Основы систематизации и обобщения знаний
Определение 1
Систематизация и обобщение знаний – это важное направление работы в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на развитие навыков самообразования. Проведение уроков данной направленности носит общеметодологический характер и базируется на принципах развивающего обучения
Иными словами, для его организации применяется деятельностный подход в обучении и воспитании, исключая классическую информационную и объяснительную работу
Проведение уроков данной направленности носит общеметодологический характер и базируется на принципах развивающего обучения. Иными словами, для его организации применяется деятельностный подход в обучении и воспитании, исключая классическую информационную и объяснительную работу.
Применение приема систематизации и обобщения в организации учебно-воспитательного процесса позволяет структурировать полученную информацию, чтобы освоить достаточно большие ее объемы, сохранить и закрепить в сознании.
Замечание 1
Структурирование информации предполагает ее систематичное и поэтапное освоение с прослеживанием определенной логики и связей между изучаемыми объектами, процессами и явлениями. Устное и письменное изложение усвоенного материала, должно также осуществляться в логической последовательности, быть осознанным и целостным.
Систематизация необходима для лучшего и эффективного усвоения образовательных программ. При непонимании учащимися систематических связей и логики процессов и явления, взаимосвязей между теоретической учебной информацией по различным направлениям и ее взаимодействия с практикой, наблюдаются сложности с усвоением знаний, а также развитием процессов запоминания. Систематизация способствует развитию мыслительных процессов и памяти, что положительно сказывается на качестве образования в целом.
Систематизация знаний – это мыслительный процесс, основанный на формировании системы из объектов и процессов исследования, путем применения определенных приемов и принципов систематизации. Разновидностью процесса систематизации является классификация – группировка объектов по разнообразным основаниям и параметрам.
Обобщение знаний – это выявление качеств, отношений, тенденций развития, исследуемых объектов и процессов, на основе чего происходит формирование инновационных научных направлений, понятий, концепций, происходит преобразование объектов, освоения ядра знаний.
Замечание 2
Применение систематизации и обобщения способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки абстрагирования, сравнения, проведения аналогии и конкретизации.
Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр
Задачи
Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.
Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.
Образовательные задачи урока
Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)
Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)
Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.
Воспитательные задачи урока
Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)
Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)
Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)
Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.
Развивающие задачи урока
Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности
Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.
Развивать познавательный интерес учеников.
Примеры глаголов для формулировки задач
Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.
Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.
Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.
Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.
Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.
Целевое назначение урока систематизации и обобщения знаний
Уроки систематизации и обобщения строятся на основе принципов развивающего обучения и предполагают применение инновационных методик и форм обучения.
Такие уроки бывают нацелены на:
- Определение уровня знаний и навыков учащихся по той или иной тематике исследования, разделу учебной программы, курсу обучения.
- Формулировка обобщения знаний по дисциплине.
- Проведение структурирования информации по различным направлениям деятельности.
- Воспитание общей культуры учащихся, их эстетических качеств.
- Привитие навыков адекватной самооценки.
- Формирование пространственного мышления и развитие творческих задатков.
- Формирование навыков самостоятельной и коллективной работы.
- Развитие навыков самообучения, самоактуализации, самоанализа и самосовершенствования.
Для уроков обобщения и систематизации педагог занимается подборкой дидактического материала. Широкое распространение получило применение различных графиков, таблиц, схем, инфограмм. Они помогают составить детальное представление о тематике прохождения урока
При использовании графиков или схем, внимание учащихся акцентируется на отдельных элементах и их взаимосвязях, чтобы научить их сравнивать, сопоставлять объекты и их признаки, а также факторы, оказывающие влияние на их развитие
Варианты дидактических игр
Этапы прохождения урока по систематизации и обобщению
Организация урока по систематизации и обобщению информацию проходит поэтапно:
- Создание условий, мотивирующих учащихся к процессу познания. Этот этап занимает непродолжительный временной период – не более пары минут. Он нацелен на создание благотворного на усвоения информации психологического климата. Педагог применяет для этого различные приемы. Это может быть словесная реплика, музыкальное сопровождение, чтение стихотворения, произнесение цитат и поговорок.
- Актуализация знаний и выявление затруднений. На этом этапе предполагается выявление проблемы, связанной с исследованием темы. Педагог дает учащимся несколько разнородных заданий, выполнение которых будет свидетельствовать об усвоенных знаниях по данной теме или разделу. Приемами организации проверки могут быть: тестирование, составление мини-опросов, построение ассоциаций, дидактические игры, мизансцены.
- Определение задачи прохождения урока и планирование ее разрешения. Педагог формулирует задачи изучения конкретного материала и направить деятельность учащихся к размышлению и поиск своих проблем и недостатков в изучении информации.
- Практическая реализация плановых мероприятий. Необходимо провести последовательную реализацию стратегических направлений урока, чтобы освоить тему и достичь, поставленной задачи. Это может проводится в разнообразных формах и, посредством разнообразных приемов.
- Закрепление усвоенного материала, путем проговаривания. Учащиеся обучаются применению новых знаний на практике. Для этого составляются задания, ориентированные на систематизацию информации с учетом изменений в условиях их реализации.
- Самостоятельная работа по изученной теме и ее проверка. Формы и методы работы определяются в зависимости от способностей учащихся и сложности учебного материала.
- Проведение самоконтроля и самооценки. Учащийся должен уметь адекватно оценить усвоенную тему урока и поставить себе оценку.
Основными приемами, посредством которых осуществляется систематизация и обобщение знаний являются следующие:
- Формирование устных и письменных ответов обобщающего характера;
- Решение задач, которые требуют применения комплексных знаний, включающих информацию по данной тематике, так и по предметной области в целом;
- Составление сравнительных таблиц;
- Поиск аналогии.
Цели
Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.
Примерный перечень возможных целей урока
- Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
- Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
- Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
- Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
- Овладение практическими способами деятельности.
Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.
К познавательным целям относятся:
- Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
- Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
- Введение новых терминов и условных обозначений
- Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
- Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
- Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
- Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.
Цели по закреплению и углублению знаний:
- научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
- научить составлять план или работать по заданному плану
- научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
- научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
- научить устанавливать связи, различать причину и следствие
- научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения
Воспитательные цели на уроке
- Формирование научного мировоззрения, убеждений.
- Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
- Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
- Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
- Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Как изготовить дидактическую игру дома по шаблону?
Для малышей 3 лет можно создать самостоятельно дидактические игры своими руками по шаблону. Совместное создание игры развлечет малыша, принесет ему вдохновение и радость. Своими руками можно создать речевые, математические и познавательные игры. Для этого понадобятся простые подручные материалы – картон, цветная бумага, прищепки, карандаши, стаканчики, кубики. Шаблоны развивающих игр можно распечатать бесплатно.
Рассмотрим мастер-класс по изготовлению развивающей игры «Фрукты» из картона:
- Распечатываем шаблон для игры на принтере.
- Вырезаем фрукты на отдельном листе.
- Вырезанные элементы лучше всего заламинировать для многократного использования.
- Используем липучки или маленькие магниты для крепления элементов на игровом поле.
Цель игры – познакомить малыша с различными фруктами. В процессе тренировки ребенок научится распознавать фрукты по их половинкам в разрезе. Разложите перед малышом карточки с фруктовыми дольками и игровое поле. Ребенок должен самостоятельно сопоставить элементы по форме и цвету. Детям дошкольного возраста можно усложнить задачу, предложив им назвать цвета, описать вкус фруктов, посчитать количество фруктов на листе и т.д.
Развивающие печатные дидактические игры на липучках
Каждая дидактическая игра направлена на развитие определенных способностей ребенка. Большую популярность приобрели игры на липучках, которые развивают любознательность малыша, тренируют тактильно-двигательное восприятие и учат детей самостоятельно справляться с поставленной задачей. Развивающие игры своими руками для детей 5 лет на мелкую моторику широко используются в детских садах и в рамках домашнего дошкольного обучения.
Преимущества заданий на липучках:
Чья лапка
Фруктовые шапочки
Подбери цвет
- развивают мелкую моторику;
- помогают познавать окружающий мир;
- способствуют развитию мышления;
- увеличивают словарный запас;
- стимулируют слуховое и зрительное восприятие.
Печатные игры на липучках мгновенно привлекают внимание детей. Каждый материал имеет свою тематику – фрукты, овощи, животные, растения
Во время занятий ребенок анализирует информацию, сопоставляет её и учится принимать решения. Игра состоит из ярких фигурок, которые с помощью липучек крепятся к специальной поверхности. Ребенок может без особых усилий отклеивать и приклеивать картинки. На нашем сайте можно найти и распечатать дидактические материалы, которые помогут превратить развивающие занятия для детей 4 лет в увлекательный досуг.