Использование дидактических игр как одно из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, осуществляется с использованием разнообразных методов и средств. Одним из наиболее эффективных является дидактическая игра.
Замечание 1
Дидактические игры, как средство экологического воспитания, способствуют более успешному и полному решению разнообразных воспитательно-образовательных задач, стоящих перед воспитателями ДОУ в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями воспитанников.
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, направлены на:
-
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в области экологии – способствуют получению новых знаний, расширению и укреплению уже имеющихся, учат детей применять свои знания в практической деятельности. В процессе игры у детей развивается память, наблюдательность и мышление, они учатся оперировать простейшими знаниями и о природе и природных явлениях.
-
Обогащение чувственного опыта детей дошкольного возраста – воспитание определенного эмоционального отношения к природе. Играя, дети учатся сравнивать, группировать, вычленять и т.д. различные предметы и явления окружающего мира, тем самым они не только расширяют свои знания о природе и отношению к ней, но развивают собственные умственные способности.
-
Развитие речи детей – пополнение и активизация словаря, развитие связной речи. Достаточно большое количество дидактических игр с экологическим уклоном, используются воспитателями также и для развития фонематической стороны речи. Зачастую игровое действие требует от ребенка многократного повторения одно и того же слова или словосочетания, игровое действие способствует тому, что такое повторение не утомляет ребенка, а напротив, увлекает, заставляет воспроизводить звуки, буквы и слова четче и «чище». В этом и заключается педагогическое воздействие.
-
Социально-нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста – через дидактическую игру дети познают специфику взаимоотношений между человеком и природой, между человеком и животными (птицами), а также между человеком и человеком. Такое познание учит детей чуткости, доброжелательности, справедливости, товариществу и т.д.
-
Художественно-эстетическое воспитание – совершая игровые действия дети познают красоту природы и ее явлений, их значимость в жизни людей, а также учатся видеть прекрасное в окружающем, стремится его сохранять и оберегать.
Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста
Формы и методы работы с детьми
- региональный компонент
- научность и доступность понятий
- принцип «спирали»
- междисциплинарности и интеграции
- содержания — занятия и уроки;
- экологические минутки;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- реклама;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры.
- выставки
Работа с родителями
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
- ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
- туристические походы на природу, соревнования.
Развивающая экологическая среда
- зимний сад;
- уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия;
- живой уголок
Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса
Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?» — дети ответили: «Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7». «А еще как?» — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: «А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!». Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.