Содержание работы в логопедической группе
Важную роль играет язык воспитателя в повседневном общении с детьми в логопедической группе. Она должна служить примером для подражания детям с нарушениями речи: Она должна быть четкой, четко сформулированной, хорошо интонированной, образно выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инверсных конструкций, оборотов речи, вводных слов, затрудняющих понимание языка
На это обратили внимание видные педагоги, методисты по развитию речи у дошкольников Е.И.Тихеева и Е.А.Флерина
Особенностью работы учителя в логопедической группе является то, что учитель организует и осуществляет деятельность по заданию педагога/логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми планируются во второй половине дня после дневного сна (до или после сна). 5-7 детей приглашаются на вечернее логопедическое занятие.
Рекомендуются следующие виды упражнений:
- Закрепление знакомых звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- Повторение стихов и рассказов;
- Упражнения для развития внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- Стимуляция связной речи в разговорах на знакомые лексические или бытовые темы.
В рамках коррекционной работы репетитор уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеурочное время детям можно предложить, например, собрать мозаику, сделать пазлы, сделать фигурки из спичек или счетных палочек, потренироваться развязывать и завязывать шнурки, собирать пуговицы или мелкие предметы, использовать карандаши разных размеров
Детям можно предложить использовать рабочие тетради по развитию навыков письма, рекомендованные для детей с нарушениями речи.
Особое внимание в работе воспитателя уделяется организации игр на свежем воздухе для детей с нарушениями речи, так как эти дети часто соматически ослаблены, физически напряжены, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подходить к выбору игр
Подвижные игры, которые обычно являются частью физического воспитания, можно проводить на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечения.
Игры с движением должны сочетаться с другими видами деятельности детей. Одновременно подвижные игры способствуют успешному формированию языка. Они часто содержат припевы, четверостишия, им может предшествовать игра в считалку, чтобы выбрать ведущего. Такие игры также развивают чувство ритма, гармонию и координацию движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
Работа воспитателя с детьми в ролевых играх также является необходимым элементом педагогической деятельности в логопедической группе. В ролевых играх педагог активизирует и обогащает словарный запас, развивает связную речь, учит ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социальных ситуациях (визит к врачу, покупки в магазине, транспорт и т.д.). Ролевые игры способствуют развитию коммуникативных и речевых навыков, стимулируют общительность детей и способствуют развитию социальных навыков и способностей.
Взаимодействие воспитателя и логопеда
Реализация всего комплекса коррекционного обучения в логопедии требует сочетания специального обучения для коррекции речевых недостатков с общими программными требованиями. Для логопедических групп разработан специальный распорядок дня, который отличается от обычного. Логопед проводит фронтальные, частично групповые и индивидуальные занятия. Кроме того, в расписании предусмотрено время для занятий по комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим миром, экология, рисование, лепка, спортивные и музыкальные занятия. Кроме того, в вечернее время воспитатель работает с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с указаниями логопеда. Тьютор планирует свою работу с учетом требований как типовой общей программы, так и речевых способностей детей и их прогресса в преодолении коррекционной программы, проводимой логопедом, в соответствии с характером речевого нарушения.
В связи с этим необходимо обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления вспомогательной программы, возрастные и индивидуальные особенности языкового образования дошкольников, понимать особенности произношения и лексико-грамматические аспекты языка, учитывать языковые способности каждого ребенка в школьной и внеклассной деятельности.
Вместе с логопедом воспитатель планирует мероприятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, обучению чтению и подготовке рук к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя означает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение результатов работы детей, как в речевой, так и в других видах деятельности. Все это записывается в специальную тетрадь.
Таким образом, учитель логопедической группы осуществляет педагогический и комплекс коррекционных мероприятий, суть которых — в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
При этом воспитатель уделяет внимание не только исправлению имеющихся дефектов в развитии ребенка, обогащению представлений об окружающем, но и дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности безопасных анализаторов. Это создает основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение языком
Факторы успешной коррекции речевого нарушения
Процесс исправления речевого нарушения состоит из следующих этапов:
1 — диагностика уровня речевого развития с последующим созданием логопедического заключения;
2 — планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого нарушения и с учетом сопутствующих вторичных нарушений и последующая реализация плана работы;
3 — отслеживание динамики развития языка путем сравнения вводной и повторной (итоговой) диагностики.
Эффективность преодоления речевого дефекта обеспечивается организацией системы поэтапной логопедической работы в коррекционной группе общеобразовательного дошкольного учреждения, которая требует соблюдения следующих условий:
Создание условий в группе: подходящая среда профессионального развития, естественная речевая среда, особый режим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы, профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и родителей;
Систематическая, целенаправленная и поэтапная работа логопеда по программе, соответствующей структуре речевого нарушения ребенка;
Согласованность и преемственность в работе логопедов и воспитателей групп.
Рекомендации для практикующих специалистов в логопедических группах.
1.логопедическая работа в группе поддержки детей с нарушениями речи должна быть систематической и постепенной.
Основными элементами системы логопедической работы являются:
(а) тщательно подобранный вариант логопсиходиагностики для определения структуры речевого нарушения;
б) поддержка разработки программного обеспечения и объектов;
в) отслеживание динамики развития речи: в начале года (вводная речевая диагностика), в середине года (промежуточная диагностика) и в конце (итоговая диагностика).
2. Логопедическая работа в группе предполагает объединение усилий логопеда и воспитателей группы, при их высоком профессионализме и слаженном взаимодействии в коррекционном процессе.
3. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении строится на принципах индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к коррекции речевых нарушений у детей.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Использование здоровьесберегающих технологий в системе работы дошкольного образовательного учреждения
- Объект и предмет социальной педагогики
- Условия формирования самооценки у младших школьников
- Трудовое воспитание детей-инвалидов
- Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
- Основные направления развития современной образовательной системы
- Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем
- Сущность профессионально-педагогической культуры
- Причины неправильного родительского воспитания
- Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образовании
Выполнение заданий логопеда
Важнейшая часть работы воспитателя — закрепление навыков, которые детям прививает логопед. Чтобы скорректировать отклонения, применяют «логопедические пятиминутки», игры, упражнения. Формат выбирается в зависимости от распорядка занятий и другой активности детей.
«Пятиминутки» — короткие, эмоционально приятные детям тренировки, соответствующие лексической теме, изучение которой запланировал логопед. Они помогают развивать все компоненты речи, закреплять конкретные навыки. После обеда, для заполнения пауз рекомендуют использовать игровые упражнения, специально для этого разработанные логопедом.
До обеда и после сна необходимо уделить индивидуальное внимание каждому ребенку
Важно организовать работу параллельно — один воспитанник, к примеру, занимается лично, другие отдыхают под присмотром младшего специалиста. На индивидуальные упражнения с ребенком отводится 10-15 минут
Эти занятия регулярно посещает логопед, чтобы отследить результаты и провести коррекцию при необходимости
На индивидуальные упражнения с ребенком отводится 10-15 минут. Эти занятия регулярно посещает логопед, чтобы отследить результаты и провести коррекцию при необходимости.
Чтобы закрепить полученный речевой навык, педагог предлагает детям артикуляционную гимнастику и дает им логопедические упражнения для:
- координации движений с речью;
- закрепления и дифференциации правильно выговариваемых звуков;
- постановки речевого дыхания;
- развития способности к запоминанию, внимательности, фонематического слуха, мелкой моторики;
- формирования навыка составления описаний (с использованием мнемотаблиц).
Методы обучения
1. Мы разработали образовательную программу для воспитателей логопедической группы так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.
Курс сжатый, но качественный. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Теоретические материалы изложены понятным языком, в концентрированном виде, без «воды» и лирических отступлений не по теме.
Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время в пределах учебного графика.
Мы помогаем слушателям не бояться тестов, зачётов, экзамена. Например, даём 3 попытки, чтобы сдать итоговый междисциплинарный экзамен. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.
2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.
3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переквалификации.
Материалы курса – методички, лекции по программе. Тексты учебных материалов загружены в СДО в виде word-файлов. С ними удобно работать: копировать или выделять нужную информацию, скачивать, распечатывать.
Библиотека вебинаров. Каждый вебинар посвящен одной теме.
4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».
Трудности работы воспитателем логопедической группы
Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:
Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
Неполное формирование словесно-логического мышления.
Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:
- Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
- Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
- Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.
Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия. Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями. Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.
Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.
Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений. Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.
Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция. Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.
В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке. Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость. Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.
Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.
Создание мотивирующей атмосферы в группе
Чтобы дети поверили в себя, свои возможности, атмосфера в группе должна быть максимально доброжелательной. Обязанность воспитателя — устранить негативные эмоции, связанные с речевой дисфункцией, развить у каждого ребенка мотивацию к работе, интерес к работе. Для создания правильного психологического «фона» нужно:
- вырабатывать у детей навыки поведения в дошкольной группе;
- вовремя замечать и реагировать на проявления агрессии, пассивность, конфликты;
- развивать у детей нормальные этически-нравственные представления о жизни и взаимодействии с людьми;
- поощрять инициативность и хорошее поведение.
Получить профессию воспитателя по работе с детьми с логопедическими нарушениями можно в АНПОО «НСПК». Для поступления не нужно сдавать ЕГЭ, нет вступительных экзаменов. Обучение ведется дистанционно*, по официальной образовательной лицензии. Выпускник получит сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и профпереподготовке — и его ценность на рынке труда будет высокой. Информацию о поступлении и акциях для абитуриентов можно получить в приемной комиссии АНПОО «НСПК».
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.