Развивающее обучение по системе л.в. занкова

История педагогики

Плюсы и минусы системы Л.В. Занкова

В 1996 году система Л.В. Занкова была признана Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС). С 1996 по 2014 годы по ней обучалось 13% российских младшеклассников. 

За 14 лет применения у дидактической системы Занкова появилось много сторонников среди учителей и родителей. Несмотря на то что в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС, некоторые преподаватели продолжают пользоваться программой Занкова. Согласно их отзывам, система Леонида Владимировича имеет ряд весомых преимуществ:

  • Высокий уровень подготовки. Дети, прошедшие курс начальной школы по Занкову, отличаются высокой успеваемостью, легко усваивают материал 5–6 классов.
  • Развитие логического мышления. Система учит рассуждать, строить гипотезы и находить нестандартные решения. 
  • Развитие коммуникативных навыков. Постоянно дискутируя, дети учатся формулировать свои мысли и слышать других. 
  • Творческое развитие. Много заданий на креативное мышление, в гуманитарных курсах приветствуется творческая импровизация. 

Однако министерство образования решило отказаться от системы обучения Занкова, и тому есть свои причины:

Высокая нагрузка. Обучение требует максимальных усилий со стороны учеников. 

Быстрый темп. Даже пропуск одного урока может обернуться серьёзными пробелами в знаниях. 

Высокие требования к преподавателям

Обучение по системе Занкова невозможно без учителя, обладающего подвижным мышлением, развитой эмпатией и способного уделить внимание каждому ученику.

Сложность домашних заданий. Задачи из учебников Занкова по математике порой становятся вызовом не только для ребёнка, но и для всей семьи. 

Отсутствие преемственности

Программа существует только для начальных классов. В 2000-х годах научно-методический центр имени Занкова начал разработку программы для 5–9 классов, но эта работа не завершена. 

История


Шестиугольная карточка — гекс

Одна из загадок природы — пчелиные соты. По словам ученого Дарвина Чарльза, этот продукт пчелиного творчества абсолютно идеален в плане соотношения экономии полезного пространства, строительного материала — воска, и труда работниц улья. Геометрия пчелиных сот такова, что каждый элемент имеет правильную форму шестигранника и совершенно одинаковый размер, именно это является причиной такого прочного сцепления. Опытным путём доказано, что никакая другая геометрическая форма не способна вынести такую же нагрузку, как шестигранные ячейки. По форме шестиугольники напоминают пчелиные соты, поэтому на уроках их также можно называть сотами.

Теория Тара Рассела

Технология шестиугольного обучения появилась в школах Великобритании, и впервые её использование на уроке подробно было описано британским учителем истории Таром Расселом окончившим университет Оксфорда по специализации современная история и преподававшим в частной гимназии Вулверхэмптоне, Англия. Технология шестиугольного обучения Тара Рассела помогает смещать фокус с простого пересказа прочитанного материала из учебника на его анализ через призму собственного восприятия и мышления.

Теория Биггса Джона Бервилла и Коллиса Кевина

Метод шестигранного обучения входит в концепцию обучения SOLO (структура наблюдаемых результатов обучения). Эта концепция была разработана Биггсом Джоном Бервиллом и Коллисом Кевином в 1982 году. Она описывает уровень взаимодействия учащегося с концепцией, идеей или предметной областью.

Этапы развития:

  • 1 стадия — когда обучающиеся не имеют никакого знания или понимания изучаемой темы. Обучающийся обычно отвечает «Я не понимаю».
  • 2 стадия — обучающиеся имеют ограниченное знание темы — они могут просто знать один отдельный факт по теме. Таким образом, типичный ответ может быть: «У меня есть некоторое понимание этой темы»
  • 3 стадия — обучающийся знает несколько фактов по этой теме — но не может связать их вместе. Поэтому типичным ответом может быть «Я знаю кое-что об этой теме» или «Я собрал некоторую информацию по этой теме».
  • 4 стадия — обучающиеся могут связываться друг с другом и объяснять несколько идей по соответствующей теме. Таким образом, типичный ответ ученика может быть: «Я вижу связи между информацией, которую я собрал».
  • 5 стадия — обучающиеся могут не только связать множество связанных идей, но и связать их с другими более крупными идеями и концепциями. Таким образом, ответ обучающегося на этом уровне может звучать так: «Размышляя и оценивая свое обучение, я могу взглянуть на картину в целом и связать вместе множество разных идей».

Использование шестиугольников — способ эффективно реализовать концепцию SOLO в классе. Обучающимся дают набор многослойных шестиугольников и просят написать ключевые слова из темы на них. Затем они должны связать воедино написанные слова. Сделав это, они могут начать составлять предложения, связывающие ключевые слова вместе — переходя к полному абзацу. Это способ развить дискуссию и групповую работу. Таким образом, метод шестигранного обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Школа адаптирующей педагогики

Замечание 1

Ямбург Евгений Александрович – заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москва.

Определение 1

Адаптивная школа, или школа адаптирующей педагогики – это школа, в которой должно быть место для каждого ребенка вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом этой системы выступает Маннгеймская система, которая получила свое название по названию города Маннгейм, где ее впервые применили. Ее характеризует то, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения детей, их распределяют по классам «сильных», «средних» и «слабых» на основании их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки.

Классификационная характеристика

  • По уровню применения система Ямбурга является общепедагогической.
  • По философской основе – гуманистической.
  • По основному фактору развития – социогенной.
  • По концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторной.
  • По ориентации на личностные структуры – разноориентированной, в соответствии с дифференциацией.
  • По характеру содержания – обучающей и воспитательной, светской, общеобразовательной.
  • По типу управления – современным традиционным и дифференцированным.
  • По организационным формам – классно-урочной, академической и клубной, индивидуальной и групповой, дифференцированным обучением.
  • По подходу к ребенку – личностно-ориентированной.
  • По преобладающему методу – объяснительно-иллюстративной.
  • По направлению модернизации – целостной технологией авторской школы.
  • По категории обучающихся – для всех категорий.
  • формировать положительную Я-концепцию учащихся;
  • создать систему адаптирующей педагогики;
  • создать систему разноуровневого дифференцированного обучения;
  • дифференцировать цели;
  • выделять траекторию продвинутого образования;
  • выявлять наиболее способных и одаренных детей и создавать условия для их развития;
  • качественно готовить выпускников к обучению в вузах и творческому труду;
  • выделять траекторию базового стандарта – определять и оптимизировать содержание базового, регионального и школьного компонентов образования.

Публикация «Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы» размещена в разделах

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.

В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)

В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов :

1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.

2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.

3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.

4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.

5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации :

— по уровню развития памяти

— по уровню умственного развития

— по темпам работы

— по уровню самостоятельности в процессе познания

— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.

В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения :

— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;

— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;

— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.

Данная технология позволяет :

1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;

4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;

Трудности в использовании технологии :

1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся

2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.

Особенности содержания системы

Ориентировочная основа, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальный базовый уровень требований к ЗУН учеников представлен государственными образовательными стандартами.

Основная структура комплекса определяется идеей о дифференциации обучения на основании уровня развития детей. Организационно ее реализуют как три учебных потока-траектории, выстроенных по вертикали от первого до последнего класса средней школы:

  • траектория базового стандарта;
  • траектория продвинутого, то есть гимназически-лицейского образования;
  • траектория компенсирующего обучения.

Адаптивный комплекс Ямбурга Е.А. предполагает, что детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что предполагает когнитивное развитие детей, которое не является доминирующим и самоценным, и ведение индивидуального учета личностных качеств каждого ребенка.

Основная задача обучения в классах базового стандарта – усвоить знания, умения и навыки в рамках базисного учебного плана и образовательного стандарта по каждому предмету. Дополнительная задача организации педагогического процесса – адаптация содержания и методов обучения к конкретному контингенту детей.

Главные цели траектории повышенного уровня – воспитывать интеллектуальную элиту; развивать творческие способности детей; возрождать русскую духовную культуру; обучать самоопределению, искать области творческой самореализации учащихся.

Компенсирующее обучение в данной системе – это диагностические, коррекционные, методические и организационные меры, предпринимаемые школой, чтобы оказать дифференцированную помощь нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития, учитывать при этом психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивать максимально возможную самореализацию личности.

Школа для слабоумных

В 1912 году американский психолог Генри Герберт Годдард опубликовал книгу «Семья Калликак: Учение о наследственности слабоумия», которая легла в основу евгеники — учения о селекции и улучшении наследственных свойств. Годдард к тому моменту уже шесть лет возглавлял лабораторию психологических исследований при школе для слабоумных девочек и мальчиков в городе Вайнленде, штат Нью-Джерси, — это был один из первых исследовательских центров, посвященных изучению умственной отсталости.

На своем посту Годдард успел сделать многое: перевести французский тест для определения IQ на английский, провести тестирование интеллекта 2000 учащихся общеобразовательных школ Вайнленда и сравнить их с показателями учеников спецшколы, ввести термин «идиотия», опробовать экспериментальное лечение слабоумия разными пищевыми добавками, а также изучить семейные древа более чем 230 воспитанников. Генеалогия одной ученицы и легла в основу самого известного труда Генри Годдарда — книги о семье Калликак.

Воспитанницу звали Эмма Волвертон. На момент публикации ей было 23 года, большую часть из которых девушка провела в вайнлендской школе. В книге ее имя Годдард заменил псевдонимом Дебора Калликак — эта фамилия, состоящая из греческих слов καλός («хорошо») и κακός («плохо»), подчеркивала неоднозначность рода Эммы. Но исследование было посвящено не столько ей самой, сколько ее предку, который, по версии Годдарда, совершил роковую ошибку.

Раскрытие фальсификации

Хотя многие ученые были сторонниками Годдарда, находились и современники, которые сомневались в достоверности полученных им данных. В 1930-х годах целый ряд генетиков объявил евгенику псевдонаукой. Книга о семье Калликак в США последний раз была издана в 1939 году, после чего на нее обрушилась волна критики.

Прочтя рецензии коллег, Годдард решил написать своей помощнице Элизабет Кайт, которая собирала информацию о семье Эммы Волвертон и общалась с ее родственниками. В ответном письме исследовательница призналась, что не знает имени той самой якобы слабоумной женщины из таверны, с которой началась ветвь Эммы. Годдард же, пытаясь защитить свою репутацию, соврал, что имеет полные сведения о ней и может со всей уверенностью утверждать, что она действительно страдала слабоумием. С годами он становился всё менее категоричным, старался смягчать углы и писал, что в вопросах наследования слабоумия всё не так однозначно, как можно было бы подумать. Однако он никогда не отказывался от своих предыдущих заявлений и не признавал своих ошибок.

Хотя сама книга Годдарда больше не переиздавалась, информация о семье Калликак, схемы ее родословной и фотографии Эммы Волвертон оставались в учебниках по психологии вплоть до 1960-х годов. В 1980-х историей Калликак специалисты по генеалогии Дэвид Макдональд и Нэнси Макадамс. Они установили реальное имя Деборы Калликак и решили сами разобраться в генеалогии рода Эммы. На то, чтобы проверить данные, ушел не один год, но в итоге в 2001 году Макдональд и Макадамс опубликовали полную генеалогию семейства Волвертон, известного как Калликак. Этот труд поставил точку в дискуссии об исследовании, проведенном Генри Годдардом.

Ученые выяснили, что благородный предок, известный миру под псевдонимом Мартин Калликак, вовсе не был родоначальником ветви Эммы. Мужчиной, который якобы «согрешил» со слабоумной девушкой, был его троюродный брат. Неизвестно, почему коллега Годдарда Элизабет Кайт указала другую информацию: то ли ей рассказали ошибочную легенду, то ли она не так поняла одну из родственниц, но весь «естественный генетический эксперимент» на поверку оказался ложью.

Как оказалось, и сама Эмма, скорее всего, вовсе не была слабоумной. Когда Дэвид и Нэнси начали проводить расследование, ни ее, ни Годдарда, ни директора вайнлендской спецшколы уже не было в живых, но им удалось узнать, что Эмму привезли в школу, когда ей было восемь лет. По их данным, мать Эммы с 17 лет была служанкой и забеременела во время работы в одном доме. Хозяин уволил ее, любовник бросил, и девушка родила первенца в богадельне, откуда ее вместе с новорожденной Эммой забрала к себе в дом семья благодетелей. Мать Эммы работала в их доме, пока вновь не забеременела, но на этот раз покровители настояли на браке с отцом будущего ребенка — так Эмма с мамой переехала в арендованный дом на ферме по соседству.

Через некоторое время мать Эммы забеременела в третий раз. Новоиспеченный муж, заподозрив измену, ушел, а фермер признал третьего ребенка и согласился жениться на женщине с тем условием, что она избавится от двух старших детей. Так восьмилетняя Эмма, которую отказался забрать биологический отец, оказалась в вайнлендской спецшколе. Поскольку девочка знала алфавит, умела шить, носить дрова, наливать воду в чайник, ее могли не признать слабоумной, поэтому мать выдумала историю, что Эмма не смогла поладить с детьми в обычной школе.

Эмма оказалась способной к работе. Она научилась читать, писать, играть на трубе, у нее был свой участок для выращивания фруктов и овощей, она посещала уроки кройки, шитья и изготовления деревянных поделок. Школа во многом зависела именно от таких учеников, как Эмма, поскольку торговала вещами, которые делали воспитанники: костюмами, комбинезонами, фартуками, куклами, даже обувью. Помимо этого, дети стирали белье как прачки и доили коров. Тот парадокс, что слабоумные могли выполнять столько квалифицированной работы, почему-то никого не смущал.

За годы пребывания в Вайнленде Эмма работала помощницей учителя в детском саду, помогала в школьной столовой и в классе резьбы по дереву. А в 25 лет переехала в женский приют через дорогу от школы, где прожила всю оставшуюся жизнь.

Проверьте себя по теме: «Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Автором дидактической системы развивающего обучения является

а) Д.Б.Эльконин

б) Л.В.Занков

в) А.Н.Леонтьев

г) П.Я.Гальперин

Цель начального образования по Л.В.Занкову:

а) получение общей картины мира

б) изучение отдельных школьных предметов

в) рассмотрение главных или второстепенных предметов

г) рассмотрение только главных предметов

Количество дидактических принципов системы (По Л.В.Занкову)

а)12

б)6

в)8

г)5

Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие:

а) общее развитие

б) система развивающего обучения

в) обучение

г) дидактические методы

Работа над психическим и физическим здоровьем учеников начинается в возрасте:

а)12 лет

б)8 лет

в)6 лет

г) 3 лет

Развитие чувственной базы предполагает изучение таких предметов , как :

а) математика

б) естествознание

в) ИЗО

г) арифметика

Одной из важнейших особенностей системы обучения Занкова является то, что все обучение направлено:             

а) развитие каждого ученика в отдельности

б) формирование знаний у класса в целом

в) личностно-ориентированное обучение

г) развитие и формирование знаний у класса в целом

В основу своей педагогической системы Л.В. Занков положил новые представления:

а) Я.А.Коменского

б)Д.Б.Эльконина

в)А.Н.Леонтьева

г) Л.С. Выготского

Суть ведущей роли теоретических знаний :

а) изучение теории

б) запоминание научных терминов и формулировки законов

в) ведение наблюдения над материалом, направленное на раскрытие существенных связей и зависимостей

г) уяснение определенных закономерностей

Принцип, который направлен на то, чтобы дети задумывались над тем, зачем нужны знания:

а) принцип быстрого темпа прохождения учебного материала

б) принцип ведущей роли теоретических знаний

в) принцип быстрого темпа прохождения учебного материала

г) принцип осознания процесса учения

Примечания

  1. П.С. Иванова. . 1 сентября. Дата обращения: 18 июля 2023.
  2. С.Ю. Лепешко. . Академия развития творчества. Дата обращения: 21 июля 2023.
  3. Нугманова Ф.И., Каримова А.А., Хасанова О.В. . Мир науки. Дата обращения: 18 июля 2023.
  4. . Психологическая энциклопедия. Дата обращения: 21 июля 2023.
  5. . Психологическая энциклопедия. Дата обращения: 21 июля 2023.
  6. Е.А. Грехова. . Продленка. Дата обращения: 21 июля 2023.
  7. Ж.М. Серикпаева. . Семей. Дата обращения: 21 июля 2023.
  8. Т. Кныш. . Пинск. Дата обращения: 18 июля 2023.
  9. П.С. Иванова. . 1 сентября. Дата обращения: 21 июля 2023.
  10. Знание. . Знание. Дата обращения: 18 июля 2023.
  11. Хлынцева Ю.В. . Школьная педагогика. Дата обращения: 18 июля 2023.
  12. Нугманова Ф.И., Каримова А.А., Хасанова О.В. . Мир науки. Дата обращения: 18 июля 2023.
  13. Ю.В. Хлынцева. . Лидер. Дата обращения: 18 июля 2023.

Основы шестиугольного обучения

В основе технологии шестиугольного обучения заложена математическая модель шестиугольников (гексов), позволяющая самостоятельно создавать логические связи, объединяя и обобщая пройденный материал по всему разделу.


Схема шестиугольников

Этапы работы с шестиугольниками

  • первый этап характеризуется отбором и распределением шестиугольников на категории, которые обучающиеся устанавливают сами.
  • на втором этапе необходимо найти связи между распределенными шестиугольниками и объяснить приоритетность их выбора.

Результат работы с шестиугольниками

Учащиеся, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. В данном контексте важным является тот факт, что итоговый продукт деятельности заранее не известен, что в полной мере создает условия для проявления учащимися «свободы слова» и «свободы выбора» при решении поставленных задач, делая тем самым процесс персонализированным, или личностно-значимым.

Главное здесь обозначить точный порядок каждой темы, которая заключается в отдельном шестиугольнике, и связать её с основной проблемой, которая была обозначена в самом начале. Сопоставляя каждую грань шестиугольника, учащимся предлагается самостоятельно формулировать причину связей понятия и процесса по заданной теме, анализируя учебный материал и развивая как творческое, так и критическое мышление. На финальном этапе работы получившуюся схему из шестиугольников используют для выполнения задания.

Недостатки

Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, и универсальной системы обучения абсолютно для всех нет. Некоторые школьники, не справившись с программой по Занкову, показывают неплохие результаты при обучении по традиционной системе.
Это же обстоятельство предполагает определенную подготовку ребенка к школе

В системе Занкова уделено внимание специальным программам для дошкольных учреждений. При этом основная система разрабатывалась только для начального этапа школьного обучения

Существуют учебники для отдельных дисциплин среднего звена, но законченного систематизированного комплекса все же нет. После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
Многие жалуются на скудную теоретическую часть. Действительно, по сравнению с традиционной системой, где львиная доля часов отдана на последовательное закрепление материала, у Занкова отведено много времени практическому применению знаний, причем это не просто решение по образцу, а подчас довольно сложные задания. Стремление задать высокую планку и научить продуктивному мышлению приводит к тому, что некоторые задачи способны поставить в тупик и родителей.

Высокие требования к педагогу. Полноценная работа системы возможна только при особом содействии в классе. Учитель должен, не теряя своей руководящей роли, увидеть в своих учениках не объект, а полноправный субъект обучения. Это предполагает взаимное уважение, отсутствие авторитарности и отказ от сравнительного оценивания между детьми — оценивать следует лишь развитие школьника, его собственные успехи, достигнутые на разных этапах.
Авторские образовательные системы — достаточно спорный вопрос. Нередко они на практике оказываются почти невыполнимыми или слишком специфичными. Система Занкова впервые нашла применение еще в советские годы и за 60 лет доказала свою эффективность настолько, что стала частью ФГОС Российской Федерации.

Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого  современное знание о возрастных и  индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:

  • понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
  • владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
  • актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
  • условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка,  для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
  • активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
  •  проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
  • индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,  распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе  посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по  качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:

Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных  (допущенных)  Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.

Как проходит обучение по системе Л.В. Занкова

Ведущий принцип — от сложного к простому. Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. Как правило, эти вопросы кажутся младшеклассникам неразрешимыми. Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя. 

Дискуссии на уроках поощряются — дети могут спорить и отстаивать своё мнение. За ошибку ребёнку ничего не грозит — в первом классе, согласно принципам системы Занкова, оценки не ставят. Главное, чтобы ученик сам осознал ошибку в процессе обсуждения. 

Чтобы сформировать у ребёнка целостную картину мира, задания в учебниках Л.В. Занкова часто строятся на стыке нескольких дисциплин. Например, для решения задачи по математике могут потребоваться знания арифметики, геометрии и логики. 


Пример задания из рабочей тетради по математике ‍

Курс «Окружающий мир» открывает связи между природой, культурой и историей общества. Курс литературы тесно переплетается с музыкой и изобразительным искусством. 

Учебники системы Занкова призваны не просто научить ребёнка решать конкретные задачи, но и объяснить сам принцип обучения, поэтому каждое упражнение содержит также дополнительные вопросы. Например, «реши задачу другим способом» или «как изменится ответ, если…». 

Важнейшую роль в системе Занкова играет фигура учителя. Он должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть чутким, внимательным и уметь задействовать сильные стороны каждого ученика. 

В системе Занкова большое внимание уделяется внеклассной работе. Программа подразумевает регулярные походы в театры, музеи, библиотеки и даже занятия на открытом воздухе. . >

<<Форма демодоступа>>

Достоинства

  • Каждый ребенок является отдельной личностью. Если в традиционной системе большая часть обучения представлена в виде потока информации, который нужно усвоить и воспроизвести детям, то у Занкова упор делается на сотрудничество учителя и ученика. Задача педагога состоит не в том, чтобы просто дать какие-то теоретические знания, а научить ребенка основам  анализа и синтеза информации. Это обстоятельство помогает в том числе и организовать индивидуальный подход к каждому ученику, не уравнивать всех до средней успеваемости, а тянуть слабых за сильными.
  • Система подразумевает уважительное отношение к ученику, отсутствие отметок за незнание и неумение в процессе обучения, дает ребенку возможность раскрыться и уверенно проявить себя в самостоятельной деятельности и коллективной работе.
  • Развивает творческие способности. Очень многое построено на наглядности. Кроме того, формирование эмоциональной и эстетической составляющих является неотъемлемой частью общей системы.
  • Большая часть коллективной работы построена на обсуждении, которое заслуживает любая тема во всех мелочах. Закладываются навыки логического диалога, формируется критическое мышление.
  • Учит ребенка мыслить логически, рассуждать и искать нестандартные решения. Не дается тема, просто состоящая из определенных фактов, а некоторая часть теории постигается учеником самостоятельно. Происходит это благодаря обучению в форме диалога, при котором объект рассматривается со всех сторон и задается вектор рассуждений, и множеству практических задач.

Кто может учиться по системе Занкова

Развивающая занковская система учит детей нестандартному мышлению и самостоятельному поиску решений. Она подходит сообразительным, любознательным и амбициозным детям.

Однако данная система предполагает, что от ребенка будет максимальная отдача только при условии вовлеченности родителей в образовательный процесс. Это связано с тем, что в школе к поиску ответа на сложный вопрос ученика подталкивает педагог, а дома эту миссию исполняют родители. В связи с этим система Занкова подходит только для обучения детей из тех семей, в которых родители готовы совместно с ребенком думать над домашним заданием.

Сегодня научно-педагогический центр Занкова продолжает разрабатывать программу для средней школы, а поклонники системы отправляют в министерство образования петиции, касающиеся возвращения ей федерального статуса. Но пока занковская система остается исключенной из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не проводят. Сегодня ее используют только частные школы и индивидуальные преподаватели на дому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: