает, почему люди с гибким сознанием (с установкой на рост) верят, что качества можно развить, планомерно работая над собой, а изначальный уровень интеллекта и таланта — это всего лишь стартовая точка. А подбадривающая позиция взрослого всегда способствует стремлению развивать способности.
Для вас подарок! В свободном доступе до
02.06
Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать
файл
Есть простой тест для родителей: необходимо вспомнить и записать 10 талантов ребенка. Чаще всего мамы и папы замечают самые очевидные способности и записывают около 5 пунктов. В первую очередь отмечаются яркие таланты: ребенок великолепно поет, делает успехи в точных науках или способен сочинять стихи. А ведь одаренность может базироваться и на обыкновенных особенностях, которые не сразу бросаются в глаза.
К примеру, ребенок рано начинает разговаривать, проявляет способности к анализу информации и классификации предметов, внимательно читает словари и энциклопедии или любит организовывать сверстников во время игры.
Выявление таланта у одаренных детей
Случается, что особенности ребенка бывают раздражающими: он гиперактивный и излишне любопытный или, напротив, ленится и никуда не спешит. В этом случае необходимо постараться выяснить причины такого поведения и помочь ребенку повернуть их в нужное русло, закрепляя сильные стороны одаренного малыша.
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
- Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
- Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
- Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
- Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
- Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Вопрос 2. Социально – педагогические условия развития одаренных детей
Для того, чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в школе, необходимо соблюдение некоторых условий.
Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей.
Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.
Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия социального педагога и одаренного ученика; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия.
Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки. Но педагогическая поддержка самореализации одаренного ученика, ориентируясь на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения, предъявляет иные требования к вариативности образовательных программ.
Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.
Четвертое условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику
На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то»
Вот так коротко раскрывают смысл пятого условия. Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовке и переподготовке учителей, которые работают с одаренными детьми. В развитии человека, его одаренности огромное значение имеют система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.
Кто такие одаренные дети
Одаренный человек с самого детства обладает незаурядными особенностями психики, которые можно развивать. Выдающийся педагог-психолог Дж.Рензулли объяснял одаренность как совокупность потенциально высокой интеллектуальности с настойчивостью в достижении целей и креативным мышлением.
Проблема развития одаренных детей волновала людей еще в античную эпоху, когда философы задумались над значением терминов «гений», «талант», «одаренность». Позже от немецкого «чудо-ребенок» появилось еще одно название для неординарных детей – вундеркинд. Все эти понятия стоит различать.
Кто такие одаренные дети
Вундеркинды – это юные дарования, которые с ранних лет отличаются от ровесников и совершают феноменальные культурные или научные достижения. В истории множество примеров, до сих пор восхищающих человечество. В частности, прославленный композитор Вольфганг Амадей Моцарт писал пьесы, будучи еще пятилетним, а к девяти годам создал симфонию.
Пабло Пикассо к 12 годам уже называли состоявшимся художником, а в шестнадцать он открыл свою первую выставку. Ныне известный математик Блез Паскаль уже в девятилетнем возрасте написал научный трактат.
Рождение вундеркинда – случай уникальный, тогда как одаренными могут быть двое детей из ста. Однако потенциал, который в них зарождается с малых лет, можно даже не заметить, а можно и развить в талант. Если ребенок явно преуспевает в каком-то виде деятельности, это вовсе не означает, что нужно прорабатывать только это направление.
Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. То есть, родителям необходимо всесторонне обогащать маленькую личность, делая акцент на особенных способностях.
В психологии есть условное разделение видов одаренности:
- Интеллектуальная. Такой одаренностью наделены дети, умеющие анализировать и классифицировать информацию, критически мыслящие и способные подолгу концентрироваться на каком-то одном действии. Они наблюдательны, обладают высоким уровнем интеллекта и делают особые успехи в изучении конкретного предмета, а затем и определенной области.
- Академическая. Эта одаренность свойственна детям с прекрасной памятью. Знания им даются легко. Академически одаренные школьники получают положительные эмоции от процесса обучения и могут самостоятельно освоить любой материал, а зачастую способны освоить программу текущего учебного года гораздо быстрее своих сверстников.
- Креативная. Склонность к любому виду созидания характерна для детей, креативно одаренных. Именно особенное мышление и развитое воображение помогают им добиться успехов в творческих видах деятельности. У таких детей отмечают музыкальный, танцевальный, писательский, актерский или художественный талант.
- Социальная. Характерной особенностью социально одаренных детей является набор качеств, помогающих им быстро адаптироваться в любой социальной среде. Повышенный уровень эмоционального интеллекта и врожденная интуиция дают им уверенность в себе при общении с людьми любого возраста и положения. Это притягательные личности с устойчивыми лидерскими задатками и руководящими способностями.
- Психомоторная. Такие дети опережают сверстников в общем физическом развитии. Их организм обладает незаурядными физическими резервами, за счет чего они легко преуспевают в занятиях спортом.
Воспитание и развитие способностей маленьких гениев
Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми
Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить. . Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие
Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития.
Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками.
Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни.
Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным.
Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах
Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей.
Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны
Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки.
Хвалить, но дозированно
Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности.
Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может демотивировать одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых.
Педагогам важно учитывать личностные особенности и потребности юного дарования. Поможет в этом:
-
индивидуализация и дифференциация обучения;
-
разнообразные внеурочные занятия;
-
эмоциональная поддержка юного гения;
-
создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
-
объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
-
свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
-
работа в небольших группах;
-
проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
-
уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.
Обучение одаренных детей
Программы для обучения одаренных детей должны иметь отличия от обычных учебных программ. Обучение этих детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети имеют ряд общих способностей, которые должны быть учтены при составлении для них учебных программ:
- способность быстро усваивать суть принципов и понятий, что требует широту материала для обобщения;
- потребность сосредоточения на интересующих сторонах проблемы и стремление в них разобраться. Предполагает наличие в программах заданий открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
- способность подмечать и рассуждать, выдвигая объяснения.
С учетом особых потребностей и возможностей одаренных детей, выделяют несколько обязательных требований к программам обучения:
- включение в программы изучения широкого круга проблем, учитывающих интерес одаренных детей, их стремление к обобщению, а также теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
- использование междисциплинарного подхода на основании интеграции тем и проблем, которые могут относится к разным областям знания. Это стимулирует стремление одаренных детей расширять и углублять свои знания;
- изучение проблем открытого типа, позволяющих учесть склонность детей к исследовательскому поведению, а также формирование навыков исследовательской деятельности;
- учет интересов одаренного ребенка и поощрение углубленного изучения тем, выбранных детьми;
- содействие изучению способов получения знаний;
- обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с позиции содержания, форм и методов обучения;
- поддержание и развитие самостоятельности в учении;
- гарантия наличия и свободного использования разнообразных источников и способов получать информацию;
- помощь в рефлексии, самопознании и понимании индивидуальных особенностей других людей;
- включение элементов индивидуализированной, психологической поддержки и помощи, учитывающей своеобразие личности каждого из одаренных детей.
Вопрос 4. Структура и критерии выделения видов одаренности
Очень часто трудности взаимодействия с одаренными детьми, проблемы развития их потенциала и личности вызваны неграмотным общением с одаренным ребенком, не учитывающим специфику его дара – его способностей или вида одаренности.
Что же такое – вид одаренности?
Можно ли его определить? Как рано можно это сделать?
Владеет ли современная психология методами выявления вида одаренности?
Одаренность имеет определенную структуру. Каждый вид одаренности, также, — имеет определенную структуру, в которую входит ряд компонентов.
Может ли психолог их диагностировать и делать профессиональные выводы о уровне развития потенциала ребенка?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.
Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных — качественно своеобразных видов одаренности, в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностей их проявления в тех или иных видах деятельности.
Вспомним, кого мы называем «одаренным ребенком».
«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (Рабочая концепция одаренности, 1998).
Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.
Критерии выделения видов одаренности:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2.Степень сформированности.
3.Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
Наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности является классификация видов одаренности по критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики”. 1
По критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации
1. По критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации.
К основным видам деятельности относятся
- практическая,
- теоретическая (познавательная),
- художественно-эстетическая,
- коммуникативная
- и духовно-ценностная.
Сферы психики представлены:
- интеллектуальной,
- эмоциональной
- и мотивационно-волевой сферами.
С учетом этих двух параметров классификации, могут быть выделены следующие виды одаренности:
— В практической деятельности, выделяют одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность.
— В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов.
— В художественно-эстетической деятельности выделяются хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.
— В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность.
— В духовно-ценностной деятельности отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
II. Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.
С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей — как реализацию их индивидуальности. Принцип педагогики индивидуализации стал концептуальным обоснованием нашей программы. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.
Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:
- общие или специальные способности выше среднего,
- высокий уровень включенности в задачу,
- высокий уровень креативности.
Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них
Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.
Трактовка одаренности в концепции «обогащенного обучения» Д. Рензулли соответствует специфическим условиям функционирования образовательной модели гимназии, поэтому выделенные им факторы одаренности, легли в основу данной концепции. Использование при составлении учебных программ для одаренных детей трактовки одаренности Д.Рензулли, позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес. Основная задача учителя при этом состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. Д. Рензулли охарактеризовал занятия, построенные в соответствии с принципами концепции «обогащенного обучения», как «выходящие за рамки установленной учебной программы и опережающие ее».
Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация, оно в значительной мере становиться возможным лишь благодаря самовоспитанию. Принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута). Данная концепция открывает одаренным детям перспективу перехода от индивидуального образовательного маршрута к индивидуальному образованию, через реализацию индивидуального учебного плана (ИУП).
Вопрос 3. Факторы формирования индивидуальности
Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью — значит уметь думать по-своему, вносить что-то новое. Педагоги должны понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных групп факторов.
Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
VIII. Характеристика критериев и показателей оценки эффективности системы работы с одаренными детьми
1.Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.
2.Использование разнообразных видов поддержки обучающихся:
- психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость),
- правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),
- социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),
- валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).
3.Наличие права свободного выбора:
- профиля,
- уровня,
- вида творческой деятельности.
4.Комфортность и гуманность пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).
5. Достижения гимназии в различных конкурсах и олимпиадах;
6. Достижение каждого обучающегося;