Как поставить звук “т” у ребенка и научить правильной артикуляции

Как поставить звук “т” у ребенка и научить правильной артикуляции

Учим буквы. Буква «Т» | Мир детства

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы

буква «Т».

Практический материл: художественное слово, игры  для знакомства с буквой Т.

 Буква «Т»

Веселые стихи

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

*   *   *

Тигр – свирепый зверь, но все же

Тихим тигр бывает тоже:

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

В. Лунин

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

*   *   *

Т – антенна – выше крыши –

Всё увидит, всё услышит.

Телевизоры включаем,

У экранов не скучаем.

В. Степанов

Стал под буквой Т трамвай:

Хочешь ехать – не зевай!

Т зовет тебя в такси.

Ты шофера попроси –

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район.

А. Шибаев

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

– Я люблю, – сказал он строго, –

Чтоб полосок было много!

*   *   *

Трактористу – слава в поле,

А твоя работа – в школе.

Труд твой тоже на виду.

Слава честному труду!

С. Погореловский

Тук-тук тук! Тук-тук-тук!

Молоток – мой лучший друг.

*   *   *

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Е. Тарлапан

Молоток стучит: «Тук-тук!

Букве Т я старый друг».

В. Степанов

Буква Т тебя укроет

От дождя, от снега, зноя.

*   *   *

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Пословицы и поговорки

1. Труд кормит, а лень портит.

2. Терпенье и труд все перетрут.

3. Не будь тороплив, а будь терпелив.

4. Трус своей тени боится.

5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Чистоговорки

То-то-то – поиграли мы в лото.Та-та-та – у нас в доме чистота.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.Ту-ту-ту – молока налью коту.

Тьё-тьё-тьё – отложили мы шитьё.

Игры

Игра  «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: тигр, платье, кот, тарелка, нитки.

Игра  «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы: ка – ок,   с – ук,   аис –,   ко –,   кус – ы,   ни – ки,   кана –,   кис – и.

Игра  «Найди слово в слове».

Тигр (тир), теннис (тени), тумбочка (тумба, точка, бочка), уточки(точки, очки, кит, кот).

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Придумайте слова со слогами та- (тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан, талон), те- (театр, телефон, тени, телега, тело).

2. Назовите имена детей, в которых есть слоги то-, та-, -ня, ма-, -ра, -ся. (Тоня, Тома, Таня, Тося, Тамара.)

Игра  «Волшебная цепочка».

1. Составьте цепочку из слов, изменяя в них по одной букве.

Ток – так – там – таз.

2. Составьте цепочку из слов, в которых последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

Тигр – роща – аист – тень.

Игра  «Доскажи словечко».

Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь…   (тишина).

*   *   *

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой…   (тучи).

Наш приятель тут как тут.Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется…   (трамвай).

*   *   *

– Почему корова эта

Маленького роста? –

Отвечает Вове Света:

– Очень даже просто,

Это же – ребенок,

Это же…   (теленок).

*   *   *Она бывает глубока,

Она бывает мелка.

Однако, это не река.

Зовут ее…   (тарелка).

*   *   *Почему-то не до игр,

Если рядом бродит…   (тигр)

И. Гамазкова

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные…   (тетрадки).

Игра  «Найди слова».

1. Напишите слева слова, которые оканчиваются на букву «Т», а справа – которые начинаются на букву «Т».

      – – Т – –

   – – – Т – – –

– – – – Т – – – –

О т в е т: кот, ток; крот, танк; пилот, топор.

2. П и р а м и д а .

Игра  «Наборщик».

Составьте как можно больше слов из букв слова транспорт.

О т в е т : торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, рапорт.

Игра  «Анаграммы».

Теплица (петлица), танк (кант), товар (отвар, рвота), ток (кот), трос (торс), топка (капот), тропик (портик), тьма (мать).

 Кроссворд

1. Магический квадрат.

2. Все слова на букву «Т».

О т в е т : тоннель, тесто, тюлень, «Теремок», тишина, театр, трамвай

Шарады

Я по полену бью, звеня,Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

(Топор – ропот.)

С Т я книга, с Ся рыба,С К бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лед,

С Д народ во мне живет.

(Том – сом – ком – лом – дом.)

Перевертыши

Театр тает.     Тот тут.

загадки

Пушистая вата плывет куда-то.Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча.)

Со мной зонтик ходит,

Другого от солнца прикроет,

А меня – ни за что.

(Тень.) Г. Виеру

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее – беда,

Она их главная еда.

(Трава.)

Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал?

(Тракторист.)

Кузнечик стрекочет,

Разговаривать хочет.

(Телефон.)

На крыше нашей гном сидитИ небо каждый день коптит.

(Труба.)

Я сильней десяти коней,

Где в полях пройду весной, –

Летом встанет хлеб стеной.

(Трактор.)

Черная овечка

Вышла на крылечко,

Побежала за забор,

Перепрыгнула бугор,

Речку, поле, рощу, лес…

И достала до небес!

(Туча.)

Волшебное зерцало

Весь мир нам показало.

(Телевизор.)

Лежит пень, в имени – лень.

(Тюлень.)

Автоматизация произношения

После установки сустава они отрабатывают навык. Дефекты следует устранять как можно быстрее, не перегружая малыша. Любой последующий материал следует предлагать после полного усвоения прошлого.

Обработать звуки помогут различные игровые упражнения с песнями, стишками, скороговорками, которые сделают обучение детей интереснее:

  1. Спойте песню маме, бабушке: «То есть у кота пушистый хвост…».
  2. Поиграйте в игрушечный барабан: трамвай-туда.
  3. Продолжайте слово: решайте, пого, цветочки, гнездо, делайте.
  4. Пальцы приветствуют (большой палец приветствует мизинец, средний палец, большой, указательный палец, произнося это, ту, ду, ди).
  5. Давайте посчитаем далматинцев: «Далматин зарычал, Считай крупинки, Раз, два, три, четыре, пять, Он не может рассчитывать на свою спину!»


После автоматизации выполняются упражнения на закрепление произношения Т, D на словах.

  1. «Составляйте слова с T, D». Взрослые называют слова, приготовленные на карточках, с Та в начале: тарелка, танец. Ребенок продолжает: Таня, тапочки. С мячом урок будет еще интереснее. Букву Т на картинках раскрасьте одним ярким цветом, D — другим.
  2. «Играйте T, D одним предложением». Мальчики повторяют слова, подчеркивая своим голосом Т, Д: Тамара идет домой. Кашалот плавает. На катке растаял снег. Рыжая сидит в тюрьме, а коса на улице. Мы никак не можем понять Дашу. Ведь у Даши во рту каша.
  3. Детские стишки, фразы. Взрослые произносят первую половину короткого предложения, а дети придумывают детский стишок, в котором повторяется первый слог: Ты — ты, (Я ловлю рыбу на кошку). То-то, (ах, какая красота). Да-да, (борода потемнела). Ду-ду, (все равно туда не пойду).

Произношение звука Т

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

  • замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
  • смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
  • после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
  • замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

  • сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
  • слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
  • плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
  • подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.

Постановка звука Т

Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:

  • подражательный;
  • механический;
  • от других фонем.

Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.

Постановка звука Т твердого

Рассмотрим способы получения фонемы:

  1. Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
  2. Звук можно поставить от . Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
  3. Чтобы поставить от , необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
  4. Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.

Постановка звука Т от Ть

Возможна постановка и от , и наоборот.

Для формирования мягкой фонемы необходимо:

  • попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
  • в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
  • звук можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.

Бывает, что ребенок хорошо произносит , но твердый звук не получается. Отличие от в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает , нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.

Постановка звука Т при замене на К

Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.

Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:

  • для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
  • для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.

Ход занятия.

Буковка
: «Правильно, это Тигренок. Он пришел с вами познакомиться и поиграть.

Тигренок
:»Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тигренок! Я принес вам вот эту букву.»Показывает букву —«Т».Это моя буква потому, что с нее начинается мое замечательное имя Тигренок! Эта буква бывает большая и маленькая. Большая используется в названии имен названий например
: Татьяна -это имя девочки поэтому буква«Т» большая и пишется это имя с большой буквы,а вот в слове телефон буква»Т» маленькая потому, что это не имя и не название это просто средство связи по которому можно общаться. А звук«Т» бывает твердый и мягкий.

Артикуляция звука: губы находятся в разомкнутом состоянии и зависят от следующего звука. Сначала язык соприкасается своим передним краем с верхними резцами. Вместе с этим его боковые края находятся у верхних коренных зубов (плотно примыкают). Затем смычка взрывается. Мягкое нёбо приподнято и перекрывает проход в нос.

Давайте вместе с вами произнесем этот звук«Т—Т—Т—Т»

Как вы думаете какой это звук гласный или согласный (Ответы детей)

Конечно,- это согласный, он глухой.

Тигрёнок
: «На что похожа эта буква (ответы детей) Давайте раскрасим букву Т, которая нарисована у вас на листочках.

Д/И «Кто больше назовет слов со звуком«Т»

Физкульт минутка

Снег идет, идет идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет.

Веселей, веселей!

Заниматься нам не лень.

Мы немножко разомнемся,

За дела опять возьмемся.

Буковка
: Давайте поиграем в игру «Где спрятался звук Я называю слово, а вы будете говорить где она стоит (в начале, в середине, в конце).Например
: тигр звук«Т» стоит в начале слова. Утка-звук«Т» в середине,кот-»Т» в конце и т. д

Магнитная доска с буквами

Чтение слогов и слов
:

ТА АТ ТУ УТ УТ-РО ТУ-ЛУП КОТ ТОК РОТ ТОРТ

ТЫ ЫТ ТЫК-ВА КАР-ТА НА-ТА ПАР-ТА ПОРТ ПОТ ТОП

Работа в тетрадях. Прописывание буквы«Т».

Слышь, Буковка и Тигрёнок прощаются с детьми.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие по сказкам» (подготовительная группа)

Автор Попова Н. Р., воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк», г. Советский ХМАО-Югра НОД по подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки , . Буква З»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа тема «Звуки З, Зь. Буква З».Разработала и составила: Спиридонова.

Конспект — сценарий совместной деятельности педагога по обучению грамоте «Абвгдей-ка» Подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество Задачи: Образовательная область «Коммуникация.

Конспект занятия обучению рассказывания по картине «Зимнее развлечения» (старшая группа)

Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки -, -. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа)

Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки , . Буква Б»

Цель: закрепить знание звуков «Б», «Бь» и буквы «Б». Задачи: коррекционно-образовательные: — научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Цель занятия: изучаем букву Т, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Т, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Т по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Толе подарили барабан. Бьет Толя палочками по барабану, а барабан стучит: та-та-та!..

  • Как стучит барабан?
  • ТА — какой тут первый звук?
  • Кому подарили барабан?
  • Какой первый звук в слове ТОЛЯ?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Тыква
Тапочки
Тучи
Тигр

Какой первый звук в слове ТАПОЧКИ? — ТЫКВА?

Когда мы произносим звук , кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Т!

Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук .

  1. Гласный или согласный звук ?
  2. Какие еще согласные звуки ты уже знаешь?
  3. С голосом или без голоса мы произносим звук ?

Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь? (, )
Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, — это звонкие согласные звуки.
Какой звонкий согласный звук ты уже знаешь? ()

Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).

А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».

 А теперь к букве «А»!

Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память. 

Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра — «Закрой букву ладошкой»:

Игра «Накорми монстрика»:

 17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:

Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».

Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем! 

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку: Закинь-ка в речку удочку. Уточка закинула — Уклейку-рыбку вынула. (Г. Сатир)

Как улитке перед сном Скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, Грустной сказка получается. (Г. Виеру)

Улитка-улитка, Шагаешь ты прытко: От калитки до меня Проползешь четыре дня. (Я. Аким)

У пруда утенок-крошка В страхе кличет утку-мать: «Ой, боюсь! Укусит мошка, Помоги мне убежать». (Ф. Бобылев)

Я по совести скажу: Плохо, плохо мне, УЖУ, Очень гадок я на вид… А ведь я — не ядовит! (Б. Заходер)

Удивительный народ — Птица с именем удод. Не подстрижен, не причесан. Рыжий клок торчит над носом — Вся прическа на весу, Перья даже на носу. Парикмахерская, видно, Не работает в лесу. (А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. Мы учили букву А, Мы учили букву У. Малыши кричат УА. Мы в лесу кричим АУ. С буквы А — арбуз и аист (Мы запомнить постарались). С буквы У у нас, ребята. Ухо, удочка, утята… Вот чему на первый раз Научился первый класс. (Л. Демьянов)

Укротительница львов Удивит учеников: Укрощает льва и львицу, Ужас как мышей боится! (В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут. (В. Берестов)

Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки. (С. Маршак)

У опушки Две старушки Брали грузди И волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко! (Е. Благинина)

Артикуляционная гимнастика

Специалисты предлагают использовать логопедические приемы для развития речевого дыхания (так как Т образуется на взрывном выдохе), в игровой форме тренировать мышцы ротовой полости:

  1. «Какой одуванчик улетит первым?» — летом на даче ребята собирают одуванчики, 3-4 раза стараются сдуть весь пух.
  2. «Воздушные шары»: дует по воздушным шарам, не давая им упасть на землю.
  3. «Улыбка»: смыкают зубы, расширяют губы, сохраняют улыбку 5 секунд.
  4. «Наказать язык» — приложить язык к нижней губе, стукнуть верхней: па-па-па.
  5. «Шпатель»: улыбнитесь, высуньте язык, расслабьтесь, приложите нижнюю губу, держите 5 секунд.
  6. «Тиканье часов»: быстро перемещайте кончик влево и вправо по верхней губе.
  7. «Чистим зубы» — улыбаются. Язык слева направо и обратно «обходит» все зубы.
  8. «Тюбик»: язык максимально растянуть, профильтровать. Пытаются закатать, держат 5 секунд.
  9. «Свинг»: слегка приоткрыть рот, поочередно тянуть язык к носу, подбородку, пытаясь их поймать.
  10. «Горка»: сначала передний край сильно прижимается к нижним резцам, затем широкой частью (при сгибании). Зафиксируйте положение на 5 секунд.

Артикуляция звука Т

Главная причина дефектного произношения Т – недостаточная мышечная сила артикуляционных органов.

Когда проговаривание Т правильное:

  • форма губ изменена так, как положено при произношении идущего за Т слогового гласного звука;
  • края верхних и нижних зубов приближены друг к другу, но не соединены;
  • передняя часть поверхности языка при образовании слогов «то», «та», «ту», «ты» прижимается к зубным альвеолам, формирует преграду, с силой преодолеваемую выдыхаемым воздушным потоком;
  • поднятое и прижатое к задней глоточной стенке мягкое небо становится преградой из ротовой в носовую полость;
  • поток воздуха движется через ротовую полость;
  • голосовые связки расслабленные, не участвуют в формировании звука.

Правильное произношение звука Т

Неправильная артикуляция обычно связана с нарушениями работы речевого аппарата, недостаточной подвижностью нижнего лицевого отдела, патологиями слуха.

Какие ошибки наиболее часто допускают дошкольники, произнося звук Т:

  • заменяют Т, формируемый передней частью языка, на К, образуемый задней частью;
  • смешивают переднеязычный Т с заднеязычным К;
  • смягчают Т, подставляя П либо К;
  • сливают в слове Т и Ц, Т и Ч.

Диагностику и занятия по постановке звука проводит логопед, а задача родителей – в домашних условиях применять рекомендованные специалистом упражнения.

Гимнастика для постановки звука T

Постановка звука Т

Есть несколько методов:

  1. Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
  2. Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
  3. Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
  4. Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
  5. Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.

Постановка звука ТЬ

Методы:

  1. Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
  2. Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
  3. Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
  4. Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась

Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас

Постановка и автоматизация звука «Т»

Подготовительный этап

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук «Т»

(каждое упражнение выполняется 5-8 раз, считая от 5 до 15; за одно занятие детям нельзя предлагать более 3-4 упражнений; упражнения выполняются от простого к сложному; упражнения выполняются сидя перед одним зеркалом; из выполняемых упражнений только одно может быть новым, остальные даны путем повторения и закрепления):

Упражнение «Забор»: максимально вытяните губы (улыбнитесь), покажите верхние и нижние зубы; верхние зубцы противоположны нижним, расстояние между ними -1 мм.

Упражнение «Блин»: рот открыт, губы не напряжены, расслаблены; блинчик с широким плоским язычком спокойно ложится на нижнюю губу; сохраняйте это положение не менее 10 секунд.

Упражнение «Почисти зубы»: широко откройте рот, улыбнитесь, обнажая зубы; кончиком языка «почистите зубы» изнутри, перемещая его вправо и влево (сначала нижние, затем верхние); кончик языка должен находиться за зубами; губы всегда улыбаются, нижняя челюсть не двигается.

Упражнение «Лошадь»: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы; хлопайте языком медленно, быстро, медленно; смотрите на язык и не двигайте нижней челюстью.

Упражнение «Вкусный джем»: облизать верхнюю губу сверху вниз широким плоским кончиком языка; нижняя губа опущена, зубы не прикусывают язык — видны нижние зубы.

Дыхательная гимнастика

Настройка звука «Т» требует резкого и сильного выдоха, поэтому нужно развивать способность правильно выдыхать.

Комплекс дыхательной гимнастики:

Упражнение «Снежинка»: улыбнитесь, откройте рот, положите широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а в середине язычка образовалась бороздка и сдуйте хлопковую снежинку, размещенную на ней кончик носа. При этом воздух должен доходить до середины язычка, тогда флис взлетит вверх.

Упражнение «Футбольный матч»: подуйте ватный шарик — «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота (два кубика) — ватный шарик должен находиться между кубиками.
Упражнение «Перо, лети!»: Бросьте перо и подуйте на него, не давая ему упасть

Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя поток воздуха на перо снизу вверх

Упражнение «Карандаш»: на столе на расстоянии 20 см от ребенка стоит карандаш; Сильно подуйте на карандаш так, чтобы он откатился к противоположному краю стола.

Упражнение «Флаг»: подуйте на полоску бумаги, поднеся ее к нижней губе (полоску нужно держать большим и указательным пальцами): превратите полоски бумаги в настоящие флажки.

Постановка звука «Т»

• Губы в нейтральном положении занимают позицию следующего звука голоса,
• Расстояние между зубьями 5 мм.
• Кончик языка, когда произносится с гласными A, O, Y, Y, опирается на верхние зубы или на альвеолы, образует дугу.
• Мягкое небо приподнято, голосовые связки открыты, поток воздуха резкий
• Демонстрация правильного положения губ и языка: логопед показывает различия в произношении Т (кончик язычка) и К (хвост язычка).

• Постановка путем имитации: логопед предлагает ребенку повторить
сначала слоги, а затем слова, желательно начинать со слога «та» -то-та-ты).

• Межзубный метод: логопед показывает ребенку положение языка
(язык перекрывается губами, в таком положении необходимо сильно выдохнуть до получения звука, затем поместить язык за зубы).

• Установка звука «Т» из звука «П»: ребенок повторяет па-па-па,
кладя широкий кончик языка на нижнюю губу, затем, широко улыбаясь, произносит — П (оказывается — Т).

• Утверждение от C (прием с реверса): звук C «скрывает» два звука — ct.

Конспект логопедического занятия «Звуки [т] — [т’] Буквы Т, т»

Панкратова Т.Д.учитель-логопед, г.Белгород, МБОУ СОШ №31

  Цель: Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т,т.

Задачи:

Образовательная:

— познакомить детей с механизмом образования звуков —

— научить детей четко произносить звуки —

— научить выделять звуки — среди других звуков, в составе слогов, слов

— учить дифференцировать звуки  —

— формировать понятие «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Развивающая:

— развивать у детей артикуляционную моторику, силу голоса, фонематический слух

— формировать навыки звукового анализа и синтеза

— развивать восприятие, произвольное внимание, память

Воспитательная:

— формировать доброжелательное отношение к коллективу

   Оборудование:

предметные картинки: топор, стол, стул, туфли, сумка, лист, тень, тесто, тигр, демонстрационные буквы Т-т, манка.

Ход занятия:

1. Организационный момент, приветствие. — Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

2. Предлагаю детям встать в круг

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир звуков.А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все — все про него узнать! Вы хотите туда попасть? Тогда вы должны ответить на мои вопросы

— Какие гласные звуки вы знаете?

— Почему эти звуки называют гласными гласными?

-Какие согласные звуки вы знаете?

— Почему эти звуки называют согласными?

3. Молодцы, ребята, тогда отправляемся……для того, чтоб нам попасть в страну мира звуков надо закрыть глазки и обернуться вокруг себя три раза….вот мы и оказались на месте…..ой, ребята смотрите, что это там такое? (дети находят карту….)Ребята, это нам подсказка, куда нужно направляться, сейчас мы оказались на первой станции под названием «Загадочный звук»а что же это за коробка такая интересная? Давайте посмотрим что там внутри….достаю картинки со звуками Т, ТЬ

 показываю картинку, дети называют:

: Ребята, скажите, какой звук есть во всех словах, которые вы сейчас назвали? (Т и Ть).

— . Когда мы произносим звук Т, что-нибудь мешает воздуху проходить? (Да воздух встречает преграду) Из-за этой преграды звук не поется, это говорит о том, что звук у нас согласный.

-Как он звучит твердо или мягко? (Твердо).

— А теперь положим ладошку к горлышку и произнесем звук Т, горлышко дрожит или нет? (Нет). Значит звук Т глухой, и обозначается он зачеркнутым колокольчиком. А как звучит мягкий брат звука Т? (Звук Т’). Звук Т’ также согласный, потому что не поется, мягкий и глухой, горлышко не дрожит. Рассмотреть местонахождение звуков Т, Ть на картинках.

Благодарю детей за успешное выполнение задания, отправляемся дальше.

4. Станция Веселая.(Выделение звука среди других звуков, в составе слова.)

 Игра «Поймай звук»Поднять синий флажок(карточку) если услышите звук Т,

а, у, т, и, к, т, …; та, мо, пу, то, ты…;, туфли, топор, окно, стол…;

5. Выделение звука  среди других звуков, в составе слова

Игра «Поймай звук»

Ть, и, ть, кь, ть,ть…;тя, те, мя, пе…;, телефон, мел, петь, Витя, доска, шить..;

6. Станция «Спортивная»    

                            Физминутка

Мы шли-шли-шли,

(идут)

Землянику нашли

(наклоняются и собирают)

Раз, два, три, четыре, пять,

(показывают на пальцах)

Мы идем искать опять

(идут)

7. Станция эрудитов. Дифференциация звуков — ( предлагаю детям сесть в круг на ковре)

Та-тя То-те Ти-ты Ту-тю

Тя-та Те-то Ти-ты Тю-ту

Тя-та-тя То-те-то Ти-ты-ти Ту-тю-ту

Та-тя-та Те-то-те Ты-ти-ты Тю-ту-тю

8.  Станция знатоков. Знакомство с буквами Т, т

— Звуки — обозначают буквой Т

Буква Т похожа на крышу

Работаем с буквой Т

Обведи пальчиком по контуру пластмассовую букву Т, напишите её в воздухе, выложите из палочек и напишите на рабочем листе. Ребята, смотрите, нам нужно с вами выполнить ещё одно задание, чтобы узнать о нашем звуке все- все….показываю картинку с ребусом…здесь зашифровано слово которое вы должны отгадать по первым звукам каждой картинки….отгадываем….затем дети выкладывают это слово из разрезанных букв, анализируем его….(т – вначале слова, звук Т – твердый…)

Пришло время возвращаться из нашего путешествия….з

9. остановка « Конечная».

Возвращаемся обратно из путешествия….

10. Итог

— С какими звуками мы сегодня познакомились?

— Какие это звуки? Почему?

— Дайте характеристику звуку

— Как мы его обозначаем?

— Дайте характеристику звуку

— Как мы его обозначаем?

— Молодцы, вы хорошо поработали!

Ход занятия

Воспитатель:- Сегодня мы продолжим знакомиться с буквами, а вот какая буква у нас

в гостях вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Сидит на крыше, всех выше,

Дымом дышит. (Труба)

2. Он лентяю ни к чему,

Руки просятся к нему.

Размахнётся едва –

Берегитесь, дрова!

Он тяжел, он остёр,

Твой помощник … (Топор)

Воспитатель:- С какого звука начинаются слова труба, топор?

Ответы детей.

Воспитатель:- Звук согласный, твердый. Звук согласный, мягкий.

Определите, какие это звуки : звонкие или глухие? Приложите тыльную сторону

ладони к горлу и произнесите звук и . Слайд № 3

Дети выполняют упражнение и приходят к выводу, что звуки глухие.

Дети выполняют артикуляционную разминку. Произносят звуки в сочетании с

гласными: -а, -о, -у, -ы, -я, -е, -ю, -ё. Слайд № 4

Воспитатель:- Ребята, к нам пришли буквы, которые вы уже знаете. Они хотят с вами

поиграть в прятки. (Проводится игра «Буквы играют в прятки») Слайд № 5

Воспитатель:- Молодцы! Звуки обозначается буквой Тэ. Вспомните слава,

которые начинаются со звука (ответы детей). Подберите слова со звуком в

середине слова (ответы детей). Подберите слова, которые заканчиваются на звук

(ответы детей).

Дети составляют предложения с заданными словами: трубач, утка, крот, тетрадь,

стол, кот. Слайд №6- 7

Физминутка «Зарядка» :

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх, 1

Приседать и вставать (4-6 приседаний,

Наклоняться, прыгать и скакать (наклоны, прыжки). Слайд №8

Воспитатель предлагает детям на полотне разрезной азбуки составить слово кот.

Затем поменять согласные буквы местами (кот – ток, затем добавить ещё согласную

букву так, чтобы получилось новое слово (крот). Слайд № 9 – 10

Воспитатель проводит игру «Живые слоги». Встают несколько пар детей. Мальчики

–согласные звуки, девочки – гласные звуки. Пара образует слог, другие дети читают

его, затем пара меняется местами – дети читают новый слог. Слайд № 11 -12

Детям предлагается работа с индивидуальными картами. Слайд № 13-14

Итог занятия :

Воспитатель: — Что вы узнали о звуках Т (Т’?

— Чем они отличаются?

— Какой буквой они обозначаются? (Ответы детей)

Литература:

1. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать!., Обучение дошкольников чтению : Программа – конспект. – СПб: «Детство-Пресс», 2010. – стр. 77

2. Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Методические пособия для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М. : Баласс, 2012. – стр. 144. (Комплексная программа «Детский сад 2100»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: