Эффективные средства развития речи дошколят
Сейчас можно подобрать разнообразные средства для улучшения и исправления речи дошколят. Специалисты отмечают, что самыми эффективными из них являются те, которые учитывают специфику дошкольного возраста (ведущую деятельность ‒ игру, возрастные и психологические особенности: повышенную возбудимость, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональность, непосредственность): языковая и игровая среда.
Создание языковой среды
Воспитывающие ребенка взрослые должны иметь грамотную речь, владеть обширным словарным запасом, уметь интересно рассказывать. Речь взрослого должна стать образцом для подражания ребенку.
Организовать полноценное речевое общение с дошкольником, так как оно ‒ важнейшее из всех существующих средств развития речи. Для этого необязательно выделять специальное время, можно использовать все имеющиеся возможности, например, во время приготовления ужина обсуждать с ребенком блюда, сервировку стола, меню на завтра. Каждая мама найдет тему для совместного обсуждения.
Уже давно классическим средством стала художественная литература. Для чтения нужно выбрать подходящее время, чтобы, не торопясь, прочитать сказку, рассказ, вместе обсудить главных героев, события, определить главную мысль
Если есть иллюстрации, можно сопоставить их с героями и их действиями, спросить мнение дошкольника по поводу того, правильно ли иллюстратор передал характер героев.
Вместе с малышом прослушать рассказ или сказку в исполнении артистов, обратить внимание на интонации, темп, выразительность чтения текста.
В качестве действенного средства развития речи можно использовать книги с красочными иллюстрациями, иллюстрированные альбомы по искусству. Рассматривая их вместе с ребенком, взрослый может обогащать словарь дошкольника новыми понятиями, значениями слов, расширять кругозор.
Необходимо правильно организовать игровой уголок для детворы.
Создание игровой среды
- Выделить место в квартире для игрушек и игр с ними.
- Покупать такие игрушки, которые позволяют организовать разные виды игр. Например, сюжетно-ролевые (дочки-матери, больница, магазин, зоопарк, гараж), настольные (лото, пазлы, конструкторы, «Монополия»).
- Для развития речевых навыков в творчестве приобретаются пластилин, краски, бумага.
- Очень полезны пальчиковые игры, для них в продаже есть пальчиковый театр.
Понятие и виды речевой деятельности
Речевая деятельность подразумевает умение связно говорить. Связная речь в педагогике – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Обучение связной речи одна из задач обучения русскому языку. Большую роль здесь играет речевой опыт учащихся, который формируется в процессе устного и письменного общения.
Речевая деятельность имеет две стороны: язык и речь. Язык – важнейший элемент речи, придающий ей характер специфической человеческой деятельности.
Существует определенная теория речевой деятельности, которая основана на трудах Л.С. Выгодского, А.А. Леонтьева и Н.И. Жинкина. Для того, чтобы ребенок освоил речевую деятельность, следует понимать механизмы речевой деятельности и закономерности усвоения родной речи.
Основным элементом процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь. Внутренняя речь – это транслятор взаимного понимания в процессе общения. Она подчиняется следующим вопросам: О чем говорить? Как говорить? Что говорить? С кем говорить?
Виды речевой деятельности
Аудирование – это разновидность речевой деятельности, основанная на восприятии и понимании информации. Год от года аудирование становится все более популярным в школах, так как именно слушанье является основным способом получения информации современными школьниками.
Чтение – это вид речевой деятельности, основанный на перекодировании графически зафиксированного текста в звуковую речь или же в смысловые единицы.
Говорение – это вид речевой деятельности, который представляет собой перевод внутренней речи во внешнюю.
Письмо – кодирование устной речи с помощью графических знаков.
Слайд 16Сказочные герои наши помощникиВо время наших занятий к нам приходят и
сказочные герои – Веселый Карандаш, Незнайка, Буратино, Доктор Айболит, Снеговик, Чебурашка животные приходят на наши занятия с занимательными заданиями.Например, Доктор Айболит обращается к детям с просьбой вылечить больных зверей, а болезнь заключается в том, что звери не произносят те или иные звуки. Дети их учат правильно говорить: описывают артикуляцию звуков, дают характеристику звука и т.д.Дети очень любят путешествовать. Поэтому путешествуем мы с ними часто: в страну звуков, букв, слогов, в страну добрых слов. Выбираем, на чем можно путешествовать. Хочешь плыть на пароходе? Тогда нарисуй, и появится пароход, заштрихуй его. Что возьмем с собой в дорогу? Нарисуй, отбери картинки, найди в них одинаковые звуки, буквы, загрузи их по машинам: в красную – гласные, в синюю – согласные.
Слайд 12В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к
ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.Например: Игра «Домики» — индивидуальные карточки для определения места звука в слове Игра «Собери бусы» — для развития мелкой моторики пальцев рук. Игра «Полет бабочки» — пособие для работы над воздушной струей.
Эволюция методики развития речи
Развитие речи привлекало внимание психологов, лингвистов, историков и педагогов. Первым обратил внимание на проблемы развития речи М.В
Ломоносов. Он разработал три правила речи:
- Как изобретать.
- Что говорить.
- Как располагать.
Основу методики навыкам речи заложили еще в девятнадцатом столетии К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев.
Ф.И. Буслаев утверждал, что есть неразрывная связь речи и мышления. Дети должны не просто знать, что такое суждение, но и должны мыслить самостоятельно. Для этого необходимо регулярно выполнять упражнения, основанные на анализе и синтезе. Ф.И. Буслаев считал, что синтаксис необходим для развития речевых навыков.
К.Д. Ушинский утверждал, что основа обучения русскому языку – это развитие устной и письменной речи учащихся. Обучение родной речи должно начаться с понимания смысла слов. Ушинский считал, что родной язык – это основа развития логического мышления.
В двадцатом столетии проблемами обучения родной речи занимались такие ученые как С.И.Абакумов, К.Б. Бархин, А.Н. Гвоздев и др. Советская наука внесла большой вклад в методику развития речи. Следует отметить вклад таких ученых как: А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, М.М. Конева, М.А. Рыбникова и др.
С.И. Абакумов рассматривал чтение как основу обучения родной речи. Именно оно способствует развитию образного мышления. М.А. Рыбникова указывает на тесную связь между синтаксисом и грамматикой в процессе обучения родной речи. По ее мнению, речь ребенка зависит от ее адресата условий общения.
В современном образовании коммуникативное направление в обучении базируется на понимании языковых единиц, как текстообразующих, участвующих в формировании и формулировании речи. Это способствует изучению не только строения той или иной синтаксической конструкции, но и значение, функция языковой единицы.
В 1960 г. был создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. Среди других лабораторий там начала действовать лаборатория развития речи под руководством Ф.А. Сохина.
В 1981 г. А.М. Бородич написала учебное пособие «Методика развития речи». Она уточнила методику обучения рассказыванию, словарной работы, оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей в массовой практике.
В XXI веке широкое распространение получили инновационные методики с использованием ИКТ.
Метод игры в процессе развития ребенка
В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективными из них выступают игровые технологии. Это уникальная форма обучения имеет очевидное обоснование своей эффективности, которое заключается в простой логике: ребенок приходит на занятия к логопеду обычно уже после своих школьных уроков, и насыщенный материалом детский мозг уже не в состоянии быстро и качественно воспринимать информацию. Необходима физическая и эмоциональная разрядка. Так для большинства логопедов встает закономерный вопрос: как повысить мотивацию уставшего школьника и создать позитивное настроение в процессе его обучения?
На помощь приходит игра. При правильной постановке она способна активно увлечь ребенка и помочь вникнуть в самые сложные задачи. Игровой процесс помогает не только усваивать информацию как можно лучше, он также является прекрасным методом снятия эмоционального напряжения, которое дети обычно испытывают на уроках школьной программы. Но, кроме того, подаваемый в форме игры теоретический материал проходит через своеобразную практику, что вносит элемент наглядности поставленной задачи, а также добавляет разнообразие и поддерживает интерес к процессу обучения.
Речевые понятия, изучаемые в школе
В рамках современной школьной программы, обучение речи подразумевает развитие у обучающихся понимания ключевых терминов и, тем самым, следует принципам личностно ориентированного обучения.
Термин |
Трактовка |
---|---|
Текст |
В узком смысле – это зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль. В широком смысле – связная и полная последовательность символов. |
Коммуникация |
Передача информации от одного человека к другому. |
Коммуниканты |
Участники коммуникативного акта. |
Коммуникативный акт |
Минимальная единица речевого взаимодействия говорящих, определяемая интенциями и стратегией достижения цели общения. |
Тема |
То, о чем говорится в тексте. Круг проблем, образующих основу художественного произведения. |
Содержание текста |
Структурирование текста |
Абзац |
Отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений. |
Предложение |
Совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию. Предложения в тексте объединяются темой. |
Идея текста |
Это то, что хотел донести до читателей автор текста. |
Функционально-смысловые типы речи |
Основа на которой держится речь человека: повествование, описание, рассуждение |
Описание |
Текст или монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях одновременности. В описании рассматриваются предметы, действия, характеристики и признаки существующие одновременно. |
Повествование |
Рассказ о каком-то истинном или вымышленном событии или связанной последовательности событий, рассказываемой одним из участников коммуникативного акта. |
Рассуждение |
Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. |
Неправильное использование игровых технологий в логопедической деятельности начинающих педагогов
Важно понимать, что некорректное построение игрового процесса может привести к обратному, отрицательному результату. Бывают случаи, когда молодые специалисты отдают большее предпочтение «увеселительной» части, но частично (или почти полностью) забывают о познавательно-развивающей составляющей урока
В скором времени такие ошибки формируют у детей неверное представление о предмете и абсолютно не развивают интерес к самостоятельной познавательной деятельности.
Учитывайте и тот факт, что цель игровой терапии – не просто изучить предмет, но также дать ребенку замечательную возможность «пережить» в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании со стороны взрослых.
Не всегда игровой элемент столь необходим в обучении, но иногда он просто незаменим. К примеру, если при формировании произношения, ребенок по каким-либо причинам не способен осуществить механическую постановку звука (допустим, у него появляется рвотный рефлекс), тогда процесс игры позволяет легче настроить его в нужную сторону.
Пример: Мальчик Витя решил прогуляться со своим верным другом, котёнком по имени Тото, и, когда они проходили мимо дремучего леса, навстречу им выползла страшная змея и зашипела: «Ш-ш-ш-ш-ш», но пролетавшие мимо шмели решили её отвлечь и прожужжали сверху: «Ж-ж-ж-ж-ж».
Такие моменты на занятиях действительно очень важны
Для того чтобы коррекционный эффект обучения протекал в приятной обстановке с хорошим настроением участников, важно грамотно подбирать для каждого занятия методический материал. Желательно регулярно проводить консультации по воспитательной работе вместе с родителями и обсуждать использование коррекционных игр в логопедической работе
Принципы развития речи
Принципы методики развития речи
Методики развития речи подчиняются системе принципов:
- Принцип коммуникации – в современном обществе обучение речи преимущественно направлено на развития навыков общения в различных условиях, развития умения быстро и четко реагировать на слова собеседника и не избегать участия в коммуникативных актах.
- Принцип единства развития речи и мышления основан на том, что язык выступает как средство общения и познания мира. Поэтому развитие речи равносильно обучению мыслительным операциям
- Принцип непрерывности работы по развитию речи основан на том, что развитие речи происходит регулярно на уроках русского языка. На занятиях формируются и совершенствуются речемыслительные умения.
- Принцип контекста направлен на анализ языковых единиц в их связях. В контексте реализуется семантика языковых единиц всех уровней.
- Принцип опоры на синтаксическую модель – при помощи этого принципа создается текст, как микросистема. Он функционирует как законченная коммуникативная единица.
- Принцип единства обучения речи и изучения языка – язык и речь объединены понятие «речевая деятельность». Рекомендуется постоянные речевые упражнения, упражнения на совершенствование не только говорения, но и письма.
Слайд 7Игровые упражнения для постановки, автоматизации и дифференциации звуков Данные игры легко изготовить, они
многофункциональны, и в них можно вносить изменения. УлиткаУпражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков , , , , . Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для на карточке нарисован воздушный шар, — комар, — змея, — тигр.На игровое поле выкладывается определённый символ. Логопед дает образец выполнения задания. Ребёнок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении. ЛабиринтУпражнение направлено на отработку произнесения звука . Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж. Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора — .
Слайд 14Игра «Какой звук есть во всех словах?»Цель данной игры – развивать
фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник, ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.