Внеурочная деятельность в школе и всё, что необходимо знать о ней

Организация внеурочной деятельности в школе по фгос

Направления и содержание внеурочной деятельности в школе

LightField Studios/Shutterstock.com

Например, в начальной школе на выбор предлагаются следующие направления внеурочной деятельности:

проектно-исследовательская;
спортивно-оздоровительная;
художественно-эстетическая;
коммуникативная (включает в себя занятия по формированию функциональной грамотности);
информационная культура (например, курс «Цифровая гигиена»);
интеллектуальные марафоны;
информационно-просветительские занятия курса «Разговоры о важном»;
«Учение с увлечением!» — занятия, на которых учитель помогает младшеклассникам преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

Для учащихся 5–9 классов часы внеурочки рекомендуется распределять по направлениям деятельности:

внеурочные занятия по учебным предметам — 2–4 часа в неделю;
деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия — 2–4 часа;
занятия по формированию функциональной грамотности — 1–2 часа;
занятия по развитию личности — 1–2 часа;
занятия, направленные на социализацию учащихся — 2–3 часа;
«Разговоры о важном» — 1 час.

SpeedKingz/Shutterstock.com

В старших классах направления внеурочной деятельности во многом зависят от профиля обучения и включают следующие компоненты:

деятельность ученических сообществ — до 4 часов;
профильные курсы по выбору учащихся — до 4 часов;
организационное обеспечение учебной деятельности и обеспечение благополучия учащихся (например, курс «Нравственные основы семейной жизни») — 1 час;
«Разговоры о важном» — 1 час.

В рамках этих направлений школьникам доступны разные виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая: игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, деловые игры.
  2. Познавательная: лекции, конференции, научные общества и клубы.
  3. Трудовая: уход за комнатными растениями, работа на пришкольном участке, дежурства на переменах и в столовой.
  4. Спортивно-оздоровительная: секции, соревнования, «Весёлые старты», дни здоровья, летний оздоровительный лагерь.
  5. Туристско-краеведческая: экскурсионные поездки, туристические походы, развитие школьного музея.
  6. Досугово-развлекательная: концерты, ярмарки, фестивали, походы в театр.
  7. Социальная: участие в акциях, социальная практика, встречи, волонтёрские и экологические отряды.
  8. Художественное творчество: кружки, студии, выставки, вернисажи, театральные постановки.
  9. Проблемно-ценностное общение: беседы, дискуссии, диспуты на различные темы.

Школьную внеурочную деятельность не стоит воспринимать как ненужную дополнительную нагрузку. Она призвана повысить интерес школьников к учёбе, творчеству и социально значимому труду. К тому же не у всех родителей есть время и возможности водить ребёнка в платные кружки и секции, а внеурочная деятельность даёт возможность каждому найти увлекательное занятие и развивать свои творческие и интеллектуальные способности.

Что такое внеурочная деятельность?

Studio Romantic/Shutterstock.com

Под внеурочной деятельностью понимают самые разнообразные дополнительные занятия и внеклассные мероприятия, которые проводятся как на территории школы, так и за её пределами. Школьные спортивные секции, кружки, классные часы и всё, чем занимаются учащиеся помимо основных уроков, относятся к внеурочной деятельности, или внеурочке.

Во всех школах обязательно должна быть организована внеурочная деятельность, ведь она является важной частью образовательной программы. Однако формы и содержание внеурочки определяет сама образовательная организация с учётом своих возможностей и интересов учеников

Внеурочные занятия и мероприятия организуются и проводятся силами учителей, школьного психолога, библиотекаря и других сотрудников — а это значит, что ученики и их родители при выборе дополнительных занятий ограничены тем, что может предложить школа. В этом и заключается ключевое отличие внеурочки от дополнительного образования, где курсы и занятия ведут специалисты, обладающие профессиональным опытом в определённом виде деятельности.

Цель внеурочной деятельности — не просто организация досуга школьников, а достижение планируемых результатов освоения учебной программы — личностных и метапредметных. Это, в первую очередь, нравственное воспитание, формирование основ патриотизма, активизация познавательного интереса, социализация и приобретение способности применять полученные знания в практической деятельности.

BalanceFormCreative/Shutterstock.com

Достижение этих результатов невозможно только в рамках основных учебных занятий; поэтому, помимо учебного плана, образовательные организации разрабатывают план внеурочной деятельности

При этом важно учитывать множество задач, которые должны решать внеурочные занятия:

  • вовлечение школьников в творческую деятельность, организованную с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
  • закрепление знаний, полученных на уроках по различным предметам;
  • выявление и развитие способностей учащихся;
  • создание условий для самостоятельной организации и проведения школьниками различных мероприятий;
  • адаптация учащихся младших классов к школе;
  • создание пространства для неформального общения;
  • оптимизация учебной нагрузки;
  • профориентация школьников;
  • формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
  • создание условий для развития в выбранной сфере и практического применения приобретённых знаний и умений;
  • развитие социальной активности учащихся и вовлечение их в социально значимую деятельность.

Требования к организации внеурочной деятельности

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Внеурочная деятельность в школе может быть организована в самых разных формах; к внеурочке относятся кружки, секции, студии, мастерские, клубы, проекты и другие формы объединения школьников. Главное — соблюдение ключевых принципов и требований к проведению внеклассных занятий:

  1. Соответствие занятий возрасту и интересам учащихся.
  2. Воспитательная направленность занятий.
  3. Педагогические, руководящие и другие работники школы, задействованные в проведении внеклассных занятий, должны иметь соответствующую квалификацию и регулярно её повышать.
  4. Школа должна предоставить необходимые помещения и оборудование для проведения занятий.
  5. Суммарный объём внеклассных занятий для начальной школы не должен превышать 1 320 часов за четыре года обучения, для уровня основного общего образования — не более 1 750 часов за пять лет, а для старшеклассников — не более 700 часов за два года. Занятия могут проводиться как в течение учебной недели, так и в выходные, праздничные дни и в период каникул.
  6. Продолжительность внеурочного занятия регламентируется приказом учебного заведения. Как правило, у младшеклассников одно занятие длится 25–35 минут, всего на внеурочку отводится не более 50 минут в день; для детей постарше — 40–45 минут и не более полутора часов в день.
  7. Наполняемость групп при проведении занятий — 15–25 человек.

Модели внеурочной деятельности

В каждой школе существует своя система внеурочной деятельности. Многие образовательные учреждения при организации внеурочной работы опираются на возможности культуры и спорта.

В школе могут быть следующие модели организации внеурочной деятельности учащихся:

  1. Первая характеризуется случайным набором секций, которые не всегда связаны и сочетаются друг с другом. Внеучебная деятельность в школе полностью зависима от материальных возможностей учреждения и кадрового состава, стратегия во второй половине дня не корректируется. В наше время эта самая популярная модель внеурочной деятельности. Она далеко не совершенна, но имеет свои преимущества и способствует занятости школьников и выявлению их внеучебных интересов.
  2. Вторая модель внеурочной деятельности имеет внутреннюю организованность каждой структуры воспитательной системы, но не отличается единым функционированием системы. При такой модели организованы оригинальные и творческие формы работ для детей и даже взрослых. Кружки, которые сходны по своему профилю, могут объединяться в центры, работающие по общей программе. Но такие центры существуют изолированно и имеют частичную связь с общешкольной работой.
  3. Третья модель строится на основе взаимодействия школы с учреждениями культуры или дополнительного образования (музыкальной школой, театром, центром детского творчества, музеем). Сотрудничество учреждений осуществляется на регулярной основе, разрабатывается совместная программа, определяющая содержание вне учебной деятельности.
  4. Четвертая модель внеурочной деятельности характеризуется интеграцией основного и дополнительного образования. Содержание деятельности создается на основе единых идей, которые обеспечат развитие образовательного учреждения.

Количество часов, которые отводятся на внеурочные занятия, учреждение определяет самостоятельно, исходя из желаемых результатов и на основании мнения школьников, родителей и кадровых условий.

Внеурочная деятельность по ФГОС в школе

Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации учащихся и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального и среднего образования.

Внеурочная деятельность по ФГОС в школе представляет сбой проведение и организацию вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых учащиеся наиболее успешно осваивают основную образовательную программу, достигают личностных и метапредметных результатов.

Часто задаваемые вопросы по теме

Standret/Shutterstock.com

Отвечаем на самые популярные вопросы родителей о внеурочной деятельности в школе.

Какие внеурочные занятия обязательно посещать всем школьникам?

В рамках обновлённых ФГОС всем без исключения учащимся рекомендовано посещать три еженедельных внеурочных занятия: «Разговоры о важном», профориентационное занятие и урок по формированию функциональной грамотности. Остальные часы — по выбору школьников и их родителей

Что будет, если не ходить на внеурочные занятия?

За это предусмотрены те же меры, что и за пропуски уроков: от беседы с классным руководителем до привлечения родителей к административной ответственности.

Как можно выбрать внеурочные занятия для своего ребёнка?

Список программ на следующий учебный год формируется на родительских собраниях в апреле-мае.

Источник фото обложки: BearFotos/Shutterstock.com

Является ли внеурочная деятельность обязательной?

Gorodenkoff/Shutterstock.com

Этот вопрос, пожалуй, волнует большинство родителей и самих школьников. Учителя и школьная администрация заинтересованы в проведении внеурочных занятий и стремятся задействовать в ней всех учеников по максимуму; при этом у ребят просто не хватает времени на посещение кружков по интересам вне школы. Разберёмся, можно ли отказаться от внеурочки и как это сделать.

Альтернативы внеурочной деятельности

New Africa/Shutterstock.com

Единственная уважительная причина для отказа от внеурочных занятий — посещение ребёнком кружков и секций в учреждениях дополнительного образования. В этом случае можно сделать следующее:

  1. Написать заявление на имя директора школы с просьбой засчитать результаты занятий школьника в УДО в качестве результатов внеурочной деятельности.
  2. В подтверждение приложить к заявлению справку от администрации кружка или секции.

Таким образом, альтернативы внеурочной деятельности существуют, и в первую очередь это — организации дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, спортивные секции, дворцы пионеров и т.д.). Если же школьник учится играть на гитаре или берёт уроки живописи в частном порядке, то доказать, что эти занятия являются достойной заменой внеурочной деятельности в школе, будет непросто.

Второй способ снизить еженедельную нагрузку и отказаться от самых бесполезных или скучных внеурочных занятий — перераспределение часов внеурочной деятельности в течение учебного года. Часы внеурочки суммируются в течение всего периода обучения на каждом из уровней общего образования, а внеурочные мероприятия могут проводиться в период каникул, праздничные и выходные дни. Значит, можно отправлять ребёнка в школьный лагерь, поездки с классом и на экскурсии, тем самым сокращая внеурочную нагрузку в будни.

Программа «Билет в будущее»

Вторая по популярности программа внеурочной деятельности в школах РФ – это курс «Билет в будущее», объединяющий в себе патриотический и профориентационный компонент.

Из преимуществ данного курса педагоги отмечают:

  • универсальность (программа рассчитана с 5 по 11 класс);
  • метапредметный подход;
  • возможность реализации регионального компонента;
  • наличие шаблонов календарно-тематического планирования;
  • хорошее методическое обеспечение (есть презентации, видео материалы и др.);
  • четко прописанные личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Предлагаем ознакомиться с программой «Билет в будущее».

programma-vnd

Также вы можете скачать программу «Билет в будущее» в формате PDF, чтобы планировать занятия в учениками 5-11 классов в 2023-2024 учебном году.

Программы внеурочной деятельности 2023-2024

Как видим, по новым ФГОС 2023-2024 года внеурочная деятельность, как и ранее, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Это значит, что помимо основных программ по всем учебным предметам каждая образовательная организация в 2023-2024 году должна заняться и составлением программы внеурочной деятельности, взяв за основу один из типовых вариантов, рекомендованных Министерством Просвещения.

Программы НОО

В начальной школе внеурочная деятельность по ФОП 2023-2024 года может быть организована по разным направлениям:

  • патриотическое воспитание;
  • история родного края;
  • развитие логического мышления;
  • развитие творческого потенциала;
  • углубленное изучение русского языка.

На выбор учителям начальной школы предложены 11 программ для организации внеурочки в 1-4 классах:


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном*
1 – 11
2
Наша лаборатория: какие бывают вещества?
1 – 4
3
В мире русского языка
1 – 4
4
Наши истоки
1 – 4
5
Азбука денег
1 – 4
6
Основы логики и алгоритмики
1 – 4
7
Моя художественная практика
1 – 4
8
Музыкальный театр*
1 – 9
9
Музыкальный театр*
1 – 9
10
Хоровое пение*
1 – 8
11
Орлята России
1 – 4

*программы рассчитаны не только на младшую школу, а могут быть продолжены на следующих ступенях обучения

Программа внеурочной деятельности «Орлята России», акцентирующая внимание на социальной деятельности школьников, также будет актуальна в 2023-2024 году. Программа интересна тем, что курс разделен на отельные треки, в рамках которых ученики знакомятся с новыми понятиями, различными правилами школьной и внешкольной жизни, принимают участие в интересных активностях и проектах

Программы ООО

В основной школе внеурочная деятельность в 2023-2024 году может быть организована по таким программам, разработанным по новым ФГОС:


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном*
1 – 11
2
Билет в будущее*
5 – 11
3
Основы программирования
5 – 6
4
Экологический образ жизни
5 – 7
5
Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление
5 – 9
6
Основы программирования Python
7 – 9
7
Профориентация
8 – 9
8
Музыкальный театр
1 – 9
9
Хоровое пение
1 – 8
10
Умей вести за собой
5 – 6
11
Изучаем виды спорта
6 – 7
12
Мир визуально-пространственных искусств
5 – 8

* программы рассчитаны не только на все классы основной школы, а и могут быть продолжены в 10-11 классе

Как видите, выбор достаточно разнообразен, что позволяет построить свой план внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой школы, сделав акцент на патриотическом компоненте, развитии творческих способностей учеников или углубленном изучении отдельных дисциплин.

Программы СОО

В 10 и 11 классе педагог может продолжить реализацию программ «Разговоры о важном» или «Билет в будущее», освоение которых ученики начали в 1 или 5 классе соответственно, или выбрать другой курс из рекомендованных Минобрнауки РФ


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном
1 – 11
2
Билет в будущее
5 – 11
3
Россия – моя история
10 – 11
4
Мой край в истории Отечества
10 – 11
5
Начальная военная подготовка
10 – 11
6
Первая помощь, основы оказания первой помощи, основы ухода за больными
10 – 11
7
Международная журналистика
10 – 11
8
Современные агробиотехнологии
10 – 11

9 видов внеурочной деятельности

Часы, которые отводятся на внеурочную деятельность, используются исключительно по личному желанию школьников и направлены на реализацию различных форм организации, в отличие от уроков. Занятия могут проводиться в виде самых разнообразных круглых столов, КВН, викторин, секций, классных часов, соревнований и олимпиад.

Читайте подробнее про виды и типы уроков в школе

Внеурочная деятельность по предмету позволяет школьникам изучать материал глубже, посещение таких занятий способствует развитию индивидуальных способностей ребёнка. Для развития подростков немаловажную роль играет усовершенствование таких способностей как музыкальные и организаторские, и именно их руководитель раскрывает на внеурочных занятиях.

Виды внеурочной деятельности в рамках ФГОС:

  1. Игровая деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Проблемно – ценностное общение
  4. Досугово – развлекательная деятельность
  5. Художественное творчество
  6. Социальное творчество
  7. Трудовая деятельность
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность
  9. Туристско-краеведческая деятельность

Внеурочная деятельность учителя, внимание педагога должны быть направлены на каждого ученика, чтобы каждый ощутил свою важность и востребованность. При организации внеурочной деятельности школьников могут быть использованы и индивидуальные занятия с учащимися, которые требуют психологической поддержки, сюда же относятся и занятия по постановке письменной и устной речи, консультации для детей разных категорий и так далее

Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса

К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие.

Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е. урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не подменять друг друга. Значимость внеучебной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.

Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеучебная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

Формы внеурочной деятельности по ФГОС

Формы организации внеурочной деятельности могут быть самыми разными. Можно организовать её в режиме продленного дня, с предусмотренными по программе прогулками, питанием и выполнением домашних заданий. Часто включаются в программу экскурсии, спортивные игры, общественно полезный труд на участке учреждения, игры, концерты, викторины, посещение зрелищных мероприятий.

Часы, отводимые для внеурочной деятельности должны использоваться для ведения учебных курсов, которые будут направлены на различные интересы школьников, в том числе на тему этнокультуры и региона. Не рекомендовано посещение школьником более трех детских объединений.

Проблема целесообразности использования свободного времени детей в целях развития была всегда насущна. Ведь именно во время их деятельности происходит воспитание. Преимуществом внеучебной деятельности является как раз предоставление возможности обширного списка занятий для их развития.

  1. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.
  2. Духовно – нравственное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.
  3. Обще – интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».
  4. В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.

Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе

Анализ внеурочной деятельности в начальной и основной школе позволяет прийти к выводу, что главной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой.

Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:

Задачи

Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

Принципы организации

Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:

Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе

Анализ внеурочной деятельности в начальной и основной школе позволяет прийти к выводу, что главной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой.

Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Цели

Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:

  1. создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников;
  2. воспитание стремления к продуктивному времяпрепровождению;
  3. формирование культуры общения;
  4. передача опыта, знаний, умений и навыков.

Задачи

Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

  1. создание комфортных условий для реализации образовательных целей;
  2. равномерное распределение учебной нагрузки школьников;
  3. ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;
  4. выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;
  5. формирование системы знаний, умений и навыков;
  6. развитие творческих способностей учеников;
  7. создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;
  8. создание кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;
  9. воспитание целеустремленности, трудолюбия силы воли и терпения для достижения поставленных целей;
  10. помощь ребенку на пути к социализации в обществе.

Принципы организации

Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:

Принцип креативности. Педагог должен способствовать развитию творческих способностей школьников, поддерживать желание заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.

Принцип социальной значимости и успешности. Направленность усилий преподавателя на формирование у детей потребностей в достижении успеха

Важно, чтобы достижения ребенка были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для окружающих.

Принцип гуманистической направленности. Максимальное соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей. Формирование условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и самоутверждения.

Принцип вариативности. Наличие широкого спектра форм и видов внеклассной деятельности, возможность свободного выбора и добровольного участия в ней.

Принцип системности. Функционирование системы внеурочной деятельности школьников, устанавливающей взаимосвязи между всеми ее участниками, то есть учителями, школьниками и родителями.

Определение внеучебной деятельности по ФГОС

Внеучебная деятельность учащихся является одной из инновационных составляющих ФГОС второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится неотъемлемым компонентом школьного образования.

Принципиальная разница между образовательными стандартами второго поколения заключается в усилении их ориентации на итоги образования как системообразующий элемент конструкции стандартов. В новом ФГОС подробнее выражается соотношение образования и воспитания. Воспитание рассматривается в качестве миссии образования, охватывающей и пронизывающей все виды образовательной деятельности.

Внеучебная деятельность – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которой решаются, в соответствии с программой школы, задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развития интересов.

Организуемая педагогами деятельность во внеучебное время, ориентирована, в первую очередь, на интересы детей, на предоставление им возможности выбора, что способствует их самоопределению и самореализации.

Внеучебная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы школьников в неформальном общении, клубах, кружках, любительских объединениях.

В свободное от занятий время ученики выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, которые способствовали бы углубленному изучению определённого предмета.

Основные педагогические условия, которые позволяют достичь активной включенности учащихся во внеучебную деятельность:

Заключение

Ознакомиться с содержанием других предложенных курсов, а также скачать федеральные программы и готовые варианты календарного планирования можно:

  • на сайте вашего регионального управления образования;
  • в официальном реестре fgosreestr.ru;
  • посетив ресурс100ballnik.com.

Также рекомендуем попробовать составить рабочую программу по внеурочке для 2023-2024 учебного года в новом конструкторе, который призван существенно сократить время на составление обязательной документации.

  • Проект расписания ОГЭ и ГИА в 2024 году
  • Новая программа ФГОС в 2023-2024 году
  • Федеральный перечень учебников на 2023-2024 год
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: