Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста соловьева, юлия николаевна

Виды продуктивной деятельности дошкольников и формы развития творческих способностей детей

Введение

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Так, в последнее десятилетие педагоги и практики отмечают, что дети дошкольного возраста всё больше отличаются от их сверстников, которых описывают И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, и даже от тех детей, которые посещали детские сады в конце ХХ в.

Педагоги отмечают, что в настоящее время у детей дошкольного возраста отмечаются психические, психофизиологические, личностные изменения. В частности, отмечено резкое снижение фантазии, любознательности, творческих проявлений детей.

Исследователи отмечают, что своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Н. К. Крупская отмечает, что «лепка имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, так как при лепке у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение» .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 (далее – ФГОС ДО), ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.

11 стр., 5418 слов

Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

… детей дошкольного возраста.       1. Особенности  развития  психических  функций  и формирования личности и деятельности в дошкольном периоде. Дошкольный возраст … психофизиологических механизмов. Своеобразие социального становления психики дошкольника состоит в том, что ее … Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» …

Ведущими видами детской деятельности, согласно ФГОС ДО, являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Лучшие формы работы

Есть огромное количество различных техник, приемов и форм, которые способствуют продуктивной и полезной деятельности дошкольников, но не вызывают у них уныние и скуку. Их можно чередовать.

  • Плетение из разноцветных бумажных полосок.
  • Оригами.
  • Торцевание из бумажных салфеток или гофрированной бумаги, создание веселой картинки, например цветка.
  • Квиллинг – композиции из бумажных полосок. Создание снежинок, цветов или целого панно в такой технике.
  • Лепка барельефа. В качестве основы используется плотный черный картон, потребуется также восковой пластилин. Ребенок нарезает материал стеком, придает ему необходимую форму, после чего наклеивает элемент на основу. Далее аналогичным образом прорабатывает другую деталь, соединяет ее с первой. Получается изделие, по своей сути напоминающее привычный нам барельеф.
  • Украшение шкатулки крупами и зернами кофе.

Если предлагать ребенку также и рисование, лепку, создание поделок из природного и искусственного материала, то можно быть уверенным: в процессе увлекательной игры он получает и закрепляет полезные для дальнейшей жизни навыки.

Родители не должны мешать малышу проявлять творческие способности, их задача – помогать, подсказывать, а не поучать или заставлять. Иногда дошкольники находят совершенно нестандартные методы решения поставленной задачи, вызывая у взрослых недоумение, но это не говорит о том, что дети действовали неправильно. Они просто нашли выход не там, где его видели мама или папа. Поэтому не стоит навязывать маленьким творцам собственное мнение, лучше дать им возможность придумывать и фантазировать, тогда и результат будет гораздо более удачным.

Временной план занятий

Конкретные категории

Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.

И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.

Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу.  Важность данной задачи переоценить трудно. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает

Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.

Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.

Сложно переоценить важность правильного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемая посредством применения продуктивного метода. Такая связь формируется и осуществляется в процессе выполнения различного рода практических детских работ

Направлены они на закрепление полученных сведений из окружающего мира, и выработку таких качеств, как:

  • наблюдательность,
  • активность,
  • целеустремленность,
  • самостоятельность,
  • терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию,
  • способность доводить все начатое до конца.

Не остается в стороне и физическое развитие ребенка, и важную роль в этом процессе также играет испытанная продуктивная методика. Благодаря этому повышается уровень жизненного тонуса, улучшается настроение, общее состояние поведения и характера. Ребенок становится более подвижным, жизнерадостным, активным.

В процессе занятий вырабатывается правильная осанка, походка и другие важные физические качества маленького человечка.  Кроме того, укрепляется мускулатура, улучшается общая координация движений.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью подробно описана Мариной Шекалиной.

Итог

Помимо перечисленных положительных факторов, есть еще много других, прогрессивных показателей правильного развития ребенка дошкольного возраста

А сама продуктивная деятельность является важной составной частью правильного, всестороннего обучения и воспитания дошкольников

Благодаря, казалось бы, простым занятиям, — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликаций, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях:

  • умственное воспитание,
  • эстетическое развитие,
  • физическое укрепление организма,
  • нравственное и духовное становление личности.

Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду

В психолого-педагогической и методической литературе выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей:

  • накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе (дети знакомятся с элементарными формами, получают представление о размерах объектов, например, собирая пирамидку учатся собирать кольца от большего к меньшему, или рисуют линии красками, карандашами и фломастерами, а педагог комментирует различия в толщине и интенсивности цвета);
  • подражание во второй младшей группе (дети на примере взрослых осваивают основные модели творческой деятельности — клеят аппликации, рисуют, лепят и т. д., а также знакомятся с базовыми технологиями в каждом виде деятельности — с монотипией в рисунке, с изображением на плоскости в лепке, с аппликацией из заготовок, а также осваивают сюжетно-ролевые игры, основанные на личном опыте ребят, к примеру, «Дочки-матери», «У врача» и др.);
  • преобразование в среднем дошкольном возрасте (дети выполняют творческие задания по образцу, к примеру, повторяют комплекс из 3–4 танцевальных движений за педагогом, но опираются при этом на свои возможности, поэтому у кого-то это задание получается сразу, а кто-то из-за недостатка чувства ритма не может повторить всю последовательность и с третьего раза);
  • поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте (дети выполняют задание по словесному (!) заданию педагога, например, в рамках закрепления темы «Я будущий первоклассник» рисуют школьные принадлежности — у каждого малыша будет свой набор, способ размещения на листе, цветовая палитра).

Этап подражания и имитации оказывается сквозным для всего периода дошкольного образования

Классификация

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников.
Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Типы развлечений

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:

  • различные способы составления конструкций;
  • изготовление изделий из глины или пластилина;
  • мозаика, аппликация;
  • поделки;
  • изготовление макетов.

Виды изобразительной деятельности дошкольников также включают лепку и рисование. Для детей это не просто развлечение. Все эти способы проведения досуга — важные этапы развития малышей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в ДОУ.

Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность

Анализ продуктивной деятельности в ДОУ

В перечень видов работы для проверки включены основные виды упражнений:

  • речевые (способствует запоминанию слов, выработке правильного звукопроизнесения),
  • подвижные (для развития мелкой и общей моторики),
  • манипулятивные задания (с крупой, мелкими игрушками), применяемые для стихийных или запланированных сюжетно-ролевых игр,
  • пальчиковые для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму,
  • музыкальные — упражнения, которые выполняются под музыку и направлены на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве.

Мониторинг продуктивной деятельности по уровню развития детей позволяет опосредованно оценить уровень педагогического мастерства педагога

Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его

Для методически верной организации практической деятельности педагог исходя из особенностей детей своей группы использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.

Методы организации продуктивной деятельности

Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей:

  • информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению),
  • репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник),
  • эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов,
  • исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах, как в задании для подготовишек «Нарисовать впечатления о лете»).

Анализ продуктивной деятельности в ДОУ

Разновидности

Картотека тем по продуктивной деятельности

Что такое продуктивная деятельность детей

Понятие «продуктивная деятельность» наводит на мысль, что результатом определенных действий должен быть некий продукт.

Дети дошкольного возраста больше ориентированы непосредственно на процесс. Выполняя различные действия, они познают окружающий мир. Малыши любят разобрать игрушку до последнего винтика только для того, чтобы посмотреть, что там внутри. Созидание, получение продукта мало совместимо с дошкольным возрастом. Однако, смотря что подразумевать под продуктом детских усилий.

Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста направлена на создание реального продукта в виде рисунка, поделки, конструкции, аппликации, связанного крючком квадратика под присмотром бабушки и подобных изделий.

Продуктивная деятельность оказывает огромное влияние на развитие восприятия дошкольника. Изготавливая поделку или конструкцию, ребенок усваивает предметные свойства и отношения, разбирается с формой и размерами. Эти характеристики становятся доступными для понимания малыша только тогда, когда он применит их на практике.

Классификация

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:

  • ознакомление с изобразительными материалами;
  • развитие сенсорных способностей;
  • улучшение моторики и координации движений;
  • знакомство с окружающим пространством;
  • развлечения музыкального характера.

Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:

  • Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
  • Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
  • Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
  • Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
  • Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.

Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.

Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.

Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении

Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых

Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми

Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей

Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:

  • формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
  • развитие творческих способностей;
  • обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
  • формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • формирование уважения к чужому мнению;
  • обучение рациональному использованию материалов;
  • развитие интереса к своей стране, семье.
  • формирование эстетического восприятия мира.

При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу

Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.

Классификация

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:

  • ознакомление с изобразительными материалами;
  • развитие сенсорных способностей;
  • улучшение моторики и координации движений;
  • знакомство с окружающим пространством;
  • развлечения музыкального характера.

Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:

  • Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
  • Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
  • Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
  • Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
  • Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.

Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.

Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.

Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении

Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых

Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми

Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей

Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:

  • формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
  • развитие творческих способностей;
  • обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
  • формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • формирование уважения к чужому мнению;
  • обучение рациональному использованию материалов;
  • развитие интереса к своей стране, семье.
  • формирование эстетического восприятия мира.

При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу

Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.

Заключение

Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя детское изобразительное творчество

  1. Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
  2. Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.

Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.

Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.

Каждое достижение дошкольника в изобразительном творчестве — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.

Отношение воспитателей и родителей к изобразительному искусству определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.

Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: