Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста. методы изучения личности и межличностных отношений

Методы исследования - методы исследования межличностных отношений дошкольников и младших школьников

Методика «Мозаика».

  • Эта методика направлена главным образом на выявление эмоциональной вовлечённости в деятельность сверстника и реакции на его поощрении и порицание взрослым. Она позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой – характер реакции на оценку партнера.
  • Одному из детей предлагалось сложить мозаику, адаптированную для его возраста. За его действиями наблюдали взрослый и сверстник. В первой части эксперимента взрослый давал негативную оценку действиям ребёнка — высказывал свои сомнения, говорил другому о том, что его товарищу пока не удаётся сложить мозаику, что у него это плохо получается, и наблюдал за реакцией своего собеседника. Во второй части эксперимента взрослый, наоборот, начинал хвалить ребёнка, пытающегося довести начатое им дело до конца и всё-таки сложить мозаику. Здесь также фиксировались реакции другого испытуемого.
  • После того, когда первый ребёнок справлялся с заданием, другой приступал к его выполнению. Для большего накала ситуации был введён соревновательный мотив: детям говорилось, что они собирают мозаику на время.

явное недовольство успехом

Изучение межличностных отношений младших школьников

  • При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно выделить три этапа:
  • 1) изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено. В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений;
  • 2) изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “ Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;
  • 3) определение отношения учащихся к значимым людям. Можно предложить использование ЦТО (теста цветовых отношений Эткиндо), модифицированного цветового теста Люшера.

Для исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.

  • Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.
  • Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.
  • Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?
  • Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
  • Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов)заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

  • 1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
  • а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
  • б) Участвую в большинстве видов деятельности;
  • в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
  • г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
  • д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
  • е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
  • 2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
  • а) Да, очень хотел бы перейти;
  • б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
  • в) Не вижу никакой разницы;
  • г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
  • д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
  • е) Не знаю, трудно сказать.
  • 3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
  • а) Лучше, чем в любом другом классе;
  • б) Лучше, чем в большинстве классов;
  • в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
  • г) Хуже, чем в большинстве классов;
  • д) Хуже, чем в любом классе;
  • е) Не знаю.
  • 4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
  • а) Лучше, чем в любом другом классе;
  • б) Лучше, чем в большинстве классов;
  • в) Примерно такие же, как большинстве классов;
  • г) Хуже, чем в большинстве классов;
  • д) Хуже, чем в любом классе;
  • е) Не знаю.
  • 5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
  • а) Лучше, чем любом другом классе;
  • б) Лучше, чем в большинстве классов;
  • в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
  • г) Хуже ,чем в большинстве классов;
  • д) Хуже, чем в любом классе;
  • е) Не знаю.

Обработка результатов.25-18 баллов 17-12 баллов11-6 баллов5 и менее баллов

Организация исследования

Исследование проводилось в 1996-2002 г. на базе специального (коррекционного) детского дома№ 10 и специальной (коррекционной) школы № 565 Кировского района г. Санкт-Петербурга. Все учащиеся поступали в образовательные учреждения на основании заключений специалистов районной психолого-медико-педагогической комиссии (РПМПК) и ГМПМПК с диагнозом: умственная отсталость легкой степени.

Особенности функций общения изучали на основе «внешних» и «внутренних» психологических критериев. При проведении исследования использовался комплексный подход. «Внешними» показателями являлись драчливость, застенчивость, внешние проявления агрессии, социометрический статус в группе. Для характеристики межличностных отношений применяли методику экспертного оценивания учащихся родителями и воспитателями детского дома и социометрическая анкета для учащихся.

При установлении внешних показателей общения также принимались во внимание следующие обстоятельства. Взрослые нередко оценивают детей с психическим недоразвитием как трудных в общении из-за их низкой академической успеваемости и нарушений поведения, а учащиеся могут переоценивать роль популярности в неформальной сфере и отвергать сверстников лишь потому, что те не похожи на других

Поэтому качества, оцениваемые родителями и воспитателями, дополнялись результатами наблюдения за детьми. Социометрические критерии для учащихся затрагивали неформальную и формальную сферы общения.

«Внутренними», или личностными, показателями являлись коммуникативные и характерологические качества, особенности самооценки личности и отношений к окружающим людям.

При изучении показателей, отражающих функциональные особенности общения, учитывалось, что они могут зависеть от формы психического недоразвития и условий воспитания детей. Функциональные проявления общения, по нашему мнению, также связаны с тем возрастным периодом, когда ребенок оказался в депривационной ситуации, и как долго он в ней находится.

Изучение клинико-психологических и социальных особенностей обеих групп выполнялось на первом этапе диссертационного исследования На втором этапе групповым и индивидуальным методами проводилось изучение межличностных отношений и личностных показателей которое построено на сочетании формализованных и неформализованных психодиагностических методик. В исследовании приняли участие 132 учащихся с психическим недоразвитием из младших классов и 90 взрослых — родителей учащихся и воспитателей детского дома.

Раздельно в выборках детей из семьи и детского дома изучены индексы по социометрической анкете. Вычислены средние значения показателей, корреляционные зависимости между показателями. Исследовались особенности оценивания учащихся с проблемами, в развитии со стороны значимых взрослых и со стороны самих учащихся.

На третьем этапе выявлялась взаимосвязь между полученными показателями в обеих выборках и формой психического недоразвития.

При сборе эмпирического материала важно было сформировать заинтересованное и доверительное отношение всех участников эксперимента к исследованию. На встречах с родителями и педагогами подробно рассказывалось о результатах психологической диагностики

При этом соблюдался принцип конфиденциальности. Желающие могли пройти дополнительные индивидуальные консультации. Для администрации и преподавателей образовательного учреждения был подготовлен отчет об исследовании. Его результаты обсуждены на Педагогическом Совете, проведены индивидуальные консультации заинтересованных педагогов и психологов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: