Воспитание

Развитие ребенка в дошкольный период

Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка
закладываются основные особенности характера и определяется тип темперамента ребенка. Всего их существует четыре: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Развитие ребенка во многом определяется тем, к какому типу тяготеет его темперамент. В чистом виде эти типы нервной системы встречаются очень редко, но, как правило, любого ребенка можно отнести к какому-то промежуточному типу с приближением к одному из основных.

Особенно ярко проявления типа темперамента выступают в самом младшем возрасте и во многом определяют дальнейшее воспитание ребенка. Тип нервной системы обязательно должен учитываться в процессе воспитания детей. Более того, именно в этом возрасте целенаправленным воспитанием и созданием определенных условий жизни можно в определенных пределах воздействовать на проявления характерных особенностей темперамента, сгладить некоторые нежелательные его проявления и направить эмоциональное развитие ребенка в благоприятное русло.

Воспитание и развитие детей
дошкольного возраста определяется в первую очередь их физическими и умственными возможностями и свойственным этому возрасту типом мышления. На этом этапе развития ребенка его мышление тесно связано с практической деятельностью и опирается на наглядные примеры. Соответственно, и методы воспитания ребенка должны быть основаны на исследовании конкретных предметов, их свойств, действий, которые можно сними производить. Главным инструментом воспитания и развития в этом возрасте является игра. Именно в процессе игры развитие ребенка происходит естественным образом, без принуждения. Ребенок постепенно узнает новое об окружающих его предметах и явлениях, учится общаться и вести себя с другими детьми.

В раннем возрасте активно развиваются потребности ребенка, и на их основе формируются разнообразные интересы. Основной движущей силой непрекращающегося развития ребенка в этот период является познавательный интерес, сначала к самому процессу совершения действий, позже — к их результату. Главная задача воспитания детей младшего возраста
сводится к постоянному поддержанию этого интереса, развитию любознательности, помощи в освоении новых видов деятельности и своевременное расширение кругозора ребенка.

В процессе воспитания ребенка важно привить ему способность действовать и общаться с другими людьми с пониманием того, что делать можно, а что нельзя. Как нельзя лучше этому способствует воспитание детей в коллективе, будь то группа детского сада или занятия в развивающем центре

Особенности воспитания детей в этом возрасте связаны с тем, что в период дошкольного развития ребенка формируются индивидуальные интересы, склонность к определенным видам деятельности. Поэтому цель детского воспитания в этот период — дать ребенку начальные представления о самых различных направлениях деятельности, от физических упражнений до развития художественных и музыкальных способностей, знакомства с природой, в игровой форме ознакомления с основными дисциплинами, более глубокое изучение которых начнется уже в школе. Правильно поставленное дошкольное воспитание играет решающую роль во всей последующей жизни человека, его физическом, интеллектуальном и духовном развитии и самоопределении.

Изучить тему «Развитие системы образования в России» и составить таблицу «Структура системы образования в России»

Для выполнения данного задания воспользуйтесь любым учебным пособием(Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие)

История педагогики, Джуринский А.Н., 2000.

по истории педагогики и заполните таблицу

Период

Цели воспитания

Образовательные учреждения

Выдающиеся педагоги

Киевская Русь 10-13век

Любовь к Богу, строгое выполнение церковных обрядов. Чтение.

«Школа учения книжного». Киев

Церковь св. Ильи на Подоле. Киев

Семья

Кирилл Туровский

Владимир Мономах

Климент Смолятич

Московская Русь 13-17

Привитие морально-этических правил жизни (мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость и др).

Патриотизм.

Общая грамотность, (с 16 века)

Училище при Андреевском монастыре

Школа Спасского монастыря

Типографское училище

Православные храмы.

Школы грамоты

Сергий Радонежский Стефан Пермский

Епифаний Славинецкий

Ф.М. Ртищев

Симеон Полоцкий

Россия 18

Обучение иностранным языкам

Появление обучения узким специальностям

Обучение математике

Школа математических и навигацких наук

Морская Академия

Хирургическая школа

Славяно-греко-латинская академия

Цифирные школы

Академия наук

Московский университет

Смольный институт

Государственные школы

Г. Фарварсон

Леонтий Филиппович Магницкий

Эрнст Глюк

Феофан Прокопович

Федор Поликарпов

Василий Никитич Татищев

Иван Тихонович Посошков

Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Николаевич Радищев

Иван Иванович Бецкий

Ф.Г. Дилътей

Россия 19

Все основные предметы(грамматика, математика, история, география, физика, естествознание и тд)

Харьковский университет

Казанский университет

Царскосельский лицей

Приходские школы

Уездные училища

Гимназии

Университеты

Н. Я. Озерецковский С.М. Румовский

Ф.И. Янкович де Мириево

М.Н. Муравьев

М.М. Сперанский

С.С. Уваров

А.В. Головнин

Таврическое училище (М.И. Семевский, Д.Д. Семенов, О.Ф. Миллер)

Василеостровская школа (В.П. Острогорским, Л .Н. Модзалевский) школа в г. Воронеже (Бунаков), Яснополянская школа (Л.Н. Толстой)

Николай Александрович Добролюбов

Николай Иванович Пирогов

Россия начало 20

Высшие начальные училища

Начальных ремесленные училища

Низшие и средние технические училища

Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка», «Сеттльмент», «Детский труд и отдых»

Н.К. Крупская

Павел Николаевич Игнатьев

К.К. Сент-Илер

К.Ю. Цирулъ

Петр Федорович Каптерев

Василий Порфирьевич Вахтеров

И.А. Сикорский

Советская Россия

Жесткое подчинение личности и её интересов обществу, внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.

Знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, развитие творческой деятельности

трехлетние общеобразовательные школы

трехлетние вечерние школы

техникумы и другие учебные заведения

С.Т. Шацкий

М.М. Пистрак

А.С. Толстов

Н.И. Попова

В.В. Зенъковский

Виктор Николаевич Шульгин

Сергей Иосифович Гессен

Антон Семенович Макаренко

Новейшее время

Приобретение знаний, умений, формировании характера. Распределение по различным профессиональным и общественным слоям.

Частные учебные заведения

М.Н. Кузьмин

Т.Ю. Гроссман

А.И. Бороздин

С.Н. Лысенкова

И.П. Волков

Е.Н. Ильин

Т.И. Гончарова

А. Пинский

А.С. Бубман

А. Кспржак

Е.С. Токалер

С.А. Померанцев

Проблемы физического воспитания детей

Отечественные педиатры отмечают тенденцию к резкому снижению физической активности среди детей разных возрастов. Если всего 20–30 лет назад основными развлечениями детей были подвижные игры и спорт, то сейчас регулярные физические нагрузки остались разве что в детсадах и школах. Недостаток активности ведет к развитию ожирения, повышает риск сахарного диабета, способствует снижению иммунитета.

Специалисты считают, что проблема нехватки активности в детском возрасте связана с всеобщим снижением интереса к спорту. Если родители сами не имеют никаких активных хобби, а свободное время предпочитают проводить дома у телевизора, то и ребенок вряд ли заинтересуется плаванием или футболом.

Еще одна причина недостаточной физической активности в детском возрасте — ограничение свободного пребывания ребенка на улице в целях безопасности. Родители беспокоятся за своих детей, поэтому запрещают им гулять в одиночку. Ребенок постоянно находится дома, где мало простора для подвижных игр.

Воспитание ребёнка до года. Трудные дети

Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.

В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».

Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.

Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована, конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Виктория Дмитриевна Дмитриева: уважайте и развивайте себя

Виктория Дмитриева — мама троих детей, современная писательница, основательница «Школы Адекватных Родителей», социолог, популярный блогер и ведущая нескольких шоу на телевидении, посвящённых воспитанию детей. Виктория пишет книги, основываясь на своём опыте материнства и на знаниях возрастной психологии. Эти лёгкие в прочтении книги с нотками юмора и очень хорошими примерами — настоящее пособие для молодых и не очень родителей.

В основе метода воспитания Дмитриевой лежит уважение каждого члена семьи — и взрослых, и детей. Основные правила воспитания в «Школе Адекватных Родителей» следующие:

Семейные традиции

Очень важно, чтобы у семьи были ритуалы, которые они делают вместе. Например, вечерний чай или прогулка каждые выходные

Эти события объединяют родных и позволяют каждому раскрыться и получить поддержку.
Индивидуальное время для супругов и для каждого ребёнка. Для сохранения семьи очень важно, чтобы родители имели возможность побыть наедине, погрузиться в свои отношения, получить свои эмоции без детей. Ведь, согласитесь, у взрослых интересы сильно отличатся от детских предпочтений
Но также важно, чтобы и родители уделяли внимание каждому ребёнку в отдельности. Ребёнок должен чувствовать, что в этот момент внимание мамы или папы принадлежит только ему, и никто из братьев или сестёр не вмешается со своими проблемами
В эти, пусть и небольшие отрезки времени, важно прислушаться к желаниям ребёнка и провести время так, как хочет он. Это позволит родителям лучше понять своего малыша, какого бы возраста он ни был. Потом, в подростковом возрасте, с ним будет гораздо легче найти контакт.
Главная ценность — быть взрослым и самостоятельным. Старший ребёнок получает не только груз ответственности, но и гораздо больше прав по сравнению с младшими. Поэтому важно убирать из речи фразы «уступи, он же маленький». Получается, что маленьким быть выгодно — ты получишь всё, что только захочешь.
Самостоятельность — это не про навыки самообслуживания (сам оделся, сам поел и т. д). Это про умение принимать решения и брать на себя ответственность. Задача родителей — научить ребёнка справляться с любыми трудностями самостоятельно.
Развитие любопытства, стремления развиваться и трудиться на личном примере. Сложно убедить ребёнка в том, что читать книги, учиться новому, заниматься спортом — это здорово, если родители весь день смотрят сериалы. Родителям нужно заниматься любимым «полезным» делом, искать новые увлечения, развиваться. Тогда, во-первых, ребёнок «заразится» этим любопытством и не потеряет мотивацию к обучению, а во-вторых, родители смогут услышать, чего хочет ребёнок, а не проецировать на него свои несбывшиеся мечты.

Подход Виктории Дмитриевой отличается в первую очередь тем, что воспитание детей воспринимается не как отдельный процесс, а как часть семейной жизни. Родители в этой модели не обслуживают интересы ребёнка, ребёнок не реализует мечты родителей — это семья, где каждый важен и каждый развивается

Самое важное, что именно за счёт того, что родители всё время развивают свои личностные качества, у них появляется ресурс передать это стремление детям

Мое мнение: Виктория смогла описать одну из самых грамотных моделей семьи на сегодняшний день. Ведь семья — это сложная система, состоящая из разных, хоть и очень близких людей и каждый из них важен.

Сущность воспитания и воспитательный процесс

Сущность воспитания

Воспитание – это процесс формирования личности. Он объединяет обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье.

Педагогическая трактовка процесса воспитания – организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. В данном определении делается акцент на активную деятельность объекта воспитания. Это так называемый личностно-деятельный подход к воспитанию. Он широко распространен в отечественной теории воспитания.

Современная теория предполагает, что воспитание это не прямое воздействие, а в большей степени социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Результат работы педагога выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.

Основные категории, характеризующие российскую концепцию воспитания:

воспитательные отношения,

социальная ситуация развития.

На практике воспитывать, значит организовывать содержательную часть жизни и развивающую деятельность детей вместе с взрослыми. В таком взаимодействии у каждого свои роли, цели, взаимоотношения.

На воспитательный процессоказывает влияние множество факторов:

искусство и культура,

социально-экономическая ситуация и другие.

Такая многофакторность делает воспитание, с одной стороны богатым, легким, но и параллельно сложным. При большом количестве факторов, влияющих на процесс трудно им управлять, он подвержен стихийности и негативно действующим влияниям. Таким примером могут быть СМИ, которые носят полярный характер влияния на образование.

Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.

Гуманизация воспитательного процессавозможна при реализации целого комплекса следующих принципов:

безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

осознание и признание права личности быть не похожей на других;

предоставление права на свободный выбор;

оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

учет индивидуально-психологических и личностных особен-ностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной концепции, активность и т. д.).

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Оздоровительно-воспитательный проект: «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу» Актуальность. Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь.

Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Функциональная роль воспитания в педагогическом процессе

Приоритетным направлением воспитательной деятельности является ее ориентация на личностное развитие. Воспитание предполагает определенную организацию, которая строится на фундаменте из нравственных и культурных ценностей и помогает развивает личность, наделенную культурными ценностями и, имеющую соответствующие нравственные ориентиры своей жизнедеятельности. Процесс воспитания, таким образом, становится направленным на всестороннее и гармоничное развитие личности, с учетом ее индивидуальности.

Роль воспитания в социальной среде огромна. Наиболее приоритетными функциями воспитания являются следующие:

  1. Создание конкретных условий, необходимых для рационального и целенаправленного развития всех граждан социума и обеспечения удовлетворения ими своих общественных, материальных и духовных потребностей;
  2. Формирование человеческой личности в качестве «капитала общества», используемого для его непрерывного развития и прогресса. При этом, у человека должны быть развиты такие качества, которые будут отвечать моральным и культурным нормам данного общества;
  3. Создание устойчивого общественного развития, функционирование общества за счет постоянном передачи культурных ценностей, сохранение его стабильности;
  4. Обеспечение контроля и координации действий членов общества. Благодаря воспитанию, создаются условия для организации социальных отношений, отвечающих требованиям и интересам половозрастных групп и профессиональных коллективов.

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.

Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому»

Как воспитывать детей

Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.

Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.

  1. Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
  2. Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
  3. Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
  4. Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
  5. Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
  6. Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).

Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:

  • 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
  • 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
  • 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.

Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.

Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.

Преимущества и недостатки

Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
  • индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
  • комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.

Недостатки:

  • дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
  • строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.

Недостаток общения

Очень часто родители вручают ребенку смартфон или планшет, чтобы он развлекался, пока они занимаются своими делами. Это приводит к тому, что дети мало контактируют со взрослыми, между ними не выстраиваются доверительные отношения. Современные технологии часто отдаляют ребенка и родителей друг от друга.

Коммуникабельность – необходимый навык успешного человека. Она формируется с самого раннего детства, когда малыш общается с семьей и сверстниками. Если раньше ребенок много времени проводил на улице, учился заводить знакомства, дружить, то сейчас он все чаще выбирает компьютерные игры или социальные сети, а не живое общение. Это делает его социально неприспособленным, тяжело адаптирующимся в коллективе. Умение контактировать с другими людьми не придет само, его надо развивать.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

  • Отказ соблюдать правила личной гигиены. Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
  • Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
  • Неумение вести себя со сверстниками. Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.

Истоки разнообразия трактовок понятия воспитание

Воспитание – это основная категория педагогической науки. Историческое развитие общества и педагогической науки в частности провоцировало различные подходы к воспитанию человека. Чаще всего влияние на определение воспитания оказывали социальные установки и задачи государства. Идеологический аспект был одним из определяющих в воспитании. Развитие отдельной личности не было приоритетным в воспитании.

В первом случае человек является объектом педагогического процесса и воспитание возможно под влиянием из внешнего окружения.

При субъект-субъектном подходе педагог и воспитанник находятся в эффективном взаимодействии между собой.

Методика А. С. Макаренко

Система воспитания А. С. Макаренко, по мнению ЮНЕСКО, повлияла на педагогическое мышление XX века наряду с мыслями и идеями таких педагогов, как Д. Дьюи, Г. Крешенштейнер, М. Монтессори.

Своей методикой педагогу удавалось в короткие сроки перевоспитывать беспризорников и хулиганов в полноценных членов общества.

Как воспитывать

А. С. Макаренко считал, что работа педагога должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.

Роль воспитателя. Наставник должен влиять на воспитанников личным примером. Только его знания, доброта и забота по отношению к ним приносит пользу. Мелочность, придирки и черствость не поможет стать авторитетом для детей.
Наказание и поощрение. Как хорошие, так и плохие поступки должны быть отмечены соответствующим образом. Педагог, который не реагирует на негативные проявления личности в коллективе, не может противостоять детской агрессии и вести воспитанников за собой.
Трудовое воспитание. Труд в данной методике рассматривается как необходимая часть воспитания. Главное, что это должна быть не просто механическая работа, а обоснованные действия. Дети должны знать, к какому результату приведут их действия и кому они будут полезны. Например, занятия натуральным хозяйством помогут прокормить весь коллектив.
Коллективизм. Именно коллектив оказывает самое большое влияние на воспитание его членов

При этом важно, чтобы люди были не просто объединены друг с другом на одной территории, а имели общую социально значимую цель.
Самоуправление. Каждый должен осознавать свое место в коллективе и комфортно себя чувствовать

Дети сами учатся принимать решения, анализировать свои результаты и распределять роли.
Дисциплина. Определенные порядки в коллективе заставляют воспитанников контролировать не только себя, но и окружающих. Традиции, ритуалы и общие нормы поведения помогают объединять детей между собой.
Перспективные линии. Развитие коллектива и отдельной личности может происходить лишь при наличии дальнейших целей и перспектив. Если человек не испытывает радости от приближения к заветному результату, то он не имеет будущего.

Преимущества и недостатки метода

К преимуществам методики А. С. Макаренко относят:

  • овладение бытовыми навыками и самоуправление помогают вырастить человека, который приспособлен к жизни в обществе;
  • поощрения и наказания, а также дисциплина способствуют повышению уровня ответственности за свои действия;
  • влияние коллектива на личность поспособствовало тому, что методика стала широко применяться в корпоративной культуре.

Среди недостатков выделяют:

недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка;
эксплуатация детского труда, который запрещен.

Советы по воспитанию современных детей:

Ограничьте использование телефона или компьютера. Приучайте детей к тому, что такого рода развлечения не право, а поощрение за заслуги: помощь по дому, усердную учебу, хорошее поведение

Так у ребенка появится мотивация к труду, вы приучите его к монотонной, но важной работе, воспитаете в нем помощника и самостоятельного человека.
Начните с себя – чаще общайтесь со своими детьми: ходите вместе гулять, прочитайте с ними книгу, рисуйте, лепите из пластилина, покатайтесь в парке на роликах – что угодно, главное найти тот вид деятельности, которым понравится заниматься и малышу, и взрослому. Ребенок растет очень быстро, не теряйте времени зря – дарите ему возможность проводить время с Вами, пока он в этом особенно нуждается.
Введите режим дня, ведь дисциплина – это основа здоровья

Недосыпание, неправильное питание, сидячий образ жизни, отсутствие прогулок на свежем воздухе – все это негативно сказывается на растущем организме ребенка и на его психологическом состоянии. Дети всегда знают, что хотят получить, но у них еще не выработана сила воли, чтобы ограничивать себя от того, что им мешает или вредит. Эта задача ложится на плечи взрослых.
Стимулируйте ребенка больше проводить времени на прогулке – техника не заменит ему живого общения. Социальные навыки в современном мире очень важны, человеку трудно прожить без умения знакомиться с новыми людьми, общаться, спорить, договариваться. Коммуникабельность закладывается в ребенка с самого раннего возраста и улучшается по мере его взросления.
Научите детей различать «хочу» и «надо». Не все наши желания будут исполняться по щелчку пальцев, чем раньше малыш это усвоит, тем лучше. Есть то, что нам делать не хочется, но необходимо, «не нравится» или «скучно» — не должны стать аргументами для того, чтобы избегать своих обязанностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: