Этапы речевого развития ребенка
Речевые навыки детей до года: базовые сроки
На первом году жизни становление доречевых навыков, происходящее в определенной последовательности, закладывает дальнейшую базу для дальнейшего уже речевого развития. Есть определенные показатели по месяцам, отражающие динамику изменений, к ним относятся:
В возрасте до полутора месяцев рефлекторные звуки и крики, которыми сопровождаются различные реакции кроха на боль, голод, касание предметов или иные раздражители. Крик состоит из преобладания гласных звуков с носовыми оттенками.
С 1.5-2 месяцев постепенно формируются попытки гуления, произношение гортанных гласных звуков.
С периода от 2-х до 5-ти месяцев постепенно происходит качественная перестройка общения, появляется эмоциональный разноголосый крик и смех, уверенное гуление на разные лады, гуканье.
В возрасте примерно 4-х месяцев произносятся гласные звуки а-у-ы, нередко с сочетанием с г. Характерны эмоциональные комплексы оживления и смех в ответ на разные действия родителей.
Ближе к 5-ти месяцам гуление уже достаточно дифференцированное, с направленным звуком и певучее.
В период полугода появляется первый лепет, проявление интереса к предметам и людям во взгляде и попытки проявления эмоций звуками и интонацией. Возможны как позитивные, так и негативные проявления звуков, хныки, восклицания, визги. Ребенок уже достаточно хорошо может передавать интонации в голосе за счет изменения силы звука и его тональности.
К семи месяцам появляется лепетная речь и произнесением отдельных слогов, которая обозначает желание совместных игр, как ориентация на знакомые звуки, игрушки с музыкальным сопровождением.
К возрасту восьми месяцев ребенок разными эмоциями реагирует на знакомые и незнакомые лица, может произносить цепочки из одинаковых слогов – ба-ба-ба, га-га-га, дя-дя-дя и тд
Он за счет движений и голоса привлекает внимание родителей, может тянуть со звуками руки навстречу, понимает смысл простых игр в ладушки, прятки.
К 9-ти месяцам предпринимаются попытки полноценного общения жестами и звуками, сопровождаемыми эмоциональной окраской, с этого же возраста предпринимаются попытки подражания словам взрослых с повторением звуков.
В 10-ть месяцев кроха понимает обращенную к нему речь в зависимости от ситуации, пользуется несколькими лепетными словами, которые соотнесены с ситуациями, он активно выражает свое настроение тоном голоса и громкостью, изменением выражения, предпринимает попытки копирования выражения лица и интонаций родителей.
К периоду 11-12-ти месяцев используются до 5 лепетных слов, которые объясняют ситуацию, дополняемые жестами и звуками, интонациями.
Что делать родителям?
Прежде всего, нужно спокойно относиться к данному факту, с ребенком нужно разговаривать не быстро, чтобы он расслышал все звуки в словах. Не стоит исправлять кроху, лучше повторить просьбу и выполнить ее. Если ребенок просит «макако», нужно сказать – «Хочешь молоко? На».
Есть звуки, которые просты для артикуляционного аппарата и сложны, звук «с» появляется не у всех детей до двух лет, а свистящие, шипящие, сонорные и сдвоенные согласные многие дети усваивают после трех лет. Одни дети могут хорошо говорить уже к возрасту 3-4 лет, а другие только к 6-ти годам. Необходимо ли в этом случае заниматься с логопедом или дома, решается в ходе очных консультаций.
На сегодняшний день, если ребенок в 1.5-2 года хорошо понимает обращенную к нему речь, имеет в словаре до 50-ти слов, включающих в себя звукоподражание и лепетные, он активно использует эти слова в речи – это нормально. Если в его речи есть двухслговые конструкции, короткие предложения – тоже хорошо
Важно при этом активно заниматься с крохой, чтобы стимулировать речевое развитие, важно с ним разговаривать, призывать к диалогу, а не заставлять повторять слова
Важно
Просмотр телевизора, постоянные звуковые фоны приводят к снижению активности в собственной речи крохи. Если есть перекос в сторону слуховой нагрузки, дети дольше будут молчать. Нужно стимулировать их к разговорам.
О своих опасениях относительно развития речи ребенка нужно сообщить врачу-педиатру, возможно нужны дополнительные обследования и консультация невролога, ЛОР-врача с оценкой слуха
Если проблем с развитием и здоровьем нет, важно, чтобы родители предпринимали некоторые меры по стимуляции речи ребенка в любом возрасте
Важно
С возраста 6-ти месяцев ребенок начинает понимать речь окружающих его людей. Это важная сторона его собственного речевого развития, которая тесно завязана на мышлении, игре и предметной деятельности, она нужна для социализации крохи. И нужно развивать речь в общении и совместных играх детей с взрослыми.
Практические советы: учим ребенка говорить играя
Упражнения и уроки могут проводиться с любым дошкольником, изменяется только подход:
- игра;
- тональность;
- время и т.п.
Родитель знает своего малыша и без проблем сможет применить домашние занятия по обучению на практике.
Чтение книги
Шнуровка
Мелкая моторика рук (ММР) тоже должна постоянно развиваться, ведь руки, как говорят ученые, являются вторым речевым органом.
Мама должна делать массаж пальчиков, играть с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.
Когда ребенок станет постарше, необходимо подключить к играм различные предметы. Пользу принесет шнуровка. Вместе с малышом надо шнуровать специальные заготовки или ботиночки.
Зарядка для язычка
Не следует игнорировать зарядку языка и губ. Пользу принесут гимнастические упражнения для развития мускулатуры детского лица:
- Вытянуть губки трубочкой.
- Растянуть губы в улыбке.
- Широко улыбнуться, показав зубки.
Также отличной разминкой будет, если кроха просто покорчит потешные рожицы перед зеркалом
Важно приучить заниматься регулярно
Имитация звуков животных и предметов
Хорошо включить уроки загадки с имитацией звуков животных. Хорошо, если ответ будет в рифму. Например: «Иго-го! — кричит малыш, значит это (лошадка)». Или: «Чирик-чирик! Не робей! Я бывалый (воробей)».
На заметку. Главное условие успеха — не заставить ребенка, а вызвать интерес, желание общаться, разговаривать.
Картины из кусочков бумаги
На мелкую моторику рук (ММР) оказывают влияние такие виды творчества. Например:
- рисование;
- лепка из пластилина;
- вырезание из бумаги и картона.
Мама должна ставить ребенку простую задачу рисовать:
- шар;
- солнышко;
- облако;
- дом.
Хорошей идеей будет рассказ сказки и составление из кусочков бумаги главного героя. Контакт с мелкими элементами позитивно сказывается на словарном запасе, развить речь.
Разминка пальчиков
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это неотъемлемая часть развития детской речи. Упражнения-игры:
- «Вылови из воды» (в таз с водой набросать ветви). Предложить ребенку выловить все эти предметы с помощью ковша или ситечка, держа в правой ручке. Если малыш левша – в левой.
- «Размести по порядку» (насыпать в миску пуговицы разных размеров и оттенков). Предложить собрать в одну тарелку пуговки одного цвета и размера, в другое – другого. Собирать надо тремя пальцами.
- «Змейки, колобки, блины» (лепка из пластилина).
- Еще одна полезная игра «Открой и закрой». Надо перед обучаемым поставить несколько банок с закрытыми крышками. Предложить открыть емкости, а потом вновь закрыть, правильно подобрав крышки. Банки должны быть различного размера и формы.
Когда нужно обратиться к логопеду
Следует обратиться к логопеду, если:
• до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
• ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);
• ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
• ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;
• ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
• ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).
Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.
Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи
А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от малыша, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.
Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша
Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.
Что? Где? Когда? Развитие устной речи у детей дошкольного возраста.
Основной способ развития речи у ребенка, это игры. Детки с радостью вступают в игру, когда взрослый озвучивает для них игрушки. К этому времени малыш уже владеет интонацией, и может изобразить волка грубым голосом, а зайку тонким. С момента, когда ребенок начал распознавать животных по внешним признакам, надо начинать рассказывать о них более детально: в каких «домах» живет, что у него на обед.
Ребенка привлекают предметы, которые двигаются. Увидев на улице машину, надо четко проговаривать тему колес, как они крутятся, что, благодаря им, машина едет и т.д.
Передвигаясь по дому, малышу надо показывать предметы, повторяя их названия — это стул, на нем сидят, а это кровать, на ней спят и прочее. Таким образом, кроме знакомства с вещами в доме, ребенок будет понимать для чего они предназначены.
Во время приема пищи также надо рассказывать малышу, как называется то, что он ест и как надо правильно держать в руке ложку и вилку.
Одевание и раздевание дает широкие возможности для пополнения детского словаря. Здесь можно добавлять не только слова, называющие предметы гардероба, но и названия самого процесса расстегивания, снимания, натягивания. Не помешает небольшая провокация: посмотреть на реакцию малыша, положив перед ним штанишки, вывернутые наизнанку
А потом объяснить, почему в таком виде их нельзя носить.На поставленный вопрос надо обязательно дождаться ответа, чтобы ребенок чувствовал к себе внимание и у него было бы желание общаться (разговаривать)
Нормы ВОЗ
1 год:
- Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
- Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
- Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
- Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
- Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь
1-2 года – увеличивается автономность:
- Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
- Увеличение пассивного словаря.
- Умение соотносить изученное слово с картинкой.
- Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.
2-3 года:
- Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
- Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
- К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.
3-4 года:
- К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
- Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
- Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
- Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
- Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
- Построение фразы становится грамматически правильным.
4-5 лет:
- Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
- Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
- В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
- Может отсутствовать четкое произношение звука Р.
5-7 лет:
- Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
- Появление внутренней речи.
- Умение выделять звуки в словах.
- В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
- Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.
Этапы формирования речи
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.
Считается, что речь развивается по двум направлениям:
- Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
- Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
- Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
- Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
- Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
- Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.
Как помочь раннему развитию речи у детей
Для раннего развития речи большую роль играет обоняние, осязание, слух, зрение, вкусовые ощущения. Родители могут стимулировать соответствующие рецепторы. Как это сделать грамотно?
Слух можно стимулировать музыкой, звуками природы и животных, родной речью. Чем больше разнообразных шумов он слышит, тем быстрее развивается. Разговаривайте в обиходе: когда купаете его, пеленаете, кормите. Озвучивайте свои действия, предметы. Отвечайте ему, когда он гулит, произносит слоги, а позже и слова.
Осязание развивают тактильный контакт: прикосновения, массаж, гимнастика. Когда купаете, меняйте температуру воды в пределах комфортных значений. Купите разные по размеру, форме и текстуре игрушки: деревянные, пластмассовые, бумажные, тканевые (плюш, ситец, фетр).
Деткам постарше можно предложить рисование пальчиковыми красками, фломастерами, лепку обычным или песочным пластилином. Развивайте мелкую моторику: подойдут даже перебирание фасолинок, пуговиц
Обратите внимание на бизиборды: они оснащены различными предметами и конструкциями, которые помогут развить не только моторику, но и память, мышление, воображение
Разнообразить вкусовые ощущения поможет разная консистенцию блюд, вкусов. Постепенно расширяйте рацион малыша, предлагайте новые блюда, но первые порции должны быть небольшими.
Стимуляции зрительного анализатора способствуют окружающие предметы. Не нужно обвешивать кроватку мобилями и игрушками: достаточно нескольких предметов, которые находятся на различном расстоянии от его глаз. Так он научится фокусировать свое зрение
В дальнейшем, как ребенок станет старше, он будет обращать внимание на предметы в комнате, на улице
Развитию обоняния способствует знакомство с запахами. Малыш ассоциирует различные запахи с событиями в жизни: мама пахнет молоком, ванная комната «» травами, улица «» травой, запахом цветов.
Что не надо делать при развитии речи
Многие родители из любви к малышу стремятся предугадать любое стремление и желание малыша. Но такие действия мешают формированию речи, не стимулируют ребенка стараться сделать так, чтобы его поняли. Вот список основных ошибок родителей:
-
Исполняют желание малыша без слов. Люди, которые ежедневно и круглосуточно взаимодействуют с ребенком, прекрасно понимают, что ему нужно по взглядам, жестам, отдельным звукам. Но с незнакомыми людьми ему будет дискомфортно от того, что он не может ничего объяснить. Здесь все просто: нужно стимулировать ребенка проговаривать, что он хочет, чаще общаться с новыми собеседниками, и ему волей-неволей придется развивать навыки коммуникации.
-
Занижают или завышают требования к развитию речи. Эти две крайности одинаково негативны: в случае занижения родители ни о чем не просят малыша, а в случае завышения – буквально заваливают его развивающими речь упражнениями, заучиванием стихов, постоянно требуют что-то повторить и сказать, от чего ребенок переутомляется и просто отказывается выполнять. Хуже всего, когда оба подхода воздействуют на ребенка от разных взрослых.
-
Сюсюкают, коверкают слова, используют звукоподражательные слова (бибика, нямнямка и т. д.). Ребенок учится речи в первую очередь у значимых взрослых, а значит – они должны быть образцом правильности.
-
Говорят с ребенком в быстром или слишком медленном темпе, с невыразительными интонациями. Конечно, это хороший прием, если вы укладываете малыша спать, но для развития речи нужно применять все интонационное и выразительное разнообразие языка.
Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников
Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет
Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.
Основные принципы:
- простая рифма
- повторение звуков или слов
- небольшой размер
- сопровождение жестами/действиями
Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.
Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:
- эмоциональный контакт с ребенком
- развитие его речевых навыков
- массаж пальчиков
- изучение частей тела
- помощь в установлении режима
Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.
Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:
утренние гигиенические процедуры
Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.
Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей
Варианты игр с ребенком ограничены лишь фантазией родителей. При этом малыш часто самостоятельно подсказывает, чем ему хочется заняться, распределяет роли и организует игру.
Ваша миссия − наполнить игру развернутыми диалогами, чтобы игра была не только увлекательна, но и полезна для развития речи крохи. Это могут быть:
Прятки
Классическая игра «ку-ку» с грудничками, постепенно может видоизменяться. Можно прятаться за чем угодно, привлекая ребенка словами «где мама?», «найди маму». По мере взросления ребенок начнет с удовольствием прятаться сам, а вы с соответствующим словесным сопровождением будете его искать
Сюжетно-ролевые игры
Поначалу это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, братику, сестричке, говорить «алло», узнавать «как дела?» и наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки
«Угадай-ка»
Вариаций игр множество. Можно спрашивать ребенка: «угадай, что я делаю?» и показывать какое-нибудь действие: расчесываться, разливать чай в чашки. Или спрашивать: «угадай, кто я?» и изображать зайчика или медвежонка. Можно показывать мягких зверушек и спрашивать: «угадай, кто это?», «а что он любит кушать», «где живет?». Если ребенок не может ответить, следует давать развернутый ответ самостоятельно, и через некоторое время повторять малышу вопросы
Активные игры
Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с речевыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка. Примеры:
потешка с движениями 1
Пять частых родительских ошибок в общении с ребенком
Сюсюканье
Младенец должен слышать слова, произнесенные обычным человеческим языком — таким, на котором он сам впоследствии будет говорить. Детский лепет, безусловно, привлекателен, но не увлекайтесь словоформами вроде «гав-гав» (собака), «чух-чух» (поезд) и «бо-бо» (болит). Впоследствии вам трудно будет объяснить подросшему карапузу, почему его любимая игрушка вдруг перестала быть «бибикой», а стала называться «машиной».
Дефицит разговоров и книг
Многие родители не считают нужным разговаривать с ребенком, тем более читать ему книжки: зачем, он ведь еще такой маленький! Между тем только из обращенной к нему речи взрослых (и ниоткуда больше!) кроха черпает свои первые языковые умения. Так что, будьте уверены, может, он вас и не понимает, но «на ус наматывает»!
Переизбыток впечатлений
Бывает и наоборот: малыш с интересом слушает книги, и хочется каждый день предлагать ему новую! А еще — стишки, песенки, мультики… Некоторые дети попросту не справляются с таким объемом информации (иногда перенасыщенный информационный фон даже становится причиной заикания). Пока кроха слишком мал, лучше повторяйте ему одну и ту же потешку изо дня в день: поверьте, она ему не наскучит, зато принесет много пользы.
Повышенные требования
Ребенок в год еще не должен говорить предложениями и пытаться повторять стихи. Если малыш пытается это делать, затыкать ему рот, конечно, не стоит, но и стимулировать раннее речевое развитие ни к чему. То же самое можно сказать и о методиках типа «английский для ползающих», «читаем с пеленок» и т. д. Во-первых, нет ни одного исследования, доказывающего их стопроцентную «безопасность», а во-вторых, польза от такого обучения весьма сомнительна.
Отказ от помощи
Большинство мам консультируется по поводу развития речи с бабушками, подругами, соседями по площадке — словом, с кем угодно, кроме специалистов. Между тем из двух с виду одинаковых малышей один может иметь проблемы в развитии, а второй — нет, и разобраться тут под силу только профессионалу. Поэтому при любых вопросах, вызывающих беспокойство, не бойтесь обращаться к детским психологам и логопедам.
Больше полезных и интересных материалов о развитии речи у малышей — в нашем канале на .
Речь ребенка от рождения до 3 лет
С момента рождения до 3- летнего возраста речь малыша развивается впечатляюще быстро.
- От рождения до 3 месяцев единственным доступным средством общения для малыша остается крик. Это сигнал и о голоде, и о мокрой попке, и о нехватке мамы, и о желании спать, и о коликах в животике.
- 4 — 6 месяцев – период так называемого «гуления», когда малыш протяжно произносит простые звуки, а затем слоги.
- С 7 до 10 месяцев кроха учится собирать простые слоги в простые слова (мама, баба). Правда, пока еще он не соотносит эти слова с людьми или предметами, которые они обозначают.
- В 1 год у ребенка в словарном арсенале около 20 слов. Большинство из них пока простейшие, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, кака, вава). Но годовалый кроха уже начинает относить конкретное слово к конкретному предмету или человеку.
- Ближе к полутора годам ребенок учится формулировать простейшие предложения из 2 слов («мама, дай», «киса цаца»). Сейчас ребенок начинает не просто соотносить слово и предмет, но и понимать, какими отношениями связаны отдельные предметы. Поэтому в речи крохи появляются как слова-названия (киса, ляля), так и упрощенные «глаголы» (ам-ам, топ-топ, бай-бай), указательные слова (так, это, там, туда).
- Примерно в 2 года происходит настоящий речевой прорыв: в речи ребенка довольно быстро появляются предлоги, местоимения, он учится строить предложения с правильным порядком слов, согласованными окончаниями. Он осознает себя как отдельную личность (я), может описать некоторые свои ощущения (холодно, грустно, больно) и собственные качества (я хороший, я большой, я добрый, я мальчик).
- Ближе к 3 годам малыш начинает давать абстрактные оценочные суждения (это хорошо, так нельзя), может объяснить понятные ему причинно-следственные связи («дождь, потому что тучи», «я поел — давай гулять»).
Что может навредить развитию речи?
Есть ряд факторов, которые врачи, психологи и логопеды считают неблагоприятными для развития речи и ребенка в целом.
-
Наследственность. Не существует точной связи между нарушениями речи или психики у родственников и детей, однако статистика показывает, что у детей с неблагоприятной наследственностью речевые дефекты возникают чаще, чем у других.
-
Осложненное течение беременности (сюда относятся все травмы и болезни будущей мамы, угрозы выкидыша, возраст родителей и даже их нежелание иметь ребенка).
-
Родовые травмы, слишком быстрые или, наоборот, затяжные роды, применение стимуляции родовой деятельности, асфиксия и гипоксия у плода.
-
Различные неврологические патологии и микропатологии (в том числе повышенное внутричерепное давление, гематомы мозга, гипер- или гипотонус мышц).
-
Перенесенные ребенком заболевания, такие как менингит, энцефалит, полиомиелит, цитомегаловирусы.
Играйте в ритмические музыкальные игры
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает стимулировать ребенка и связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, это он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи детей: собственное движение малыша оказывает сильное положительное влияние. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие
При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.