Чему инклюзия учит нейротипичных детей?

Лучшие инклюзивные практики в россии: их цели и принципы развития

Сложности для педагогов

Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:

  • чему обучать школьников;
  • как выстроить процесс обучения;
  • как проверять знания, которые освоили ученики.

Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий

Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.

Характеристика и основные принципы инклюзии

Определение 1

Инклюзия – это процесс увеличения степени вовлеченности каждого гражданина в социуме, в первую очередь, людей, имеющих нарушения физического развития.

Инклюзия предполагает реальное включение инвалидов в активную общественную жизнь и в равной степени необходима всем членам общества.

Определение 2

Инклюзивное образование – это направление развития общего образования, подразумевающее доступность обучения для каждого человека посредством приспособления его к разным требованиях всех учащихся, в том числе и с особыми потребностями.

Иными словами, под инклюзивным образованием понимают процесс обучения и воспитания, когда каждый ученик, не зависимо от его физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включен в общую систему образования и обучается вместе со своими здоровыми сверстниками.

Сам термин «инклюзия» предполагает включение, вовлечение или вхождение во что-то, в качестве части целого. Основная цель данного процесса – создать свободную, безбарьерную среду в обучении и профессиональной подготовке людей, имеющих особые потребности.

Образовательная политика США и Европы предполагает использование следующих образовательных подходов:

  • расширение доступа к образованию;
  • мэйнстрим – временное обучение детей с ОВЗ с ровесниками, встречи на праздниках и организация совместного досуга;
  • интеграция – совместное обучение детей с ОВЗ со сверстниками без ограничений обычной образовательной системы, которая остается неизменной и не приспосабливается под нужды учеников;
  • инклюзия – реформирование образовательного заведения, перепланировка учебных помещений под потребности каждого без исключения ребенка.

При инклюзии дети с ОВЗ принимают участие в общеобразовательных мероприятиях, общаются с ровесниками, обмениваются навыками взаимодействия в естественной среде и принимают участие в групповой учебной деятельности.

Основные принципы инклюзии:

  • ценность человека не зависит от его достижений или способностей;
  • каждый человек думает и чувствует;
  • каждый человек имеет право общаться и быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • истинное образование осуществляется в рамках реальных взаимоотношений;
  • всем людям нужна поддержка и дружбы сверстников;
  • разнообразием усиливаются все стороны жизни человека.

Ученые рассказали, как РНК влияют на развитие онкологии

Международная группа ученых и медиков с участием исследователей из НИУ ВШЭ изучила влияние микроРНК и длинных некодирующих РНК на развитие рака яичников у женщин. Ученые рассмотрели более сотни образцов опухолей и выяснили, что определенные микроРНК препятствуют мутации клеток, а длинные некодирующие РНК, связывающие их, наоборот, ее стимулируют. Полученные результаты могут помочь в разработке нового типа фармацевтических препаратов, регулирующих концентрации микроРНК у пациентов. Исследование опубликовано в International Journal of Molecular Sciences.

Наукапубликацииисследования и аналитикамеждународное сотрудничествомеждународные лаборатории

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Наукапубликацииисследования и аналитикамеждународное сотрудничествомеждународные лабораториипандемия

Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ

Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов

Перейти в каталог

Национальная академия современных технологий
Дистанционная

Теория и методика преподавания истории, дистанционная программа обучения

502 часа

20 800 ₽

Узнать больше

ООО «АДО»
Дистанционная

Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования

250 часов

8 000 ₽
4 000 ₽

Узнать больше

Национальный социально-педагогический колледж
Дистанционная

Специальное дошкольное образование + Педагог по работе с детьми с нарушениями речи

4644 часа

22 000 ₽

Узнать больше

Учебный центр «Академия»
Заочная

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях

126 часов

3 000 ₽

Узнать больше

На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Особенности инклюзивного обучения

При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.

Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.

Инклюзия и интеграция: сходства и отличия

Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.

Инклюзивное обучение Интегрированное обучение
  • Ребенок учится в общем классе
  • Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме
  • Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ
  • Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы
  • Ребенок учится в общем классе
  • Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу
  • Классы остаются обычными
  • Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь

Преимущества инклюзии для нейротипичных детей

  • Инклюзивное образование положительно влияет на академическую успеваемость нейротипичных учеников;
  • способствует снижению страха перед человеческими различиями (людьми, которые выглядят или ведут себя по-другому);
  • развивает внимательность и осознанность;
  • улучшает коммуникацию со сверстниками;
  • улучшает самовосприятие (у детей повышается самооценка, появляется ощущение собственного статуса, усиливается чувство принадлежности);
  • способствует развитию личных моральных и этических принципов, уменьшению предрассудков, повышению чувствительности к потребностям других людей;
  • повышает уровень толерантности ко всем уязвимым группам (дети из малообеспеченных семей и т. д);
  • способствует формированию теплой и крепкой дружбы между типично развивающимися детьми и детьми с нарушениями развития.

