Систематизация и обобщение знаний

Повторить, систематизировать и углубить знания полученные ранее, по данной теме. - презентация

Основы систематизации и обобщения знаний

Определение 1

Систематизация и обобщение знаний – это важное направление работы в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на развитие навыков самообразования. Проведение уроков данной направленности носит общеметодологический характер и базируется на принципах развивающего обучения

Иными словами, для его организации применяется деятельностный подход в обучении и воспитании, исключая классическую информационную и объяснительную работу

Проведение уроков данной направленности носит общеметодологический характер и базируется на принципах развивающего обучения. Иными словами, для его организации применяется деятельностный подход в обучении и воспитании, исключая классическую информационную и объяснительную работу.

Применение приема систематизации и обобщения в организации учебно-воспитательного процесса позволяет структурировать полученную информацию, чтобы освоить достаточно большие ее объемы, сохранить и закрепить в сознании.

Замечание 1

Структурирование информации предполагает ее систематичное и поэтапное освоение с прослеживанием определенной логики и связей между изучаемыми объектами, процессами и явлениями. Устное и письменное изложение усвоенного материала, должно также осуществляться в логической последовательности, быть осознанным и целостным.

Систематизация необходима для лучшего и эффективного усвоения образовательных программ. При непонимании учащимися систематических связей и логики процессов и явления, взаимосвязей между теоретической учебной информацией по различным направлениям и ее взаимодействия с практикой, наблюдаются сложности с усвоением знаний, а также развитием процессов запоминания. Систематизация способствует развитию мыслительных процессов и памяти, что положительно сказывается на качестве образования в целом.

Систематизация знаний – это мыслительный процесс, основанный на формировании системы из объектов и процессов исследования, путем применения определенных приемов и принципов систематизации. Разновидностью процесса систематизации является классификация – группировка объектов по разнообразным основаниям и параметрам.

Обобщение знаний – это выявление качеств, отношений, тенденций развития, исследуемых объектов и процессов, на основе чего происходит формирование инновационных научных направлений, понятий, концепций, происходит преобразование объектов, освоения ядра знаний.

Замечание 2

Применение систематизации и обобщения способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки абстрагирования, сравнения, проведения аналогии и конкретизации.

Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр

Задачи

Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач

Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Целевое назначение урока систематизации и обобщения знаний

Уроки систематизации и обобщения строятся на основе принципов развивающего обучения и предполагают применение инновационных методик и форм обучения.

Такие уроки бывают нацелены на:

  1. Определение уровня знаний и навыков учащихся по той или иной тематике исследования, разделу учебной программы, курсу обучения.
  2. Формулировка обобщения знаний по дисциплине.
  3. Проведение структурирования информации по различным направлениям деятельности.
  4. Воспитание общей культуры учащихся, их эстетических качеств.
  5. Привитие навыков адекватной самооценки.
  6. Формирование пространственного мышления и развитие творческих задатков.
  7. Формирование навыков самостоятельной и коллективной работы.
  8. Развитие навыков самообучения, самоактуализации, самоанализа и самосовершенствования.

Для уроков обобщения и систематизации педагог занимается подборкой дидактического материала. Широкое распространение получило применение различных графиков, таблиц, схем, инфограмм. Они помогают составить детальное представление о тематике прохождения урока

При использовании графиков или схем, внимание учащихся акцентируется на отдельных элементах и их взаимосвязях, чтобы научить их сравнивать, сопоставлять объекты и их признаки, а также факторы, оказывающие влияние на их развитие

Варианты дидактических игр

Этапы прохождения урока по систематизации и обобщению

Организация урока по систематизации и обобщению информацию проходит поэтапно:

  1. Создание условий, мотивирующих учащихся к процессу познания. Этот этап занимает непродолжительный временной период – не более пары минут. Он нацелен на создание благотворного на усвоения информации психологического климата. Педагог применяет для этого различные приемы. Это может быть словесная реплика, музыкальное сопровождение, чтение стихотворения, произнесение цитат и поговорок.
  2. Актуализация знаний и выявление затруднений. На этом этапе предполагается выявление проблемы, связанной с исследованием темы. Педагог дает учащимся несколько разнородных заданий, выполнение которых будет свидетельствовать об усвоенных знаниях по данной теме или разделу. Приемами организации проверки могут быть: тестирование, составление мини-опросов, построение ассоциаций, дидактические игры, мизансцены.
  3. Определение задачи прохождения урока и планирование ее разрешения. Педагог формулирует задачи изучения конкретного материала и направить деятельность учащихся к размышлению и поиск своих проблем и недостатков в изучении информации.
  4. Практическая реализация плановых мероприятий. Необходимо провести последовательную реализацию стратегических направлений урока, чтобы освоить тему и достичь, поставленной задачи. Это может проводится в разнообразных формах и, посредством разнообразных приемов.
  5. Закрепление усвоенного материала, путем проговаривания. Учащиеся обучаются применению новых знаний на практике. Для этого составляются задания, ориентированные на систематизацию информации с учетом изменений в условиях их реализации.
  6. Самостоятельная работа по изученной теме и ее проверка. Формы и методы работы определяются в зависимости от способностей учащихся и сложности учебного материала.
  7. Проведение самоконтроля и самооценки. Учащийся должен уметь адекватно оценить усвоенную тему урока и поставить себе оценку.

Основными приемами, посредством которых осуществляется систематизация и обобщение знаний являются следующие:

  • Формирование устных и письменных ответов обобщающего характера;
  • Решение задач, которые требуют применения комплексных знаний, включающих информацию по данной тематике, так и по предметной области в целом;
  • Составление сравнительных таблиц;
  • Поиск аналогии.

Цели

Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Примерный перечень возможных целей урока

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
  • Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
  • Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
  • Введение новых терминов и условных обозначений
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Цели по закреплению и углублению знаний:

  • научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
  • научить составлять план или работать по заданному плану
  • научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
  • научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
  • научить устанавливать связи, различать причину и следствие
  • научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений.
  • Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Как изготовить дидактическую игру дома по шаблону?

Для малышей 3 лет можно создать самостоятельно дидактические игры своими руками по шаблону. Совместное создание игры развлечет малыша, принесет ему вдохновение и радость. Своими руками можно создать речевые, математические и познавательные игры. Для этого понадобятся простые подручные материалы – картон, цветная бумага, прищепки, карандаши, стаканчики, кубики. Шаблоны развивающих игр можно распечатать бесплатно.

Рассмотрим мастер-класс по изготовлению развивающей игры «Фрукты» из картона:

  1. Распечатываем шаблон для игры на принтере.
  2. Вырезаем фрукты на отдельном листе.
  3. Вырезанные элементы лучше всего заламинировать для многократного использования.
  4. Используем липучки или маленькие магниты для крепления элементов на игровом поле.

Цель игры – познакомить малыша с различными фруктами. В процессе тренировки ребенок научится распознавать фрукты по их половинкам в разрезе. Разложите перед малышом карточки с фруктовыми дольками и игровое поле. Ребенок должен самостоятельно сопоставить элементы по форме и цвету. Детям дошкольного возраста можно усложнить задачу, предложив им назвать цвета, описать вкус фруктов, посчитать количество фруктов на листе и т.д.

Развивающие печатные дидактические игры на липучках

Каждая дидактическая игра направлена на развитие определенных способностей ребенка. Большую популярность приобрели игры на липучках, которые развивают любознательность малыша, тренируют тактильно-двигательное восприятие и учат детей самостоятельно справляться с поставленной задачей. Развивающие игры своими руками для детей 5 лет на мелкую моторику широко используются в детских садах и в рамках домашнего дошкольного обучения.

Преимущества заданий на липучках:

Чья лапка

Фруктовые шапочки

Подбери цвет

  • развивают мелкую моторику;
  • помогают познавать окружающий мир;
  • способствуют развитию мышления;
  • увеличивают словарный запас;
  • стимулируют слуховое и зрительное восприятие.

Печатные игры на липучках мгновенно привлекают внимание детей. Каждый материал имеет свою тематику – фрукты, овощи, животные, растения

Во время занятий ребенок анализирует информацию, сопоставляет её и учится принимать решения. Игра состоит из ярких фигурок, которые с помощью липучек крепятся к специальной поверхности. Ребенок может без особых усилий отклеивать и приклеивать картинки. На нашем сайте можно найти и распечатать дидактические материалы, которые помогут превратить развивающие занятия для детей 4 лет в увлекательный досуг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: