Методы обучения: от классических до инновационных

Какие игровые технологии применяют в детском саду

Особенности выбора методов организации обучения

Выбор методов обучения часто оказывается сложной задачей для неопытного преподавателя. Для этого необходимо учитывать следующие критерии:

Оптимальность. Каждый метод служит достижению конкретных целей, так что при выборе метода нужно руководствоваться учебной программой.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В частности, школьникам больше нравится обучаться в процессе деловых и ролевых игр.

Психологические особенности

Так, при работе в группе лучше развиваются командные навыки, в ходе преподавания гуманитарных предметов нужно уделять внимание проведению коллективных обсуждений.

Доказательность. Убедитесь в том, что выбранный метод уже был удачно использован на практике.

В основе любого метода обучения лежат различные составляющие – методические приемы, а они, соответственно, предполагают наиболее рациональный выбор. По отношению к методам приемы занимают более низкую позицию. Один и тот же метод обучения может включать в себя различные приемы, а одинаковые приемы могут встречаться в разных методах. Именно за счет приемов достигается неповторимость методов, применяемых в процессе обучения.

Приемы игрового обучения школьников

Несмотря на то, что и в школьные годы игра продолжает занимать важное место, ей постепенно уделяют все меньше внимания. Если в первое время педагоги еще могут играть с детьми на уроках, то позже это не всегда удается

Программа усложняется, и ученикам нужно изучать и запоминать все больше материала, а потому на то, чтобы поиграть, просто не остается времени.

Но если на формат обучения в школе сложно повлиять, то при выборе дополнительных занятий лучше отдавать предпочтение тем, в которых используются не только развивающие, но и развлекательные элементы. Такой подход позволит сохранить мотивацию учащихся и их интерес к знаниям и развитию своих способностей.

Именно на этом принципе основаны методики развития интеллекта от академии AMAkids, которые подойдут для детей от 5 до 16 лет. Среди широкого списка курсов удастся выбрать тот, который лучше всего подойдет ученику. Выберите интересующую программу, запишитесь на бесплатное пробное занятие и начните развивать интеллект ребенка вместе с AMAkids!

Почему детям полезно играть?

Начиная с первых лет жизни, малыши познают окружающий мир через игровую деятельность. Играя в ролевые и деловые игры, например в «Дочки-матери» иди в «Больницу», они примеряют на себя разные социальные роли, формируют представление о различных профессиях – врач, продавец, полицейский и так далее. Так ребенок не только развлекается, но и приобретает полезные знания и навыки.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте игры также не теряют своей важности, поэтому педагоги активно применяют их в учебной деятельности. Таким образом, занятия в детском саду или в начальной школе включают в себя множество заданий и упражнений, которые приковывают интерес учеников, вовлекают их в процесс урока, делая его не только полезным, но и увлекательным

В силу возраста малыши еще не могут подолгу концентрироваться на скучных с их точки зрения занятиях, но использование дидактических игр помогает решить эту проблему. Как же работают игровые приемы обучения?

Наглядные методы обучения

Использование наглядных методов является эффективным только при наличии соответствующих инструментов и визуальных примеров.

Иллюстрирование

При данном методе обучения в ходе изложения материала используется графическое представление (карты, рисунки, графики и т.д.)

Демонстрация

Процесс обучения должен быть связан с экспериментальным рассмотрением физического объекта, просмотром фильмов и т.д.

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 02 июня

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

  • наглядный материал демонстрируется в нужный момент;
  • каждый ученик должен вовлекаться в работу;
  • наглядный материал должен подбираться с учетом возраста учеников;
  • наглядный материал должен полностью соответствовать теории;
  • у обучающихся должна быть возможность ориентироваться в наглядном материале и осуществлять поиск.

Сущность методов, методик, методологий и приемов

Эти простые понятия описывают образовательный процесс и для простого обывателя между ними нет абсолютно никакой разницы. Несмотря на то, что все это косвенно относится к порядку обучения, разница у них все же есть:

  • Прием — это часть метода обучения в педагогике. Например, во время чтения учебника, можно проговаривать материал вслух для лучшего запоминания. Другими словами, это действия, которые учитель или учащиеся совершают в процессе учебы.
  • Метод — состоит из приемов, которые использует преподаватель, чтобы донести материал. Это может быть чтение лекции, когда вместе с озвучиванием, преподаватель делает пометки на доске, а ученики их конспектируют (прием). Идентичные приемы могут быть частью разных методов.
  • Методика — в отличие от метода, где приемы могут изменяться, под методикой понимается совокупность конкретных алгоритмов. Часто она состоит из конкретной программы, имеет определенную теоретическую основу. Методики являются авторскими и проверены опытным путем. Эффективность нескольких приемов, получивших доказательную базу на практике, становятся в будущем основной для авторской разработки.
  • Методология — это обобщающее понятие, которое включает методы, методики и приемы обучения.

Что такое метод обучения

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

Методы обучения — Рассказ, объяснение, беседа

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Остановимся на этой классификации более подробно.

Словесные методы. Они занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги — Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. — выступали против абсолютизации значения словесных методов, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время словесные методы нередко называют устаревшими, «неактивными». Между тем словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняются лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа. Это дидактический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные типы бесед: вводные, или вступительные, организующие беседы; беседы — сообщения или выявления и формирования новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие, или закрепляющие, беседы.

Успех проведения беседы во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойные, подсказывающие вопросы или наталкивающие на угадывание ответа, а также формулировать альтернативные вопросы, требующие однозначных ответов типа «да» или «нет».

Оценка эффективности методик и их адаптация к индивидуальным потребностям детей

Оценка эффективности методик и их адаптация к индивидуальным потребностям детей является важной частью работы педагогов в детском саду. Каждый ребенок уникален, со своими особенностями развития и интересами

Поэтому, для достижения наилучших результатов, необходимо применять различные методики и адаптировать их под каждого ребенка.

Оценка эффективности методик является первым шагом в процессе выбора наиболее подходящих подходов для работы с детьми. Для этого педагог наблюдает за реакцией детей на различные задания и активности. Изучение поведения, эмоциональной отзывчивости, интересов и успехов каждого ребенка позволяет определить, какая методика будет наиболее полезной для его развития.

Кроме того, оценка эффективности методик позволяет выявить слабые стороны работы педагога или несоответствие между задачами и результатами. Например, если определенная методика не вызывает интерес у большинства детей или не приводит к достижению поставленных целей, педагог может пересмотреть свои подходы и найти более эффективные методы обучения.

Однако оценка эффективности методик должна быть осуществлена с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Каждый ребенок имеет свой темп развития, особые интересы и способы восприятия информации. Поэтому, даже если определенная методика считается успешной для большинства детей, она может не подходить для некоторых индивидуальных случаев.

Адаптация методик к индивидуальным потребностям детей является неотъемлемой частью работы педагога в детском саду. Это означает изменение и модификацию заданий и активностей таким образом, чтобы каждый ребенок мог участвовать и достичь успехов в учении.

Для адаптации методик педагог может использовать различные подходы. Например, он может предоставить дополнительную помощь или материалы для тех детей, которые испытывают затруднения в выполнении задания. Также можно изменить формат задания, чтобы сделать его более понятным и доступным для каждого ребенка.

Кроме того, адаптация методик к индивидуальным потребностям детей может включать использование различных образовательных материалов и игровых форматов. Некоторым детям может быть интереснее учиться через игру или использование конкретных предметов, а другим — через чтение или рисование. Педагог должен быть гибким и открытым для изменений, чтобы найти наилучший подход к каждому ребенку.

В целом, оценка эффективности методик и их адаптация к индивидуальным потребностям детей являются ключевыми компонентами успешной работы педагога в детском саду. Это помогает достичь наилучших результатов в развитии каждого ребенка, учитывая его уникальные особенности и потребности.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,7 КБ

Опубликовано: 02.02.2024

Похожие термины:

  • способ организации научного знания, при которой ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.

  • исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестаци

  • один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и к

  • сбор научной информации с помощью специально подготовленных анкет.

  • способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

  • гр. – отрицающий метод) – в христианской догматике это метод доказательства бытия Божия. Этот метод построен на признании принципиальной непознаваемости Бога и его важнейших проявлений в реальн

  • способ исследования природных и социальных явлений, основанных на анализе их развития.

  • это метод, позволяющий получить представление об эмпирической истории объекта.

  • Тесты, применяемые для изучения политических взглядов испытуемых. Был распространен в 20—30-е годы XX века.

  • метод группового обучения и стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем; участников побуждают

  • Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.

  • получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независ

  • в различных вариантах применялся в 18 — начале 20 вв. Ж. Жакото (1770-1840). Сторонники Б.м., например, рекомендовали обучать без букваря, по любой книге, применяя аналитический метод обучения грамоте. В Дом

  • совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

  • способ получения информации о результативности процесса обучения.

  • активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры.

  • как способ изучения педагогических явлений.

  • способ изучения индивидуального жизненного пути человека.

  • метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качес

  • способ организации учебного процесса в школе, основанный на выполнении бригадами учащихся самостоятельных учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана.

Практические методы и приемы обучения

В работе с дошкольниками, у которых идет формирование первоначальных представлений об окружающем мире, недостаточно просто прочитать или рассказать материал, необходимо демонстрировать сами предметы или их изображения. Постепенно, с накоплением детьми опыта, объем наглядных пособий может становиться меньше, так как у них развивается умение понимать учебный материал, излагаемый в основном в словесной форме.

Практические методы и приемы в детском саду способствуют более глубокому познанию дошкольниками окружающей действительности. Их применение позволяет ребенку самостоятельно, через осуществление практических действий с предметами, определять основные их свойства и характеристики, устанавливать взаимосвязь между ними и понимать принцип их действий.

Практическими методами обеспечивается более высокая степень усвоения знаний, по сравнению с любыми другими дидактическими приемами. Ребенок лучше запомнит, что лимон кислый, если попробует его съесть.

Упражнения – это многократно повторяемое действие, практическое или умственное, определенного содержания. При выполнении упражнений идет формирование устойчивых навыков или умений. Выделяют несколько видов упражнений:

  • подражательные упражнения, обозначающие действия в соответствии с заданным образцом. Их используют в процессе отработки правильной артикуляции, чтобы формировать культурно-гигиенические навыки и пр.;
  • конструктивные упражнения – включают реализацию задач, аналогичных тем, которые выполнялись ребенком под руководством воспитателя. Эту группу упражнений также называют тренировочными. Они нужны, чтобы освоить, например, двигательные навыки;
  • творческие упражнения, которые предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основании интерпретации или новых сочетаний уже имеющихся у него умений. Например, обладая навыками работы с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции предмет.

Система применения метода упражнений должна выстраиваться на основании принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент. Для дошкольников подходят только наиболее простые опыты и эксперименты, помогающие детям получать новые знания об окружающем мире. В процессе эксперимента дошкольники могут оказывать влияние на объекты, узнавая их свойства и демонстрируя взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективный прием – организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать ребенку такие задания:

  • определять какой предмет утонет, а какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • проведение опытов с глиной;
  • выяснение свойства воска или парафина – таять и пр.

Данный метод позволяет воспитателю сформировать у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование базируется на принципе замещения реального объекта каким-либо символом, изображением или знаком. В детском саду используют предметные модели, то есть игрушки и предметы-заместители, а также предметно-схематические, например, в процессе работы с календарем природы.

Использование данного метода помогает развивать умение сопоставлять, абстрагироваться и обобщать существенные признаки.

Что такое методы обучения

Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.


Что такое методы обучения

Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:

  1. Появление нового рода деятельности – педагог.
  2. Возникновение письменности, заменившей устную речь.
  3. Начало книгопечатания.
  4. Переход к использованию компьютерных систем в обучении.

Метод, методология, методика, приемы… С помощью этих понятий описывается процесс обучения, но между ними существуют различия.

Приемы Это составляющие определенного метода, подразумевающие конкретные действия учителя и учеников в ходе обучения.
Метод Представляет собой совокупность приемов, используемых в обучении. Например, семинар является методом обучения, а контрольная работа для проверки знаний – приемом обучения. Один и тот же прием обучения может входить в состав различных методов.
Методика Разновидность метода обучения, включающая установленный план занятий и основанная на четких теоретических аспектах. У методики может быть автор.
Методология Обобщающее понятие для методов, методик и приемов обучения.

Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:

  • чтение вслух;
  • составление плана;
  • заполнение таблицы данными из текста;
  • схематичное представление материала;
  • конспектирование;
  • поиск цитат.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 28456

В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.

Один и тот же прием может использоваться в разных методах. Так, схематичное представление материала может быть приемом объяснительно-иллюстративного метода (в ходе занятия учитель рисует схему на доске) или же приемом исследовательского метода (ученики изображают в виде схемы самостоятельно пройденный ими материал).

Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.

Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.

Методы обучения, существующие на данный момент

В последнее время огромное значение имеет поиск новых либо видоизменение хорошо известных педагогике методов обучения, обеспечивающих взаимодействие различных функций обучения.

Педагоги постоянно ищут новые и новые методы

В отличие от классических методов обучения современные методы характеризуются несколько другими признаками:

  • в процессе разработки новые методы сразу адаптируются под особенный педагогический замысел, а в основе лежит уникальный взгляд автора;
  • последовательность операций и действий основывается на установках, которые представляют собой результат;
  • реализация современных словесных методов обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, которая имеет основу, учитывающую индивидуальные особенности;

Наиболее востребованными словесными методами обучения на данный момент являются:

  1. Тренинг. Один из словесных методов, основой которого считается практическая сторона обучения, а теория имеет немного второстепенную роль. Плюсы тренинга – возможность изучения проблемы с различных точек зрения, во время тренинга каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса. Тренинг подготавливает учеников к действиям в реальных жизненных ситуациях, а также повышает их мотивацию.
  2. Модульное обучение. Еще один из видов словесного обучения предполагает разбивку словесной информации на модули, то есть отдельные микрочасти. Плюсы модульного обучения в том, что есть возможность перестановки учебных модулей, это способствует улучшению внимания со стороны учеников. Отрицательные черты в том, что несоответствующая словесная подача со стороны учителя может повлиять на восприятие и усвоение материала, может восприниматься разъединенно и будет усваиваться не целостно.

Новые словесные методы обучения, появляющиеся на свет, до конца не имеют психологического и педагогического обоснования, также их сложно классифицировать, но их использование в учебном процессе приносит свои успехи.

Общее и различия в словесных методах обучения

Словесные методы обучения

Общее

Различия

Дискуссия

Словесный обмен информацией, который происходит между учителем и учениками.

Активация интеллектуального интереса учеников и привлечение их к обсуждению, интересующих вопросов.

Лекция

Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала, точное описание трудных систем, явлений и предметов. Имеет более жесткую организацию, логику изложения учебного материала, отличается обширностью сообщаемого материала и систематичностью освещения различных научных тем.

Рассказ

Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала.

Объяснение

Словесное толкование уникальных свойств, закономерностей и правил при использовании вычисления, наблюдения.

Беседа

Метод, с помощью которого осуществляется процесс побуждения учеников к обсуждению и актуализации уже известных им знаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: