Как определить ребёнок левша или правша?

Правша или левша: как определить ведущую руку ребенка

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.

Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:

а) правой рукой;

б) левой;

в) обеими руками.

2. Ложку он держит обычно в:

а) правой;

б) левой;

в) любой руке.

3. Работать с ножницами в левой руке:

а) абсолютно не может;

б) у него замечательно получается;

в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

а) правой;

б) левой;

в) попеременно обеими руками,

5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

а) правой;

б) левой;

в) каждый раз разными руками.

6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

а) никогда;

б) часто;

в) редко.

7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

а) правую руку;

б) левую руку;

в) обе руки в равной степени.

8. При аплодисментах более активна:

а) правая;

б) левая;

в) обе руки.

9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

а) всегда сверху;

б) всегда снизу;

в) каждый раз по-разному.

10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

а) правой;

б) левой;

в) обеими руками

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

– запускать пальцами мелкие «волчки»;

– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

– делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– собирать все пальцы в щепотку;

– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

– завязывать узелки на шнурке, веревке;

– застегивать (расстегивать) пуговицы;

– играть с конструктором, мозаикой;

– складывать матрешки;

– рисовать в воздухе;

– мять руками поролоновые шарики, губки;

– рисовать, раскрашивать, штриховать;

– резать (вырезать) ножницами;

– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

– шить, вышивать, вязать;

– выполнять аппликации.

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений

Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.

Есть ли амбидекстрына самом деле

Люди, способные выполнять действия одинаковой сложности с одинаковой же скоростью и эффективностью, называются амбидекстрами. И такие люди крайне редки, потому что их в мире не больше 1 %. Остальные данные по поводу амбидекстров требуют проверки. Но если вам всё равно интересно, то знайте, что они, возможно, чаще сообщают о бисексуальности и легче поддаются эмоциональному влиянию группы.

Учитывая необычность явления, человечеству удивительно мало известно о его причинах. Статистика показывает, что чем старше человек, тем больше он склонен к амбидекстрии — правда, только потому, что с возрастом становится сложнее справляться с привычными делами одной рукой.

Когда лучше не экспериментировать?

Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?

В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.

Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.

Рекомендации для родителей

Ребенок-левша часто пишет и рисует в зеркальном отображении. Ваша задача – научить его правильно ориентироваться в пространстве, рассказать, как именно следует писать буквы, приводить наглядные примеры.

Вполне возможно, что левша до 3-4 лет не будет посещать садик – в связи с тем, что ребенку трудно адаптироваться к режимам и графикам. Будьте готовы к частым перепадам настроения – это никак не связано с вредным характером – левши очень чувствительные и эмоциональные личности

Родителям важно быть терпеливыми, следить за тем, чтобы малыш мог справляться со своими эмоциями. Что касается занятий за столом – тут важно обеспечить ребенку максимальный комфорт – лампу, учебники и все остальные ему необходимые атрибуты нужно разместить справа

Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров

Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также  амбидекстров.

Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров

  • Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают  аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
  • Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают  творческой натурой.
  • Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.

Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.

Стоит ли переучивать левшей?

Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у  маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это  может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.

Совет от специалиста

Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева  (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:

Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием.
И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;

разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;

упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;

обучать навыкам в конкретных ситуациях;

вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;

организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;

оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Советы

  1. Если стало понятно, что ваш карапуз леворукий, не стоит расстраиваться и укорять ребенка, что он «не такой». Таким образом, вы только добьетесь снижения самооценки, повысите риск неврозов.
  2. Не вздумайте переучивать малыша, предупредите учительницу, чтобы она тоже этого не делала.
  3. Будьте готовы к тому, что ваш карапуз может оказаться излишне эмоциональным. Не ругайте его за это.
  4. Если вы занимаетесь упражнениями для общего развития, используйте специальные схемы и наглядное пособие. Помните, что левши видят целостные образы, им так легче изучать новый материал.
  5. Знайте о том, что малыш, который использует левую конечность для написания уроков, устает значительно быстрее, чем другие детки. Позаботьтесь о том, чтоб было достаточно времени на отдых, а уроки писались с перерывами.
  6. При выборе спортивной секции, отдавайте предпочтение тем, где одинаково задействованы обе верхние конечности. Так, вашему малышу подойдут:
  • плавание;
  • лыжные гонки;
  • баскетбол.
  1. Если вы решаете, куда отдать ребенка, то в первую очередь выбирайте творческие направления, например:
  • рисование;
  • классы по игре на инструментах;
  • вокальные студии;
  • хореографические школы.
  1. Не забывайте хвалить своего карапуза за любые достижения. Похвала очень важна, особенно для таких творческих натур.

Теперь вам известно, как определить левша или правша ребенок. Но не забывайте и о том, что всегда есть вероятность ошибки. Помните, что нельзя насильно переучивать ребенка. Никогда не унижайте малыша, не говорите, что он хуже других.

Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка

«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.

Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».

Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.

Почему так?

Начнем с того, что в мире насчитывается примерно 15-17% процентов левшей, остальные – правши.

Большая часть левшей и правшей таковыми рождаются. Праворукость и леворукость в человеке – это генетический фактор. У праворуких людей ведущее полушарие мозга – левое, у леворуких, наоборот, правое. Не следует считать, что леворукость – это какое-то генетическое уродство. Левши – такие же полноценные люди, как и правши, просто устроены они несколько по-иному.

Другая причина, из-за которой ребенок может быть левшой – травма при рождении. Если у малыша травмирована правая сторона, то волей или неволей он вынужден будет больше пользоваться левой рукой.

Третья причина формирования леворукости у ребенка – это та среда, в которой он родился и воспитывался. Например, малыш кому-то подражает, или, допустим, его специально учат больше владеть левой рукой, чем правой.

С уверенностью определить, праворукий ребенок или леворукий, можно, когда ему исполнилось примерно 4 года. Тогда-то и нужно присмотреться к ребенку внимательней. И, определив, левша он или правша, начинать готовить кроху к школе и вообще к жизни в соответствии с его особенностями.

Правша или левша: как узнать?

Существует несколько проверенных способов, помогающих получить ответ на этот важный вопрос.

Первый и наиболее простой метод – наблюдение за ребенком. Здесь нет ничего сложного: родителям нужно внимательнее присмотреться к малышу, чтобы выяснить, какой именно рукой он чаще и охотнее пользуется, когда:

  • передвигает игрушки;
  • указывает на что-либо;
  • поднимает с земли всякие мелкие вещи (щепочки, камушки);
  • держит ложку или чашку;
  • чистит зубы;
  • собирает или разбирает игрушки и другие предметы;
  • подметает пол и протирает поверхность;
  • моет посуду;
  • расчесывает волосы;
  • держит слесарный инструмент;
  • машет рукой, прощаясь;
  • пишет, рисует;
  • бросает камни;
  • ловит мячик или другие игрушки.

Стоит обратить внимание и на то, на какую руку малыш опирается, когда падает. Или, если он играет в футбол, какой ногой чаще и удачнее бьет по мячу

Если ребенок дерется со сверстниками (бывает и такое), то прежде чем забияк разнять, не мешает проследить, какую руку чаще пускает в ход драчун

Если ребенок дерется со сверстниками (бывает и такое), то прежде чем забияк разнять, не мешает проследить, какую руку чаще пускает в ход драчун.

Если все перечисленные действия малыш выполняет именно левой рукой (или ногой), то он – левша. А если правой, то, соответственно, правша.

Как научить писать ребёнка-левшу

При обучении письму, леворуким детям необходимы определённые условия. Желательно использовать адаптированную программу, чтобы ему было проще и удобнее. Такая методика будет отличаться специальными упражнениями, положением рабочей тетради, расстановкой парт, фиксацией ручки пальцами и др

Что важно запомнить:

  1. Рекомендуется усаживать ученика на левую сторону парты.
  2. При обучении письму допустим прерывистый почерк с прямым или противоположным наклоном.
  3. Необходимо учить малыша писать так, чтобы рабочей рукой он не смазывал буквы.
  4. Чтобы ученик был увлечён, добавляйте в программу наглядные образы.

Адаптированная программа

Эти советы помогут вам адаптировать чадо-левшу к обычной жизни и вырастить уверенную в себе личность

Стоит не забывать, что нельзя акцентировать внимание на этой особенности с негативом, чтобы не повлечь за этим последствия. Вместо этого лучше всегда напоминать себе о том, что леворукие люди могут добиваться блестящих успехов в точных науках и творчестве, обладают хорошей фантазией и креативностью

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы. Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро. Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

В чем особенность левшей?

Многие левши гордятся своей уникальностью — и не зря. Поскольку у левшей более развито правое полушарие мозга, отвечающее за творческие способности, они прекрасные художники, музыканты и писатели. Такие люди отличаются развитым воображением и творческими способностями, которые помогают им находить нестандартные решения в сложных ситуациях. Кроме того, у левшей хорошо развито пространственное мышление и память. Многие левши становятся отличными спортсменами, потому что соперникам бывает сложно предугадывать их действия (особенно в боксе, фехтовании, теннисе). Левши часто обладают такими чертами, как эмоциональность, импульсивность и уязвимость, им нравится быть в центре внимания.

Если ребенок левша, что делать?

Еще совсем недавно леворукость считалась отклонением от нормы, очень вредной привычкой и должна была непременно привести к проблемам в школе, плохому почерку, а то и к болезням. Поэтому бедных детей пытались чуть ли не с рождения переучивать – совали ложку в правую руку, надевали варежку на левую, чтобы ей неудобно было пользоваться, или вообще привязывали ее к туловищу, стулу или парте.

Сегодня такая одержимость уступила место здравому смыслу. Ученые доказали, что левшество – это никакая не патология, а врожденная особенность, и попытки ее искоренить могут привести к серьезным последствиям.

Методы определения ведущей руки у ребенка

Когда малышу исполнится 3-4 года, можно провести ряд специальных тестов, которые позволят максимально точно сказать, является ли он левшой или нет

Когда подрастающий человечек учится писать, держать в руке карандаш, очень важно понимать, какая рука у него ведущая, и ни в коем случае не пытаться переучивать его делать все правой рукой, если он оказался левшой

Так, в детском саду или школе учителя и воспитатели нередко настаивают, чтобы ребенок держал ручку или ложку в «правильной», правой руке. Если же родители точно знают, что чадо является левшой, необходимо заранее предупредить об этом педагога и попросить не переучивать его.

Если же ребенка приучили писать и рисовать правой рукой прежде, чем стало понятно, что он левша, то переучивать его обратно ни в коем случае нельзя, поскольку это может травмировать его психику, привести к повышенной нервозности, неуверенности в себе.

Существует ряд тестов и опросников, предназначенных для определения ведущей руки. К наиболее распространенным среди них относят:

Тест М. Озьянс

Психологи считают, чтобы узнать, левша или правша ребенок, нужно наблюдать за ним продолжительное время и отмечать, какой рукой он выполняет движения точнее, легче, более ловко.

Когда ребенок учится писать, и родители сомневаются, какая рука должна быть ведущей, рекомендуется провести ряд тестов, включающих простые повседневные действия. Так, можно воспользоваться набором тестов, разработанным М. Озьянс, который состоит из 20 заданий.

В ходе тестирования малышу предлагают:

В процессе обучения малыша навыкам письма, рисования, использования ножниц родители всегда вкладывают ему ножницы, ручку или кисточку в правую руку. Поэтому определенные действия он может выполнять правой рукой, в то время как задания, которые ребенок выполняет впервые, он будет делать исключительно левой рукой. Таким образом, наблюдая за ним во время проведения перечисленных выше тестов, необходимо особенно внимательно следить, какая рука используется при выполнении тех действий, которым ребенка не обучали специально,

Результаты наблюдений следует записывать в специальную таблицу, состоящую из 4 столбцов. В первый заносят все тесты, которые планируется выполнить, во второй ― действия, выполненные левой, а в четвертый ― правой рукой. В третьем столбце отмечают задания, которые ребенок выполняет одинаково хорошо обеими руками. Если во второй колонке окажется более чем 7 записей из 10, то можно сделать вывод, что у малыша левая рука является ведущей.

Тест Ф. Кречмер

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает оценивать выполнение ребенком следующих действий:

Кречмер рекомендует проводить наблюдения таким образом, чтобы ребенок не подозревал о цели заданий. В исследовании желательно задействовать группу из нескольких детей, а задания следует преподносить как соревнование на скорость и ловкость. Если ребенок выполняет их левой рукой точно и легко, значит, он является левшой.

Определение ведущей ноги и глаза

Определить левшу можно не только по ведущей левой руке, но и ноге, глазу.

Так, для определения ведущей ноги ребенку предлагают:

Определение ведущего глаза осуществляется следующим образом:

Нередко леворуких детей переучивают, в результате определенные действия они делают лучше правой рукой, а действия, которым их не учили в детстве, продолжают выполнять левой рукой. И уже, будучи взрослыми, такие люди не могут точно сказать, какая рука у них ведущая.

Перечисленные выше тесты применимы не только к детям, но и взрослым. Так, очень просто понять, что человек левша, по скрещенным на груди рукам. Левая рука у него всегда будет находиться сверху. Аплодируют левши, ударяя левой ладонью о правую, а когда они складывают руки в замок, большой палец левой руки всегда располагается сверху.

Мозг левшей по-другому обрабатывает информацию, эмоциональные реакции таких детей отличаются от правшей, и именно поэтому важно вовремя выявить ведущую руку еще в раннем детском возрасте

Как определить ведущую руку?

Даже в младенчестве родители могут отметить, что карапуз предпочитает ту или иную руку. Так, грудничок чаще манипулирует предметами главной ручкой – сосёт кулачок, хватает и держит игрушки, бутылочку, соску. К двум годам уже можно говорить о выработавшейся привычке, например, ребёнок берёт столовые приборы только одной конкретной ручкой.

Понять, какой ручке отдаёт предпочтение ребёнок, можно и в домашних условиях, наблюдая, как он рисует, копается в песочнице, завтракает, чистит зубы. Но более точную информацию даст специальный тест. При его выполнении нужно соблюдать несколько важных условий:

  • ребёнок не должен догадываться о цели заданий, поэтому проводите тест в игровой форме;
  • сядьте напротив малыша;
  • весь инструментарий кладите на середину столика на равноудалённое расстояние от обеих рук;
  • предметы для обследования положите в коробку, которую необходимо убрать с детских глаз. Вынимайте нужные вещи по мере надобности.

Тест М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавского

Рисование. Попросите малыша нарисовать рисунок. Не поторапливайте его, пусть он рисует в привычном темпе. После окончания работы предложите изобразить то же самое, но уже другой ручкой. Если ваше чадо отказывается, скажите: «Понимаю, что это сложно, но я уверена, что ты справишься». Рисунок, выполненный главной рукой, приятнее на вид, пропорциональней, без «дрожащих» линий.

  • Коробок от спичек. Положите перед малышом три-четыре пустых коробка и попросите найти «секретик» в одном из них. Если там будет обычная спичка, не забудьте обломить конец с серой! Главная рука выдвигает и задвигает внутреннюю часть коробков.
  • Строим фигуру. Высыпьте в центр стола счётные палочки и предложите вашему чаду построить домик. Левша задействует чаще и активнее левую ручку.
  • Игра в мячик. Чтобы выполнить это тестовое задание, подготовьте мяч для тенниса или другой не очень большой мячик, который малыш сможет подбрасывать и ловить ладонью одной руки. Попросите ребёнка взять мяч и кинуть его вам одной ручкой.
  • Вырезание силуэта. Найдите открытку с силуэтным изображением (цветочка, медвежонка) и попросите малыша вырезать эту фигурку ножницами. Главной ручкой будет считаться та, которой выполняется больше активных движений. К примеру, ребёнок взял ножницы правой рукой, но предпочитает крутить открытку левой ручкой вокруг неподвижных ножниц. В этом случае вы можете предположить, что активная рука у него именно левая, хотя ножницы и были взяты правой.
  • Нанизывание бусин. Понадобится тонкий шнурок или леска, крупные бусины. Смотрим не на то, какая рука взяла шнур, а на то, какой ручкой выполняется большинство действий.
  • Открывание бутылочек. Попросите ребенка открыть 2-3 флакона или пузырька с завинчивающимися крышками. Главной является более активная рука. К примеру, если малыш правой ручкой держит крышку, а пузырёк взял в левую, но при этом вращает не саму крышку, а пузырёк, значит, ведущая – именно левая, а не правая рука.
  • Развязывание узелков. Приготовьте шнурок средней толщины с несколькими завязанными узелками. Они должны быть неплотными и просто развязываться. Ведущей рукой является та, которая развязывает узелки.
  • Сложи узор по образцу. Материалом для задания может быть мозаика, конструктов или пазл. Главная рука берет детали, поправляет получившийся узор.
  • Есть ли у вас в семье леворукие? Просто ответьте: есть или нет.

Если при выполнении семи и более заданий (плюсом идет и вопрос о родственниках-левшах) ребёнок пользовался левой рукой, то с большой долей вероятности можно говорить о его леворукости. Более точный результат вы можете получить, обратившись к психологу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: