8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку

Как избавиться от бардака в детской комнате

Добавьте немного хаоса

Мы недооцениваем способности ребенка позаботиться о себе и принять адекватное решение. Не давая детям достаточно свободы, мы отнимаем у них возможность научиться контролировать свои эмоции и поведение. Когда мы излишне защищаем их, лишая возможности практиковать собственные навыки, учиться принимать мудрые и глупые решения, испытывать боль и в целом создавать ужасный беспорядок, мы считаем, что любим их. Но мы можем также ограничивать их возможность стать полноценными людьми.

Игровая площадка вроде The Land полностью сбивает с толку взрослых. Она кажется чем-то опасным, анархичным. Вот почему на ней весело играть. Именно поэтому она является хорошей подготовкой к реальной жизни, наполненной хаосом.

Больше безопасности

А как же безопасность? Недавно команда из 15 ученых попыталась проанализировать данные, которые они могли найти о рискованных играх на открытом воздухе. Категории риска были перечнем родительских ночных кошмаров: большая высота, высокая скорость, опасные инструменты вроде ножей и топоров, опасные элементы типа огня и воды, жестокие игры, драки, риск потеряться. И все же ученые пришли к выводу, что подобные игры имеют свои преимущества: больше физической активности, улучшенные навыки общения, сниженная агрессия и сниженный уровень травм.

Игра в неподготовленных условиях учит ребенка осторожности. — Источник. Как такое возможно, что игра детей на стройке так же безопасна (а может быть, даже безопаснее), как и игра на одобренном оборудовании с резиновым напольным покрытием и в игровом комплексе, тщательно обитом мягким материалом? В конце концов, молотки, подъемные башни, открытый огонь, деревья и все остальное действительно могут быть опасными

Как такое возможно, что игра детей на стройке так же безопасна (а может быть, даже безопаснее), как и игра на одобренном оборудовании с резиновым напольным покрытием и в игровом комплексе, тщательно обитом мягким материалом? В конце концов, молотки, подъемные башни, открытый огонь, деревья и все остальное действительно могут быть опасными.

Выяснилось, что дети корректируют риск: если земля жестче, сооружения не закреплены, они будут вести себя осторожнее.

Хелле Небелонг, архитектор детских площадок, удостоенный многих наград, говорит: «Когда расстояние между всеми перекладинами в сетке для лазания или лестнице одинаково, ребенку не нужно концентрироваться на том, куда он ставит ногу. Стандартизация опасна по той причине, что игра становится упрощенной и ребенок не должен беспокоиться о своих движениях. Это нельзя перенести на все бугристые и ассиметричные формы, с которыми каждый сталкивается на протяжении жизни».

Детская площадка vs стройка

Карл Теодор Соренсен, ландшафтный архитектор, разрабатывая детские игровые площадки в 1930-х годах, обратил внимание, что в то время как взрослые, делающие заказы и оплачивающие их, были полностью довольны, местные дети, похоже, были не в восторге. Быстро устав от качелей и горок, ребятишки постоянно стремились пробраться на окрестные стройки

Соренсен решил, что построит игровую площадку, которая будет стройкой, где будут песок, щебень, молотки и гвозди. Она стала невероятно популярной среди детей, которые начали строить дома и другие сооружения, разрушать их и строить что-то новое.


Настоящая стройка интереснее любой детской площадки. — Источник

Похожая детская площадка The Yard в Миннеаполисе, открытая в 1949 году, изначально была обречена на провал, так как дети прятали инструменты, пытаясь монополизировать их в гонке за самое эффектное сооружение. Какое-то время казалось, что взрослые должны вмешаться, очистить площадку и изменить правила игры. В конце концов это оказалось ненужным. Дети объединились, чтобы определить собственные правила. То, что вначале казалось возможностью творческого самовыражения, стало стимулом к совместной работе как сообщества.

Ищем решение

Когда анальная мама заставляет сына переделывать, убираться заново, ставить все идеально ровно, то говорит с ним через свои свойства. Ведь для нее важны чистота, порядок и аккуратность во всем. Она взывает к его стыду и совести, но кожного ребенка пристыдить не получится, его можно «взять» только пользой-выгодой.

Например, в качестве поощрения, можно придумать систему бонусов. Если что-то не устраивает, можно снизить бонусы или даже ввести штрафы за разбросанные вещи.

Необходимо также ограничить пространство, чтоб он не «захватил» всю квартиру и не превратил ее в захламленное царство. С этой целью можно установить правила. Например, в гостиной, кухне и других комнатах — никаких забытых игрушек, книжек, вещей, а в детской — делай, что хочешь. Но один день в неделю, например, в субботу, ты будешь делать уборку в своей комнате, за это будешь получать награду. Такие правила будут только на пользу кожному ребенку. Они разовьют в нем навык ограничивать себя.

Вариантов подхода к уборке можно придумать множество, опираясь на свойства кожного ребенка.

Вася с мамой совсем не похожи друг на друга. Они разные по своим психическим свойствам и желаниям. Непонимание этого приводит к конфликтам. Однако, восприятие своего ребенка таким, какой он есть, воспитание с учетом врожденных свойств, которыми его наделила природа, позволит выстроить с ним гармоничные отношения.

Знание психики ребенка убережет родителей от трагических ошибок в воспитании, которые могут нанести ему непоправимые травмы. А целенаправленное развитие его врожденных талантов поможет ему в будущем легко адаптироваться и найти свой путь во взрослой жизни.

Для кого уборка в радость?

В отличие от Васи, его мама — обладательница анального вектора. Именно для таких людей важен порядок в доме.

Аккуратные и чистоплотные от природы, они щепетильно относятся ко всем вещам. Разбросанные игрушки, лежащие не на своих местах, вызывают у обладателей анального вектора сильный дискомфорт. «Взял – положи на место», – будут они повторять изо дня в день. «Каждая вещь должна знать свое место», — анальные люди консервативны и очень не любят, когда что-то изменяется в их привычном жизненном укладе.

Они следят за порядком в доме и требуют этого от других, для них важно качество сделанной работы. Люди с анальным вектором – истинные перфекционисты

Им необходимо все довести до идеала. Некачественная уборка, пусть и быстрая, не устроит их, им необходимо качество.

Анальные люди бессознательно предпочитают ровные линии, и все пространство оценивают исходя из этого свойства. Получают удовольствие от ровных линий, и глубокий дискомфорт от любой кривизны. В доме у них все стоит словно под «линеечку», только ровные прямые углы.

Свобода принимать решения

Свободная игра — естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила. Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчиненными.

В активных играх на улице дети сознательно заставляют себя немного бояться. Они учатся контролировать не только свое тело, но и свой страх.

Они качаются на качелях, катаются на льду или лазают по снарядам на детской площадке, залезают на лестницы и деревья или даже скатываются на скейтборде по перилам.


Дети выбирают опасные ситуации, чтобы проверить свой страх и взять его под контроль. — Источник

В играх на общение они учатся договариваться с другими, угождать друг другу, быть менее агрессивными и пересиливать злость во время конфликтных ситуаций. Еще в свободной игре дети естественным образом понимают, что они любят. Они пробуют разные занятия и открывают для себя свои пристрастия и таланты. Ничему такому нельзя научить устно, этим вещам учатся на практике, которую дают свободные игры. Основные эмоции, сопровождающие игры, — это радость и интерес.

Комната, где все под рукой

Беспорядок на Васином столе сводит ее с ума. Он любит мастерить, конструировать, клеить макеты. Но когда Вася приступает к урокам, то все ненужное сдвигает в сторону и в таком завале учится

У него просто нет времени все это убрать, да и зачем? Ему же не терпится сделать домашнее задание, чтобы как можно скорее приступить к своей «важной» работе

Игрушки и вещи могут валяться на полу целыми днями. Васина мама уже бьет тревогу: «Опять ты здесь бардак устроил, живо все собери! Чтобы книги стояли на полке, а ручки лежали в пенале. Как можно так заниматься? Ты ведь уроки нормально сделать не сможешь! Во всем должен быть порядок. А у тебя что?»

Вася не понимает ее, вроде бы прибрался, в чем проблема тогда? А проблема в том, что для его мамы это не уборка, это — всего лишь наспех распиханные по разным углам вещи. Она считает, что порядок в комнате должен быть всегда.

«Надо к порядку приучаться, – декламирует она ему

– Разве это плохо?» Прочитав нотации, она пытается объяснить сыну, как важно соблюдать аккуратность по отношению к вещам, что у каждой вещи есть свое место, и она непременно должна вернуться туда после использования по своему прямому назначению. Вася же в ответ только кивает головой, но заново прибираться и не думает

Ему не хочется терять время на одну и ту же работу дважды. И, чтобы не прибираться заново, он начинает хитрить и увиливать от уборки, притворяясь, что сильно устал, что у него болит голова или спина. Обычно активный, подвижный, любящий играть в футбол, он готов прикинуться больным, лишь бы не выполнять заново одну и ту же работу, лишь бы сэкономить свои силы.

Но Васина мама не унимается: «Переделывай до чистоты». Для нее идеальная, правильная, прибранная комната, как и вся квартира, является как бы ее лицом, и она не собирается ударять им в грязь. Поэтому конфликт неминуем. Сетуя на то, что воспитала лентяя с вредными привычками, она вздыхает, что сын пошел не в нее. Но так ли на самом деле?

Чем полезны неформальные игры

Хаотичные неформальные игры (футбол в парке со свитерами на земле вместо ворот) несут те же выгоды, что и формально проводимые (ограниченная по времени игра на подходящем поле с судьей).

Исследования выявили прямую связь между неформальными играми в детстве и креативностью во взрослом возрасте.

Питер Грей, психолог Бостонского колледжа, отмечает, что в неформальной игре каждый должен быть счастлив: если определенное количество игроков перестанет хотеть играть, игра закончится. Это предполагает компромисс, эмпатию и налаживание отношений с более молодыми, слабыми и неопытными товарищами.

Подход «они и мы» чужд неформальной игре. Неудивительно, что навыки, которые мы развиваем в таких играх, помогают добиться лучшего положения во многих жизненных ситуациях, чем навыки от организованных игр.

Для кого уборка в тягость?

Комната, в которой разбросаны игрушки, наспех заправлена постель, беспорядок на столе — это комната ребенка с определенным складом характера. Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь типов психики, которые называются векторами. Вектор – это набор врождённых свойств и желаний, который определяет стремления, наклонности и поступки его обладателя. Вася — обладатель кожного вектора.

Носители кожного вектора — это активные, энергичные, любознательные дети. Любят изменения и новизну. Именно они делают перестановку в своей комнате и вносят новые штрихи, долго не могут заниматься одной и той же работой, быстро теряя к ней интерес.

Обладатели кожного вектора любят соревноваться и побеждать, во всем стремятся быть первыми. Скорость — их конек. Могут делать сразу несколько дел одновременно, в итоге упор делают не на качество, а на количество.

Кожные дети экономят на всем, такова их природа. Экономят на информации – слова лишнего не скажут, скрытные. Экономят на энергии – берегут свои силы, палец о палец не ударят просто так. Любят экономить пространство – кожнику приятнее находиться в маленьком помещении, так он ощущает границы, рамки. Любят экономить время, поэтому все делают быстро, не заботясь о качестве, главное — успеть. Они пунктуальны, у них врожденное чувство времени. От кожных детей часто можно услышать в ответ: «Мне некогда», «Нет времени».

Именно таким детям некогда наводить порядок. Для них время — деньги, ведь надо успеть сделать еще более важные дела. Они будут выдумывать подходящие отмазки или найдут способ убрать побыстрее, например, сгрести все в кучу и — под кровать. Или сконструируют большой ящик, в котором будет всё «под рукой». Они наделены логическим мышлением и изобретательскими способностями. В будущем из кожного ребенка может вырасти отличный инженер или управленец.

Кожные дети во всем ищут пользу-выгоду. Лучшая мотивация для них – это поощрение. А адекватное наказание – это ограничение во времени и пространстве: временное лишение мультиков и компьютерных игр, прогулки или развлечений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: