Презентация на тему «нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредсвом игры»

Презентация, доклад на тему использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании

Введение

Актуальность
.
Познавательное развитие — сложный
процесс. Оно имеет свои направления,
закономерности и особенности. Ребенок
по своей природе пытливый и исследователь
мира. На протяжении всего дошкольного
детства, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии ребенка,
приобретает познавательная деятельность,
которая нами понимается не только как
процесс усвоения знаний, умений и
навыков, а главным образом, как поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно
или под тактичным руководством взрослого,
осуществляемого в процессе сотрудничества,
сотворчества.

Дошкольный возраст — период
расцвета детской познавательной
активности. К 3-4 годам ребенок «освобождается
от давления» воспринимаемой ситуации
и начинает думать о том, что не воспринимают
его органы чувств. Дошкольник пытается
как-то упорядочить и объяснить для себя
окружающий мир, установить в нем какие-то
связи и закономерности. Примерно с пяти
лет начинается расцвет идей маленьких
философов о происхождении луны, солнца,
о сходстве разных животных, о нравах
растений и пр. Однако в дошкольном
возрасте восприятие ребенком окружающего
мира качественно отличается от восприятия
взрослого: ребенок в большинстве случаев
рассматривает предметы такими, какими
их дает непосредственное восприятие.
Он думает, например, что луна или солнце
следуют за ним во время его прогулок:
останавливаются вместе с ним или бегут
за ним, когда он убегает. Свое мгновенное
восприятие ребенок считает единственно
возможным и абсолютно истинным.

Жан Пиаже, наиболее детально
исследовавший познавательное развитие
ребенка, назвал это явление «реализмом».
Именно такой реализм не позволяет
рассматривать вещи независимо от
субъекта, в их внутренней взаимосвязи.
Эту «реалистическую» позицию ребенка
по отношению к вещам нужно отличать от
объективной. Основное условие объективности
заключается в осознании относительности
своей позиции, в отношении к своей точки
зрения как одной из возможных. Дети до
определенного возраста не умеют различать
свой субъективный и внешний мир. Ребенок
отождествляет свои представления со
свойствами внешнего мира. В результате
возникает интересный парадокс детской
мысли: ребенок находится ближе к
непосредственному восприятию вещей, а
следовательно, и к самим вещам, чем
взрослые, но в то же время он больше
отдален от реальности.

Движущими силами развития психики
дошкольника являются противоречия,
которые возникают в связи с развитием
целого ряда его потребностей. Важнейшие
из них: потребность в общении, с помощью
которой усваивается социальный опыт;
потребность во внешних впечатлениях,
в результате чего происходит развитие
познавательных способностей, а также
потребность в движениях, приводящая к
овладению целой системой разнообразных
навыков и умений. Развитие ведущих
социальных потребностей в дошкольном
возрасте характеризуется тем, что каждая
из них приобретает самостоятельное
значение.

Цель исследования

– рассмотреть развитие познавательных
процессов детей в основных видах
деятельности.

Задачи исследования
:

Изучить особенности познавательного
развития дошкольников.

Рассмотреть роль игры в становлении
новообразований дошкольного возраста

Определить развитие познавательных
процессов дошкольников в различных
формах деятельности.

Объект исследования

– основные характеристики развития
дошкольного возраста.

Предмет исследования

– развитие познавательных процессов
младших дошкольников.

Теоретической основой

данной работы послужили работы таких
авторов, как: Смирнова Е.О., Игнатьева
Т.А., Божович Л.И. и других.

Методы исследования:
анализ
литературы.

Структура работы
:
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной
литературы.

Похожие термины:

  • период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3-5 лет) и со

  • строка из «Песни советских школьников», звучавшая в хоровом детском скандировании, печатавшаяся в книгах для чтения, писавшаяся на плакатах и стендах и т. д. в 1950-х – 1980-х гг. О перв. пол. 1950-х гг.: «…Б

  • междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнит, изучением традиц. способов воспитания детей

  • этнология детства, междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнительным изучением традицио

  • лица, получившие инвалидность с рождения или после рождения в детском возрасте. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (лат. individuum – особь) — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенност

  • система государственных соц. мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.

  • пространство духовной и практической жизнедеятельности детей, в котором действуют законы развития человека в детстве (см. «Детство»),

  • комплекс мероприятий, направленных на защиту и обеспечение здорового развития детей.

  • система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регул

  • исследовательский центр Института развития личности РАО. Цель работы центра-составить психологический портрет ребенка от 2 до 7 лет; выявить основные тенденции в изменении менталитета ребенка, пр

  • система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья женщин и детей. Включает в себя диспансеризацию женщин, патронаж беременных и детей, наблюдение за состоянием здоровья ребе

  • область дошкольной педагогики, в которой рассматриваются вопросы обучения, воспитания и развитая детей от рождения до трех лет.

  • (System of social def ence of childhood). Под системой социальной защиты детства следует понимать осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медиц

  • регулятивная система, гарантирующая неукоснительное выполнение международных и отечественных актов о правах детей, направленная на сведение к минимуму противоречий, возникающих в их социальном

  • деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих удовлетворительных потребностей детей в выживании, наиболее целесообразном социальном формировании, развитии и воспи

  • система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка, охрану детства.

  • программы, которые в дополнение к заботе о детях предлагают структурированные и целенаправленные виды образовательной деятельности в учреждения формального образования (дошкольных учреждениях

Детство как особое явление социального мира

Культура является совокупностью материальных и духовых ценностей, различных способов поведения, передаваемых индивиду от поколения к поколению, она оказывается необходимым обстоятельством формирования человеческого общества. Культура — воззвание к человеку, а созревание культуры предполагает и формирование самого человека

В связи с этим важной является проблема анализа детства, как наиболее насыщенного в постижении культурных ценностей и норм в период детства

Характеристике детства и основным чертам развития и воспитания детей на различных возрастных ступенях посвящено большое количество исследований, ориентированных на разработку его периодизации. Хотелось бы отметить, что процесс с действительным потенциалом, обусловленным не столько возрастом, сколько способом организации взаимодействия конструктивных взаимоотношений, определяющих общественное состояние детства, в котором находится ребенок, усвоен в меньшей степени. Осознание детства на базе интегра-тивных характеристик как «не зрелого» (в биологической и в социальной степени) состояния общества, как особого социального явления, с определенными внутренними установками развития, содержащимися в постижении, присваивании, осуществлении социального мира и в становлении своего личного убеждения, требует отдельного рассмотрения.

Как особое явление социального мира детство имеет свои обусловленные характеристики. Конструктивно детство представляется как необходимое состояние в динамической налаженности общества, состояние созревания растущего поколения и вследствие этого подготовки к воспроизводству будущего общества. По сути, детство представляет особенную форму проявления, особенное состояние социального развития. Значение содержательных трансформаций заключается не только в получении, присвоении ребенком социальных норм, но и в самом развитии социального, тех свойств и качеств, которые присущи природе человека. Практически настоящее реализуется в достижении предназначенного уровня социализации, который естественен для общества и связан с освоением социальных норм. Состояние развития социального уровня, наряду с данным утверждением, характеризует человека определенной эпохи, в конкретном случае современного индивида. В этом заключатся социальное начало, по мере роста все активнее определяющее специфику функционирования ребенка и содержание развития его индивидуальности. Социализацию можно определить как вхождение индивида в конкретное общество. Социализация — процесс индивидуального освоения общественного, «делание себя» через общество, посредством общества и для общества.

Исследования мира детства в различных культурах составляют предмет междисциплинарной области знания, которая, в свою очередь, «предполагает углубленный критический анализ познавательных средств и возможностей отдельных дисциплин»1, инициируемый, прежде всего, работами отечественного психолога, философа И.С.Кона, которому он дал название этнография детства. В свою очередь эта область знания заключена в изучении ритуала, связанного с рождением и социализацией детей, детского фольклора и пр. И.С.Кон выделяет основные моменты в изучении феномена детства: детство как элемент культуры; социализация детей как способ существования и трансмиссии культуры; детство как особая субкультура общества. Эти ключевые факторы изучения феномена детства следует рассмотреть подробнее, т.к. в настоящее время мы пока не обладаем детально разработанной методологией полидисциплинарного исследования проблематики детства, на которую можно было бы опереться при проведении конкретных исследований. Однако есть основания полагать, что научные знания о детстве в ближайшей исторической перспективе будут синтезироваться разными дисциплинами. По крайней мере, монодисциплинарный подход (использование средств какой-либо одной науки — психологии, физиологии, педагогики и др.) при решении указанного круга проблем уже сейчас недостаточно эффективен. Он не отражает реальной целостности своего предмета (детства), который все более усложняется в ходе исторического развития.

Ребенок формируется, развивается, переходит к новым формам деятельности, из младенца вырастает ребенок, из ребенка — подросток. У взрослого остаются лишь воспоминания о том, что он в свое время пережил период детства, что он когда-то думал, чувствовал и воспринимал мир иначе. Универсальное понимание детства — это «этап развития человека, на котором осуществляется первичная социализация. Во всех культурах осмысливается как время подготовки к взрослой жизни».

Эволюция культуры детства в историческом процессе

Понятие «детство», прежде всего, является не одним общим периодом развития, а несколькими разными периодами с характерными для каждого из них уровнями качественно различных фаз становления личности. В истории человечества вычленяют три классические фор мации детства: «квазидетство, неразвитое детство, развитое детство».

В качестве образца конкретно-исторической формы квазидетства вы ступает первобытное детство, неразвитое — детство в Средние века и, в большей степени, в Новое время — современное детство. Каждой из этих формаций соответствуют определенные типы: детско взрослых общностей; совместной деятельности ребенка и взрослого; доминирующих генетических перспектив ребенка (зона ближайшего развития, зона более отдаленного развития, перспектива безгранично го становления человека), а также общие модели (способы) освоения культуры в онтогенезе1.

Переход от первобытности к древности означал образование культуры принципиально нового образа и рождение нового типа сознания. Первая и вторая позиции тесным образом связаны со следую-щими процессами: возникновением и развитием городов, социальным разделением общества, становлением государственности и «гражданского общества», с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми. В историческом аспекте — это период догосударственного и развития человечества, где социальным фактором организации выступал этнос.

В архаичных культурах реализовался реликтовый уровень педагогической культуры, когда социально-педагогический идеал как цель образования зафиксирован в фольклоре. Субъектами обучения выступала семья или община. Организованной системы образования, как правило, не существовало, а социальное наследование осуществлялось посредством повторения «сценария детства». Тем не менее, определение стержневой составной части понятия детства как социального института обнаруживается в суждениях о воспитании детей, первые тезисы которых относят к Ромулу — основоположнику РимаЗнаменательно, что взгляды античных философов и историков легли в основу воспитательной системы Афин, реализованной в му-сической школе для детей от семи до шестнадцати лет. Из античных источников можно узнать о том, что мальчиков, достигших семилетнего возраста (период, применимый в Древней Греции только к мальчикам, поскольку девочек рано выдавали замуж), отбирали у родителей и разбивали по отрядам. Мальчиков закаливали, учили не бояться темноты, не капризничать, быть всеядными.

Например, практически во всех греческих городах отец семейства мог избавиться от своих новорожденных детей: если мальчик оказывался слабым или больным, слишком много или слишком мало кричал, его тотчас убивали, сбрасывая в пропасть. В городах греческого мира глава семьи имел право продавать своих подросших детей работорговцам. В богатых семьях этим правом пользовались широко — таким образом, спасали фамильное наследство от деления. В этом смысле, велик был соблазн также и для бедняков — аналогичным образом они могли расплачиваться со своими кредиторами. Довольно часто можно было увидеть новорожденных детей, брошенных на обочине дороги, иногда их находили на ступенях храмов.

Американский психоисторик, социолог, создатель психокультурной теории детства Л.Демоз, указывая на причины культурного развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей, писал: «Центральная сила исторического изменения, техника и экономика и психогенные изменения в личности, происходят вследствие взаимодействий сменяющих друг друга поколений родителей и детей»». Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов, чтобы те были крепче. Такие факты как умерщвление или продажа детей, имевшие место во всех традиционных культурах, отсутствие детской одежды являются отражением отношения к детям как к биологическому атрибуту. Поэтому во всех традиционных культурах была высокой рождаемость и очень высок процент детской смертности.

В демократическом же городе-государстве Афины дети и молодежь получали большую свободу действий. Мальчики и юноши занимались образованием, осваивали всевозможные виды искусства, спортивные игры, стремились развивать новые идеи, к которым взрослые относились весьма снисходительно. В античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». Основу культурации детей составляла имитация, при которой освоение ценностей и норм культуры регламентировано менее жестко по сравнению с копированием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: