Игры на развитие грамматического строя речи (5-6 лет)
Опубликовано: 28 апреля 2020
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.
Материал Игрушечный мишка.
Ход игры
Читая письмо, взрослый интонацией побуждает детей дополнять предложения.
Взрослый:
— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры: Взрослый задает вопрос: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
«Жадный медвежонок»
Цель: закреплять умение согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Ход игры:
Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «Мой!», «Моя!», «Мое!». Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. «Мой!» – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная моя лапа!» — зарычал он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. «Моя!» – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину. Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «Мое!» – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.
С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: «Мой! Моя! Мое!»
После рассказа и показа этой сказки взрослый спрашивает у ребенка: “Как ты думаешь, о чем медвежонок мог кричать «Мой!», «Моя!», «Мое!»?
Ребенок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.
«Почемучкины вопросы»
Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.
Ход игры: ребенку предлагается ответить на вопросы:
Почему птицы улетают на юг?
Почему медведь зимой спит?
Почему дома нельзя играть с мячом?
Почему ночью темно?
Почему наступает зима?
Почему заяц зимой белый?
Почему из трубы идет дым?
Почему в доме делают окна?
Почему летом жарко?
Почему зимой нельзя купаться в реке?
Почему листья на деревьях появляются весной?
Почему девочка гуляет под зонтом?
«Незнайка пришел в магазин»
Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное, развитие диалогической речи.
Ход игры: (Незнайка – ребенок, продавец — взрослый)
Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.
Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?
Незнайка: Я хотел купить фрукт.
Продавец: Какой он по цвету?
Незнайка: Он желтый.
Продавец: А какой он по форме?
Незнайка: Этот фрукт овальный.
Продавец: А какой он по вкусу?
Незнайка: Этот фрукт кислый.
Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.
Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.
Назад
Вперед
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)
Цель: образование существительных множественного числа И. п.
Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.
Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.
«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)
Цель: образование существительных множественного числа Р. п.
Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.
«Назови ласково» (с 4 лет)
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры (игру можно проводить с мячом) :
Кукла-куколка
Лиса-лисичка
Петух-петушок и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей образовывать слова-антонимы
Ход игры:
Большой-маленький
Толстый-тонкий (худой)
Кислый-сладкий
Высокий-низкий
Тепло-холодно
Весело-грустно
Пришёл-ушёл
Прилетел-улетел
Сел-встал и т. д.
«Посчитай» (с 5 лет)
Цель: согласование существительных и числительных
Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.
«Из чего сделано? » (с 5 лет)
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
«Чей, чья, чьё? » (с 5-6 лет)
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Какой бывает? » (с 4 лет)
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
«Что таким бывает? » (с 4-5 лет)
Цель: подбор предметов к его признаку
Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким? ». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д. ». «Кто бывает пушистым? » — «Кошка, заяц, лиса и т. д. »
«Назови одним словом» (с 4 лет)
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.
Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.
www.maam.ru