Логопед для ребенка: когда и почему нужно обращаться

Работа с дефектами речи у детей

Один язык – хорошо, а два?

– А если у ребенка есть проблемы с речью, но он не хочет, допустим, заниматься?

– Такие случаи тоже есть. Это проблема четырехлеток. Она заключается в том, что ребенок не понимает, зачем ему заниматься: «Я же разговариваю, меня все понимают». Постановка звуков – это такой монотонный процесс, однако если на занятии сидеть и играть, то, к сожалению, звуки не поставить. Но есть и плюс, дети этого возраста делают артикуляционную гимнастику везде: в детском саду, на улице, в магазине. Вспомнил – и делает. Эта детская непосредственность только на руку. Ребята постарше уже приходят на занятия осознанно, у них присутствует мотивация: «Я хочу красиво говорить».

– Есть ли особенности работы с детьми-билингвами?

– Если у ребенка проблем с нервной системой нет, он будет воспринимать все языки. Но если нервная система напряжена, импульсы плохо проходят в головной мозг, малыш плохо усваивает информацию – а тут еще и двуязычие, то все непросто. В таком случае лучше, чтобы преобладал один язык. Ребенку сложно думать на одном языке и на втором, да еще и говорить на обоих языках. И родители сами это замечают. А далее в школе будет грамматика русского языка, это будет сложно, если ребенок дома говорит на своем родном языке. Поэтому для ребенка с нарушениями речи в семье, где говорят на двух языках, надо выбрать один и разговаривать только на нем.

– Говорят, что нельзя с детьми сюсюкать и говорить, коверкая слова, что это негативно сказывается на их речи…

– С маленькими детьми нужно стараться разговаривать по-взрослому. Потому что, как мы уже говорили, дети подражают взрослым. Если родители будут говорить «масинка» или «бибика», соответственно, для ребенка эта речь будет эталоном, нормой. Если мы будем коверкать слова, то трех-, четырехлетний ребенок так и будет говорить «бибика», слово «машина» для него будет странным. Поэтому курицу мы называем «курицей», а не «ко-ко-ко», а вот курица, в свою очередь, говорит «ко-ко-ко». Сюсюкаясь, мы добавляем проблем или создаем предпосылки для развития проблем с речью у детей.

– В каких случаях требуется логомассаж и каждый ли логопед может его проводить?

– Логомассаж – это массаж губ, щек, языка, шеи, то есть речевых мышц. Он бывает ручной и зондовый, очень эффективен для постановки звуков

Однако важно понимать, что не каждый специалист может его делать, нужна база коррекционного образования – логопедического или дефектологического.

Когда нужно обратиться к логопеду

Как правило, если ребенок не соответствует общим этапам речевого развития, то это является сигналом для того, чтобы обратиться к логопеду. 

Ниже приведены несколько признаков того, что вашему ребенку может понадобиться помощь логопеда:

  • Проблемы с произношением звуков — некоторые звуки могут заменяться другими. В крайнем случае, у ребенка вообще не получается их произносить. 
  • Недостаток словарного запаса — ребенок может использовать ограниченное количество слов. Притом это будут самые простые слова, такие как “гав” в обозначении собаки, или “мяу” в обозначении кошки, поскольку так ему проще.
  • Проблемы с пониманием — ребенок может не понимать, о чем говорит взрослый. В результате родители начинают повышать голос, даже не догадываясь, что малышу нужна профессиональная помощь.

Кроме того, некоторые дети могут иметь трудности с артикуляцией звуков, то есть они могут заменять звуки другими звуками, искажать их, пропускать или добавлять звуки, что может привести к трудностям в понимании речи и затруднить общение с окружающими. Также некоторые дети могут испытывать затруднения с высказыванием своих мыслей, составлением предложений и рассказов.

Если родители замечают, что их ребенок испытывает трудности с речью, то нужно обратиться к логопеду. Обращение к логопеду необходимо как можно раньше, так как раннее начало логопедической коррекции речи помогает достичь более эффективных результатов.

Когда же нужно обратиться к логопеду? Необходимо обратиться к логопеду, если:

  • Ребенок не произносит отдельные звуки, их искажает или заменяет на другие звуки.
  • Ребенок не употребляет слова, соответствующие его возрасту.
  • Ребенок испытывает трудности в высказывании мыслей и составлении предложений.
  • Ребенок не может повторять слова или фразы за взрослым.
  • Ребенок не понимает чужую речь или понимает ее недостаточно.
  • Ребенок не произносит слов и не составляет предложения с правильным ударением и интонацией.

В случае выявления таких проблем, родители должны обратиться к логопеду для консультации и диагностики. Логопед проведет комплексное обследование ребенка и определит наличие нарушений речи и их характер. После этого будет разработан индивидуальный логопедический план коррекции речи ребенка и определено количество занятий, необходимых для достижения наилучших результатов.

Также важно заметить, что родители могут обратиться к логопеду и при подозрении на отклонения в речевом развитии ребенка, которые не вписываются в общие нормы, описанные выше. Например, если ребенок плохо произносит звуки, опаздывает в развитии речи от сверстников или испытывает трудности в понимании речи других людей

В таких случаях рекомендуется не откладывать обращение к логопеду, чтобы ребенок как можно быстрее получил необходимую помощь.

Важно понимать, что чем раньше обнаружатся проблемы в речевом развитии, тем проще и быстрее их можно исправить. Поэтому не стоит откладывать обращение к логопеду, если вы заметили какие-либо отклонения в речевом развитии ребенка

В заключение можно сказать, что логопедическая помощь является важным элементом в развитии и воспитании ребенка. Родители должны следить за речевым развитием своего ребенка и не откладывать обращение к логопеду, если возникнут какие-либо подозрения на отклонения в речевом развитии. Логопед поможет выявить проблемы и предложит индивидуальную программу коррекции, которая поможет ребенку преодолеть трудности и развить свои речевые способности.

Эффективность раннего логопедического вмешательства

Раннее логопедическое вмешательство имеет решающее значение для успешного преодоления речевых проблем у детей. Исследования показывают, что чем раньше начать лечение, тем больше шансов на положительный результат.

Важно понимать, что в молодом возрасте у детей происходит активное формирование речи, поэтому любые задержки или нарушения в этом процессе следует выявлять и корректировать на ранней стадии. Раннее логопедическое вмешательство позволяет предотвратить развитие серьезных проблем с речью и обеспечить более полноценное обучение и социализацию ребенка

Несмотря на некоторые предубеждения и сомнения родителей, обращение к логопеду в раннем возрасте – это правильное и ответственное решение, которое способствует успешному развитию ребенка и его будущему благополучию.

У кого «каша во рту»

– Римма Максовна, какие задачи решает логопед, помимо постановки звуков?

– Логопедия затрагивает все стороны устной и письменной речи. Логопед ставит звуки и автоматизирует их в речи. Еще одна задача логопеда – просветительская деятельность, направленная на родителей

Важно донести до мам и пап, что нерешенные речевые проблемы приведут к трудностям усвоения школьной программы, к нарушению чтения и письма. Проведя диагностику с ребенком, обязательно нужно рассказать, в каком-то случае получится сразу поставить звук, а в другом прогресс пойдет только после работы с неврологом

Многие не понимают этих механизмов, а медицинские работники, к сожалению, зачастую не объясняют ничего родителям. В поликлиниках говорят: «Давайте подождем до трех лет, до четырех», а потом дети идут в коррекционные классы. И никто не озвучивает последствия нарушений и их влияние на дальнейшее обучение в школе.

Как правило, сейчас многие логопеды обучаются на дефектолога и начинают работать как логопеды-дефектологи:  диагностируют ребенка, занимаются вызыванием речи, приучением к речи, развитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия – и далее переходят к постановке  и автоматизации звуков, развивают грамматический строй речи: учат спрягать, склонять слова, изменять их род, использовать множественное число и суффиксы, далее идет обучение чтению и подготовка к школе. То есть все, что касается речи, – это наша сфера деятельности.

– Всем ли нужен логопед?

– Конечно, он нужен не всем. В каких случаях логопед не нужен ребенку? Когда нервная система работает исправно, все речевые мышцы в состоянии нормы, язычок работает исправно, а в определенном возрасте появляются определенные звуки. Это идеал, к которому мы должны стремиться. К сожалению, ситуация в этом плане усугубляется. Еще лет десять назад на 300 человек в садике было, допустим, человек пять «с кашей во рту», то сейчас если на весь сад есть человек 15 с нормой развития речи, это уже радует. Статистика изменилась кардинально, увы.

Бывает, меня спрашивают, почему некоторые дети в саду говорят, например, «добрррое утро», «можжжно я пойду домой», выделяя определенные звуки, произнося их очень четко. А это потому, что это дети, которые занимаются с логопедом, они учатся звукам.

Например, работая со звуком «ш», мы его утрированно произносим, чтобы ребенок слышал чистое произношение звука и пытался так же его проговаривать, чтобы он акцентировал внимание на нем, чтобы его мозг записывал эту информацию: есть новый звук, он такой красивый и его не нужно забывать. И для этого мы специально утрированно произносим этот звук

Например: машшшина, здррравствуйте. И спустя два-шесть месяцев после постановки звуков (каждый случай индивидуален), когда мозг запомнит эту информацию, эти звуки становятся плавными, мы их не замечаем.

Повод для своевременного визита к логопеду

Посещение логопеда важно в любом возрасте, но есть определенные признаки, которые могут служить поводом для своевременного обращения к специалисту:

1. Отставание в развитии речи по сравнению с сверстниками

Если ребенок заметно отстает в развитии речи, проявляет трудности в произношении звуков или формировании слов, это может быть признаком необходимости консультации у логопеда.

2. Проблемы с пониманием речи и выражением мыслей

Если у ребенка наблюдается сложность в понимании инструкций, неадекватная реакция на речевые сигналы или затруднения в выражении своих мыслей, это также может быть поводом для обращения к логопеду.

Отложите гаджеты – и в парк

– В каком возрасте нужно начинать заниматься с логопедом?

– Раньше логопеды начинали ставить звуки с пяти лет, это самое правильное. Но вообще развитие речи ребенка происходит во всех видах деятельности ежесекундно. Мамы думают, что заниматься нужно только со специалистами. Но нет. Я сама мама троих детей и хочу сказать современным мамам: отложите гаджеты. Выключите телевизор, возьмите ребенка на руки, пойте ему песенки, разговаривайте с детьми, оречевляйте деятельность, проговаривайте все с малышом. Расскажите на улице о том, какая хорошая погода, как солнышко светит, птички поют или идет снег.

Развитие речи начинается со считывания эмоций, как я уже говорила ранее, и с неречевых звуков. Например, едет машина, течет вода, дует ветер, идет дождь, собака где-то лает. Не надо рано бежать к специалисту, не тратьте время и деньги. Возьмите потешки, пропойте с ребенком, почитайте стихи. Посадите годовалого ребенка на пол, покатайте с ним мячик и проговаривайте: «я тебе мячик качу» или «а теперь ты мне кати мячик». Мозг же записывает информацию. Для того чтобы ребенок сказал одно слово, у него в запасе должно быть тысяча слов. А если у детей постоянно планшеты и телефоны в руках, включен фоном телевизор, соответственно, зачем ему разговаривать? А чему потом мы удивляемся?

Вообще, ребенка нужно постоянно обнимать, гладить, то есть взаимодействовать с ним тактильно. Речь начинается в том числе и с ощущения тела в пространстве. Это глубинные процессы, которые доступны родителям. Не чужая тетя должна гладить ребенка – мама. У залюбленных и зацелованных детей прогресс идет быстрее.

– А какие нарушения речи встречаются чаще всего?

– Чаще всего встречается моторная неловкость – это когда у ребенка в силу того, что у него напряжены мышцы, начинается  нарушение речи. Наша нервная система в идеале работает по формуле: возбуждение – торможение. Чем человек взрослее, тем больше торможение преобладает над возбуждением. У маленьких детей возбуждение преобладает над торможением. Вот когда торможение не происходит, тогда нервная система все время находится в напряжении, мозг тоже в напряжении. Почему дети с нарушениями речи чаще всего гиперактивные? Потому что мозг совсем не отдыхает. Соответственно, мышцы тоже перенапрягаются.

И в таком случае работа начинается с общей моторики. Так ребенок начинает чувствовать свое тело в пространстве, мозг получает импульс и начинает работать. Следствие моторной неловкости – моторная алалия. В силу того, что мышцы перенапряжены – и речевые мышцы тоже (губы, щеки, язык), ребенок просто не может двигать языком во рту и, соответственно, какая может быть речь?

Ну и наиболее распространенное нарушение  – дизартрия. Если объяснять проще, то у нас в шее находится речевая зона, в которой проходит 12 пар пучков нервов (первая речевая зона – в коре головного мозга). Чаще всего мышцы шейно-воротниковой зоны напрягаются при родах, нервные импульсы речевой зоны шеи плохо проходят в губы, щеки, язык и головной мозг. Соответственно, кровообращение головного мозга ухудшается, его работа замедляется, артикуляционный аппарат становится непослушным. Это и есть дизартрия.

Советы при заикании

При данной речевой патологии важно нормализовать состояние нервной системы ребенка. Поэтому родителям советуют водить детей на плавание, дельфинотерапию, на конные прогулки – все это благотворно влияет на эмоциональное состояние

Также одна из причин заикания – это неправильное речевое дыхание. Детям с заиканием рекомендуют занятия пением, которые формируют сильный и длительный выдох.

Очень важно при данной речевой патологии – это соблюдать особенности всех этапов коррекционной работы. Сложнее всего соблюдать этап полной тишины – в этот период нужно максимально оградить ребенка от информационного потока и заикающийся не должен на данном этапе вообще говорить или только шепотом

Родители должны обеспечить ребенку с заиканием общение с наиболее близким эмоционально ему человеком. Таким образом, вы уменьшите риск появления судорог во время разговора. Взрослые должны создать максимально комфортную для ребенка с заиканием речевую среду.

Отрабатывайте с заикающимся определенные речевые шаблоны: как вести себя в магазине, в гостях и т. д. Тем самым, он не будет бояться общаться с окружающими. Основная задача родителей ребенка с заиканием – это нормализация его нервной системы и создание благоприятной расслабляющей эмоциональной обстановки.

На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Могу дать несколько советов  родителям тех дошкольников, которые хотят сами, в домашних условиях развивать речь ребенка.

Я бы посоветовала, в первую очередь, установить близкие, доверительные отношения с ребенком. Наверное, от логопеда ждут несколько иных советов, конкретных упражнений, которые в миг все исправят. Но речь, прежде всего, предназначена для общения. Уже внутриутробно ребенок общается с мамой, как может. После появления на свет он постепенно осваивает наши способы общения. Своим первым криком, через какое-то время улыбкой (так называемый комплекс оживления), а затем первым лепетом и словами ребенок показывает, как мама и близкие для него важны.

  • Кормите ребенка грудью. Это не только обеспечит здоровье, иммунитет малыша, нормальное развитие зубочелюстной системы, языка, губ, но и обеспечит глубокую эмоциональную привязанность. Читайте ребенку книжки в соответствие с возрастом, обсуждайте их вместе.
  • Гуляйте с ребенком, при этом объясняйте ему различные явления природы, развивайте внимательность и наблюдательность. Выполняйте домашние дела вместе.  Уже с того момента, когда ребенок начинает ходить, он может стать вашим учеником и помощником. Различные «развивалки» (такие как кулинарная школа, занятия по развитию мелкой моторики, по системе М. Монтессори и т.д.) вы можете организовать у себя дома, всего лишь совместно выполняя рутинную домашнюю работу.

Поделитесь каким-нибудь простым упражнением для родителей и малышей…

Трудно выделить какое-то одно упражнение, т.к. развивать речь нужно комплексно.

Но, например, несложные артикуляционные упражнения полезны как для исправления нарушений звукопроизношения, так и для их профилактики.
Используйте звукоподражания — мычите, гудите, хрюкайте, каркайте, цокайте как лошадка и т. д.; для укрепления мышц языка полезно вылизывать ложки, тарелки, сплевывать бумажки, крупинки.

Для развития речевого дыхания пускайте мыльные пузыри, дуйте на вертушки, играйте на дудочке и т. д

Не забывайте и о развитии слуха – сначала неречевого: привлекайте внимание ребенка к звукам, издаваемым различными предметами, например, шуршание бумаги, стук барабана, звон колокольчика, шелест листьев; а затем и речевого – называйте различные речевые звуки (именно звуки, а не буквы), делите слова на слоги и на звуки, составляйте слова из звуков

Играйте с пользой, и тогда услуги логопеда Вам не понадобятся!

Спасибо, Виктория, огромное за столь подробное интервью, за ценные советы логопеда родителям дошкольников. Надеюсь, что эта информация поможет кому-то вовремя выявить и, возможно, решить проблемы развития речи у детей.

А еще лучше создать такие условия развития ребенка, чтобы и проблем не возникало.

Четкой Вам речи и хороших отношений с детьми!

Я же с Викторией не прощаюсь, а говорю «до свидания» и надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Приятно иметь дело не только с грамотным специалистом, но и близким по духу человеком.

В следующей статье читайте о самом сложном возрастном кризисе у ребенка — о кризисе 3 лет.  О том как эффективно и более-менее безболезненно его можно пройти.

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

Когда стоит обратиться к школьному логопеду?

Существует распространенное мнение, что логопед – это педагог, который помогает детям с нарушениями звукопроизношения.

Что же делать, если у ребёнка со звуками всё в порядке, а в тетради не всё так радужно?

Становление письма представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, речедвигательным, зрительным, общедвигательным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап.

Этапы письма

Только представьте путь, который нужно пройти:

— Мотив (для чего я пишу?);

— Замысел (отбор слов, фраз; организуется определенная последовательность слов во фразе, фраз в тексте);

— Анализ звукового состава слова (определить конкретные звуки в слове, их последовательность);

— Проговаривание (явное-скрытое; позволяет в момент записи уточнить звуковой состав слова; задействованы речедвигательный и речеслуховой анализаторы);

— Соотнесение заранее выделенной фонемы графемой (речеслуховой, зрительный анализаторы);

— Перешифровка графемы в кинему (кинетическая система последовательных движений, необходимых для записи; зрительный и двигательный анализаторы);

— Параллельно с записью идёт операция по грамматическому, морфологическому анализу.

Если на каком-то этапе наступил сбой, вы сразу это заметите в тетради ученика. Это может быть частичное специфическое нарушение процесса письма, которое называется ДИСГРАФИЯ.

Примеры ошибок на письме для обращения к школьному логопеду

Приведу несколько примеров, когда стоит обратиться к логопеду в школе:

1. Пропускает гласные (школа — шкла, ветер — втер);

2. Пропускает согласные (шола — школа, той — твой);

3. Пропускает слоги и части слов (мана – малина, гова — голова );

4. Заменяяет гласные (пиши — пишу, весна — васна, большой — бельшой);

5. Заменяет согласные (дри — три, положил – боложил, улица — улича);

6. Перестанавливает буквы и слоги (венса – весна, мотолок — молоток);

7. Не дописывает буквы и слоги (около — окол, в дупле – в дупл, ворота — ворот);

8. Приписывает лишние буквы и слоги (стлол – стол, малилина – малина, труруба — труба);

9. Искажает слова (мальни-маленький);

10. Слитно пишет слова или неверно делит слова ( у тюг – утюг, детииграли – дети играли) ;

11. Слитно пишет предложения или неверно делит их в тексте. ( Наступила осень. Птицы улетают. На юг на улице заметно похолодало. — Наступила осень. Птицы улетают на юг. На улице заметно похолодало.)

12. Ошибки в смягчении согласных (толко — только, пять – пят, пать — пять)

13. Ошибки в согласовании слов (с большая сосны – с большой сосны, красивое картина – красивая картина)

14. Неверное употребляет предлогов (из – спины — из-за спины ; сидит за столом – сидит столом, из-под стола – из стола);

15. Слитно пишет предлоги и раздельно приставки: (влесу – в лесу, у ехали – уехали);

16. Пропускает слова в предложении (Дети весело на улицу. — Дети весело выбежали на улицу.);

17. Заменяет буквы, схожие по написанию, которые отличаются количеством элементов, имеют дополнительный элемент или отличаются написанием элемента в пространстве (д-в, д-б, ш-т, ш-щ, л-м, п-т );

18. Зеркально пишут буквы;

19. Пропускает элементы букв.

Все вышеперечисленные ошибки дают нам понять, что нужно обратиться к школьному логопеду. И не ждать, что это пройдёт само собой.

Своевременная и регулярная помощь — залог успешного обучения ребёнка!

Соколова Юлия Борисовна,
учитель-логопед

Общие рекомендации

Чтобы у дошкольника не возникло затруднений со звукопроизношением нужно проводить каждый день артикуляционную гимнастику. Для этого достаточно выделить 10 минут. Малыша просят произносить гласные звуки, вместе с тем вы формируете базовое положение губ и сильный продолжительный выдох.

Кроме таких упражнений для губ, включите задания для язычка (удерживать его на нижней губе, поднимать−опускать его, двигать из стороны в сторону). Когда ребенок станет постарше, включите упражнения уже более специфичные – для формирования нужных групп звуков. Самой первой малыш осваивает артикуляцию свистящих, потом шипящих и сонорных звуков.

Проводите с малышом пальчиковую гимнастику, занимайтесь с ним аппликацией, учите обращаться с ножницами. Используйте все виды деятельности, в которой формируются дифференцированные движения пальцев. Покупайте одежду с пуговицами, шнурками – это благоприятно влияет на развитие пальчиковой моторики, которая оказывает влияние и на речевое развитие.

Не нужно сюсюкать с детьми дошкольного возраста – это нормально при общении с малышом. Но когда ребенок становится старше, он начинает воспринимать такую речь за норму, что приводит к появлению речевых нарушений.

В формировании речевых навыков большую роль играет общение ребенка со взрослыми. Поэтому и родители, и педагоги должны следить за своей речью. И всячески поощрять малыша к ее использованию. Это общие рекомендации, которые помогут сформировать необходимые речевые навыки у малыша.

Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста

Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года. 

Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:

  • Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.
  • В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.
  • В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.
  • В 2 года ребенок не разговаривает.
  • В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.
  • До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.
  • В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).
  • В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.
  • После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.
  • Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.
  • В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному. 
  • Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители. 
  • Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”). 
    • Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.
    • Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.
    • Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.
    • Он торопится, “захлебывается” словами.
    • Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.
    • Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.
  • В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.
  • В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.

Не пускать на самотек

– К чему ведут речевые проблемы, если ими не заниматься?

– Есть категория родителей, которые не понимают, что есть нарушения речи, не принимают этой проблемы, говорят: «У нас папа в пять лет заговорил, ничего страшного». Но время пап прошло, там было другое время, другая школьная программа. Сейчас все иначе. Если ребенок заговорит в пять лет, до школы останется два года для того, чтобы преодолеть все проблемы с речью и прийти к успешному освоению школьной программы. У ребенка за это время должен сформироваться словарный запас, грамматический строй, чистая речь. Времени слишком мало, это та же глобальная работа, но за более короткий срок.

Часто у таких детей появляется заикание, потому что нервная система не справляется с потоком информации, которую нужно усвоить. Какое у него будет восприятие школьной программы, когда ему нужно решить еще ворох проблем, которые накопились за те пять лет, когда он не разговаривал.

Если у ребенка к шести годам не были искоренены речевые нарушения, то он будет неправильно писать. Вот, например, говорит «шкоа», так и будет писать. Около шести лет еще выпадают зубки, станет сложнее ставить звуки: при выпадении нижних зубов образуется просвист, нет упора для язычка – появляется проблема с постановкой свистящих, при выпадении верхних зубов появляется проблема с постановкой шипящих звуков. Поэтому в идеале до шести лет поставить все звуки. Все должно быть сделано вовремя.

Есть неврологи с каким-то европейским подходом: улыбаются, назначают витаминки и говорят: «Нет таблетки, которая запускает речь». А ее и не будет. Для того чтобы запустить речь, должны хорошо работать высшие психические функции, для этого нужно улучшать кровоток. Так вот таблетки будут для улучшения кровоснабжения и вся реабилитационная деятельность будет направлена на улучшение кровотока головного мозга в общем, потому что если будет плохое восприятие или память, речь не пойдет. Поэтому таблетки только для запуска речи не существует, но есть грамотное медикаментозное лечение, и во многих случаях без него не справиться, не надо его бояться.

Хочу еще раз акцентировать: очень важно заниматься проблемами с речью вовремя.

– А могут ли родители развивать речь ребенка в домашних условиях?

– Конечно. Проблема многих современных детей – они не любят овощи, фрукты, мясо

А жевать очень важно, потому что работают речевые мышцы. Старайтесь давать ребенку то, что можно жевать, приучайте к твердой пище

Можно как упражнение для развития артикуляционных мышц давать ребенку две-три жвачки, чтобы он жевал их, прямо чавкая, с открытым ртом.

Причины логопедических проблем у младших школьников

Ребенок не готов к школе. Иногда ребенок даже в семь лет не готов к школе:  он не хочет учиться, не готов к физическим и когнитивным нагрузкам, плохо запоминает инструкции, часто отвлекается на занятиях. Из-за этого ребенок может плохо читать слоги и слова, не понимать, как правильно писать те или иные буквы. Из-за неготовности к школе у ребенка не всегда встречаются чисто логопедические проблемы, чаще общие проблемы с обучением. 

Проблемы с речью. Ребенка можно учить чтению и письму, только когда у него полностью сформирована речь: он говорит внятно, выговаривает все звуки почти в каждой фразе, совершает мало грамматических ошибок. Если ребенок ошибается в речи, то у него возникнут трудности в чтении и письме. 

Задержки развития. Обычно невропатологи и психологи диагностируют серьезные задержки психического развития и отправляют ребят учиться по адаптированным программам. Но иногда специалистам не удается диагностировать минимальную мозговую дисфункцию. Дети с таким расстройством в целом обладают нормальным интеллектом, но испытывают трудности в обучении, в том числе, логопедические. Некоторые специалисты относят к минимальным мозговым дисфункциям гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, которое тоже приводит к проблемам с обучением. 

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.

Советы при работе с алалией

Родители ребенка-алалика должны посещать не только логопедические занятия, но и дефектолога. Обязательно им необходима консультация невролога, который выпишет необходимые медикаменты, стимулирующие работу речевых центров. Многие родители утешают себя примерами поздно заговоривших детей без всякой помощи. Но у таких детей имеется большое отставание в речевом развитии: звукопроизношение и слоговая структура искажена, речь непонятна окружающим и т. д.

Если в три года малыш не говорит или общается только простыми фразами – не откладывая, записывайтесь на консультацию к логопеду. Самостоятельно родители не смогут приблизить речевое развитие ребенка к норме. Таким детям часто предлагают специализированный детский сад, а если особо сложная форма алалии, то и вовсе домашнее обучение.

С такими детьми нужно заниматься каждый день, продолжительность занятий зависит от возраста. Обязательными для них являются физиотерапевтические процедуры, полезными будут занятия плаванием. Алалики часто отказываются говорить, потому что они привыкли к тому, что близкие понимают их без слов. Некоторые дети не хотят общаться, потому что для них – это трудный вид деятельности.

Это не значит, что нужно просить малыша говорить сразу сложные слова

Важно добиться на начальных этапах любой голосовой реакции. Постепенно повышайте требования к качеству речи

Поощряйте малыша даже за маленькое достижение.

Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.

Дети с алалией отличаются повышенной утомляемостью, часто капризничают, у них нет стремления делать все самостоятельно. Родителям нужно сформировать у них необходимые навыки самообслуживания, которые упростят процесс социализации ребенка. Алалия – это сложная речевая патология, поэтому для таких детей создают специальные условия для обучения. Родителям нужно набраться терпения, потому что быстрого результата вы не получите. Но если коррекционная работа была начата рано, и родители выполняют все рекомендации специалистов, то вы сможете максимально скорректировать дефект и интегрировать малыша в нормальную речевую среду.

Советы при дизартрии

При данной речевой патологии с ребенком занимается не только логопед, но и невролог, дефектолог. Часто родители боятся давать малышу препараты, выписываемые неврологом. Но они помогают нормализовать работу речевых центров головного мозга.

Родители должны понимать, что дизартрия – это нарушение, коррекция которого может занять длительное время. С ребенком необходимо заниматься каждый день артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играть в дидактические игры на отрабатываемый звук.

От того насколько точно родители будут выполнять требования логопеда зависит успех коррекционной работы

Очень важно при дизартрии уделять внимание развитию грамматического строя и связной речи. Во время прогулок обращайте внимание малыша на то, что его окружает. Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите

Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта

Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите. Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта.

Важно, чтобы родители чаще спрашивали ребенка о его впечатлениях, чтобы у него формировался навык связной речи. Для коррекции дизартрии необходимо комплексная работа, потому что это сложный речевой дефект и только общие упражнения не помогут справиться с этим нарушением

Родители не должны ругать ребенка, если у него возникают сложности в автоматизации звука. Регулярность занятий и терпение – это основные составляющие успеха работы при коррекции сложных речевых дефектов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: