Школьники и моя работа: как я вижу своих учеников

Тип нервной системы у детей: сильная, слабая; подвижная, инертная

Нужно ли вмешиваться в воспитание?

Все педагоги, в связи со своей профессией, всегда оценивают любого человека. Оценка учеников — не исключение. Но ведь мы оцениваем не только знания, но и качества характера. Я всегда стараюсь видеть только хорошее в людях, но иногда, скажем честно, это сложно. Работая с детьми, я прекрасно понимаю, что они еще только развиваются и на это развитие можно повлиять. Да и более честные они — еще не испорчены жизнью.

Когда я вижу какой-нибудь намек на развитие плохих качеств, стараюсь это пресечь сразу же. Естественно, я не родитель, и, возможно, мне не надо лезть в это. Но на мой взгляд, если я занимаюсь с ребенком, будь это школа или репетиторство, я несу ответственность не только за знание предмета, но и за жизнь будущего члена общества в целом.

Разве можно закрыть глаза на то, как ребенок совершает какую-нибудь пакость и думает, что это нормально? Безусловно, никаких грубостей и наказаний, но хороший разговор, на мой взгляд, может помочь — по крайней мере, не навредит.

Если уж говорить начистоту, в своих учениках я вижу сосуды, которые можно изменить. Наполнить их рядом положительных качеств — это моя мечта и цель. У меня иногда были уроки, на которых мы с учениками просто обсуждали жизненные неурядицы, тяжелые ситуации выбора или моральные проблемы.

Ведь прежде всего, мне кажется, мы должны научить детей быть счастливыми. А все остальное — уже потом.

Типы темперамента

Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.

Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.

Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.

Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.

Выделяется четыре типа темперамента:

  1. Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
  2. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
  3. Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
  4. Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.

Обучение детей с разными типами темперамента

Деятельность человека определяется его индивидуальными особенностями развития, зависящими от типа темперамента личности. В период школьного обучения, ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность. От нее зависит его дальнейшее развитие, формирование его психологических свойств. Поэтому она должна носить положительный характер, быть интересной для учащегося, иначе, при отрицательном восприятии учебы возможно развитие других проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем.

В учебном процессе тип темперамента оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка во всех его направлениях. При этом, речь идет не о конкретном типе темперамента, а о каждом типе. Черты, присущие одному типу темперамента могут оказаться полезными в одних случаях и нести отрицательное воздействие в других.

Рассмотрим учебный процесс для каждого типа темперамента:

  1. Холерик отличается высокой работоспособностью и выносливостью в учебе. Он может выполнять задание в течение короткого временного периода. Их темп работы очень высокий. При этом, холерики готовы выполнять самые сложные задания, не учитывая ограниченность времени. Итоги их деятельности могут быть очень результативными. Однако, при таком ускоренном темпе в обучении, холерики могут быстро устать или потерять интерес к делу, на которое они убили столько сил вначале.
  2. Сангвиник характеризуется высокой продуктивностью в обучении, поскольку способен быстро переключаться между разными занятиями и заданиями. Они способны выполнять несколько заданий одновременно, причем, в ускоренном темпе, что чревато большими недочетами и ошибками. Сангвиники очень активны в учебе, если она им интересна. Она сторонники нестандартных методик обучения с применением интересных форм. Если процесс обучения становится неинтересным для сангвиника, то они теряют к нему интерес и не выполняют необходимые задания. Они очень энергичны и подвижны. Как и холерики, не испытывают сложностей в процессе обучения, легко усваивают учебный материал.
  3. Меланхолик отличается старательность в обучении. Они в принципе достаточно спокойны и сдержаны, поэтому выполняют любые задания долго и тщательно. Они не способны делать что-то очень быстро. В процессе занятий им обязательно требуются перерывы. Иногда они не могут довести дело до конца из-за отсутствия упорства, уверенности в себе или усталости.
  4. Флегматик отличается упорством и трудолюбием. Все учебные задания он выполняет прилежно и аккуратно, но очень медленно. Начать новое дело флегматикам достаточно сложно. Они долго приступают к началу выполнения задания, а потом полностью в него погружаются и не выходят, пока не доведут дело до конца. Из флегматиков выходят отличные аналитики. Они любят проводить сравнительные операции, сопоставлять факты.

Препятствие №3. Учителя не готовы к новым подходам

Заметная часть учителей в России не считают нужным переход к индивидуализации в образовании, рассказала на конференции научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Галина Токарева. Такие результаты исследователи получили в результате опроса, который завершился перед самым началом пандемии в марте 2020 года.

Только 25% опрошенных учителей считали, что обучение по индивидуальной программе способствует повышению образовательных результатов. Ещё 48% респондентов предпочли бы единую для всех программу, остальные затруднились с ответом. На вопрос, возможно ли организовать индивидуальное обучение в их школе, больше 10% ответили «нет», а 30% респондентов сочли, что «можно только для мотивированных учащихся».

О чём говорит такое распределение ответов? Мы можем сделать вывод, что учителя не видят причин менять сам принцип единой учебной программы, — ведь почти половина опрошенных считает, что именно единообразная программа способствует повышению образовательных результатов. С другой стороны, учителя, похоже, не считают большинство своих учеников достаточно вовлечёнными и ответственными для индивидуального обучения.

Но явно заметен ещё один фактор, который влияет на отношение учителей к идее индивидуализации. Внедрение индивидуальных программ и персонализированных подходов возлагает большой объём дополнительной работы именно на педагогов.

Во многом эта новая нагрузка связана с обновлением подходов к преподаванию. Например, в гимназии «Универс» в Красноярске, как рассказала Ирина Кухаренко, учителя освоили уровневую модель прогресса, чтобы отслеживать индивидуальные успехи учеников в движении к образовательному результату. Это сложнее, чем стандартный контроль успеваемости по отметкам. Хотя бы потому, что метрик и инструментов оценки при таком подходе гораздо больше. Разумное использование такого подхода — вызов и для системы управления школой.

Авторитарный стиль

Коротко: учитель говорит, ученики слушают. 

Многие из нас, будучи учениками, чаще сталкивались именно с этим стилем. Сказать, что он был эффективным или, наоборот, совсем бесполезным, будет неправильно. Поэтому стоит для начала разобраться, что это за стиль.

Авторитарный стиль ориентирован на преподавателя и предполагает длительные лекционные занятия или односторонние презентации. Студенты не являются активными слушателями. От них ожидается, что они будут делать записи и быстро усваивать информацию вопреки индивидуальным особенностям. Учителя с таким подходом не считают нужным аргументировать, почему, например, ученик не прав, а они правы. Они ждут безоговорочного послушания.

Авторитарного стиля обычно придерживаются люди с твердым характером, самоуверенные и неудовлетворенные в своей деятельности.

Этот стиль преподавания больше подходит при работе с большими группами, когда активное взаимодействие между преподавателем и студентами невозможно. Или же при записи онлайн-курсов, когда двустороннее взаимодействие, как правило, нереально. 

Чисто лекционный стиль наиболее подходит для таких предметов, как история, где требуется запоминание ключевых фактов, дат, имен и т. д. А для обучения, например, английскому, он будет не таким эффективным, особенно с детьми, поскольку взаимодействие с преподавателем практически отсутствует. 

Плюсы: 

  • возможность одновременного обучения больших групп студентов; 
  • быстрая подача и освоение большого количества материала;
  • дисциплина.

Минусы: 

  • низкий уровень запоминания информации;
  • отсутствие активного обучения;
  • потеря интереса к предмету;
  • недоверие к учителю; 
  • негативные чувства по отношению к учителю: злость, страх, ненависть.

Хотите преподавать онлайн,
но много вопросов?

Как попасть в Skyeng? Почему кандидату могут отказать? Кто поможет новичку?

Все о преподавании в Skyeng — в разделе Skyteach Help!

Узнать больше

Демократический стиль

Коротко: учитель и ученики равны.

С демократическим стилем кто-то из нас мог познакомиться в вузах. Но в наше время он не был таким популярным, как авторитарный. Многие студенты именно благодаря такому подходу влюблялись в предмет и с удовольствием учили его и участвовали в дискуссиях. 

Этот педагогический стиль предполагает баланс между учителем и учениками. Это комплексный подход к обучению, при котором личность и интересы преподавателя сочетаются с потребностями учащихся и соответствующими учебной программе методами.

Учителя с таким подходом по-прежнему придерживаются определенной структуры урока, но при этом могут корректировать его ход и придумывать нужные упражнения, чтобы заинтересовать учеников. Учитель относится к учащимся как к личностям с индивидуальными особенностями, приводит конкретные аргументы и осуществляет ненавязчивый контроль над учениками.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, чуткие и эмпатичные профессионалы. 

Плюсы:

  • высокая вовлеченность учащихся;
  • сформированное чувство ответственности; 
  • логическое понимание своих действий;
  • способность формировать собственное мнение;
  • уважительные и даже дружеские отношения с учителем.

Минусы: 

  • риск чрезмерной нагрузки для преподавателя из-за попыток быть слишком разным для всех учеников и как результат — снижение эффективности обучения;
  • риск полностью потерять контроль над ситуацией и уйти в либерально-попустительский стиль.

Здесь вы найдете личные истории преподавателей Skyeng и Skysmart! Они делятся с вами успехами, переживаниями, опытом  ️

Читать отзывы

Либерально-попустительский стиль

Коротко: учитель не контролирует ситуацию. 

Возможно, вы помните уроки некоторых своих учителей, во время которых класс сходил с ума. А может, такое случалось и в университете. Разница лишь в том, что во втором случае студенты более уважительно относятся к преподавателям, так как они уже взрослые.

Вероятно, именно из-за таких ситуаций этот стиль описывается как безответственный: учитель здесь пускает дело на самотек и переоценивает возможности учащихся. Он может дать свободу ученикам, которая вначале может восприниматься ими как возможность проявить себя. Но в скором времени это ощущение проходит, так как для эффективного учебного процесса необходим пример, которым является учитель. 

Либерально-попустительскому стилю привержены неуверенные в себе, а иногда еще и недостаточно профессиональные люди, которые стремятся перекинуть ответственность на других.

Отношения строятся на мнимой свободе. Учитель с либерально-попустительским подходом воспринимает воспитанников как самостоятельных и инициативных. А контроль носит хаотичный порядок.

Плюсы: 

  • совместная работа по достижению общих целей между учениками;
  • ученики проявляют учебную и личностную инициативу.

Минусы:

  • переоценка возможности учеников;
  • неэффективные занятия;
  • снисходительное отношение к учителю;
  • утрата чувства авторитета преподавателя в классе; 
  • отсутствие дисциплины.

Вам могут быть полезные и эти материалы:

Препятствие №4. Ресурсов одной школы недостаточно

Другой вопрос, что в большинстве случаев внутри одной школы нельзя создать разнообразную и насыщенную образовательную среду, в которой каждый ученик построит свою индивидуальную траекторию. В том же «Универсе» лабораторные занятия проводят не только учителя гимназии. Другие практики считают, что необходимо выходить за пределы школы ещё дальше — к сетевому взаимодействию.

Например, в Ямало-Ненецком автономном округе в нескольких городах, рассказал руководитель регионального департамента образования Марат Ныкышов, начался эксперимент по персонализации образовательных услуг в старшей школе.

Индивидуальные планы старшеклассников включают курсы и мероприятия не только в школах, но и в организациях дополнительного и среднего профессионального образования. Предполагается, что координировать движение школьников по индивидуальным маршрутам будут городские центры персонализации образовательных услуг. Авторы проекта рассчитывают, что он сократит перегрузку учеников: вся их дополнительная активность — кружки, предвузовские курсы, подготовка к ЕГЭ — будет учтена в индивидуальной программе.

Но на пути у эксперимента масса финансовых, нормативных и организационных барьеров. Например, управлять образовательными траекториями сразу в нескольких организациях даже в небольшом городе без цифровой платформы невозможно.

Будущее и перспективы

Иногда я размышляю о будущем своих учеников. Может быть я и оптимист, но я всегда вижу своих учеников в таких зарисовках будущего очень счастливыми. Не знаю, с чем это связано. Во мне просто живет надежда, что они справятся со всеми сложностями, которые их ожидают. Ведь я старюсь их к этому подготовить.

Бывают, правда, своеобразные моменты — когда мне кажется, что ученик (правда, чаще родители в этом виноваты) идет не совсем в правильном направлении. Например, у меня есть ученица, которая обладает незаурядными способностями к математике. И она хочет пойти на гуманитария. Не потому, что ей нравится экономика или история, а просто так! Видимо, потому что подружки идут учиться туда, ну или еще что-то. Мне просто обидно, что такой потенциал может пропасть. Возможно, она потом и передумает или в университете поймет, что хочет заниматься другим. Но по крайней мере, я надеюсь, что она себя реализует.

А вообще я придерживаюсь принципа, что все люди талантливы, и надо только найти, в чем они талантливы. А вот это уже работа педагога. Правильно говорят: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя».

Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения.

Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников. Черты, которые оказываются важными в процессе обучения:

1) уровень умственного развития ребенка, который нередко отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании которых школьник попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых, – успехи в учении, скорость и легкость усвоения знаний, умение оперативно и адекватно отвечать на уроках и т. д. Учитель может разделить класс на группы, руководствуясь умственным развитием детей, и давать каждой группе задания соответствующей трудности;

2) черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Сочетания основных свойств нервной системы образуют типы нервной системы; поэтому такие свойства часто называют индивидуально-типологическими.

Учет как психофизиологических, так и психологических черт школьников важен для достижения двух основных целей – повышения эффективности обучения и облегчения труда учителя

Во-первых, если учитель имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность: как он управляет своим вниманием, быстро ли и прочно запоминает, долго ли обдумывает вопрос, быстро ли воспринимает учебный материал, уверен в себе, как переживает порицание и неудачу

Определить уровень достижений, т. е. успехи ученика в разных школьных предметах, несложно. Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего учитель выбирает индивидуализацию заданий.

Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности школьников, встречается намного реже. Наиболее важным способом индивидуализации этой формы является помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.

Выделяют три показателя, на основе которых рассматриваются индивидуальные различия в поведении учащихся и особенности их личности:

1) отношение к учению (сознательное и ответственное, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; добросовестное, но без ярко выраженного интереса; положительное, но неустойчивое; беспечное; отрицательное);

2) организация учебной работы (организованность, систематичность, самостоятельность, рациональность);

3) усвоение знаний и навыков.

Меня раздражает…

Я всего лишь человек, поэтому мне свойственно раздражаться. Иногда меня так одолевают эмоции, что я просто еле держусь. В такие моменты я делаю перерыв во время занятия — просто говорю, что мне надо отойти.

Я человек педантичный, и меня бесит, когда кто-то опаздывает — как будто ты один на свете, пуп земли. Почему тебя должны ждать? Ведь ученики у меня идут потоком, то есть другие тоже должны будут тебя ждать? Бесит.Домашку не делают, пытаются обмануть, хитрят, выворачиваются, а бывают и высокомерно высказываются: «Мне это не надо, спасибо». Иногда я готов разорвать своих учеников — моя классная руководительница говорила в школе: «Я вас четвертую». Но так как я не так далеко от них ушел, я понимаю, что иногда просто нет сил, иногда хочется полениться или отдохнуть. Да и времени мало, хочется и того и этого. И я их прощаю.

Вообще, я человек отходчивый и быстро забываю обиды. Наверное, такое качество должно быть обязательным у педагога.

Как учитель видит ученика? Тяжелые случаи

Есть у меня и ученики, с которыми мне тяжело. И вроде бы ребята они неплохие и делают все как надо, но что-то не то. Наверное, у нас разные приоритеты или мнения. Я стараюсь никогда не отказываться от учеников, но работая с такими подумываю, что может и стоит. Честно говоря, я до сих пор не знаю, правильно ли отказываться от занятий или нет. Мне спокойнее, когда отказываются от меня (хотя такое было только один раз), чем когда отказываю я.

В таких учениках я вижу вызов, брошенный мне как профессионалу. Это как у врачей: каким бы человеком твой пациент не был, ты обязан его лечить. Вот и здесь также: каким бы ребенок не был, ты обязан его учить, и даже в какой-то мере воспитывать. Но это, безусловно, очень тяжело. Это высасывает столько энергии, что иногда чувствуешь себя будто выжатый лимон.

Но как бы сложно это ни было, мне кажется, это правильно. Нужно всегда бороться за ум и сердце своих учеников.

Другое мнение: индивидуализация бывает разная

Не все участники конференции согласились с выводом Исака Фрумина. Впрочем, он и сам подчеркнул в конце доклада: он за индивидуализацию, но хорошо продуманную. Возражения обобщила заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Ковалёва:

«Если мы обсуждаем индивидуализацию, которая выводит нас на разное содержание, то, действительно, она усиливает этот контекст неравенства. <…> Если же мы обсуждаем содержание как единый учебный материал, а индивидуализацию — как контекст способов освоения этого материала, то в этой логике она, наоборот, расширяет возможности, работает на равенство, потому что увеличивает число способов освоения одного и того же учебного материала».

Мировой опыт тоже показывает, что индивидуализацию можно понимать по-разному, и не обязательно она означает неравный доступ к знаниям. Ректор МГПУ Игорь Реморенко насчитал целых пять направлений, по которым в разных странах в школах внедряют индивидуальные подходы:

1. Ориентация на традиционные образовательные результаты

Это самое инерционное направление. В этом случае в стандарты не добавляют ничего нового, но разделяют традиционные образовательные результаты по уровням освоения. Например, в образовательных стандартах США (Common Core Learning Standards — общие базовые стандарты обучения) уровни называются грейдами. Такое дробление позволяет точнее отслеживать продвижение каждого ученика к образовательным целям. Допустим, ребёнок может учиться в шестом классе, но математику к этому времени освоить только на уровне пятого грейда. И это значит, что ему рано давать задания на уровне шестого грейда. Отчасти, по словам Реморенко, похожий подход воплощён в проекте новых российских государственных образовательных стандартов для средней школы. В них для всех предметов указано, что ученик должен уметь после каждого года обучения.

2. Ориентация на интересы каждого ребёнка

Здесь в центре внимания не единые для всех образовательные результаты, а личные качества и потенциал. Общая программа тут — только материал, и ничего обязательного в ней нет. Этот радикальный подход исповедуют педагоги-новаторы во всём мире, по нему живут отдельные экспериментальные школы, но не образовательные системы целых стран. Реморенко процитировал слова украинского педагога, создателя концепции Школы диалога культур Сергея Курганова:

«Самое главное, чему должен научиться педагог, — быть абсолютно независимым от системы образования».

Разумеется, во ФГОС такой подход не запишешь.

Личность школьника и образовательная система

Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.

Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.

О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.

Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.

Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.

Препятствие №2. Школьники не умеют управлять своим образованием

Мало обеспечить школьникам возможность индивидуальных траекторий — надо, чтобы они умели и хотели этой возможностью воспользоваться. А вот с этим у нас проблемы.

Индивидуальный путь рассчитан на зрелую личность

Заместитель директора Красноярской университетской гимназии «Универс» Владислав Галимов рассказал на конференции, что у них обучение в старшей школе уже строится по индивидуальным образовательным программам.

Суть вот в чём: каждый старшеклассник планирует выбор будущей профессии и с учётом этого выстраивает свой учебный план на два года. Поменять выбранную траекторию можно дважды. Ученики получают исследовательский и проектный опыт в профильных «лабораториях» и посещают только выбранные курсы: фактически в старшей школе нет постоянных классов, только множество индивидуальных расписаний. По словам Галимова, чтобы сориентироваться в этой сложной системе и успешно учиться, от школьника требуется большая ответственность.

То есть, чтобы обучаться по индивидуальной траектории, ученик должен быть очень мотивирован. Но могут ли все школьники в классе быть такими? Как понять, когда ребёнок готов управлять своей образовательной траекторией и готов ли вообще?

Исак Фрумин категорично заявил, что сегодня исследователи ещё не знают, что такое готовность к индивидуальной траектории, как её описать и как измерить. У учёных впереди большой путь, а практикам уже сейчас приходится изобретать собственные способы научить детей учиться.

Осложняет дело то, что сейчас семьи вовлечены в учебный процесс гораздо сильнее, чем это было в советской школе. О том, какую роль это играет в персонализации обучения, напомнила на конференции психолог, преподаватель МГПУ Татьяна Климова.

По её словам, родители часто смешивают сиюминутные желания детей и их образовательные потребности — и, например, необоснованно откладывают поступление в школу. С другой стороны, участие родителей во многом создаёт основу для развития индивидуальных образовательных траекторий — запрос на персонализированное образование от семьи и поддержка родителей ребёнку необходимы. Поэтому первый шаг к осознанному построению образовательной траектории в массовой школе — сотрудничество с родителями.

Можно ли воспитать самостоятельность

Есть ли у педагогов-практиков методы подготовки самих учеников к индивидуализации? Преподаватель красноярской гимназии «Универс» Ирина Кухаренко рассказала, что у них тестируют несколько таких инструментов. Они предназначены для того, чтобы ученики уже на ранних этапах умели отрефлексировать своё обучение: видели, какие результаты уже достигнуты, что впереди, что нужно сделать, чтобы добиться целей. Например, учителя гимназии проводят «мотивирующие уроки» перед контрольными работами, а потом обсуждают с классом результаты.

Ещё одно интересное нововведение «Универса» — рефлексивный дневник. Предполагается, что в нём ученик будет писать, чему он научился за последнее время; какие навыки и знания приобрёл, а какие улучшил; что помогло добиться результатов, а что мешало; что пока не получается совсем. Эксперимент только начинается, говорить о результатах этой практики пока рано.

Чтобы школьник был способен выстраивать свою образовательную траекторию, а не подменять важный выбор перебором вариантов, в образовательных стандартах должно найтись место для новой группы навыков — самостоятельности (self skills), считает профессор МГПУ Татьяна Ковалёва. Речь идёт не только о самостоятельности как таковой, но и о самоорганизации, самоопределении.

Выделять их из общей группы «гибких навыков» (soft skills), по мнению Татьяны Киселёвой, необходимо, потому что эта категория уже перегружена и не поддаётся чёткому определению. А чтобы «навыки самости» развивались, нужно сознательно над ними работать. Массовое образование должно повернуться в сторону принципиального формирования таких навыков, считает она: «В современной школе, в вузе и в дошкольном образовании должно быть выделено для этого место, и это должно быть встроено в общий стандарт образования».

Препятствие №5. Цифровизация пока не очень помогает персонализации

Что там, выстроить персональные траектории для учеников нескольких классов в одной школе — тоже колоссальный труд. Представьте, сколько информации о каждом ученике учителю надо учесть, чтобы на каждом занятии предлагать ему подходящие по уровню знаний и интересам задания? К счастью, сейчас мы живём в мире, где эту работу можно переложить на машины. Цифровые платформы для школ уже помогают подбирать задания и проверять решения, выдавать ученикам обратную связь, отслеживать их прогресс. Но, как справедливо заметила на конференции учитель математики гимназии №67 в Санкт-Петербурге Мария Белостоцкая, с «цифрой» тоже есть проблемы.

Трудности с цифровыми платформами бывают и объективные, и субъективные. Многие учителя, как рассказала Мария Белостоцкая, столкнулись с ошибками в заданиях и тестах от электронных помощников, поэтому им пришлось проверять контент вручную, — то есть «помощники» не упростили, а усложнили им работу.

Проблемы субъективного плана связаны с родителями: некоторые опасаются, что цифровые тесты полностью заменят живое общение, и потому недовольны, когда их детям задают «онлайн-домашку».

Сами учителя тоже часто предубеждены против цифровых помощников, рассказал Дмитрий Рубашкин из инновационного центра «Технологии современного образования». Эта организация уже несколько лет развивает цифровую платформу для начальной школы «Учим учиться», на которой дети тренируют метапредметные навыки. В школьную программу по математике или окружающему миру платформа не вмешивается. Задания направлены на развитие, например, функциональной грамотности, способности извлечь нужную информацию из данных в разных форматах.

По словам Дмитрия Рубашкина, тестирование платформы «Учим учиться» в разных школах показало, что педагогам непривычно работать с той богатой информацией о ребёнке, которую может дать «цифровой след» платформы. Кроме того, платформа делает гораздо более прозрачной работу учителя. Например, по «цифровому следу» хорошо видно, если педагог сдерживает развитие самых сильных учеников в классе, чтобы они не обогнали остальных, и не даёт им заданий под их уровень. Не каждый учитель готов оказаться «под лупой» у руководства школы, а тем более у родителей учеников.

К тому же не все учителя и родители доверяют рекомендациям искусственного интеллекта: автоматизацию в подборе заданий нередко воспринимают как попытку вытеснить живого учителя из школы.

Цифровая платформа сама по себе не меняет школу и не формирует культуру учения, предупреждает методолог Павел Кириллов. По его словам, всегда есть риск, что занятия на платформе сформируют у ученика не волю к обучению в течение всей жизни, а привычки «цифрового потребителя» без особой мотивации. И это, как и отсутствие в цифровой среде сообщества, коллектива одноклассников, — проблема на пути цифровой персонализации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: