Обучение младших школьников с типом темперамента меланхолик
Меланхолики характеризуются слабой выносливостью и работоспособностью, малыми энергетическими запасами, которые необходимо пополнять. В этой связи, меланхоликов нельзя перегружать, давая им задания, требующие большого расхода энергии и сильного напряжения.
У меланхоликов необходимо развивать такие качества, как:
- Общительность;
- Чувство коллективизма;
- Чувство долга;
- Стремление к активности;
- Умения бороться с трудностями.
В процессе обучения, меланхоликам можно давать такие задания, которые требуют сосредоточенного длительного выполнения, терпеливости и кропотливости.
Для меланхоликов подойдет творческая деятельность: музыкальное, изобразительное искусство
Период младенчества.
Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.
Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.
Рекомендации по воспитанию детей разных типов темперамента
В воспитании детей нужно учитывать особенности нервной системы. Только так можно наладить взаимопонимание и избежать конфликтов сейчас и в будущем.
Как воспитывать меланхолика
Ребенка-меланхолика нельзя упрекать и обижать, он очень долго помнит негатив. Намного эффективнее поощрять и одобрять инициативу, не смеяться над добрыми чувствами к котенку или собачке, а поддержать их. Если нужно отчитать — делать это без криков и угроз. Иначе ребенок закроется в своей скорлупе и будет в одиночку переживать несчастья.
Важно воспитывать в меланхолике самостоятельность, чтобы он научился преодолевать неуверенность в себе. Общаясь и осваивая новые навыки, ребенок перестанет замыкаться и остро реагировать на происходящее
Как воспитывать флегматика
Медлительных и невозмутимых детей не стоит излишне торопить и тормошить. Настойчивые подталкивания приведут к замкнутости, они растеряются еще больше. Не нужно впадать и в другую крайность — делать все самим, отгораживая ребенка от усилий и напряжения.
Правильнее постепенно развивать активность и любознательность, организовать интересный досуг, поощрять занятия спортом и общение с друзьями. Ходить в кино, музеи, зоопарк или цирк, ездить на природу — куда угодно, лишь бы заинтересовать малыша, заразить эмоциями.
Как воспитывать сангвиника
Ребенка-сангвиника нужно научить быть более собранным, внимательным, ответственным. Такие дети по природе беспечны, легко сходятся с незнакомыми людьми, что может привести к неприятностям.
Родителям стоит больше времени проводить с малышом-сангвиником, вместе читать, играть в настольные игры, собирать конструктор. Самостоятельно ребенок этим заниматься точно не будет. Увлечение своим примером и стимулирование интереса помогут сформировать правильные привычки.
Как воспитывать холерика
Холерику необходимо больше пространства вокруг, с ним нужно гулять, ходить в походы, играть, бегать. Такого ребенка нужно обязательно отдать в спортивную секцию
Неважно какую, лишь бы произошел выброс энергии
Параллельно следует развивать внимание и усидчивость, иначе будут проблемы в школе. После активных развлечений хорошо поиграть в спокойные игры, почитать, посмотреть мультфильм, заняться подготовкой к школе
Можно рассказывать о героях и волевых людях, которые умели держать себя в руках и многого добились.
Понимание темперамента детей поможет родителям найти верный подход к ним и облегчит воспитание. Главное — помнить, что каждый тип имеет свои плюсы и минусы. Это поможет сгладить слабые стороны темперамента ребенка и развить сильные, положительные качества.
Поделиться
Что такое иммунитет и как он работает
Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.
При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.
Поэтапное формирование личности в психологии
Принято выделять следующие этапы формирование личности в психологии:
- Желание общения либо наоборот отстранения от людей, что закладывается еще в первый год жизни. Здесь в основу ложатся контакты с взрослыми, построенные на эмоциях.
- Обретение самостоятельности и уверенности – проявляется в ребенке уже к трем годам за счет предметной деятельности, позволяющей познакомиться с окружающими малыша вещами.
- Активное изучение мира, благодаря свойственной ребенку любознательности. На данном этапе, который длится до 13 лет, развиваются коммуникативные, трудовые навыки. Они тренируются за счет сюжетно-ролевых игр, в процессе учебы.
- Половое созревание, выбор жизненных ценностей, профессии должно завершиться к 20 годам. Здесь ключевую роль играют интимное общение, учебно-профессиональная деятельность.
- Воплощение планов, реализация собственных возможностей, получение удовольствия от результатов работы, воспитание детей – длится до 60 лет.
- Заключительным этапом считается углубление в творчество, анализ и переосмысление жизни, поступков.
Получается, что личность и ее формирование не рассматривается в психологии как статичная структура. Наоборот, считается, что индивид в течение всей жизни проходит целый ряд этапов становления.
Особенности воспитания детей с разным темпераментом
Основные факторы формирования личности в психологии
Во время становления личности индивид приобретает качества, сформировавшиеся у людей в процессе исторического развития. Но нужно понимать, что вероятность появления у человека конкретного качества зависит от целого ряда факторов.
Факторы формирования личности:
Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.Ключевую роль в формировании личности в психологии принято отводить семье, поскольку именно на этот социальный институт возложена основная воспитательная функция.
Как правило, из полноценных и благополучных семей выходят гармонично развитые личности. Тогда как нерешенные в детском возрасте проблемы затрудняют дальнейший процесс развития индивида
Все мы изначально входим в общество и действуем в его рамках, придерживаясь принципов, которые были заимствованы нами от матери и отца.
Дети перенимают стили, модели поведения, роли, стратегии, тип мышления, выражение эмоций у тех взрослых, которые занимают важное место в их жизни. От родителей ребенок неосознанно наследует ценности и идеалы, положительные и отрицательные качества
Так, к последним могут относиться тревожность или мнительность.
Со временем услышанные когда-то от родителей наставления воспринимаются как внутренний голос. Постепенно формируются моральные качества: совесть, честь, нравственность, но нужно понимать, что это происходит не всегда. Каждый человек использует полученные в детстве знания и вырабатывает собственные представления о поведении, допустимом с социальной точки зрения.
Генетика.На Земле не существует пары людей с абсолютно идентичным набором генов. Некоторая составляющая индивидуальности закладывается именно генетически, поэтому новорожденные способны выражать базовые эмоции, так как их темперамент уже определен.
Когда речь идет о генетике, роль семьи в формировании личности столь же важна, как и в процессе воспитания. Ведь некоторые психические заболевания передаются именно между родственниками. Тогда как референтные группы родных, друзей, коллег и других людей из близкого окружения оказывают социальное влияние на личность.
Опыт жизни.Любое событие отражается на внутреннем мире человека, наиболее серьезный след оставляют знаковые происшествия. Нередко индивидуальный опыт влияет на дальнейший ход жизни. Дело в том, что в процессе формирования и развития личности в психологии происходит воспитание силы воли, характера, способностей, поиск мотивации.
Менталитет и культура.Менталитет или «характер народа» во многом зависит от окружающей среды, климата, в условиях которых обычно живет группа людей. Так, южане более активны, темпераментны, склонны к выражению эмоций, чем жители северных регионов.
Культура, нравственные ценности, принятые в обществе правила прививаются с рождения и ведут к формированию личности. Поведение представителей одних культур более развязно, такие люди не скрывают свои естественные чувства, в то время как другим приходится сдерживать себя, жестко следовать установленным правилам поведения.
Все перечисленные факторы влияют на человека при каждом соприкосновении с непривычной социокультурной средой. На самом деле, формирование личности представляет собой изменения в результате вхождений в новую социальную общность. Индивидуальность может проявляться по-разному в конкретной среде – все зависит от того, насколько успешно индивид преодолевает три фазы развития.
Основные этапы развития личности ребенка
Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.
Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:
- ранний детский, от рождения до 3 лет;
- дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
- отрочество – 12-15 лет;
- юность – 16-18 лет.
Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.
В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:
- Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
- Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
- Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.
При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.
Возрастные особенности развития
В зависимости от возраста человека происходит формирование характера и направленности его деятельности. также, возрастной период определяет особенности мыслительных процессов, круг запросов и способ их выражения, определенные интересы и проявления себя в социальной среде.
В зависимости от возраста человека, у него имеются определенные ограничения в развитии и, напротив, конкретные способности и возможности. Поэтому, не только индивидуальные черты личностного развития, но и возраст ребенка необходимо учитывать в процессах воспитания и обучения.
В зависимости от того или иного возраста ребенка ведется учет таких возрастных особенностей его развития:
- Параметры анатомического характера. Они отражают специфику строения организма и его физиологические показатели;
- Рост ребенка;
- Психические свойства. Сюда входит рассмотрение параметров развития эмоциональной сферы, волевых качеств, действий и двигательной активности;
- Духовная и нравственная зрелость т.е. способность осознанного усвоения и принятия духовных и нравственных норм, принципов;
- Специфика поведенческих реакций и деятельности человека.
В процессе всей жизнедеятельности человека выделяют определенные возрастные этапы его развития, учет которых необходим в конкретной научной области исследования.
В педагогике актуальной является следующая периодизация возрастного развития:
- Биологический этап развития человека. Он охватывает тот временной период, когда ребенок лишен социального взаимодействия т.е. внутриутробный период его формирования и развития.
- Социальный этап личностного развития. Он охватывает временной промежуток от рождения человека до его зрелости – 25-30 летнего возраста. При этом, данный этап делится на несколько стадий, отражающих сензитивные периоды личностного развития, какие-то особенности психических процессов, формирования интеллектуальных свойств и т. д. Например, от рождения до годовалого возраста – период младенчества. В это время происходит развитие основных физических навыков ребенка, формируются нервные процессы. Или от рождения и до трех лет – период раннего возраста, имеющий свою специфику развития всех сторон личности и, требующий особого подхода в воспитании.
Важную роль в педагогической науке, играют закономерности физического развития личности. Выделяют три ведущие закономерности:
- Более быстрое и интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте. Дети активно развиваются быстрыми темпами, а в немного повзрослев этот темп сокращается.
- Физическое развитие осуществляется совершенно неравномерно. В какие-то периоды человек развивается быстрыми темпами, в какие-то более медленными.
- Для развития каждого органа человека и систем органов предусмотрен свой темп развития. Поэтому, любое развитие нельзя считать пропорциональным и равномерным.
Какие ошибки допускают родители при воспитании личности
При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок
Категорический запрет
Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.
Гиперопека
При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.
Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.
Чрезмерная требовательность
Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.
Нотации
Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.
Безмерное баловство ребенка
Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.
Темперамент и характер: различия
Темперамент и характер — понятия, которые описывают личностные особенности каждого человека. Иногда их используют как синонимы, но на самом деле они касаются разных аспектов индивидуальности человека.
Темперамент связан с биологическими и генетическими факторами, в то время как характер формируется под влиянием окружающей среды, опыта и воспитания. Кроме того, существует ряд различий между темпераментом и характером.
1. Биологическая основа: темперамент уходит корнями в нашу физиологию и наследственность, а характер в значительной степени формируется в результате обучения и взаимодействия с окружающей средой.
2. Устойчивость: темперамент обычно более устойчив, тогда как характер подвержен влиянию и меняется с течением времени.
3. Эмоциональная составляющая: темперамент отвечает за эмоциональные реакции и настроение, а характер связан с ценностями, моральными установками и поведением в различных ситуациях.
Что необходимо учитывать при работе с детьми разных типов темперамента?
Рекомендации для «жертв ЕГЭ»:
1. Поскольку вы приучены всё делать «по образцу» (привилегия выпускников начальной школы), то образец описан выше, прямо по пунктам и возрастам. Периодизация возрастов в онтогенезе давалась на лекции.
2. Описывайте себя, факторы и примеры СВОЕГО становления, а не конспектируйте вышеизложенное.
3. Человек начинает смутно помнить себя с 4-5 летнего возраста. Поэтому для приличия, сочиняя события пунктов 1 и 2, добавляйте: «со слов моих родителей, я…».
4. Ни в коем случае не приводите пример: «когда я рисовал мелком на стене, я говорил себе — «нельзя»…». Во-первых этот пример авторы Столяренко придумали, а во-вторых вы мелком не рисовали. Разве что фломастерами на обоях, а скорее всего — лазили без спроса в папин ноутбук.
5. Кстати, о папах. Можно проанализировать и их (с мамами) влияние на Вашу «Я-концепцию». Они принадлежат в основном к поколению «детей перестройки» (мои студенты конца 1980-х годов). Их воспитывали ещё в СССР, в обстановке гуманизма, коллективизма, доброты и взамопомощи. Потом нехороший лысый пятнистый предатель устроил «горбостройку» (чем сейчас сильно гордится — обидно же признавать себя бездарью, упустившей власть, лучше сделать вид, что «так и задумано») и им, вашим родителям, сильно сменили социальную среду на «конкурентную», т. е. скотскую и звероподобную (хотя про зверей — я зря, там взаимоотношения более гуманные). Многие в том поколении просто погибли. Физически: спились, в «разборках», просто от тоски. Некоторые «приспособились», «преуспели». Большинство осталось «при своих», но попыталось «предостеречь» детей. Будучи сами добрыми и порядочными, учили: мир жесток, будь конкурентноспособным, не верь никому, бей первым. Интересно, что из этого «влезло» в Вашу «Я-концепцию»?
6. Работу желательно сдать именно на СЛЕДУЮЩЕЙ лекции. Сдадите — получите баллы. Не сдадите — Сергей Владимирович больше напоминать не будет, можете не беспокоиться. Вопрос этот вам добавится на экзамене или зачёте.
7. Несмотря на предупреждение пункта шесть — 80 процентов из вас работу вовремя не сдадут. Ну что поделаешь, такая у Вас «Я-концепция», «неконкурентноспособная».
8. Выполненная работа как минимум, поможет вам задуматься, а как правильно формировать «Я-концепцию» у Ваших будущих детей
Это очень важно. А то кому же я потом Россию передам? «Конкурентоспособным» и «успешным»? Тошнит уже от Ксюшади и Тиныкоекаки…
Какие условия обеспечат успешное формирование личности
Важные условия для формирования личности ребенка.
Пример родителей
Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив
Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.
Коммуникация с окружающими
Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.
Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.
Забота и внимание
Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние
Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.
Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.