12 глубинных интервью с нейротипичными учениками в школах Канады показали, что в инклюзивных школах нейротипичные дети чаще заводят дружбу с одноклассниками с нарушениями развития и больше поддерживают инклюзию. В неинклюзивных школах всего несколько учеников дружили с детьми с нарушениями развития, в то время как в начальных классах инклюзивных школ все дети общались с особыми сверстниками. Ученица средних классов инклюзивной школы так описала одноклассницу с нарушением развития: «Так как мы учимся вместе, мы считаем ее подругой, а она считает друзьями нас». Поддержку инклюзии исследователи объясняют тем, что ученики больше склонны принимать уже знакомую ситуацию. Когда инклюзия — норма, дети скорее поддержат ее, но когда норма — раздельное обучение, они с большей вероятностью поддержат существующий порядок.

Результаты исследования также показали, что в инклюзивных школах ученики с особыми потребностями меньше подвергаются буллингу (насмешкам, оскорблениям, социальному отторжению). В таких учебных заведениях дети чаще встают на защиту сверстников с нарушениями развития.

Авторы другого исследования опросили 80 типично развивающихся учеников в Италии и выяснили, что те, кто общался с ребятами с синдромом Дауна, имел более положительный и менее предвзятый взгляд на это нарушение. Исследование 2008 года с участием учеников 6-8 классов из Чили показало, что дети, посещающие инклюзивные школы, демонстрируют меньше предубеждений, снисходительности и жалости по отношению к одноклассникам с синдромом Дауна. Авторы пришли к выводу, что инклюзивные школы способны менять негативные установки (например, жалость и межгрупповую тревогу) и содействовать положительному общению между особыми учениками и нейротипичными сверстниками.

В инклюзивных школах дети также лучше относятся к ребятам с интеллектуальными нарушениями. В исследовании с участием 256 детей от 9 до 10 лет в Греции ученики инклюзивных школ использовали значительно меньше отрицательных прилагательных, описывая детей с интеллектуальными нарушениями, в отличие от типично развивающихся школьников из неинклюзивной среды.

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов

Дальнейшие перспективы

Инклюзия – это не только про создание подходящих условий для людей с особенностями развития, но и про отношения. В первую очередь это про отношение остального общества к ним.

Современному обществу, к сожалению, все еще не хватает здоровой нравственной основы. Мы недостаточно готовы к принятию самой идеи равных возможностей и взаимодействия на равных. Все еще слабо сформирована та среда, которая является платформой для развития инклюзивного мировосприятия.

Но постепенно взгляды меняются. Поэтому формирование инклюзивного общества – это не утопия. Это – уже происходящий сейчас процесс. И то, насколько он будет быстрым, в значительной степени от нас самих.

Недостатки инклюзивного подхода к образованию

Разумеется, у инклюзивного образования имеются и недостатки. Хотя правильнее тут говорить все-таки не о недостатках, а о трудностях. Со временем их можно преодолеть. В настоящий момент эти трудности можно разделить на объективные и субъективные.

К субъективным в первую очередь относятся косность взглядов. Это касается и педагогов, и родителей (причем обоих сторон), и самих учеников. Среди родителей и педагогов, например, можно столкнуться с мнением, что «особенный» ученик среди «нормальных» детей способен оказывать негативное влияние. А родители особых детей считают, что инклюзивное образование «лишает» их должного количества реабилитационных услуг.

Из объективных трудностей можно выделить следующие:

•    адаптация учебной программы. Соединить общеобразовательную программу с коррекционной так, чтобы качество обучения не страдало, сложно. У детей разные образовательные потребности. Их удовлетворение требует от учителя наличия специальных умений, навыков и знаний

•    кадровая проблема. Сегодня не хватает коррекционных педагогов со специальным образованием. Профессия предполагает постоянное развитие, изучение множества дополнительных смежных дисциплин, связанных с обучением и воспитанием детей с задержками развития и другими особенностями

•    финансирование, доступность. Для организации инклюзивного образования необходимо создавать специальные условия, которые требуют привлечения немалых денежных средств. Не всегда помещения в школах приспособлены к потребностям особенных учеников. 

Особенности и преимущества инклюзивного образования

Выделяют несколько характерных особенностей инклюзивного образования:

воспитывающий и развивающий характер, предполагающий формирование нравственных представлений и понятий, а также воспитание адекватных способов поведения и включение каждого ученика в учебную деятельность, которая способствует развитию его психических функций и самостоятельности;
в интегрированном обучении особое значение имеет систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо, чтобы достигать учебные и воспитательные цели, прогнозировать и преодолевать возможные трудности взаимодействия школьников с разными умственными способностями;
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на занятиях по любой дисциплине, так как важно обучать всех, но принимать во внимание способности каждого учащегося по отдельности;
связь обучения с реальной жизнью. Необходимо моделировать и воспроизводить такие ситуации, которые будут трудными для учащегося, но могут встречаться в обыденной жизни
Их анализ и проигрывание становятся основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;
сознательность и активность в процессе обучения, которые могут быть реализованы благодаря использованию разных приемов обучения, которые помогают вызывать у учащихся переживания и сочувствие

Переживаниями стимулируется интеллектуальное развития.

Чтобы команда специалистов, в которую входят учитель, психолог и тьютор, осуществляла успешную работу образовательного учреждения должен быть соблюден ряд условий: преемственность, согласованность действий и систематичность, планомерность, целенаправленность и поэтапность взаимных коррекционных мероприятий.

Задача учителя – подготовить и подать материал максимально доступно для ребенка, а задача психолога – объединить усилия родителей, педагогов и учителей, чтобы решать проблемы, которые могут возникать у детей. Тьютор же помогает ребенку решать огромное количество образовательных и организационных вопросов, находить свое место в жизни, понять, что он хочет и чего может достичь в реальности. Тьютор сопровождает ребенка в среде обучения, следит, чтобы он не потерял учебную мотивацию и понял, что он хочет получить от школы и в целом от занятий.

Родителям нужно понимать двустороннюю ответственность. Нельзя просто отдать ребенка в школу и ждать результата. Родителям необходимо сотрудничать с педагогом и другими специалистами в совместном решении задач развития ребенка.

Иными словами, у каждого ребенка есть свои уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Инклюзивное образование представляет постепенный, детальный и крайне бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, учитывающую индивидуальные особенности и базирующуюся на сильных сторонах ребенка.

При инклюзивном образовании должен реализовываться принцип: каждый ребенок – активный участник школьных и клубных культурно-массовых мероприятий.

Внеклассная работа должна быть направлена на воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к детям с ОВЗ. Совместная деятельность родителей с детьми также приносит ряд своих положительных результатов.

К результатам инклюзивного образования можно отнести:

  • возможность учащихся принимать значимое, активное и постоянное участие во всех мероприятиях общеобразовательной деятельности;
  • адаптация мягкая и ненавязчивая, так как индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика, а помогает ему включиться;
  • от особой заботы в классе у ребенка создается стереотип благополучия, что он обучается на одинаковом интеллектуальном уровне;
  • есть единый образец учебного поведения для всех и для этого ребенка в частности, что может оказать воздействие на дальнейшую его социализацию. В школе он не отделяется от класса, наравне со всеми участвует в мероприятиях, часах общения, соблюдает единые требования к поведению.

Все это помогает ребенку научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать существенно более сложные учебные задачи.

В итоге у ребенка формируется навык конкурентоспособности.

Ученые разработали новый метод анализа генетического перемешивания популяций

Исследователи Международной лаборатории статистической и вычислительной геномики НИУ ВШЭ совместно с иностранными коллегами предложили новый статистический метод анализа перемешивания популяций. Он позволяет точнее определять время и количество волн миграций. Так, в истории колумбийцев и мексиканцев (потомков коренных американцев, испанцев и африканцев) по два эпизода перемешивания, которые произошли около 350 и 200 лет назад для мексиканцев и 400 и 100 лет назад для колумбийцев. Результаты опубликованы в журнале Plos Genetics.

Наукапубликацииисследования и аналитикамеждународное сотрудничествомеждународные лаборатории

Плюсы инклюзивного образования

Расширение социального круга

Инклюзивное образование играет ключевую роль в расширении круга общения всех учеников. Этот подход способствует не только улучшению успеваемости, но и развитию социальных навыков. В инклюзивной среде дети взаимодействуют с разнообразными учебными партнерами, что способствует формированию толерантности, понимания и уважения к различиям.

Социализация

Участие в инклюзивной среде обучения является ключевым моментом в формировании социальных навыков у детей. В такой среде они учатся взаимодействовать с различными людьми и адаптироваться к различным социальным ситуациям

Это важно для их будущего успеха в обществе, поскольку социальные навыки играют решающую роль в повседневной жизни

Расширение перспектив

Инклюзивное образование предоставляет всем детям доступ к общим учебным ресурсам и опыту, что открывает перед ними больше возможностей для личностного и профессионального роста. Они имеют возможность учиться наравне со сверстниками и развивать свои способности в полной мере.

Укрепление уверенности в себе

Для детей с особыми потребностями включение в инклюзивную среду обучения является важным фактором формирования уверенности в себе. Видя себя как равных участников образовательного процесса, они развивают положительное самовосприятие и убеждение в своих способностях.

Продвижение толерантности

Инклюзивное образование способствует формированию у детей уважения и понимания различий между людьми. Это помогает создать общество, где ценятся индивидуальные различия и где каждый человек чувствует себя принятым и уважаемым.

Инклюзивные практики и их принципы

В странах Запада проблема инклюзивности решается уже давно. Россия в силу множества причин поздно присоединилась к этому процессу. Однако сегодня использование инклюзивных практик широко распространено на всех уровнях деятельности.

Чтобы лучше понять суть используемых практик, стоит перечислить принципы инклюзивной политики. К ним относятся:

  • комплексность;
  • личностный подход;
  • доступность;
  • гуманизм;
  • эффективность.

К числу наиболее известных инклюзивных практик можно отнести движение «Абилимпикс». Возникло оно в Европе, и на сегодняшний день в нем участвует порядка 50 стран. В их число входит и Россия (с 2014 года). Движение представляет собой целый спектр конкурсов профмастерства среди людей с ОВЗ. Отметим, что среди таких конкурсов есть и детские, в том числе, для дошколят. Занятия и мастер-классы не только демонстрируют прогресс в развитии, но и помогают детям социализироваться.

Еще одним примером инклюзивной практики в России можно назвать проект Everland. Он решает проблемы встраивания людей с инвалидностью в сферы образования и бизнеса, помогает людям с особенностями найти работу и почувствовать себя состоявшимися профессионально. Деятельность проекта Everland во многом стала возможна благодаря партнерским отношениям с благотворительными фондами, общественными организациями, а также государством.

А вам что-нибудь известно об отечественных инклюзивных практиках? Это сложная тема, которую можно обсудить детально. Поделитесь с нами опытом – мы всегда готовы к сотрудничеству!

Что такое «Уроки доброты»?

Задачи «Уроков доброты»:

  • рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.

«Погружение детей в ситуацию, когда „здесь и сейчас“ надо проявить свою толерантность, доброту, меняет взгляд, а может быть, и мировоззрение ребенка». 

Администрация ГБОУ ЦО № 1449 

Инклюзия простыми словами: объясняем

Итак, начнем с классического определения:

Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.

Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.

А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?

Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.

Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.

Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.

Подробнее — в материале коллег из благотворительной организации «Перспектива».

«Минусы» инклюзивного образования

В инклюзивном образовании есть ряд минусов:

  1. Имеющееся на сегодняшний день инклюзивное образование, которое требует постоянной модернизации, связанной с улучшением качества.
  2. Отсутствие нужного количества квалифицированных кадров (тьютеров, учителей-воспитателей, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов), имеющих соответствующие знания по сопровождению людей, нуждающихся в инклюзивной форме образования.
  3. Не всегда объективная оценка знаний учащегося (часто завышенная) со стороны обучающего состава, в силу проявления снисходительности к нему по его состоянию здоровья.
  4. Не повсеместная доступность инклюзивного образования.
  5. Иногда встречаются отличия от общегосударственного учебного плана, который не позволяет учащимся продолжать своё образование.
  6. Отсутствие достаточного объёма информации для граждан, нуждающихся в инклюзивном типе образования. Вследствие чего возникает пласт людей, окончивших школу и не получивших дальнейшее образование, и в результате становящихся иждивенцами государства.

Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс

  • включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;
  • свободу от дискриминации в сфере образования.

Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:

  • запустили программы социально-психологической помощи;
  • создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.

Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.

Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.

Особенности интегрированного обучения

При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:

  • проводят персональное обучение;
  • организуют дополнительные занятия;
  • поддерживают на разных этапах подготовки.

При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.

Сложности внедрения инклюзии

Основные причины непринятия ученика с ОВЗ – ресурсные и социальные.

К ресурсным барьерам относят недостаток материальных средств, чтобы удовлетворить особые образовательные потребности ученика, а также недостаточный уровень знаний и отсутствие понятной школьной политики по отношению к инклюзии.

Среди ресурсных барьеров выделяют три фактора:

  • людей – их отношение, стереотипы, нехватка знаний, отсутствие опыта и пр.;
  • знания и информацию – особая образовательная политика с отсутствием коллективного опыта обсуждения и решения проблем;
  • материальные ресурсы – недостаток средств и оборудования, низкий уровень зарплат сотрудников и неравномерное распределение ресурсов.

Социальные барьеры формируются на трех уровнях:

  • макроуровень – работа государственных политических и социально-экономических институтов, а также законодательство, не соответствующее международным нормам, отсутствие единой государственной политики по отношению к инклюзии;
  • мезоуровень – идеология, массовая культура и социальные отношения в области образования. Это отражено культурными стереотипами по отношению к людям с ОВЗ, нетерпимостью и нетолерантностью, отсутствием программ по сопровождению ребенка с инвалидностью и пр.;
  • микроуровень – психологическое принятие педагогом возможности обучать совместно детей, имеющих разные образовательные потребности, то есть профессиональные установки и стереотипы учителя.

Культура

«Я не верю, что, чтобы поменять отношение к инвалидности в обществе, достаточно лишь упростить людям с ограниченными возможностями здоровья доступ в кафе и магазины. Здесь всё-таки задействовано много разных факторов, — отмечает Саймон Хейхоу. — Для сравнения можно взять наше отношение к нынешнему кризису миграции. Когда экономическая обстановка благоприятная, мы рады прибывающей рабочей силе и не против того, чтобы жить с людьми из разных стран и культур. Однако, как только дела наши начинают идти хуже, отношение к мигрантам меняется в негативную сторону».

Конечно, инклюзивность не заканчивается тем, чтобы просто предоставить всем равный доступ куда-либо: чтобы общество стало по-настоящему инклюзивным, нужно научиться принимать разнообразие. Тут полезны культурные проекты — например, специальные кинозалы, где комфортно людям с аутизмом, или музейные проекты: московский «Гараж» открывал музей на час раньше для посетителей с аутизмом. Для гостей с инвалидностью по зрению могут использовать тактильные материалы, а для гостей с инвалидностью по слуху — проводить экскурсии на жестовом языке. 

Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении

До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.

Наукаисследования и аналитиказеркальные лабораториимеждународные лаборатории

Принципы инклюзивной культуры:

Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.

Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.

Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.

В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.

Принципы инклюзивного образования

Первые учреждения инклюзивного типа появились в нашей стране в качестве эксперимента примерно в 80-90 годах 20 века. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов и утвердила ее на законодательном уровне спустя 4 года (2012). С тех пор дети с ограниченными возможностями имеют полноправный доступ к обучению вместе со здоровыми ребятами.

Таким образом, инклюзивное образование – это вид образования, регулируемый Конституцией РФ и имеющий свои специфические принципы:

Способности и достижения не определяют ценность человека.
Думать и чувствовать способен каждый человек.
Все люди имеют право на общение и успех.
Все люди нуждаются друг в друге.
Истинное образование возможно только в реальной среде.
Каждый человек нуждается в дружбе и поддержке сверстников.
Важно то, что человек может делать, а не то, чего он делать не может.
Разнообразие делает жизнь человека сильнее и ярче.

Эти принципы – манифест о ценности человеческой жизни. О том, что все люди имеют равные права несмотря на проблемы с физическим или психическим здоровьем. О том, что недостатки одних могут служить ресурсом для других.

Ученые предложили новый способ борьбы с раком

Коллаборация исследователей при участии специалистов Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ представила новый способ борьбы с трудноизлечимой меланомой. Ученые обнаружили, что одна из форм молекулы ДНК, попадая в раковые клетки, способна вызвать иммунный ответ, аналогичный реакции организма на вирус. В результате погибают клетки, поддерживающие рост опухоли, а пациент снова начинает реагировать на противораковую терапию. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Наукапубликацииисследования и аналитикамеждународное сотрудничествомеждународные лаборатории

Преимущества инклюзивного подхода к образованию

Сегодня уже есть примеры, когда инклюзия или совместное обучение детей с разным уровнем умственного развития и физического здоровья приводит к положительным результатам. 

В здоровых детях наблюдаем развитие толерантности, милосердия и ответственности, а ребята с ограниченными возможностями лучше адаптируются к жизни.

Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивной среде происходит быстрее, чем у их сверстников, которые занимаются в специализированных школах. Навыки коммуникации развиты лучше, а социальная компетенция находится на более высоком уровне.

Взаимоотношения между обычными учениками и детьми-инвалидами становятся прочнее из-за того, что первые наблюдают и осознают, что между ними много общего. Результаты обучения, вследствие насыщенной учебной программы, у тех и других повышаются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: