Проективные рисуночные методики для характеристики личности взрослого

Проективный рисуночный тест на сексуальность

Интерпретация

    Расшифровку теста на сексуальность давала психолог-сексолог Анна Лебедева @zametki.psihologa

    В первую очередь оценивается свое состояние и настрой при выполнении рисунка.   Ответьте сами себе: легко ли было рисовать, какие чувства вы испытывали в процессе выполнения задания? Насколько вам легко или сложно с этим совладать?    Это в целом говорит о том, насколько вы принимаете свою сексуальность, какой бы она ни была.

   Если рисовать было сложно, неловко, не могли придумать, что нарисовать – возможно, вы тяготитесь своей сексуальностью или не принимаете ее, или она не занимает важного места в вашей жизни.   В конце можно оценить – насколько рисунок положительно откликается, какие эмоции вызывает?

  В конце можно оценить – насколько рисунок положительно откликается, какие эмоции вызывает?

    Бывает, что человек рисует не то, что собирался – это проявление подсознания либо срабатывают психологические защиты. Тут нужно задать себе вопрос – а что я скрываю, в чем не хочу признаваться даже себе.

Проективная методика «Дерево»

Авторы-Джон и Дайан Лампены, английские психологи.

Оборудование: лист с распечатанным рисунком, карандаши красного и зеленого цвета.

Инструкция: Распечатайте листы с изображением дерева и раздайте школьникам. Объясните детям, что на этом дереве живет сообщество лесных человечков, каждый из которых имеет свое настроение, занимается своим любимым делом и занимает соответствующее положение на дереве. Попросите каждого ученика обвести на своем листе красным цветом того человечка, с которым он отождествляет себя сейчас, и зеленым – каким бы ему хотелось быть.

Бланк диагностирования школьников:

Позиции, которые выбирает ученик, являются отождествлением его реального (каким он является) и идеального (каким бы хотел быть) положения

Есть ли между ними различия? При интерпретации результатов стоит обратить внимание не только на то, каких именно человечков выбрал ученик, а также то, есть ли между реальным и желаемым изображениями различие. Это свидетельствует о том, насколько комфортно себя чувствует школьник, находясь в определенном психологическом состоянии

  • Выбор позиций № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий;

  • № 2, 19, 18, 11, 12 – общительность, дружескую поддержку;

  • № 4-устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая

  • трудности);

  • № 5 – утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость;

  • № 9-мотивация на развлечения,

  • № 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность;

  • № 8 – характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя;

  • № 10, 15-комфортное состояние, нормальная адаптация;

  • № 14-кризисное состояние, «падение в пропасть».

  • Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

С помощью этого простого и в то же время информативного теста можно выяснить психологическое состояние ребенка, его уровень самооценки и выявить причины проблем в общении со сверстниками, одноклассниками и взрослыми.

Проективная методика «Школа»

Автор — Алла Баркан, доктор медицинских наук, педиатр и детский психолог.

Оборудование: лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: Раздайте ученикам белые листы и попросите нарисовать, как они воспринимают свою школу.

Пример детского рисунка школы:

Анализируя рисунок каждого школьника, обратите внимание на следующие параметры:

  • цветовая гамма;
  • линия и характер рисунка;
  • сюжет.

По каждому из параметров определяется балл от 0 до 2. Для общей оценки баллы суммируются.С помощью этого теста можно определить отношение ребенка к школе и уровень его тревожности, связанный с учебой. Рисунок анализируется по таким критериям, как цветовая гамма, линии и характер рисунка, а также общий сюжет.

1. Цветовая гамма:

  • 2 балла – в рисунке преобладают яркие и светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и др);
  • 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона;
  •  0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка:

  • 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно (используются длинные, сложные линии разной толщины, нет «разрывов» контура).
  • 1 балл — на рисунке присутствуют обе характеристики.
  • 0 баллов – объекты изображены небрежно, схематично, линии двойные, прерываются, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка:

  • 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и элементов декорирования, изображение различных предметов, яркий пейзаж (цветы, деревья, воздушные шары и т. д.), изображения детей, идущих в школу или сидят за партами, учителей и процесса обучения; теплое время года и безоблачное небо.
  • 1 балл – обе характеристики присутствуют.
  •  0 баллов – ассиметричность рисунка отсутствие деталей, отсутствие людей или изображения детей, идущих в школу в холодное время года; темное время суток.

Анализ результатов

  • 6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учебе, он открыто воспринимает учебные задачи и взаимодействия с учителем.
  • 4-2 балла — у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам. Причинами тревог могут быть нервозность, необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
  • 1-0 баллов — у ребенка явно выражен страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказа от учебной деятельности, трудностей в общении с учителем и одноклассниками.

Тест Роршаха: что это?

Тест Роршаха – одна из самых известных и популярных проективных рисуночных методик, которая была разработана психиатром  из Швейцарии Г. Роршахом. Первое упоминание об этой методике было в 1921 году. Тогда Роршах выпустил книгу «Психодиагностика».

Тест состоит из 10 карточек (наполовину цветных, наполовину черно-белых) с симметричными изображениями, которые созданы чернильными кляксами. Психолог показывает карты в определенном порядке и спрашивает, что это могло быть. Участник теста должен подробно описать то, что он видит на изображении, где он это видит и почему пятно вызывает такую ассоциацию. Картинку можно вращать, наклонять или переворачивать. Срок сдачи теста не ограничен.

Бытует мнение, что изображение, которое человек видит, свидетельствует об индивидуально-психологических особенностях и характеристиках личности. Таким образом, согласно ответам, можно судить о психике, понимать прошлое и даже частично предсказывать будущее поведение.

Важно, что кляксы на карточках не похожи на что-либо конкретное. Это вызывает ассоциативное мышление

Если не получается описать картинку, это может означать наличие определенных психологических проблем.

Ответы оцениваются по 5 категориям:

Локализация (анализируется все изображение или детали);
Детерминанты (на что обращается внимание: форма, цвет и т.д.);
Уровень формы (адекватность отражения формы изображения в ответе);
Содержание (ответ касается: людей / животных / предметов / фантастических образов и т.д.);
Оригинальность – популярность (ответ редкий или встречается более чем у 30% обследуемых).

Популярные образы

  Теперь рассмотрим самые популярные образы, которые встречаются чаще всего:

  1) Цветок.  На первом месте по популярности цветок, чаще это роза, может быть лилия или другой цветов.

  У тех, кто рисует розу — – отношение к сексуальности сформировавшееся, без метаний и сложностей, спокойное.

  Имеет значение, какой это цветок — открытый это или нет? Распустившаяся ли в полном цвету зрелая во всей красе и аромате или бутон на разной стадии? Это можно трактовать соответственно – только ли зарождается сексуальность или она уже зрелая.

  Имеет значение, есть ли шипы, если это роза. Наличие шипов означает, насколько женщина доступна, открыта к контактам, «легко ли ее сорвать, не уколовшись».

  Роза без шипов может означать спокойное принятие своей сексуальности, без эпатажа.

  Ромашка – это наивность, открытость, трогательность, скромность, простота, т.е. что-то девичье, невинное. Ей нужен хороший и чуткий партнер. Хрупкий цветок, его легко повредить.

  2) Женский образ.  Здесь широкое поле для трактования. Имеет значение, в какой она позе, лицом ли нарисована или со спины.

  Если лицо нечеткое, в виде цвета или повернута спиной – возникает вопрос, насколько женщина в ладу со своей сексуальностью и контакте с собой.

  Также нужно обращать внимание на выражение лица – радостное ли оно, довольное или серьезное, озабоченное.   Если руки спрятаны за спину – это может означать неготовность открыто взаимодействовать с партнером

  Если руки спрятаны за спину – это может означать неготовность открыто взаимодействовать с партнером.

  Предметы в руке тоже означают неготовность с кем-то контактировать.

  3) Образ фей или крыльев у женщины.  Такие рисунки – хороший знак. Это проявление легкого и радостного отношения к сексу как к чему-то приятному, что расслабляет и заставляет летать.  Женщина ощущает себя волшебницей, способной зачаровать и погрузить в сказку.

  4) Образы птиц и животных, чаще всего кошачьих.  Здесь встречаются самые разные вариации – как домашние спокойные кошечки, так и тигрицы в прыжке, лошади.  Обычно у людей срабатывают ассоциации и человек рисует стандартизированный образ, мыслит стереотипными картинками.

  Кошка – животное своенравное свободолюбивое, «гуляет сама по себе», но при этом любит ласку.  Домашняя кошечка – тягучая, плавная, нежная.  Дикая кошка – может проявить агрессию, более жесткая.

  Тигр часто означает нечто дремлющее и пугающее в себе.

  Райская птичка — способна создать волшебство вокруг себя.

  Если вы нарисовали животное, задайте сами себе вопрос – какими качествами оно обладает. Как правило, сам человек может лучше всего расшифровать свое изображение, здесь уже не вмешиваются ассоциации психолога и обобщенные трактовки.

  5) Природные явления – вулкан, гроза и др., а также образы воды, огня.  Нужно обратить внимание, в каком состоянии это явление – извергается ли вулкан или дремлет; вода бурлит или это спокойная река или неподвижное озеро. Эту характеристику нужно сопоставить с восприятием сексуальности

  Например, дующий ветер вызывает ощущение неуютности. Как будто что-то мешает расслаблению и наслаждению.

  6) Образы с присутствием других людей.  Означают, что собственная сексуальность воспринимается только через призму отношений с другим человеком.  В данном случае ощущение собственной целостности рождается из контакта с другим, можно говорить о несамодостаточности.

  7) Аксессуары или сюжет.  Здесь можно говорить про ощущение себя и своей роли в близких отношениях. Ощущение себя возникает четче, если человек привязывается к конкретной ситуации.

  Если много атрибутики – то можно говорить о важности внешнего сопровождения процесса

  8) Ракушка – символ женского лона и таинства.  Благополучный образ, свидетельствует об адекватной сексуальности.

  9) Абстракции.  Трактуются максимально разнообразно, необходимо рассматривать индивидуально, здесь обычно много тем для размышления.

  Основное, на что следует обращать внимание: какие цвета, насколько много экспрессии и нажима, из каких деталей состоит рисунок

На какие должности отбирают кандидатов с помощью проективных методик

Проективные методики направлены на изучение личных качеств и психоэмоционального состояния человека в целом. Теоретически подобные техники могут использоваться для оценки кандидатов на любые должности, но чаще всего они применяются при отборе персонала на позиции, где ведущую роль играют сильные soft skills.

Представителей каких профессий можно оценивать с использованием проективных методик:

  • руководителей всех уровней;
  • работников социальных учреждений;
  • специалистов финансового блока;
  • государственных и муниципальных служащих;
  • представителей творческих профессий;
  • сотрудников правоохранительных органов;
  • медицинский персонал;
  • работников сферы обслуживания.

Вне зависимости от профессии, проективные тесты не должны составлять основу оценочных мероприятий. Выносить решение исключительно по итогам прохождения таких методик неверно. В рекрутинге эти техники считаются лишь дополнением к другим видам испытаний.

Онлайн-оценка персонала Сэкономьте время на оценку кандидатов и сотрудников

Что такое проективные психологические методики

Проективные методики — психодиагностические техники, направленные на определение индивидуального стиля поведения человека, его ценностей и жизненных ориентиров. В основе таких приемов лежит анализ ассоциаций, образов и идей, которые «всплывают» в подсознании респондента во время испытания.

Самой известной проективной психологической методикой считается тест Роршаха, в ходе которого требуется разглядеть какой-то образ в так называемых «чернильных пятнах».

Проективные методики диагностики делятся на следующие виды:

  1. Интерпретационные. Направлены на раскрытие чувств, интересов, внутренних установок человека. Респондентам дают ряд иллюстраций или фотографий, глядя на которые нужно составить краткий рассказ, дать объяснение, свое видение изображенных на карточках ситуаций.
  2. Конститутивные. Используются для определения уровня тревожности, объективности восприятия реальности, мотивов испытуемых. На исследовании человека просят придать какой-то смысл неструктурированным стимулам или продолжить что-либо. Например, ряд изображений или незавершенный рисунок. Особенностью подобных методов является то, что тестовый материал не имеет четкого оформления и посыла.
  3. Конструктивные. Помогают определить доминирующие личностные характеристики. Входящие в эту группу техники предполагают работу с оформленными элементами (фигурки, макеты, детали), которые нужно на свое усмотрение собрать в единую «картину» или композицию.
  4. Экспрессивные. Сюда относятся тесты, которые помогают в обнаружении скрытых сторон личности. На испытаниях из этой группы изучаются почерк, стиль общения, рисунки респондента.
  5. Катартические. Цель таких методик — «вскрыть» переживания, подавленные чувства, истинное отношение человека к проблемам. Проводятся в форме игры, сценки, пародии.
  6. Импрессивные. Позволяют определить предпочтения и приоритетные потребности испытуемого. Психодиагностика основывается на анализе выбора наиболее приятных образов, изображений, фигур, цветов. Часто предлагается расположить тестовый материал от самого лучшего к наименее предпочтительному.
  7. Аддитивные. Помогают увидеть внутренние конфликты, определить мотивацию респондента, его отношение к тем или иным ситуациям. При прохождении таких испытаний требуется продолжить речевую информацию: историю, рассказ, предложение.

Проективные методики не предусматривают вариантов ответов. Человек генерирует их исходя из собственных ассоциаций, опыта и чувств.

Плюсы и минусы проективных методик
+
  • невозможно фальсифицировать ответы;
  • предоставляют доступ к информации, «спрятанной» в подсознании;
  • респондент находится в относительно расслабленном состоянии.
  • сложная интерпретация;
  • позволяют получить лишь общую личностную характеристику;
  • на результат влияет ряд условий: квалификация специалиста, настроение и возраст испытуемого, отвлекающие факторы.

В отличие от остальных этапов собеседования, которые часто проходят в онлайн-формате, проективное тестирование рекомендуется проводить в офисе. При отсутствии «живого» контакта с испытуемым могут возникнуть проблемы с пониманием ответов и обработкой результатов.

Вариации

  Далее рассмотрим примеры и их трактовку.  1. Калейдоскоп — что-то сменяющееся, вызывающее разные чувства, разные эмоции. Может означать нестабильное отношение к своей сексуальности. Но в целом что-то положительное.

 2. Если изображена женщина с тщательно прорисованными элементами красоты и ухоженности – маникюр, макияж и т.п

– это означает, что героиня уделяет внимание внешности и придает ей значение

  3. Нечетко прорисованный женский образ, намек на него – либо неконкретное отношение к своей сексуальности, либо желание манить за собой, приглашение понять ее и раскрыть. Желание быть познанной кем-то.

  4. Если женщина на рисунке чем-то прикрыта (например, пеной, цветками и т.п.) – это означает положительное отношение к своей обнаженности, но при этом нежелание полностью раскрываться. Не стыдливость, а «не так просто открываемость».

  5. Гитара или другой музыкальный инструмент.  Здесь нужно рассматривать символизм и ощущение, которые вызывает рисунок. Толковать можно неоднозначно. Например:  Гитара повторяет очертания женского тела, отверстие, гриф – фаллический символ.  Гитара женского рода, но мы ее видим чаще в руках мужчин. Может быть прекрасным инструментом в опытных руках. Много возможностей в руках мастера.

  6. Красная помада или другой активный фаллический символ.  Означает активное мужское начало, фетиш, склонность к привлечению внимания.  Женщина знает, чего хочет и как этого достичь. Склонна проявлять себя в активной роли.

  7. Горизонтальные линии могут означать диссоциации – разделение чувств и их проявлений.

  8. Если на рисунке присутствуют какие надписи, подписи — человек хочет, чтобы его правильно интерпретировали и поняли, что они имеет в виду

Важно, чтобы поняли так, как он хочет, как он наметил.  В сексе все проходит через голову, разум. Присутствует боязнь запустить этот механизм, соприкоснуться со своим чувственно-эмоциональным компонентом

  Возникают вопросы:  — Насколько это прочувствовано и присвоено себе?  — Это есть в голове, но есть ли это в телесности и чувственности?

  9. Если вдруг на рисунке присутствует еда – также рассматриваем индивидуально.  Еда – это источник наслаждения, но и способ сублимации сексуальных потребностей. Скорее, только сам автор рисунка способен правильно расшифровать его, конечно, если он честен с собой.

Интерпретация результатов по карточкам

Карточка 1

На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль.  Карточка помогает определить тип личности.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Ощущение Расшифровка
1 Летучая мышь Неприятность Боязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы
2 Бабочка Позитив Способность расти, меняться и преодолевать трудности
3 Моль Опустошенность Уязвимость и неспособность устоять перед проблемами
4 Мотылек Нет Одиночество и ощущение заброшенности
5 Голова кошки Неопределенность Боязнь внешнего мира

Карточка 2

Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Люди в движении Наличие тесных взаимоотношений с окружающими
2 Отображение человека в зеркале Эгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику
3 Собака Человек верный друг
4 Слон Раздумья
5 Медведи Скрытая агрессия и неповиновение

Карточка 3

Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Два обедающих человека В социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться
2 Образ двух кукол Пациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты
3 Два человека, моющие руки Параноидальный страх и навязчивые фобии
4 Человек, смотрящий в зеркало Эгоцентризм и невнимательность к окружающим
5 Играющие между собой люди Непостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи

Карточка 4

Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя.  Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Большой монстр Неполноценность и преклонение перед авторитетом
2 Шкура животного Внутреннее противоречие, внутриличностные конфликты
3 Мех или ковер из шкуры Страх перед авторитетами

Карточка 5

На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинка Предыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри
2 Такие же ассоциации,  как с 1 картинкой Глубокие и личные проблемы

Карточка 6

На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Шкура животного Не желание взаимодействовать с другими
2 Нора Душевная пустота и изолированность от социума
3 Страхи и ответы сексуального характера Скрытая депрессия
4 Половой акт Страхи сексуального характера

Карточка 7

Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом.  Карточка помогает определить отношение с женским полом.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать Сложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой
2 Голова женщины или дети Обострение материнского инстинкта, необходимость в заботе
3 Головы, которые хотят поцеловаться Желание стать любимым и завести отношения
4 Женские половые органы Сложности в половой жизни

Карточка 8

Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать У пациента сложная жизненная ситуация
2 Четвероногое животное Расслабленность, эмоциональное спокойствие
3 Несколько образов Мелочность

Карточка 9

Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенная форма зла Плохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя
2 Человек Организованность и хорошее планирование времени

Карточка 10

В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенные или негативные ощущения 9 карточка вызвала большие трудности у человека
2 Несколько образов Развитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры
3 Крабы и лобстеры Склонность к привязанности к вещам, терпеливость
4 Пауки Вовлеченность в сложную ситуацию
5 Гусеница Рост и развитие человека

Вывод

  Итак, после интерпретации теста сразу понятно, над чем надо работать.

  И по этому поводу мое мнение, что в первую очередь необходимо работать на телесном уровне, снимать блоки. В этом очень хорошо помогает телесно-ориентированная терапия. Я приобрела курс Натальи Касариной «Телесочка». Отзыв скоро будет. В целом могу сказать, что результат есть. Причем это как раз тот случай, когда голова и ум выключаются, и действуют только природные законы и инстинкты.

  Как и со всеми марафонами, для достижения результата их нужно действительно проходить, а не только читать об этом.  Могу сказать, что первое, что происходит после самого начала курса – очень повышается настроение и уровень энергии.

  А вот еще интересные тесты на сексуальность:

Сексуальный тип по любимому цвету

https://youtube.com/watch?v=Ql154oidJts

Японский тест: насколько вы сексуальны?

Ну как? Прошли тест? Поделитесь результатами?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: