Этапы развития дикции
Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.
Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.
К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.
Список скороговорок
Бык тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка была губа тупа. |
Верзила Вавила Весело ворочал вилы. |
Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. |
Варежки у Вари Пропали на бульваре. |
Бобр добр для бобрят. |
Отвори, Варвара, ворота. |
Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, приговаривала. |
На иве галка, На берегу галька. |
В дупле на дубе дятла дом, Целый день сидит он в нём. |
Надя надевала Пододеяльник на одеяло. |
Я жук, я жук! Я тут живу, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Я не тужу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж… |
Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его. |
Ель на ёжика похожа, Ёж в иголках, ёлка тоже. |
У ежа ежата, у ужа — ужата. |
Жужжит жужелица, Жужжит, да не кружится. |
Идёт козёл с косой козой, Идёт козёл с босой козой, Идёт коза с косым козлом. |
Закрыт замок на замок. |
Колокольчики на окошке, Под окошком кошки в лукошке. |
Сок с берёзы стёк, Стёк с берёзы сок. |
Клала Клава лук на полку, Кликнула себе Николку. |
На кочке квочка, Квочка на кочке. |
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Во мраке раки Шумят в драке. |
Под липой лиса, На липе оса. |
Налили Лене лимонада, А ей ещё лимона надо. |
На льдине спит тюлень, Он ленится весь день. |
На лужайке дятел жил, Дуб как долотом долбил. |
Полы мыла Алла, А Лена помогала. |
В лимане налима Ловили для Милы. |
Вымыли мышки Миску для мишки. |
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. |
Забавной обезьяне Бросили бананы. |
Наш Полкан попал в капкан. |
Пичуга на ветке, Питон в клетке. |
Пила липу пилила, Пилила — напылила. |
На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова На траве двора. |
За тараканом — с барабаном, За комаром — с топором. |
Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. |
Варвара варила, варила, Да не выварила. |
У Сони и Сани в сетях сом с усами. |
Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой. |
Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась о гуся бабуся, Не будет подарка у юной Маруси —Все бусы склевали по бусинке гуси. |
В поле — все, все, все: В поле — сев, сев, сев. |
Связку сушек сушил Саша на суше. |
Банты у Ани, Ленты у Тани. |
Тары-бары-растобары, У Варвары куры стары. |
Наш Филат Не бывает виноват. |
Муха – горюха села на ухо. |
Грызёт белка орех, А ребятам смех. |
Целый день цыплёнок Цып Возле курицы сидит. |
Скворцы и синицы — Весёлые птицы. |
Мы купили огурцы, Хлебцы, соль и леденцы. |
Шла Саша по шоссе И сосала сушку. |
Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон — Как в капюшоне он смешон! |
На дереве — почки, Под деревом — бочки. |
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. |
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. |
Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. |
Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. |
Щёки красные у Саши, Щей он много ел и каши. |
Два щенка щекой к щеке Грызли щётку в уголке. |
Слайд 13Примеры морфологических ошибок в речи детей.1. Неправильные окончания имен существительных,·родительный
падеж, множественное число: с окончанием –ей — карандашов, дверёв, ежов,этажов;
с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;·родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;· винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных: Папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;1. Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;2. Склонение несклоняемых имен существительных: на палъте, кофий, кофию, на пианине, в кине.3.Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.
Скороговорки на буквы
Овладение всеми звуками языка у малыша происходит постепенно. К 3,5 годам в речи ребёнка появляются свистящие звуки (з,с,ц), следом за ними идут шипящие (ч,ж,ш,щ). Ближе к 5 годам вводятся звуки {р} и {л}. Не все звуки получаются сразу, и это не страшно. Своевременно начатые тренировки труднопроизносимых звуков помогут быстро устранить все речевые дефекты.
Незаменимым помощником в этом деле стали скороговорки, которые используются как в домашних условиях, так и на занятиях с профессиональным логопедом. Современные скороговорки насчитывают сотни вариантов для оттачивания правильного произношения любого звука. Родителям остаётся лишь выбрать из них те, которые соответствуют возрасту малыша по сложности. При этом стоит учитывать, что длинная скороговорка – не всегда значит сложная.
Скороговорки на «б» и «д»
Для отработки произношения звуков «б» и «д» можно использовать следующие фразы:
У Бобы винт, у Вити бинт.
Краб крабу сделал грабли.
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
Белые бараны били в барабаны.
Бобры для бобрят добры.
На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.
Добыл бобыль бобов.
Брёл по речке Боря в брод, Уронил свой бутерброд.
Скороговорки на «т» и «д»
Научиться различать и чётко произносить звуки «т» и «д» помогут такие варианты:
По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь.
Тридцать три вагона вряд. Тараторят, тарахтят.
На дворе трава, на траве дрова.
Дятел выдолбил дупло, Дятлу в том дупле тепло.
Деликатный кот не доел деликатес.
Скороговорки на «р»
Именно с этим звуком у малышей часто возникают трудности. Его произношение непросто даётся даже некоторым взрослым. Скороговорки со звуком {р} очень важны в работе над чистой речью и хорошей дикцией. Для начала следует выбирать короткие и простые варианты, а для закрепления полученного навыка перейти к более сложным выражениям.
Враг не друг, у ног нет рук.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Боря Ире дал Ириску, Ира Боре – барбариску.
У королевы был кавалер. У кавалера была королева.
У Кондрата куртка коротковата.
Крута гора, в горе — дыра.
Скороговорки на «л»
{Л} – это ещё один труднопроизносимый для детей звук. Работу над его произношением не следует откладывать.
Пол мыла лара, Лиля Ларе помогала.
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
Вкусна халва, халве хвала!
Лань лизнула Лину в лоб.
Скороговорки на «р» и «л»
К скороговоркам повышенной сложности относятся прибаутки, в которых встречаются одновременно оба трудных для малышей звука – {р} и {л}.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Варила, Варвара, варила, да не выварила.
Кроль – орёл, орёл – король.
Протокол по протоколу протоколом запротоколировали.
Кто колпак переколпакует и первыколпакует?
Скороговорки на «г»
Прибауток для тренировки звука {г} тоже много. Они также представлены простыми и более сложными вариантами.
Пал град на пять гряд.
Гордится графиня гранёным графином.
Груша гусениц не любит, грушу гусеницы любят.
Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
Где горы в городе Гагры?
Скороговорки на шипящие
Шипящие звуки – настоящее испытание для многих детей, да и взрослых тоже. Регулярное проговаривание тренировочных фраз позволит ребёнку незаметно для себя правильно выговаривать шипящие звуки.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Шесть мышат в камышах шуршат.
О чём ты плачешь, чучело? Быть чучелом насучило.
На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча.
Не живут ужи, где живут ежи.
Скороговорки на «п»
Наш Полкан попал в капкан.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
Купи кипу пик.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Скороговорки на «с»
Свистящие звуки также заставляют малыша потрудиться, прежде чем он научится их дифференцировать с шипящими.
У лисы усы для красы.
У киски в миске сливки скисли.
У Сени с Саней в сенях сом с усами.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Использование скороговорок для детей для развития их речи и дикции – отличный способ в игровой форме развить речевой аппарат ребёнка, помочь ему в овладении трудных для произношения звуков. Регулярные занятия сделают речь внятной и выразительной, а это один из важнейших факторов для успешного обучения детей в школе.
Требования программы
Программа предусматривает нарастание и усложнение требований и материала от младшей группы к старшей. В каждой группе ведется работа над всеми сторонами языка ребенка, но ее объем постепенно расширяется. В старшей группе должна завершаться работа над фонетической стороной детской речи, тогда как все другие стороны будут в дальнейшем совершенствоваться уже в школе. Ребенок, подготовленный в детском саду к пользованию всеми сторонами языка, переходя в школу, приступает к изучению языка, его правил и законов.
Осуществление программы в каждой группе зависит от того, как она была выполнена в предшествующей группе. Разумеется, резкой грани между программами смежных возрастных групп нет, и при необходимости воспитателю следует обращаться и к программе более младшей группы.
От теории к практике
Покорить «великий и могучий» можно в домашних условиях с помощью простых упражнений. Уделяйте им минимум 15 минут в день, и Вы добьетесь нужного результата.
1.Началом каждого занятия должна быть разминка:
•протяжно тяните гласные буквы;
•мяукайте как медлительный котенок;
•устройте физкульт-минутку для языка: двигайте им вправо-влево, а затем вверх-вниз;
•постарайтесь не засмеяться во время упражнения «Пятачок»: вытяните губы вперед и делайте круговые движения, не размыкая их;
•широко улыбайтесь, не открывая губ;
•из предыдущего положения выполните упражнение «Забор» — откройте рот, чтобы показать все зубы.
2.Продолжаем упражнениями для языка:
•дотрагивайтесь языком до неба и опускайте его с цокающим звуком;
•с закрытым ртом водите языком от одной щеки к другой;
•попробуйте достать кончиком языка до подбородка;
•покажите язык с открытым ртом;
•откройте рот и сверните высунутый язык в форме чашки;
•с открытым ртом сделайте из языка горку: дотянитесь им в нижнюю челюсть, чтобы он приподнялся.
3.Как видите, упражнения совсем несложные и даже веселые.
Такой подход гарантирует, что занятия не будут утомлять ребенка, а в скором времени начнут выполняться автоматически. Не забывайте контролировать правильность выполнения и при необходимости мягко направлять ребенка. Для разнообразия Ваших занятий хотим предложить Вам еще несколько логопедических игр:
•Игра «слоги» очень проста: произносите различные слова четко по слогам. Это полезное развлечение будет кстати по пути в детский сад или школу.
•От души повеселиться можно, играя в «Пантомиму». Предлагайте ребенку театрально показывать различные эмоции с помощью мимики. Можно поддержать его и покривляться всей семьей.
•Включайте в свой досуг различные игры со свистком. Например, пусть ребенок будет полицейским. Вооружившись свистком, он должен строго отлавливать нарушителей. Объясните ему, что при вдохе живот должен раздуваться, а при выдохе сжиматься.
•Скороговорки и чистоговорки – это отличный способ подтянуть дикцию. Лучше произносить их перед зеркалом, четко проговаривая каждое слово.
Этапы развития дикции
Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.
Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.
К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.
Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал;
2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него;
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат;
7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»;
9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»;
11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев
Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)
Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками;
- 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;
- 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Алгоритм разучивания скороговорки
- Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
- Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
- О чем говорит скороговорка?
- Какие герои там действуют (если текст о людях или животных)?
- В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события)?
- Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
- Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
- Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
- Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
- Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
- Для того чтобы скороговорка стала интересной забавой, организовать в семейном кругу игру с фантами «Кто быстрее расскажет? У кого лучше всех получилось? Кто припомнит больше всех прибауток?»
Смешные скороговорки
Чем интереснее и смешнее будет сюжет у сложноговорки, тем легче ее будет учить. Такой вид обучения понравится и детям, и взрослым. Мы приведем вам здесь короткие и длинные, простые и сложные варианты смешных скороговорок.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!
- Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
- Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
- Баркас приехал в порт Мадрас.
- Матрос принес на борт матрас.
- В порту Мадрас матрас матроса
- Порвали в драке альбатросы.
- Сев в такси, спросила такса:
- «За проезд какая такса?»
- А таксист ответил так:
- «Возим такс мы просто так»
- Киллер на вилле ест вилками чили.
- С утра на работу никому не охота, скорей бы суббота, субботу охота.
- Водка в стакане играет, искрится. Радует душу и греет утробу. Если же водка мешает учиться, Брось ее нафиг, такую учебу!
- Наши поезда — самые поездатые поезда в мире, и никакие поездатые поезда не перепоездят наши поездатые поезда по поездатости!
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Саша шапкой шишку сшиб.
- Сняли с Надежды цветные одежды,Без одежд Надежда не манит как прежде.
- Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться.Уж от ужаса стал уже —ужа ужица съест на ужини скажет: (начинай сначала).
Если ребенок только учится говорить
Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.
Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук
Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре
Разминка для дикции
Карандаш в зубах — отличное упражнение для дикции
Перед публичными выступлениями обязательно нужно провести разминку дикции. Для этого можно воспользоваться способами, описанными выше. Например, взять в зубы карандаш и прочесть несколько скороговорок. После чего нужно произнести тоже самое без карандаша.
Попробуйте произнести сложные слова из текста, который нужно донести до слушателей, несколько раз. Прочтите любимое стихотворение по памяти. Нескольких минут такой разминки хватит чтобы размять свои голосовые связки, мышцы лица и настроить себя на выступление.
Также размять дикцию можно с помощью следующих упражнений:
Высунуть и спрятать | Выдвигаем язык вперед как можно дальше, затем прячем его обратно. Двигаем языком вперед, а потом назад. Продолжительность упражнения — 2-4 минуты |
Укалывание щек языком | Начинаем колоть по очереди свои щеки языком. Сначала колим левую щеку, потом правую. Продолжительность упражнения 3-5 минут |
«Чистка зубов» | Вращаем язык во рту по кругу. Рот при этом должен быть закрыт. Делаем 15-20 вращений по часовой стрелке и наоборот |
Круговые движения | Вытягиваем язык и крутим ним по кругу. Делаем 10-15 кругов по часовой стрелке, затем против |
«Трубочка — улыбка» | Вытягиваем губы вперед, через 3 секунды начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делаем это упражнение минимум 3 минут. |
«Пузырь» | Надуваем сначало одну щеку, затем другую. Продолжительность 2 минуты |
Последние новости центра
-
255
16.04.2024
График работы в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…
-
259
16.04.2024
Центр в Реутово закрывается на ремонт
Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …
-
1233
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
696
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
889
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
633
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…
-
1019
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
981
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…
-
620
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Русские народные
Такие скороговорки являются проявлением старинного устного творчества Древней Руси, поэтому они будут полезны еще и в целях просвещения. Больше понравятся детям, хотя и взрослым можно попытаться поработать с ними, чтобы убедиться в их непростом произношении.
- Алый колпак красивее в сто крат.
- Берестовое лукошко полно морошки.
- Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
- Во мраке раки шумят в драке.
- Вставай, Архип, петух охрип.
- Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
- Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку — испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.
- Ест кискa суп из миски. Сытa кискa, пустa мискa.
- Из соседнего колодцa целый день водицa льется.
- Купилa бaбуся бусы Мapусе.
- Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.
- Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
- Слава у Власа съел все сало.
- По семеро в сани уселись сами.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Тексты для старших дошкольников
В эту группу следует отнести материал со всеми звуками русского языка. К семи годам речь у ребенка сформирована полностью и для качественного обучения в школе необходимо иметь правильное произношение. Если малыш слышит и произносит слова неправильно, то после поступления в начальное учебное заведение он будет испытывать большие трудности при письме.
Для разнообразия занятий следует использовать не только знакомые многим родителям шаблонные примеры, но и применять шуточные скороговорки для дошкольников. Они способствуют не только грамотному овладению основами речи, но и создают положительное эмоциональное настроение. В качестве примера можно привести такие стихи:
«Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик».
Скороговорки на букву Р и другие сонорные
Сонорные согласные, с которым относятся «р», «л», «м», «н», являются одними из самых сложных в произношении. Поэтому в первую очередь нужно заниматься отработкой данных звуков. Ниже мы приведем 15 вариантов скороговорок, которые направлены на отработку буквы Р и других сонорных согласных.
- Рисовала рамку Рима, мама краски подарила.
- У редьки и репки корень крепкий.
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Четыре черненьких чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.
- Грянул гром – гроза в разгаре.Много гроз и грома в мае.
- Лень ленивцу полениться,Обленила лень ленивца.
- Лом ломает толстый лед,Лом ломать не устает.
- Ландыш лютику сказал:Лето я так долго ждал.
- Лунной ночью лунный котПесни лунные поет.
- Шла мартышка в гости к мишке,Шли с мартышкой к мишке мышки.
- Мама Ромы моет раму,На районе роют яму.
- Матросы в матросках,Матроски в полосках.
- Ноги мокрые у Нюши, Нюша наступила в лужу.
- Не мы ли на Ниле налима ловили?
- С носа на нос переносица, ну никак не переносится.
Игры и упражнения на развитие четкой дикции у детей
Важно использовать разные игры для дикции для детей. Такие мероприятия помогут развить артикуляцию и произношение звуков
Стоит попробовать такие игры для развития дикции:
- «зеркальце». Попросите ребенка повторять за вами слова и движения губ, будто они отражаются в зеркале. Это поможет развить мимику и плавность движений губ и языка;
- «шепотом и громко. Попросите ребенка произносить определенные слова или фразы, сначала шепотом, а затем громко. Это поможет развить контроль над громкостью речи и улучшить артикуляцию звуков;
- «звуковые цепочки». Нужно составить цепочку слов, в которой каждое следующее слово начинается на звук, на который заканчивается предыдущее. Это упражнение развивает умение слышать и произносить звуковые сочетания;
- «выразительное чтение». Предложите ребенку прочитать короткий текст или стихотворение, подчеркивая выразительность произношения и передачу эмоций. Это помогает развить плавность речи и точность артикуляции;
- «игра в диктора». Попросите ребенка сыграть роль диктора, четко и выразительно произносящего текст или объявления. Это поможет развить уверенность в себе и артикуляцию;
- «путешествие по мультфильмам». Попросите ребенка повторить фразы из разных мультфильмов с различными персонажами. У этого упражнения есть две цели -развитие четкости и артикуляции речи, а также развитие навыка передачи интонации и характера персонажа;
- имитация звуков — попросите ребенка повторить различные звуки, такие как звук дождя, мотора, часов, птицы. Это упражнение помогает развить гибкость и точность артикуляции и содействует обучению различать и произносить различные звуки.
Важно выбирать игры с учетом возраста ребенка и его индивидуальных особенностей
Скороговорки для развития речи и дикции у детей 6-7 лет (с буквой Е, Ю, Я)
Детки младшего школьного возраста могут нечетко произносить некоторые гласные звуки. Поэтому для них рекомендованы следующие скороговорки с буквами Е, Ю, Я.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
В дневнике у Авдея – две двойки,
В дневнике у Вадика – девять двоек.
У Вени – виноград, у Вани – винегрет.
Гамаюн поет, поет,
Гамаюн клюет, клюет, да не выклюет.
Брал Юра у Юли юлу играть,
Дала Юля Юре в юлу поиграть.
Юный юный юморист
Спел на сцене про Юнону.
В аптеке Пилюлькин
Купил пипетку и пилюли.
Попугая не купают,
Попугая не пугают,
Попугая покупают!
Ядреный Яман клеил барабан.
Яков скинул оковы на ящик с янтарем,
А янтарь заянтарился на ящике, на котором лежат оковы.
Легкие длинные скороговорки для развития речи
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
Детские скороговорки на английском языке с переводом
Такие фразы помогают приобрести навык разговорной речи и расширить словарный запас. После нескольких прочтений можно будет произносить чистоговорку наизусть.
Занимаясь с детьми, оттачивая их произношение, нужно перевести ребенку выбранное задание, чтобы он знал, о чем идет речь. Этот подход поможет малышу нарисовать ситуацию в своем воображении.
Примеры детских английских скороговорок:
Английские детские скороговорки необходимо переводить на русский язык.
Перевод: «Я могу управлять новым каноэ. А вы можете управлять новым каноэ?»
Перевод: «Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик»
Перевод: «Одна муха летала, две мухи летали. Одна девочка плакала, четыре девочки плакали»
Скороговорки для тренировки речи и дикции у детей 11-12 лет
Когда маленький ребенок до 5 лет кортавит – это одно. Но совсем другое дело, когда подросток невнятно говорит. Ведь это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
— Дима и Тома догонят медведя и добудут меда?
— Нет! Дима и Тома добудут меда,
Догонят медведя и дадут медведю меда.
У Мити на кителе нитки, у Тани – тканое платье.
Выдерни лычко из-под кочедычка, лычко из-под кочедычка.
Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
У пчелки жалко жалит жарко.
Под матицей под потолком висит полколпака гороху без червячка, без червоточинки.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.