Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори
Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал
Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность
Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».
Основные принципы воспитания
В целом методика опирается на ряд принципов:
- Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
- Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
- Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
- Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
- Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.
Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать
В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:
- Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
- Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
- Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
- Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
- Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
- Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».
Публикация «Любопытство или любознательность двигатель познавательного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей
Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – познавательному
Сегодня наша беседа будет основана только на раннем возрасте.
Давайте вспомним, как ведут себя детки в группе, когда среда насыщенна и доступна! Проявляют ли они интерес? По моим наблюдениям, ребята все берут без разбора, кидают, разбрасывают, ни на чем конкретно не останавливая свое внимание. А вот если игрушка стоит на видном месте, но в недосягаемости, интерес к ней возрастает в разы
На основании своих наблюдений, я задалась вопросом, что движет детьми раннего возраста, любопытство или любознательность.
Некоторые педагоги и психологи утверждают, что любознательность является основополагающим аспектом во всестороннем развитии детей раннего возраста, но также есть мнения, что именно в этом возрасте двигателем является любопытство.
Для того что бы разобраться в этом, обратимся к этимологии этих слов. Любопытство – «любо пытать», словарь Ожегова обозначает это слово как «мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям», целенаправленная эмоционально окрашенная любознательность, ситуативный интерес (Коджаспиров Г. М.). А любознательность – «любо знать» – «стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь», потребность в познании (Петровский).
Так что же все-таки является двигателем познавательного развития у детей раннего возраста?
Любопытство — у детей раннего возраста основа познавательного развития
Важно понимать, что первичная задача не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру — любопытство. Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать
Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.
Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Эти методы знакомства с реальностью достаточно примитивны, однако необходимы. Со временем это элементарное любопытство должно углубляться и быть достаточно осознанным – зачатки любознательности.
Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:
Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Чем сложнее будет доступ к интересующему ребенка, тем выше будет уровень любопытства.
Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям
Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями
Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире
Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы
«Чудесный мешочек» — всем известный, может служить не только как средство развития тактильных анализаторов, но и как инструмент для возникновения любопытства.
Познавательное развитие формы и методы
Существует три стадии развития любопытства :
1. Желание первоначально познакомится с предметом. Узнать цвет, вкус, тяжесть и так далее, не вникая в суть дела.
2. При поощрении любопытства у ребёнка формируется эмоционально окрашенный познавательный интерес. Он отличается тем, что имеет еще не совсем четкую цель, но определенную мотивацию и глубокий интерес.
3. Последняя стадия – это любознательность или познавательная активность, когда ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу, понимает, как ему нужно действовать и что изучать и выполняет ее, то есть проходит весь акт обучения по своей инициативе, без посторонней мотивации и получает в конце удовлетворение от результата.
Конечно любопытство – хорошая черта, и то, что дети хотят знать, прекрасно. Но тем и опасно оно, что неуправляемо. Любопытство можно и нужно поощрять в раннем возрасте, но перед педагогами стоит важная задача – перенаправить любопытство в любознательность. Как известно, Варвара, лишившаяся носа на базаре, была любопытной.
Успехов в нашей непростой, но интересной работе!
Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте
Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства.
Познавательные процессы
Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность.
В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление
Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание
Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка. Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи
Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами
Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами.
Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации, и в применении материала в новых условиях.
В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно-образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6–7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке.
Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью
В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте идет высокими темпами. Прежде всего, оно направляется родителями, но, начиная с 5 лет, ребенок и сам все чаще инициирует познание.
Познавательные способности
К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта.
Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о проявлении способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит.
Интерес
Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно.
Познавательная активность
На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая – познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.).
Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками.
Ребенок познает окружающий мир
Как играть с ребенком в математику?
Чтобы ребенок не уставал, разбейте занятия математикой на небольшие блоки и активно включайте в них изучение чисел, цифр, переносите математические действия в повседневную жизнь. Усложняйте занятия по мере взросления малыша.
- С детьми 12 лет можно заниматься простыми упражнениями, направленными на изучение чисел, освоение порядкового счета и простых примеров на вычитание и сложение. В этом возрасте ребенок воспринимает информацию визуально, поэтому вряд ли запомнит соседние числа или сможет выстроить цепочку чисел, если она перепутаны.
- В 24 года малыш в состоянии запомнить много информации. К 4 годам, если с ним занимаются, знает счет как прямой, так и обратный. Некоторые дети могут считать до 100 и более, знают понятие равно, больше и меньше. После 2 лет можно знакомить ребенка с понятием 0.
- С 4 до 6 лет важна подготовка к школе. До поступления в 1 класс малыша желательно научить счету до 100, сложению, вычитанию в пределах изученных чисел. В этом возрасте все игры в математику должны быть направлены на закрепление пройденного материала и подготовку к школе.
Познавательное развитие
Определение 1
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в познавательных психических процессах в ходе взросления под воздействием среды и собственного опыта ребенка.
Замечание 1
Ядро познавательного развития – развитие умственных способностей.
Дошкольный возраст является периодом начала разностороннего развития и формирования личности. В этот момент деятельности анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти и мышления, а также речи вызывает формирование чувственной стадии познания мира. Идет интенсивное формирование логического мышления, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дети-дошкольники стремятся представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазия может быть расценена в качестве реальности.
Замечание 2
Интерес к познанию реального мира – фундаментально значимый для детского развития.
Познавательная активность ребенка в старшем дошкольном возрасте характеризуется оптимальными отношениями к выполняемой деятельности, интенсивное усвоение различных способов позитивного достижения результата, опыт творческой деятельности, направленность на его практическое использование в его повседневной жизни. Основа познавательной активности ребенка – противоречия между сформировавшимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результатов методом проб и ошибок, а также новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникли в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источник познавательной активности – процесс преодоления противоречия усвоенного опыта и необходимости трансформировать и интерпретировать его в своей практической деятельности, что дает возможность ребенку проявлять самостоятельность и творческое отношение, выполняя задание. Руководство процессом развития нестандартных форм мышления у детей со стороны педагогов реализуют через использование им разнообразных методов и приемов по активизации интеллектуальной сферы ребенка.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развития является сложным комплексным феноменом, включающим развитие познавательных процессов, которые представлены разными формами ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность. Известно, что старшие дошкольники уже имеют возможность осуществлять инициативную преобразующую активность ребенка. Данный возрастной период – необходим для развития познавательных потребностей детей, которые выражаются поисковой и исследовательской активностью, направляемой на обнаружение нового знания. Часто дети не только задают вопросы, но и стремятся найти ответ с использованием своего маленького опыта, чтобы объяснить непонятное, а иногда и проводят эксперименты.
Характерной особенностью данного возраста являются познавательные интересы, которые выражаются внимательным рассматриванием, самостоятельным поиском интересующей информации и стремлением узнать у взрослого что, где и как живет или растет. Старшему дошкольнику интересны явления живой и неживой природы, проявление инициативы, обнаруживаемой при наблюдении, стремление узнать и потрогать.
Результат познавательной деятельности вне зависимости от того, в какой форме познания она была осуществлена, — это знания. В этом возрасте дети уже способны к систематизации и группировке объектов живой и неживой природы, в соответствии с внешними признаками и признаками среды обитания.
Особенности познавательного развития
У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:
Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.
Восприятие – основной способ развития малышей
Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.
Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д
Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно
Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.
Основы сенсорного развития младших дошкольников
Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.
Развитие речи у дошкольников – схема
Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.
Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы
Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.
Особенности развития памяти у маленьких деток
Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.
Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие
Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.
Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.
Игра для малышей – основа познания
Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.
Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.
Учим ребенка задавать вопросы
Как только малыш научился выражать свои мысли вслух, он тут же начинает засыпать родителей вопросами. Самый частый из них — «Почему?». В это время родители должны находить время, чтобы отвечать на него. Да и от других вопросов не стоит отмахиваться. В противном случае вы рискуете убить тягу к знаниям.
Дошкольник должен научится правильно формулировать свои вопросы. Для этого используйте личный пример. Старайтесь как можно реже использовать конкретные вопросы, требующие односложных ответов. Интересуйтесь мнением маленького человека о прочитанной книге или мультике, спрашивайте, какие он получил впечатления от события.
Связь с другими качествами
Активность в изучении мира тесно связана с несколькими качествами, которые будут важны в будущем. Люди с достаточно развитой любознательностью успешно получают следующие навыки:
- Наблюдательность. Она помогает воспринимать не только явную информацию, но и находить скрытые знания практически в каждом действии, любой предмет станет полезным и интересным. Этот навык поможет легко пронести в старший возраст обучаемость, получить образование и найти работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.
- Умение выделять нужную информацию. Чем шире круг интересов, тем легче определять важные элементы среди горы словесной и информативной шелухи.
- Предрасположенность к профессиональному успеху. Любознательный человек не станет довольствоваться одинаковыми серыми буднями в скучном офисе. Амбиции, подпитанные неподдельным интересом к делу, ведут к быстрому карьерному росту.
Развитие познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте
Психологами было экспериментально исследовано, что уровнем развития познавательной сферы определяется характер взаимодействия с объектами природы, и тем больше проявляется познавательный интерес к ней, ориентация на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его со стороны взрослых. Психологами подчеркивалось, что в развитии ребенка важнейшим типом деятельности выступает тот, в котором были приобретены знания. Познавательную деятельность рассматривают не только в качестве процесса усвоения знаний, умений и навыков, но в качестве поиска знаний, приобретения знаний самостоятельно или под чутким руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Необходимо ответить, что в развитии познавательных интересов дошкольников выделят два главных пути:
- процесс постепенного обогащения опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями, касающимися окружающих, что вызывает у школьников познавательную активность. Чем больше перед ребенком открывается сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивого познавательного интереса;
- процесс постепенного расширения и углубления познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
При этом каждый возрастной этап характеризуется своей интенсивностью, степенью выраженности, содержательной направленности познания.
В старшем дошкольном возрасте ребенок познает мир вокруг себя. Основой детского отношения к миру является заботливость, доброта, гуманность и сострадание. Дети уже способны к систематизации накопленной и полученной информации, через логические операции устанавливают связь и зависимости, располагать объекты в пространстве и времени. Идет развитие знаково-символической функции сознания, то есть уметь использовать знаки, чтобы обозначать действия, признаки, строить модель логических отношений между понятиями.
При познании различных объектов, событий и явлений ребенок учится не только анализу и сравнению, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него проявляется потребность утверждаться в своем отношении к окружающему миру через созидание.
Иными словами, на протяжении старшего дошкольного возраста ребенок непосредственно включен в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира посредством усвоения следующих умений:
- ставить цели и планировать;
- прогнозировать возможные эффекты действия;
- контролировать выполнение действий;
- оценивать результаты и их коррекцию.
К концу 6-го года жизни у ребенка формируются обобщенные представления, касающиеся пространства и времени, предметов, явлений, процессов и их свойств, основных действий и важнейших отношений, а также числах и фигурах, языка и речи. У ребенка идет формирование познавательного и бережного отношения к миру.
В связи с этим очень трудно в процессе обучения поддерживать познавательную активность, создавая для детей условия самостоятельного поиска информации. Только в результате взаимодействия субъекта с определенной информацией происходит формирование знания.
Примеры любознательности
Все великие ученые, совершившие в свое время важнейшие открытия в истории человечества, обладали хорошо развитой любознательностью. Без нее прогресс был бы невозможен. Леонардо Да Винчи считал, что это качество является главным двигателем в развитии гениальности человека.
Альберт Эйнштейн говорил о том, что любопытство, самокритика и умение правильно ставить вопросы приводили его к самым интересным идеям. Благодаря им он стал известен всему миру как физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии.
История хранит еще немало имен, которые подтверждают полезность правильного интереса к себе и жизни. Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей, братья Монгольфье — все они совершали первые шаги, не будучи уверенными в собственном успехе. Но ими двигало желание разобраться и понять, как устроено все вокруг нас.
Возраст от года до трёх лет
Самые маленькие дети являются неутомимыми исследователями, поскольку все сферы их деятельности пронизаны стремлением к познанию
Важно здесь и то, что малыш не просто хочет предметы рассматривать, но и манипулировать ими: соединять, разъединять, экспериментировать и конструировать.Благодаря деятельности с предметами у малыша развивается:
- восприятие;
- память;
- мышление
- остальные познавательные процессы.
При этом восприятие развивается наиболее интенсивно, составляя центр детского сознания. Восприятие является фундаментальной психической функцией, которая позволяет ребёнку ориентироваться в окружающем. Активнее всего у дошкольников восприятие происходит в процессе действия – малыш путём проб и ошибок, наконец, собирает пирамидку или вкладывает деталь в отверстие подходящего размера и формы. Неоднократно сравнивая цвет, форму и величину, подбирая подходящие друг другу или одинаковые элементы, или части предметов, малыш, наконец, получает практический результат.
Вначале сравнение бывает достаточно грубое, приблизительное. Малыш пробует примерить, ошибается, исправляет ошибки, пока не достигает результата. Но после полутора лет количество предварительных примерок быстро сокращается, поскольку малыш уже переходит к зрительному восприятию, научившись оценивать отношения между статичными и динамичными предметами. Этот переход происходит в 21-22 месяца и бывает весьма заметен.
Практическая деятельность тренирует у ребёнка помимо восприятия ещё и мышление, которому в этом возрасте присущ наглядно-действенный характер. Экспериментируя на практике, малыш открывает для себя новые способы достижения цели. Так, он учится с помощью одного предмета доставать другой: палкой достаёт закатившийся мячик, забирается на стул, чтобы добраться до интересующего предмета.
При изобретении новых средств перед ребёнком открываются и новые свойства предметов. Например, пытаясь зачерпнуть решетом воду, подобно песку, малыш обнаруживает, что вода из него выливается. Это немало его удивляет и способствует к дальнейшим исследованиям и новым открытиям. Простейшие бытовые предметы (подушки, кресла, стулья) позволяют малышу открыть новые способы передвижения: перекатывание, сползание, скольжение.К концу третьего года малыш постепенно отказывается от внешних проб, больше фантазируя и экспериментируя в уме. Общение с окружающими предметами получает всё более явный познавательный характер. Обобщение опыта и расширение познавательной деятельности проявляются в многочисленных вопросах ребёнка, которыми он буквально засыпает взрослых. Так, основываясь на практических действиях с предметами и общаясь со взрослыми, дети постепенно выстраивают свои представления об окружающем мире.
Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников
Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом. Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности – это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда. И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.
Младший дошкольник познаёт мир по принципу: “вижу – действую – познаю”. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов. Для него важны ответы на вопросы: “что”? “Для чего”? “Как”? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе. Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (“на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева”).
Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что “Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений”.
Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:
Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества (“если принести снежную бабу в дом, она растает”).
Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.