Материал по дифференциации звуков Р-Л
Капустина К.В.учитель-логопед, МБДОУ д\с 163
Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалом по дифференциации звуков, материал удобен для оформления картотеки.
Звук Р -Л
Занятие № 1
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игра «Наоборот»
ра – ла шла – шра ашр — ашл
ро – шло – ошр –
ру – шлу – ушр –
ры — шлы – ышр –
4. Слова:
лак – рак бурки – булки
лов – ров рожки – ложки
юла – Юра Прошка – плошка
Лука – рука порка – полка
укол – укор роза – лоза
5. Чистоговорки:
Лара у Вали играет на рояле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
Звук Р -Л
Занятие № 2
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игра «Запомни и повтори»
кла-кла-кра акр-акр-акл
кла-кра-кра акр-акл-акл
кла-кра-кла акр-акл-акр
4. Слова:
рыболов зеркало
раскладушка журнал
спортзал мармелад
полотёр крыло
5. Счёт 1 – 10 со словами: зеркало, журнал.
6. Правильно произнеси и отгадай:
Пришли мужики без топоров, срубили
избу без углов. (муравей-ник).
Махнула птица крылом, закрыла мир
одним крылом. (ту-ча).
Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь).
Звук Р -Л
Занятие № 3
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Чистоговорки:
ол-ор-ол – мы мыли пол; ар-ал-ар – в бане пар;
ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный под-вал;
ло-ло-ро – у меня перо; ла-ра-ла – острая пила;
ро-ро-ло – днём светло; ра-ла-ра – на дереве ко-ра.
4. Слова:
крокодил рассол
берлога проволока
горло километр
рулон планёрка
5. Проговаривание предложений:
Иголка, иголка, ты остра и колка.
По бревну, по брёвнышку проползла букашка,
пролетела бабочка, пропорхала пташка.
Спит медведь в своей берлоге,
Спит спокойно, без тревоги.
Звук Р -Л
Занятие № 4
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Словосочетания:
сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз,
круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, красное яблоко, сломанный карандаш,
разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.
4. Спряжение выражения в прошедшем времени:
сломать карандаш
выучить правила
5. Выучить (выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)
Как по речке по студёной
Плыл кораблик золочёный,
В ярких праздничных цветах
На весёлых парусах.
Звук Р -Л
Занятие № 5
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Словосочетания:
умелые руки острая иголка
глубокая нора рассыпчатый плов
сладкий пирог яркая лампа
тёплые перчатки спелый помидор
4. Счёт 1 – 10 со словами:
сладкий пирог, яркая лампа.
5. Скороговорки:
Флот плывёт к родной земле –
флаг на каждом корабле.
Филин серый, филин старый,
а глаза горят, как фары.
Звук Р -Л
Занятие № 6
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Проговаривание предложений, загадок:
Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,
А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.
Красное коромысло над рекой повисло (радуга).
Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).
4. Выучить: «Одуванчик»
Одуванчик золотой Одуванчик золотой
Был красивый, молодой, Постарел и стал седой.
Не боялся никого, А как только поседел,
Даже ветра самого. С ветром вместе уле-тел.
Звук Р -Л
Занятие № 7
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Слоговые ряды:
лар- лор- рал- рол-
4. Словосочетания и предложения:
разбитая тарелка горькое лекарство
приятная прогулка большая радость
сильный удар жаркое лето
чёрный портфель дальняя дорога
Суп надо солить, на пол не надо сорить.
Суп надо сварить, дерево надо свалить.
5 Выучить: скороговорку:
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.
Упражнения
Дифференциация , будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.
Загадки
Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.
Что пропало
Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок)
Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.
Угадайка
Учитель называет глагол, ребенок подбирает к нему существительное, выбирая предметы или живых существ на картинке. Например: лебедь плавает, река течет. Малыш проговаривает полностью все предложение.
Эхо
Игра развивает память, речь, внимание. На столе лежит карточка, педагог называет 3-4 предмета по очереди
Ребенок запоминает цепочку и повторяет, выделяя звуки , : лев, лес, лейка.
Волшебник
У взрослого в руках появляется волшебная палочка (указка). Дотрагиваемся до картинок и изменяем категорию слова по числу:
лев – львы; лейка – лейки; лебедь — лебеди; лента – ленты.
Сначала малыш слушает, потом выполняет задание самостоятельно, помогая себе указкой.
Мой, моя, мое
Ребенок получает картинки с изображением разных предметов, можно пары. Педагог ставит такую задачу: назвать только те изображения, о которых можно сказать мой, моя, мое. Дошкольник не просто показывает и называет предмет, изображенный на карточке, но и составляет словосочетания по образцу:
моя книга; мой стол; мои туфли.
Придумай сам
Педагог задает вопросы о животном или предмете, который знаком малышу, показывает его на картинке. Задача дошкольника придумать максимальное количество ответов. Например, улитка какая? — маленькая, коричневая, скользкая, рогатая и так далее.
Хлопалки
Перед детсадовцем лежит лабиринт из картинок. Задача: показывать предметы друг за другом по стрелочке, называть их по слогам и считать количество слогов хлопками в ладоши. Когда ребенок закончит тренировку, педагог прохлопает одно из слов, а дошкольнику необходимо отгадать, какое слово имел в виду учитель.
Доскажи словечко
Продолжаем работать с лабиринтами картинок. Положите перед ребенком другой набор изображений. Педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает, используя название предметов из лабиринта. Например, дают молоко…коровы.
Сыщик
Дошкольнику необходимо искать слово по звуковой схеме. Например, логопед загадывает слово козлик. Выкладывает перед малышом его схему цветными фишками, ребенок анализирует информацию и предполагает, что было загадано.
Малыши
Работаем с лабиринтом. Дошкольнику необходимо изменять слова по аналогии большой-маленький:
телефон-телефончик; коляска – колясочка; котлета-котлетка.
Найди лишнее
Детсадовцу среди картинок с изображениями предметов нужно найти лишний элемент и объяснить выбор.
Например, утка, гусь, петух, филин. Лишним будет филин, потому что это дикая птица, а остальные — домашние.
Веселый счет
Одновременно с дифференциацией звуков дошкольник учится считать до 10 и обратно. Разложите на стол картинки с изображением нескольких предметов на одном листе. В качестве дополнительного задания спросите у детсадовца, каких цветов в букете больше и насколько.
Угадай
Задание развивает логику, внимание и общий кругозор. На столе лежат картинки с изображением предметов, продуктов, живых существ и карточки с написанными глаголами: едят, идет, летает, едет
Задача: соединить глаголы с предметами.
Например, едет машина, велосипед; едят малину, землянику; плавает лебедь, лодка.
Ассоциации
Игра похожа на лото. Малыш рассматривает две карточки, на которых 6-8 изображений. Задание: соединить подходящие картинки в пару:
пляж и купальник; газовая плита и тарелка; хлеб и хлебница.
Во время выполнения упражнений с помощью речевого материала важно следить за четкостью произношения фонем. Не бойтесь остановить дошкольника и попросить повторить слово еще раз
Видео:4 Автоматизация звука Ль в словахСкачать
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Дифференциация звуков [Л]-[Ль]
Цель – Учить различать звуки — в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
— развитие фонематического слуха
— закрепление умения определять позицию звука в слове
— закрепление умения чтения прямых слогов
— развитие навыков звукового анализа слов
— развитие навыка деления слов на слоги, составление предложений по опорным словам.
Оборудование: презентация (слайды №№2-8), конверты со схемами предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Ребята, посмотрите на экран. Назовите картинки и выделите последний звук. (слайд №2).
2. Сообщение темы занятия.
— Как вы думаете, какие звуки мы будем повторять сегодня на занятии?
3. Характеристика звуков , .
— Ребята, посмотрите на экран и дайте характеристику звуку , звуку . (слайд №3)
— согласный, твердый, звонкий.
– согласный, мягкий, звонкий.
Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
4. Чтение слогов.
— Ребята, приготовьтесь. Сейчас мы проведем речевую зарядку. Посмотрите на экран, я буду показывать вам слоги, а вы их будете читать по цепочке, т.е. друг за другом (слайд №4).
5. Деление слов на слоги.
— Ребята, к нам на занятие приехал «Веселый поезд» (демонстрация слайда №5). Только поезд этот не простой, а волшебный. Вам нужно рассадить пассажиров по вагонам. Посмотрите на окошки в вагонах. Количество окошек в вагоне должно совпадать с количеством слогов в названии сказочного героя (Ребята с помощью мышки передвигают картинку под соответствующий вагон).
— Молодцы, ребята!
6. Развитие логического мышления.
— Ребята, посмотрите на экран (демонстрация слайда №6). Сказочные герои, когда рассаживались по вагонам, просили вас решить это задание. Если вы сделаете все правильно, то в пути их не остановят разбойники и они благополучно вернуться домой.
— В каждом ряду нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
— Молодцы, вы верно выполнили задание!
7. Физкультминутка.
— А сейчас, давайте немного разомнемся и выполним физкультминутку.
Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх и вниз ,вверх и вниз!
Повторяй-ка, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
8. Определение позиции звука в слове.
— Ребята, Незнайка хочет пойти в первый класс. Посмотрите, как он выполнил задание, которое ему предложила Мальвина (демонстрация слайда №7).
— Правильно Незнайка выполнил задание? Исправьте его ошибки (Ребята с помощью мышки передвигают картинку под нужную схему).
— Молодцы, ребята. Спасибо, что вы помогли Незнайке.
9. Составление предложений по опорным картинкам.
— Ребята, Мальвина узнала, что вы помогли Незнайке, и приготовила для вас еще одно задание, но посложнее.
— Посмотрите на экран (демонстрация слайда №8). У вас на столах лежат на столах конверты со схемами предложений. Мальчики будут составлять предложения про Лёню, а девочки – про Милу.
Дети выкладывают схемы предложений на столах, логопед подходит к каждому ребенку проверяет правильность выполнения задания.
— Сколько слов в предложении?
-Назови первое слово, второе, третье. Назови слово со звуком . Со звуком .
— Ребята, Мальвина похвалила вас за то, что вы правильно выполнили ее задание.
10. Итог занятия.
— Какие звуки мы повторяли сегодня на занятии?
— Придумайте слова со звуком в середине. Со звуком в конце слова.
— Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Сказочные герои успешно добрались в свои сказки, а вам передали маленькие гостинцы.
Денисенко Дарья Викторовна,
учитель-логопед
Упражнения для речевого аппарата
Артикуляционная гимнастика http://rechudetey.ru/logopediya/artikulyacionnaya-gimnastika.html— в ажнейшая составляющая успешного преодоления недостатков с произношением. Выполнение заданий с упором на органы речи являются подготовительным этапом перед постановкой фонемы. Основные упражнения для тренировки подвижности губ и языка:
- Гамак. Кончиком языка дотронуться до верхних зубов. Остальную часть органа прогибают к низу, образовывая гамак. В таком положении находятся 10-15 секунд.
- Вкусное варенье. Двигают широким языком сначала по верхней, потом по нижней губе. При этом губы должны быть неподвижны.
- Индюк . Язычок в ускоренном темпе облизывает губы. В это время ребенок должен постараться произнести бл-бл-бл-бл.
- Лошадка. Крохе предлагают имитировать цоканье копыт животного. Кончиком языка щелкают по небу.
- Широкая улыбочка. Крохе предлагают растянуть губы в улыбке насколько это возможно и замереть в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторят 2-3 раза.
Дыхательная гимнастика
Звуки «Л» и «Ль» воспроизводятся на выдохе. Чтобы правильно поставить фонему специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения на вдох-выдох:
- Стой лошадка! Глубоко вдохнуть воздух, а на выдохе произнести бр-бр-бр.
- Шарик. Крохе предлагают лечь на пол. Ручки кладут на животик. На вдохе «шарик» (животик) надувается, на выдохе сдувается.
- Кораблик. В тазик с водой опускают бумажный кораблик. Малышу предлагают струей воздуха перемещать его.
Дыхательная гимнастика проводится 2-3 минуты ежедневно.
Видео:Звук / АВТОМАТИЗАЦИЯ в слогах. ИГРЫ в подводном мире. Логопедическое видеозанятиеСкачать
Дифференциация твердого и мягкогозвуков Л — Ль.
Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 — 20 минут для детей до 4,5 лет, старше — 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук.
Произносить слова.
лавка — лямка
игла — земля
слон — силен
улыбка — улитка
лапа — шляпа
метла — петля
лук — люк
ел — ель
Юла — Юля
лоб — лед
лужа — Люда
угол — уголь
кулачок — светлячок
пилот — полет
клумба — клюква
стал — сталь
Произносить предложения и текст.
Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжал кулачок — на ладони светлячок. Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон. Летят самолеты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
По Л. Толстому.
Назовите детенышей животных: у льва — львята, у лисы — …, у лягушки — …, у лебедя — …, у тюленя — …, у косули — ….
Догадайся сам и загадай своим друзьям.
Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет — белого найдет.
(Заяц и лиса)
Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась.
(Самолет)
Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
(Яблоко)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёжик)
Закружится стоит или идет,
А если остановишь — упадет.
(Юла)
Повтори слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие — птиц, какие — растения? Что здесь может само двигаться и что не может?
Еще слова: платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.
Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие?
Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.
Кол около стола, стол около кола.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Убежало, убежало, убежало молоко.Я с трудом его поймала. Быть хозяйкой нелегко.
Посадил дед лук, отрастил лук чуб. Увидал лук внук, оборвал луку чуб. Удивительная штука: слезы капают — у внука!
Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: — не сердись, дочурка Мила!
— Не сержусь, сказала Мила. — Я выплакиваю мыло.
Колокольчик.
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?
Белые лебеди.
Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди — облака.
Желаю удачи!
Дифференциация звуков [л] – [л’]
Организация: МБДОУ № 51 «Тополек»
Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение дифференцировать звуки – .
Оборудование: предметные картинки, карточки со слогами, игрушки – белка с бельчонком.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
Логопед: Здравствуйте ребята! К нам в гости пришли зверята – белка с бельчонком. Какие звуки мы слышим в этих словах? Мы с вами сегодня на занятии будем правильно произносить и различать звуки и .
- Акустико-артикуляционный образ звуков.
Логопед: Ребята, когды мы произносим звуки и что делают наши губы и язычок?
Дети: Наши губы улыбаются, а язычок поднимаем за верхние зубки.
Логопед: Ребята, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети: Звук – согласный, твёрдый, звонкий. Звук – согласный, мягкий, звонкий.
II. Основная часть.
- Игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: Ребята, белка нам предлагает поиграть с ними в интересные игры. Слушайте внимательно. Я буду говорить слова, а вы хлопните в ладоши один раз, если услышите в слове звук , и хлопните два раза, если услышите в слове звук . Слова: лак, лужа, лёд, болото, шляпа, липа, ластик, клубника, улитка, кукла, слон, колесо, клоун, ель, клубок.
Логопед: Молодцы, ребята!
- Игра «Продолжи узор»
Логопед: Ребята, бельчонок нарисовал для белки рисунок. Но пока он его нёс , пошёл дождь и смыл половину рисунка. Давайте мы с вами поможем бельчонку дорисовать рисунок. Посмотрите, здесь изображено сложенное пополам платье. Дорисуем платье так, чтобы оно выглядело развёрнутым. Вы только помните, что вторая половинка платья должна быть точно такой же, как и первая.
Логопед: Молодцы!
- Физкультминутка.
У лесной дороги Присесть на корточки , колени обхватить
Спал медведь в берлоге, руками, голову прижать к коленям. Шаги на
Кто-то мимо проходил месте. Потряси кистью руки, имитируя
И медведя разбудил. Колокольчик. Сделать свирепое лицо, руки с
Зарычал медведь в берлоге! Растопыренными пальцами поднять вверх.
Уноси скорее ноги! Бег на месте.
- Игра «Слоговое лото»
Логопед: Ребята, белка с бельчонком в своём дупле нашли листочки, в них спрятались слоги. Какие слова можно из них сложить? ( МА НА ЛИ СА НИ ЛУ)
Дети: Малина, лиса, луна.
Логопед: Молодцы!
- Игра «Подарки белкам»
Логопед: Ребята, давайте мы подарим белке картинки в названиях которых есть звук , а бельчонку картинки со звуком . (ложка, лейка, платье, лопата, медаль, мыло, лодка, лимон, лента)
Дети: Белке – ложка, платье, лопата, мыло, лодка. Бельчонку – лейка, медаль, лимон, лента.
Логопед: Молодцы, ребята!
- Произнесение чистоговорок
Логопед: Ребята, белка с бельчонком предлагают нам произнести вместе с ними чистоговорки.
Ла-ла-ла — летит пчела.
Ля-ля-ля — зелёные поля.
Лу-лу-лу – сломали пилу.
Лю-лю-лю – маму я люблю.
Лы-лы-лы – девочки малы.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Ло-ло-ло – дома тепло.
Ле-ле-ле – еду на осле.
III. Итоги занятия.
Список литературы:
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. Различаем твёрдые-мягкик согласные. М.: Издательство ГНОМ, 2017.
- О.П. Сахаровская. Логопедический альбом: комплекс занятий для закрепления звука у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2019.
- Спивак Е.Н. Звуки Л,ЛЬ,Р,РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.:Издательство ГНОМ, 2007.
- Азова Е.А., Чернова О.О. Логопедическая домашняя тетрадь. Учим звуки , . 2-е изд., испр. – М.: Издательство ТЦ Сфера, 2015.
- А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. Учимся, играя. М.: Просвещение, 1979.
- В.В Коноваленко., С.В Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. М.: Гном-Пресс, Новая школа. 1998.
Приложения:
-
file0.docx.. 19,7 КБ
Опубликовано: 03.12.2021
Автоматизация «Л»
Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.
Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.
Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.
Картотека заданий для автоматизации «Л»
Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:
А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?
Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:
Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:
Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:
А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:
Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.
Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:
Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:
Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:
А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:
Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:
- «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
- «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.
Этап постановки звука
Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:
Постановка звука «Л» по подражанию
На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым
Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».
При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.
Этап дифференциации звука «Л»
На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.
Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.
Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»
Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?
Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:
Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:
Составь предложения:
Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:
Дифференциация звуков «Л» и «В»
Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:
Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:
Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:
Повтори скороговорки:
Дифференциация звуков «Л» и «Ль»
Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:
Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:
Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:
Причины
Чтобы быстрее сформировать у ребенка правильное произношение фонемы необходимо выяснить первопричины появления нарушений:
- двуязычие в семье;
- межзубное произношение;
- язык в расслабленном состоянии.
При возникновении таких случаев у малыша наблюдается неправильная постановка речевых органов. Положение языка плохо разработано, поэтому звук искажается. Бывают ситуации, когда дефект связан с нарушениями дыхания во время разговора:
- формирование фонемы губами;
- кончик языка не дотрагивается зубов. Он просто опускается вниз и звук теряется;
- кончик языка находится за нижними зубами, а его середина ближе к небу. При воспроизведении фонемы «Л» должно быть наоборот.
Каждая вышеперечисленная причина устраняется на индивидуальных занятиях с логопедом и выполнении домашних заданий. Устранить недостатки возможно за короткий срок при условии регулярной работы.
Видео:ЗАКРЕПЛЯЕМ звуки «ЗАЙЧИК и КОМПЬЮТЕР» / Логопедическое видеозанятиеСкачать
Правильная артикуляция звука «Л»
Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:
- Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
- Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
- Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
- Голосовые связки создают звучание голоса.
А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:
Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.
Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?
Виды искаженного произношения «Л»
Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:
- Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
- Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
- Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
- Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).
Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.
Здесь тоже есть несколько вариантов замены:
- на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
- на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
- на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
- на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
- на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).
Публикация «Конспект группового занятия по обучению грамоте „Дифференциация звуков [Л], [ЛЬ]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки , . Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки , . Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Оборудование:
2 куклы с синим и зеленым шарфами; магнитная доска, магниты, цветные карандаши; камень, вата; картинки с изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ; мяч; солнышко и лучики короткие и длинные; белый снег, белый мел, белый заяц, белка; сюжетные картинки для составления предложений; звуковые символы; касса букв; разрезная азбука для детей.
Дифференциация звуков Л – ЛЬ: речевой материал, задания в картинках
Звуки и ребенок в норме начинает проговаривать правильно с 3 лет, дифференцировать мягкий и твердый вариант с 3,5 лет. Если родители замечают нарушения произношения, смешение звуков, пора браться за дело самим или обращаться за помощью к логопеду. Рассмотрим дифференциацию звуков , в стихах, текстах, игровых упражнениях.
Постановку и автоматизацию звуков , нужно проводить с 4-летнего возраста. Занятия должны длиться не более 20-25 минут. Не старайтесь научить детей правильно говорить с помощью строгих уроков, делайте упор на игру: лабиринты, картинки, загадки, стихотворения, познавательные тексты. Каждое занятия начинайте с артикуляционной гимнастики на звук для мышц языка, щек, гортани. Простые упражнения помогают ребятам настроиться на работу с логопедом и поддерживают речевой аппарат в тонусе.
Видео:ЗВУК Ль — автоматизация в словах и словосочетаниях. Предлог ПОД. Логопедические упражнения.Скачать