Формирование фонематических функций в онтогенезе

 этапы формирования речи в норме (по а.а. леонтьеву).

Нормальное развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

Фонетико-фонематическое развитие у детей с нормой речевого развития характеризуется рядом особенностей, связанных с возрастными особенностями определенного периода дошкольного детства. В онтогенезе становление и развитие фонетико-фонематической стороны речи осуществляется последовательно и постепенно.

Особенности фонетико-фонематического развития у детей с нормой речевого развития в онтогенезе:

  1. Возраст 2-3 месяца – отмечается развитие слуха ребенка, появляется отклик на голос и звук. Ребенок способен различать голоса, звукосочетания и некоторые слоги. Этот период характеризуется тем, что у ребенка возникает гуление.
  2. Возраст 3-4 месяца – гуление сменяется лепетом. Особенностью этого возрастного периода является то, что у ребенка происходит первичное развитие фонематического слуха. Так, если ребенок слышит звук, то он прислушивается к нему и пытается найти источник. Если взрослый обращается к ребенку, то он поворачивает на его голос голову, выказывает определенные эмоции.
  3. Возраст 6 месяцев – характеризуется появлением четких звуков. Однако данные звуки еще не достаточно сформированы, их произношение не устойчиво. Произношение звуков происходит в виде коротких звукосочетаний. Ребенок уже хорошо понимает смысл интонации, с которой к нему обращается взрослый и реагирует на тон голоса.
  4. Возраст 1 год – характеризуется достаточно хорошим произношением простых по артикуляции звуков. В этом возрасте осуществляется постепенное становление и правильное произношение практически всех звуков. Какие-то звуки даются детям легко, какие-то произносятся с затруднением. В целом качество произношения во многом зависит от подвижности и состояния артикуляционного аппарата ребенка, который только сейчас начинает функционировать с должной активностью.
  5. Возраст 2-х лет – дети способны активно и достаточно «чисто» произносить мягкие согласные и гласные. Основной особенностью этого возрастного периода можно назвать то, что у ребенка возрастает умение подражать речи взрослых, а также значительно повышается уровень понимания речи окружающих людей. Словарь ребенка постепенно обогащается, он учится самостоятельно использовать в своей речи простые по фонематической структуре слова.
  6. Возраст 3-х лет – у ребенка отмечается значительное повышение подвижности артикуляционного аппарата, но при этом его произношение еще достаточно далеко от нормы. Взаимодействуя с окружающими, ребенок стремится приблизить свое произношение к идеальному, в связи с чем, сложные по артикуляции звуки он заменяет на простые.
  7. Возраст 4-х лет – происходит последующее укрепление и развитие артикуляционного аппарата, его движения приобретают все большую подвижность и координированность. В активной речи появляются сложные по произношению фонематические звуки (шипящие, твердые согласные, сочетание нескольких гласных). Ребенок способен выявить фонематические ошибки в произношении не только у себя, но и других.
  8. Возраст 5-ти лет – подвижность артикуляционного аппарата достаточно высокая, большинство детей в этом возрасте правильно и четко произносят сонорные и шипящие звуки. Фонематические процессы в этот возрастной период совершенствуются: дети способны выявить и определить звук в потоке звуков; подобрать слово на заданный звук; способны различить понижение и повышение громкости речи, ускорение или замедление ее темпа.
  9. Возраст 6-ти лет – ребенок способен уже достаточно правильно произносит все звуки родного языка, а также слова разнообразные по слоговой структуре. Одной из особенностей является хорошая развитость фонематического слуха, который позволяет выполнять следующего рода задания: выделять слоги в словах, различать близкие по звучанию фонемы.
  10. Возраст 7-ми лет – речь ребенка максимально приближена к речи взрослого, он имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа, что является предпосылкой к овладению грамотой.

Признаки нарушения

Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.

В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):

  • дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
  • пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
  • слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).

У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи

Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы

Этап развития до трех лет

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова

В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Стадии восприятия речи

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:

— дофонемная (от рождения до 1 года);

— фонемная (соответственно после года).

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

УРОВНИ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Говоря о фонетике, выделяют два уровня речевого восприятия.

Фонематический (сенсомоторный) уровень Фонологический (языковой) уровень
Это способность различать звуки речи на слух и выдавать их с помощью артикуляции. По сути это общее речевое звучание. Распознавание речи на уровне фонемы. Способность определить звуковую последовательность и количество звуков в слове.

Та речь, которую слышит ребенок, представляет из себя достаточно трудный и нестабильный звуковой процесс. Задачей ребенка становится нахождение звуков и звуковых соединений, с помощью которых можно различать смысл сказанного.

Но также ребенок должен уметь обобщать звуки речи, это называется семантической ролью языка.

Различение слов близких по звуковому составу

Упражнение 3 Повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

  • пень — день
  • топот — кубик
  • майка — байка
  • фантик — бантик
  • лифт — банан
  • обеды — победы
  • кабина — фонтан
  • Таня — баня
  • танк — банк
  • монета — нота
  • сок — бок
  • кот — пот
  • ком — дом
  • канат — вата
  • банка — манка

Упражнение 4 Повторить за взрослым вначале по два затем по три похожих слова в названном порядке:

  • бак — так
  • мак — бак — так
  • ток — тук — так
  • бык — бак — бок
  • дам — дом — дым
  • ком — дом — гном
  • моток — каток — поток
  • батон — бутон — бетон
  • будка — дудка — утка
  • нитка — ватка — ветка
  • тыква — буква — будка
  • клетка — плетка — пленка

Упражнение 5 Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные:

  • Люба — Люда
  • Толя — Толя
  • Коля — Толя
  • Дима — Дина
  • Саша — Саша
  • Миша — Маша
  • Соня — Саня
  • Дина — Инна
  • Витя — Витя
  • Витя — Митя

Упражнение 6 Из четырех слов, произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

  • ком — ком — кот — ком
  • канава — какао — канава — канава
  • утенок — утенок — утенок — котенок
  • будка — буква — будка — будка
  • винт — винт — винт — бинт
  • минута — монета — минута — минута
  • буфет — букет — буфет — буфет
  • Билет — балет — балет — балет
  • дудка — будка — будка — будка

Упражнение 7 Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующее слово:

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке… (жук).

Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь… (двери).

Мы собрали васильки На головах у нас… (венки).

И назад, и вперед Может плыть… (пароход).

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке… (мяч).

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети… (книжки).

Не ползёт Влад на ель У него в руках… (портфель).

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей… (обед).

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша… (кошка).

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
Говорить много

Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова

С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы
Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Возростные этапы формирования

Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.

— С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова.

— С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.

— С 6-ти лет:

1) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

2) определить последний звук в слове (сыр);

3) определить согласный в середине;

4) определить последовательность звуков в слове (мак);

5) определить количество звуков в слове.

Игры на развитие фонематического слуха помогают ребенку в становлении фонематического анализа и синтеза. Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. В школе для работы над анализом речевого потока специально отведён букварный период.

К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

Почему нужно его развивать?

Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.

Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.

Методики развития

Развивать фонематический слух возможно только постепенно. Сначала ребенок учится распознавать не схожие между собой звуки, затем узнает о правильном и неправильном произношении, начинает находить ошибки в знакомых словах. Дальше формируется способность проводить фонематический анализ, вычленять звуки в частях слова (начале, середине, конце), подбирать рифму. На заключительном этапе, уже в школе, ребенок может определять количественный звуковой состав слова. У него открывается способность использовать проверочные слова и понимать правила.

Методика развития фонематического слуха основана на формировании умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Обучение проводится в форме игры и включает в себя следующие упражнения:

  • артикуляционная гимнастика, направленная на улучшение подвижности языка, губ и т. д.;
  • дыхательная гимнастика, позволяющая правильно направлять струю воздуха (например, упражнение «Свечка», «Перышко»);
  • воспитание интонационной выразительности речи;
  • формирование умения контролировать силу голоса;
  • занятия на правильное произношение всех звуков;
  • звуковой анализ слов (подбор схожих и различных по звучанию слов, выделение мягких и твердых звуков, звонких, журчащих, шипящих и т. д.);
  • игры со словами (например, подобрать слово, которое начинается на определенный звук).

При этом обязательно нужно брать во внимание индивидуальные особенности ребенка, среду воспитания, дефекты строения речевого аппарата (укороченная подъязычная связка, маленький и узкий язык, открытый прикус и т. д.)

Также при развитии фонематического слуха следует учитывать последовательность различения звуков – сначала гласных, затем шумных и сонорных согласных, твердых и мягких, губных – язычных, глухих — звонких, шипящих – свистящих.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В онтогенезе фонематический слух происходит спонтанно и в очень раннем возрасте.

Когда ребенку две недели от роду, услышав шум или чей-то голос, он прекращает плакать, затихает или отвлекается от процесса кормления.

В таблице ниже я расскажу о возрастных нормах развития фонематического восприятия.

Дофонематический этап развития речи (понимание речи не развито)
Эмбриональное развитие Начинают закладываться способности к восприятию звуков речи.
1-2 месяца Ребенок дает реакцию на внешние шумовые вибрации: погремушка, голоса, мелодии и тд.
2-3 месяца Ребенок начинает искать, откуда идет звук: крутить головой, переворачивается в нужную сторону.
3-6 месяца Ребенок уже находит глазами источники звука, может различать голоса, определяет интонации голоса (ласковый или строгий). По-разному реагирует на спокойную и активную мелодии
Фонематический этап (языковой)
6-7 месяцев Малыш уже не просто слышит разные звуки, а учиться воспринимать услышанную речь. Большая семантическая роль в этот период отводится навыкам распознавания ритмов.
7-8 месяцев Ребенок понимает много слов, в том числе и названия тех предметов, которые он видит.
9-12 месяцев Вместе с распознаванием интонации и ритмов, ребенок начинает извлекать звуковой рисунок, который формирует какое-либо слово.
2 года В этом возрасте ребенок понимает и может различить слова, которые отличаются лишь одной фонемой, например, “Роса-коса”. У ребенка формируется восприятие звуков речи.
3 года Ребенок способен различать гласные и согласные звуки, шипящие/свистящие, мягкие/твердые, сонорные (звонкие согласные с минимальным шумом)
4 года Ребенок различает все звуки. В этом возрасте продолжается формирование фонематического восприятия и произношение звуков.
Заключительные этапы
5 лет Завершается спонтанное фонематическое развитие.Ребенок способен различать образы предметов и звуков по отдельности.
6-7 лет Приходит полное осознание звуковой стороны слов

Само фонематическое восприятие звуков образуется в результате взаимной связи слуховых и кинестетических вибраций, которые поступают в кору головного мозга.

Примеры упражнений

Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны, поэтому им посвящена отдельная статья. Несколько примеров упражнений:

  1. «Путаница». Задача: хлопнуть в ладоши при правильном произнесении слова. Ребенку показывается картинка, к примеру, с изображением кастрюли. Сначала взрослый громко и четко произносит правильное название (знакомит с ним малыша). Затем начинает намеренно искажать: тастрюля, састрюля, бастрюля, дастрюля. Примерно в середине «кастрюля» произносится правильно, и этот момент обозначается хлопком. Потом картинка и слово меняются.
  2. «Лишний звук». Задача: исключить лишний слог (слово). Взрослый отчетливо произносит: та-та-та-да-та, са-за-са-са-са, кот-кот-тот-кот.
  3. «Звук заблудился». Задача: Понять, что не так в предложении и исправить. Пример: по весне распустились светы (цветы), во рту выросли дубы (зубы), щенок живет в булке (будке), мама заплела почке (дочке) косу.
  4. «Где звук?». Игра для школьников. Задача: на карточке со словом правильно разместить фишку. К примеру, взрослый называет звук «У», а перед ребенком кладет карточку со словом «Ужин». Правильное местоположение фишки – первая буква.

Особенности постановки звуков

В возрасте до года дети могут произносить самые простые звуки – «а», «о», «у».  Затем они осваивают другие звуки и сочетания в слова и слоги. Активное развитие речи происходит у детей от 2 до 5 лет. Малыши обучаются более точно использовать звуки. Могут возникнуть проблемы с постановкой звуков ребенку в 4 года. Трудности возникают с «ш» и «р». Чтобы помочь ребенку правильно говорить проводятся занятия по постановке и автоматизации звуков.

Особенности постановки звуков речи у детей могут быть связаны с их физическим развитием, моторикой и способностью артикулировать. У детей младшего возраста речевой аппарат еще не полностью развит, поэтому они могут испытывать затруднения с артикуляцией некоторых звуков. Детям требуется время и практика, чтобы научиться артикулировать все звуки правильно. Некоторые звуки, такие как «р» и «ш», могут потребовать дополнительных тренировок.

Дети могут слышать звук правильно, но испытывать трудности в его произношении. Например, они могут заменять «с» на «т» или «к» на «т». В начальные годы жизни дети развивают навыки обработки звуков, что позволяет им распознавать и произносить их. Некоторые дети могут иметь задержки в этом развитии, что может привести к затруднениям в постановке звуков.

Если ребенок испытывает серьезные трудности с постановкой звуков, может потребоваться помощь логопеда или специалиста по речевому развитию. Занятия логопеда по постановке звуков начинаются с проработки звуков, которые более доступны малышу. При расстройствах фонематического слуха, необходимо усваивать промежуточные артикуляции. Для улучшения артикуляционных навыков выполняются упражнения на удлинение выдоха.

С проблемой дефекта звукопроизношения и с  необходимостью в постановке звуков ребенку 5 лет встречаются многие родители детей младшего и дошкольного возраста. Поэтому часто требуются занятия логопеда постановка звуков. В этом случае специалист выявляет причины отклонений и определяет, с какими звуками бывают проблемы. Также предлагает программу по коррекции речи и исправлению нарушений.

В каком возрасте начинать занятия?

Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование приходится на возраст 4 года и продолжается до 5–6 лет. При этом наиболее чувствительным, значимым периодом развития остаются первые годы жизни.

Если до 2 лет с ребенком разговаривать правильно, не сюсюкая, читать понятные ему стихи, учить чистоговорки, то риск нарушений фонематического слуха уменьшается в разы. Иными словами, проводить занятия можно с самого раннего дошкольного возраста. Существует масса упражнений и игр на развитие фонематического слуха у детей 1 года, 2-3 лет и старше. В каждом случае подбираются задания, соответствующие возможностям малыша.

Важно. Оптимальное время для развития фонематического слуха – дошкольный возраст

Дальше решать имеющиеся проблемы будет все сложнее, а после 9 лет практически невозможно.

Вероятные причины

На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.

Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:

  • педагогическая запущенность;
  • тугоухость;
  • травмы головы, патологии органов слуха, речи;
  • гиперактивность;
  • ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
  • заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
  • неврологические нарушения.

Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.

Фонематический слух очень важен для развития правильной речи

Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Фонематическое восприятие – это возможность воспринимать слова за счет восприятия звуков, определять, сколько в слове звуков и слогов, какой согласный звук стоит в конце слова, а какой впереди, какая гласная в середине и тд. Порой родители приходят на прием к специалисту со словами: “У моего ребенка каша во рту”. Именно так воспринимается речь ребенка, у которого есть проблемы с фонематическим восприятием.

Когда фонематическое восприятие сформировано правильно, то ребенок будет произносить звуки и слова тоже правильно, произношение будет чистым и чётким, он с легкостью сможет научиться читать и писать, усвоит грамматический речевой строй.

Фундаментом развития фонематического восприятия считается правильное развитие понимания на слух. Поэтому, детки, у которых есть проблемы с фонематическим восприятием, страдают от нарушения слуховых функций.

Словарный запас ребенка не пополняется новыми словами, в которых присутствуют звуки, которые сложно различить. Отсюда следует, что грамматический строй речи не формируется.

В связи с этим ребенок отстает в развитии от своих сверстников.

В этой статье мы поговорим о возрастных нормах в онтогенезе и об этапах усвоения фонемы языка.

Выводы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: