Продуктивная деловая игра
Такая игра является разновидностью «мозговой атаки». С ее помощью удается выявить существующие проблемы и наметить способы их устранения, которые впоследствии можно внести в проект решения педсовета или программный документ образовательного учреждения.
Для проведения игры коллектив делится на ролевые группы: учителя, ученики, родители, администрация. Первый этап работы групп имеет условное название «негатив». Ведущий объявляет тему игры, и участники каждой группы должны продолжить предложение «Меня не устраивает в …». Все озвученные мнения протоколируются, а эксперты, изучив все записи, классифицируют их и формулируют наиболее актуальные проблемы.
После этого приступают ко второму этапу игры — наработка «позитива». Группа экспертов озвучивает выявленные проблемы, а участники групп теперь высказывают свои идеи относительно вопроса «Что вы можете предложить?».
Третий этап предполагает коллективную работу. Необходимо из всех предложенных идей выбрать наиболее продуктивные мнения и принять совместное решение. В результате разрабатывается программа по совершенствованию образовательной практики.
Интерактивные учебные стратегии для стимулирования общения и обратной связи учеников
3 наиболее эффективных способа побудить учеников больше говорить и давать обратную связь во время занятия:
- Работа в парах: Обсуди – Поделись
Задайте проблему или вопрос по определенной теме и объедините учеников в пары. Дайте каждой паре достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позвольте учащимся поделиться своим мнением. Таким образом, ваши ученики будут активно вовлечены и запомнят об уроке больше, чем когда-либо прежде.
- Мозговой штурм
Интерактивный мозговой штурм проводится в групповых занятиях. Этот процесс полезен для генерации творческих мыслей и идей. Мозговой штурм помогает ученикам научиться работать вместе и, прежде всего, учиться друг у друга. Вы будете удивлены всеми замечательными идеями, которые они придумывают!
Чтобы структурировать идеи учеников, удобно использовать сервисы по созданию интеллект-карт, например, Mindmeister.
- Дискуссия
Участники объединяются в дискуссионные группы, которые сосредоточены на одной теме. В каждой группе каждый участник делится своими мыслями и идеями. Поощряйте обсуждение и сотрудничество между учениками в каждой группе. Они должны учиться на опыте друг друга. Как преподаватель вы можете дать своим ученикам несколько ключевых слов, чтобы зажечь разговор.
Мозговая атака
Деловая игра «Мозговая атака» используется при необходимости проведения поиска идей, разработки путей решения проблем. Основной принцип такой игры — высказывать мысли, которые возникают сразу же после оглашения темы обсуждения. Можно озвучивать самые неординарные предложения, а вот критика услышанных мнений недопустима.
Для проведения игры необходимо коллектив учителей разделить на две группы. Первая группа — это «генераторы идей». Задача участников за короткий период времени предложить максимум вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом нельзя допускать обсуждения возникающих идей. Все озвученные мысли должны быть зафиксированы в полном объеме. Можно записывать или использовать диктофон.
Вторая группа является «аналитиками». Их задание проанализировать полученные списки предложенных вариантов. Участникам данной группы добавлять свои идеи не разрешается. В результате работы этой группы должны быть отобраны наиболее подходящие и разумные предложения, которые потом озвучиваются всему коллективу.
После прохождения первого этапа игры группы должны поменяться ролями. Далее игра проходит по тому же сценарию.
Виды педагогического воздействия игровых методов обучения
Игровые методы обучения включают в себя разнообразные педагогические игры.
Определение 2
Педагогические игры – это игры, имеющие конкретную образовательную цель и соответствующий ей педагогический результат.
Педагогические игры разнообразны и различаются в зависимости от:
- дидактического содержания;
- организационной структуры;
- возрастных возможностей детей;
- специфики содержания.
Игры, используемые в рамках игрового метода обучения, классифицируются по виду педагогического воздействия на учащихся:
- Дидактические игры – направлены на расширение кругозора учащихся, их познавательной деятельности, формированию конкретных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.
- Игры воспитательного воздействия – направлены на воспитание у учащихся воли, самостоятельности, различных жизненных установок (нравственных, эстетических, мировоззренческих), умения сотрудничать и взаимодействовать в коллективе.
- Игры, развивающего развития – направлены на развитие у учащихся речи, мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения и иных разнообразных творческих умений, а также развитие мотивации на обучение и получение новых знаний.
- Игры, оказывающие социализирующее воздействие – направлены на приобщение учащихся к нормам и правилам поведения в рамках современного социума, формирование умения адаптироваться в новых условиях, эффективно взаимодействовать и общаться с окружающими, владеть навыками саморегуляции и самоконтроля.
Замечание 1
Таким образом, игровые методы обучения весьма разнообразны и направлены на всестороннее образование и развитие учащихся, посредством различных видов педагогического воздействия.
Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания
Работа над формированием правильного выдоха
На первых порах необходимо научить ребенка собственно правильному физиологическому дыханию, помочь развитию длительности выдоха и его силы. Для этих целей подойдут следующие игры:
- «Нюхаем цветы». Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.
- «Задуваем свечи». Почему-то все дети очень любят задувать свечки:-) Используйте это в обучающих целях. Глубокий вдох носом и ровных сильных выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в именинный пирог. Отличная возможность попрактиковаться в контроле над длительностью и силой выдоха.
- «Одуванчики». На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков! Прекрасное упражнение для занятий на свежем воздухе. Вспомните старую игру «Дед или бабка» — если с одуванчика сдуются все пушинки, то останется лысая голова «деда», а если что-то останется, то это — «бабка» со скромной прической.
- «Кораблики». Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше? Главное правило — один «тайм» игры это один выдох.
Подобных игр на самом деле довольно много. Родители и сами быстро вспомнят их или придумают свои. Можно набрать сухих осенних листьев и, разложив на столе, устраивать настоящий листопад, сильно дуя на них. Можно играть в футбол, пытаясь струей воздуха при выдохе загонять шарик от пинг-понга в обозначенные ворота. Можно катать по столу карандаши «силой дыхания». Главное — следить за правильностью вдоха и выдоха и не давать ребенку переутомляться!
Тренировка дыхания с применением речевого материала
Звукоподражание. На одном выдохе ребенок должен проговаривать звуки, следуя за заданием педагога. Например:
укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»,
воет волк — «Ууу-ууу»,
дождик капает -—«кап-кап-кап» и т. д.
Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают такие упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями:
«дровосек» — ребенок стоит, немного расставив ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
«часы» — исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
«шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
«Кто больше?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу, например «Кошка. Кошка бежит. Кошка бежит домой». Посоревнуйтесь с ребенком — кто успеет сказать больше слов
Важно: следите, чтобы темп речи не ускорялся и выдох был равномерным.
Для занятий можно использовать заучивание детских коротких стихов. Основная задача — произносить строки, соблюдая правильное дыхание.
Скороговорки стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха
Обязательно обратите внимание ребенка на правильный равномерный выдох.
Многие из этих заданий можно использовать что называется «между делом». Вспомнить стихотворение, посоревноваться в выговаривании скороговорок, включить в утреннюю зарядку пару дыхательных упражнений совсем не сложно и не отнимет у родителей много времени. А ребенку такие занятия помогут избежать многих проблем с формированием речи.
Тренировка дыхания, с помощью речевого материала
Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.
Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья
При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.
Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.
«Маятник»
Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.
«Вождение»
Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».
«Хлоп»
Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох — сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».
Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.
Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова
Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.
https://youtube.com/watch?v=-sDW2YIfFZs
Групповая деятельность
- Движение от доски к доске
Разделите группу на несколько подгрупп учеников и дайте им свою доску (флипчарт или интерактивную, в зависимости от того проводите вы обучение офлайн или онлайн). Распределите один вопрос/тему на одну доску. После того как группа напишет ответ на доске, она перемещается к следующей доске. Здесь они пишут свой ответ под ответом предыдущей группы. Продолжаете так, пока все группы не напишут свой ответ на каждой доске.
- Выбор победителя
Разделите группу на подгруппы и дайте им возможность поработать над одной темой/проблемой. Пусть они запишут ответ/стратегию на бумаге или в цифровом виде. Затем попросите подгруппу повзаимодействовать с ближайшей от себя подгруппой и позволить оценить свой ответ. И так проделать с каждой подгруппой, пока все не оценят друг друга. Затем все подгруппы должны объединиться в 1 и выбрать лучший ответ из двух вариантов, который будет представлен всей группе.
- Приложение «Фильм»
В группах учащиеся обсуждают примеры фильмов, в которых используется концепция или событие, обсуждаемое на занятии, пытаясь определить по крайней мере один способ, которым создатели фильма сделали это правильно, и один, в котором они сделали это неправильно. Подумайте о фильмах, показывающих исторические и географические факты, биографии известных людей и т.д.
Игры — телешоу
Довольно продуктивным является проведение педсоветов в виде игр телешоу. Например, можно провести заседание в форме игры «Что? Где? Когда?». Команде знатоков будут предлагаться видеофрагменты уроков, и их задание определить формы и методы, применяемые учителем. Группа авторов будет подтверждать или дополнять их ответы.
Группа экспертов фиксирует не только количество правильных ответов, но и инновационные формы, которые демонстрировали педагоги. В завершение подводится итог о степени использования инновационных технологий в образовательном учреждении.
Можно использовать и другие типы ток-шоу: «Минута славы» (для презентации передового педагогического опыта), «Большая стирка» (для анализа педагогических ситуаций), «Модный приговор» (для анализа открытого урока и предложение рекомендаций по исправлению его недостатков) и т.д.
Использование тренингов на педсоветах
Тренинг — это особый вид игры, который организовывается не столько для проигрывания и анализа ситуации, сколько для отработки правильных моделей поведения, совершенствования профессиональных навыков. Тренинги проводятся для:
- развития коммуникативной компетентности педагогов;
- снятия психологических проблем;
- овладения навыками решения конфликтных ситуаций;
- самосовершенствования.
Тренинги включают в себя различные упражнения:
- ролевые игры;
- групповую или командную работу;
- интерактивные игры;
- практические задания.
Рассмотрим пример проведения педсоветов – тренингов.
Сущность игровых методов обучения
Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции, способствующие созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения
Использование игровых методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые усилия.
В процессе исследования использования игровых методов обучения было установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и моторной активности учащихся. Моторная активность оказывает положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы восприятия протекают намного быстрее и точнее.
Игровые методы обучения имеют ряд характерных признаков:
- Учебный материал или учебное действие приобретает условный план, который переносится в игровой сценарий.
- Игровой метод требует вхождения в процесс игры всех участников обучения, то есть в игре участвуют и учащиеся, и педагог, что способствует оказанию прямого обучающегося воздействия на детей посредством замечаний, указаний, направлений, порицаний, подсказок и т.д.
Игровые методы весьма разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две основные педагогические функции:
- Совершенствование и закрепление знаний. В процессе игры ребенку приходится использовать полученные ранее знания, при необходимости трансформировать, преобразовывать их, учиться оперировать своими знаниями и умения. Все это оказывает положительное влияние на расширение и углубление знаний учащихся.
- Успешное усвоение новых знаний и умений различной сложности и содержания. В процессе игры чаще всего с целью усвоения новых знаний педагогом используются различные воображаемые ситуации в развернутом виде, с использованием игрового оборудования и соответствующими игровыми действиями и ролями. Например, с целью совершенствования и расширения знаний о декоративно-прикладном искусстве могут быть проведены игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое» и т.п.
Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от возраста учащихся, их психологического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить высокий результат обучения.
Таким образом, роль игровых методов обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и обучении детей.
Деятельность в парах
- Найди пару и поделись
После обмена опытом и обсуждения, которые описаны выше в первой идее, вы также можете попросить учащихся найти нового партнера и поделиться с ним выводами и осознаниями, которые произошли в предыдущем партнерстве с другим учеником.
- Учитель и ученик
Предложите учащимся обсудить основные моменты урока. Затем разделите учеников на пары и назначьте им 2 роли. Один из них – учитель, а другой – ученик. Работа учителя состоит в том, чтобы набросать основные моменты, в то время как работа ученика – вычеркнуть пункты в своем списке по мере их упоминания и придумать 2–3 пункта, которые учитель пропустил.
- Поделись результатами партнера
После индивидуальной творческой деятельности разбейте учеников на пары, чтобы поделиться своими результатами. Затем дайте слово добровольцам, которые сочли работу своего партнера интересной или образцовой. Ученики часто более склонны публично делиться работой сокурсников, чем своей. В итоге вы сможете их мягко подвести к тому, что они поделятся своими выводами и возможно даже результатами своей работы.
- Принудительный спор
Предложите ученикам подискутировать в парах. Они должны отстаивать противоположную сторону своего личного мнения. Это побуждает учащихся отойти от собственных убеждений и учит их время от времени смотреть на ситуацию под разным углом.
Может быть такой вариант: одна половина группы занимает одну позицию, другая половина – другую. Каждый может говорить только один раз, чтобы все учащиеся с обеих сторон могли высказаться по поводу проблемы.
- Оптимист/пессимист
В парах учащиеся рассматривают противоположные эмоциональные стороны тематического исследования, утверждения или темы. Попросите их по-настоящему «прожить» изучение конкретного случая. Вы откроете для себя несколько хороших идей, а ваши ученики приобретут важные социальные навыки.
- Экспертная оценка
Чтобы помочь ученикам с письменным заданием, предложите им обменяться черновиками с партнером. Партнер читает эссе и пишет ответ из 3 абзацев: в первом абзаце описываются сильные стороны эссе, во втором абзаце обсуждаются его проблемы, а в третьем абзаце описывается, на чем партнер сосредоточился бы при редактировании, если бы это было его эссе. Ученики могут многому научиться друг у друга!
Квест в картинке
Направления и условия применения игровых методов обучения
В настоящее время в современной школе использование игровых методов обучения направлено на повышение активизации и интенсификации педагогического процесса. Игровые методы обучения целесообразнее использовать в следующих ситуациях:
- Игра, используется педагогом в качестве самостоятельного метода, направленного на освоение конкретной темы или учебного материала.
- Игра, используется в процессе обучения как элемент, другого метода или технологии обучения, с целью усиления обучающего воздействия на учащихся.
- Игра, используется педагогом как часть учебного занятия или целого урока. Например, игра, может быть использована как введение к уроку, для того чтобы заинтересовать учащихся новой темой.
- Игра, используется для организации внеклассных мероприятий.
Использование игрового метода обучения требует от педагога определенной подготовки. Необходимо не просто знать правила игры, но и подготовить для ее проведения весь необходимый инвентарь.
Замечание 2
Таким образом, игровые методы обучения могут быть использованы педагогом как самостоятельные методы, а также в качестве вспомогательных в рамках другого метода с целью его усиления или привлечения учащихся к учебному занятию.
Поиграй в учителя
Эта игру хорошо применять в начале или в конце урока. При использовании в начале урока целью игры может быть повторение ранее пройденного материала, а в случае проведения игры в конце урока — обобщение пройденного на занятии.
Разделите класс на две группы. Попросите каждую группу придумать по пять вопросов, касающихся пройденного материала.
Когда вопросы подготовлены, каждая группа выбирает по одному представителю, который будет играть роль учителя. Представитель от каждой из групп выходит к доске и ведёт часть урока, задавая вопросы другим ученикам.
Если вы проводите эту игру регулярно, можно использовать соревновательный дух учеников и фиксировать счёт команд в течение серии уроков.
На своих уроках я прошу учеников задавать вопросы, проверяющие значения слов и словосочетаний. Например, пройдя тему «Спорт», ученики могут задать другой команде вопросы типа:
Say three activities that use a net.
What’s an example of a score when it’s a draw?
What happens if someone cheats in a game?
Игровые упражнения для развития дыхания
«Мыльные пузыри» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть. |
|
«Пузырь» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху. |
|
«Чья птичка дальше улетит?» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше. |
|
| |
«Бабочка – лети» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками. |
|
«Одуванчики» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки. |
|
«Бабочка» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой). |
|
«Чей кубик поднимется выше?» Цель: развивать диафрагмальное дыхание. Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше. |
|
«Капитаны» Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу. |
Упражнения
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.
На I этапе можно освоить следующие задания:
Шарик
Цель: натренировать силу вдох-выдоха.
Исходная позиция: стоя или сидя.
Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.
Задуй свечку
Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.
ИП: сидя на стульчике.
Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.
Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.
На II этапе:
Трубач
Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.
ИП: сидя за столом.
Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: «У-У-у…». Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.
Пение
Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.
Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.
На III этапе:
Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.
Самое важное — научить ребенка звукопроизношению на выдохе. На IV этапе:
На IV этапе:
Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.
Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох — начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.