Как научить ребенка правильно говорить сложный звук?

Ребенок в 4 года нечетко произносит звуки

Почему ребёнок может не выговаривать звук Р

Звук Р — один из самых сложных в произношении в русском языке. Ведь чтобы он звучал правильно и чётко, ребёнок должен иметь хорошо тренированный речевой аппарат и развитую амплитуду и вибрацию языка. А малыш только учится управлять своим языком. Именно поэтому данный звук ещё не может освоить двухлетний ребёнок. Редкие дети овладевают им в три года.

Знаковым же возрастом считается пять лет. Если в это время кроха ещё не произносит Р, то родителям стоит побеспокоиться: обратиться к логопеду либо начать заниматься с ребёнком самостоятельно

Это очень важно сделать, поскольку до поступления в школу остаётся два года: период, чтобы речь ребёнка стала правильной

Если малыш посещает в детский сад, то в средней группе (там находятся дети пятилетнего возраста) обычно проходит плановый осмотр логопеда. По крайней мере, так происходит в нашем городе. Если в данном дошкольном учреждении имеется специальная логопедическая группа, то ребёнка переводят туда (с согласия родителей), могут дать направление в другой логопедический садик или же просто рекомендуют ему занятия со специалистом.

Если же ребёнок не посещает детский сад, то родители самим в пятилетнем возрасте стоит показать его логопеду.

В пять лет речь ребёнка долен оценить логопед, чтобы выявить возможные нарушения

Произношение звука Р является неправильным в следующих случаях:

  1. Ребёнок просто пропускает звук в слове, «проглатывает» его (ко_ова, га_аж).
  2. Заменяет сложный Р на более простые звуки — Л, Ы, Й (лыба, дейево).
  3. Звук Р произносится гортанно (на французский манер) либо с вибрацией (как в английском языке).

Как объясняла мне логопед детского сада, последний вариант наиболее сложен для коррекции. Ведь переучивать чему-либо всегда сложнее, чем учить с нуля.

В целом ребёнок может не выговаривать звук Р по ряду причин:

  1. Короткая уздечка языка. Ребёнок просто не в состоянии дотянуться язычком до верхнего нёба. Эту патологию можно исправиться специальными упражнениями, в тяжёлых же случаях требуется хирургическое вмешательство (степень недоразвитости определяет логопед).
  2. Недостаточная подвижность речевого аппарата, особенно языка (его слабая амплитуда и вибрация). Часто это бывает у детей-молчунов. Дефект также корректируется специальными упражнениями.
  3. Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут произноситься неправильно (носовое Р). Причиной патологии может стать хронический насморк, увеличение аденоидов, слабая наполняемость лёгких, проблемы с сердцем. Помочь в этом случае может специальная гимнастика.
  4. Расстройство фонематического слуха. Малыш искажённо интерпретирует услышанное слово, путает в нём звуки (например, не «пижама», а «бизяма», не «дудка», а «тутка»). При этом звук Р чаще всего пропускается. Некоторых взрослых это до поры до времени умиляет, однако частое повторение подобных слов лишь закрепляет их неправильное произношение.

Рекомендации по знакомству с алфавитом

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий — учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом — достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бэ», м, р, с, но не «эм, эр, эс»). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а — а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а — арбуз, о — осень, у — улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

Как определить, что ребенку требуется помощь логопеда

Серьезно беспокоиться о правильности речи малыша нужно, если ребенок не научился произносить звук Р к шести годам. В этом случае будет верным решение обратиться к профессиональному логопеду, который, в первую очередь, определит причину дефекта речи

Это очень важно, чтобы помощь специалиста была более эффективной и действенной. Ведь причиной дефектного произношения звука Р может быть не только недоразвитие речевого аппарата ребенка, но и развитие серьезных заболеваний органов дыхания

Кроме того, логопед поможет подобрать набор индивидуальных упражнений для малыша, направленных на устранение именно его недостатков. Такая артикуляционная гимнастика – обязательное условие для постановки правильного произношения сложных звуков.

Что в речи ребенка должно насторожить родителей и принять решение обратиться к специалисту? Это такие явные дефекты произношения как:

  • При произношении ребенок звук Р заменяет звуком Л;
  • Ребенок не произносит звук Р в словах, пропуская его;
  • Ребенок произносит звук Р не рычащим, а гортанным;
  • Ребенок произносит окончания слов невнятно, нечетко.

Если подобные проявления наблюдаются у малыша четырех-пяти лет, то беспокоиться пока не стоит. Однако определенные упражнения, которые помогут ребенку быстрее подчинить себе свой речевой аппарат, лишними не будут.

Группы звуков в логопедии

Поставить правильный звук ребенку может только профессионал. Задача логопеда в саду — приучить к эталонному произношению букв и звуков, закрепить артикуляцию.

Звуки в логопедии делятся на несколько групп по месту образования:

  • губно-зубные;
  • переднеязычные;
  • среднеязычные;
  • заднеязычные.

Занятие с логопедом

По месту образования:

  • дрожащие;
  • боковые;
  • срединные;
  • носовые;
  • звонкие;
  • глухие.

Важно! После регулярных занятий малыш должен произнести все шипящие и свистящие звуки так, чтобы они были хорошо слышны и понятны. Условие правильного произношения — постановка артикуляции

Классификация звуков русского языка

В русском языке 42 звука, гласных и согласных.

  • гласные — , , , , , ;
  • звонкие — , , , , ;
  • сонорные — , , , ;
  • глухие — , , , , , .

Учить все звуки ребенку в детском саду не нужно, но он должен понимать механизм их образования и четко произносить как шипящие, так и свистящие.

Звуки в русском языке

Таблица групп звуков

Логопед учит ребенка не просто разговаривать, но делать это с учетом норм языка. В идеале должен быть достигнут как минимум средний результат, когда речь поставлена, но ее нужно закрепить.

Таблица деления звуков на группы:

Парные Непарные
Звонкие б, в, г, д, з, ж л,м,н,р
Глухие п, ф,к, т, с,щ х,ц,ч‘,щ‘
Твердые б,в,г,д,з,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х ж,ш,ц
Мягкие б‘,в‘,г‘,д‘,з‘, к‘,л‘,м‘,н‘,п‘,р‘,с‘, т‘,ф‘,х‘ ж‘, щ‘,ц‘
Шипящие
ж, ш, ч‘, щ‘

Внимание! При произнесении звуков из разных групп меняется положение языка. Малыш в детском саду обязательно должен научиться отличать типы звуков и использовать артикуляцию

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Развитие детей

Начинать учить читать можно уже двухлетку. Разумеется, начинаем с изучения звуков. Игра – потрясающая возможность учить звуки, буквы, а затем уже слоги.

Играя, гуляя, кушая – родители, в шуточной, ненавязчивой форме малышу рассказывают о буквах

Очень важно! Называя буквы нельзя проговаривать их как: «бэ», «дэ», «нэ», «мэ», необходимо ребенку дать чистый звук «б», «д», «м», «н»…. Так малышу намного проще будет соединить звуки в слоги, иначе может получиться следующее: родитель просит ребенка сказать слог «БА», а он ответит – «БЭА»

Ведь родители сами его научили – «бэ»…

Так малышу намного проще будет соединить звуки в слоги, иначе может получиться следующее: родитель просит ребенка сказать слог «БА», а он ответит – «БЭА». Ведь родители сами его научили – «бэ»….

Играть в «ЗВУКИ», можно, где получается. Все, что окружает вас и малыша превращается в игру

Важно, чтобы малыш мог потрогать, попробовать, увидеть тот предмет, который в его понимании будет ассоциировать звук

Например: ребенок кушает. Мама может начать разбирать с малышом: с какого звука начинается «Тарелка», «Ложка», «Ротик», «Каша», «Апельсин». Ребенок легко усвоит веселый урок, у него возникнет устойчивая ассоциация Звук + Предмет. Ведь «Ложкой» (звук «л»), малыш отправляет кашу в ротик. Не берите сразу много звуков – два или пять – вполне достаточно. Слова, предметы необходимо подобрать понятные малышу и определяющие одно большое действие, как в нашем примере – ребенок кушает – слова подобраны только связанные с приемом пищи.

Постепенно игра «ЗВУКИ» усложняется: ребенок должен сам назвать звук в слове «Ложка», «Стул», «Стол»… Не переживайте, если у вашего малыша подобное задание вызовет некоторые затруднения. Детки все разные!

Совет из практики: на видном месте поместите (приклейте скотчем) яркий, красочный алфавит, где около каждой буковки есть рисунок: кран, енот, юла. Такой алфавит-плакат отлично помогает активизировать пассивную память малыша. Детка постоянно «наталкивается» взглядом на буковки, постепенно и подсознательно запоминает их. Такова особенность восприятия, она основывается на постоянной тяге малыша к яркому: цветам, плакатам, игрушкам, картинкам…

Выучив уже несколько звуков, можно давать другое задание – назови три предмета на звук «К». Будет отлично, если эти предметы находятся на виду у ребенка.

Например: гуляете (играете) на детской площадке. Малыш осматривается, видит и называет – «Качели», «Кукла», «Кошка».

Малыши запоминают быстрее согласные «к», «м», «н», «р» и все гласные. Изучая звуки, ребенку уже можно объяснять про ГЛАСНЫЕ, которые можно петь и СОГЛАСНЫЕ, которые могут рычать, но не могут петь. Малыш поймет это очень быстро!

Становление речи и родительское участие

Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний

Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических

Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать

Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание. Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты

Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.

Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать

Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь

Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.

Отклонения в звуке «р»

Как научить ребенка говорить буквы

Существует множество приемов постановки правильного произношения, но в первую очередь рекомендуется добиться произнесения звука путем подражания. Для этого нужно медленно и четко озвучить трудную букву, а ребенок должен самостоятельно ее повторить. Занятия лучше проводить перед зеркалом, так малыш будет видеть свою артикуляцию и сможет сравнивать ее с артикуляцией учителя/родителя. Не всегда получается сформировать правильное произношение на первых занятиях, поэтому родителям придется запастись терпением и настойчивостью.

Наиболее легкой в произношении буквой является «ш». При произнесении этого звука нужно округлить и выдвинуть вперед губы, зубы слегка приоткрыть, а кончик языка поднять вверх, так чтобы он образовал щель с небом. Звук «ш» произносится без участия голосовых связок. Буква «ж» произносится также, но с участием голоса. Работу голосовых связок можно почувствовать как легкую вибрацию, если приложить руку к гортани.

Самые «веселые» буквы — это буквы «с» и «з». Для того чтобы их правильно произнести, нужно растянуть губы в легкой улыбке, чуть приоткрыв зубы, кончиком языка прикоснуться к нижним зубам. Буква «с» произносится без участия, а буква «з» ? с участием голоса.

Формирование правильной артикуляции при произнесении буквы «л» осуществляется в 2 этапа. На первом этапе ребенок должен, произнося звук «ы», быстро высовывать язык и убирать его назад. При этом получается звук «бл». На втором этапе высунутый кончик языка следует слегка прикусить, произнося «лллллыыы».

Для правильной постановки звука «р» нужно предложить ребенку быстро и многократно произнести звук «д». Во время произнесения «ддддддд» необходимо указательный палец положить под язык ребенка и быстро передвигать его влево и вправо. Именно так вырабатывается вибрация кончика языка для правильного произношения буквы «р».

Закрепляющие упражнения

После того как ребенок научится верно произносить звуки, необходимо закрепить их произношение в речи. Первые закрепляющие упражнения должны заключаться в многократном повторении разучиваемого звука (жужжание, шипение, рычание и т.д.). Затем необходимо переходить к произнесению слогов с участием «трудного» звука. При этом следует начинать с проговаривания прямых слогов («ша», «шо», «ра», «ро», «со», «са»), а после переходить к произношению обратных слогов («аш», «ош», «ар», «ор», «ос», «ас»).

Попросите ребенка придумать слова, в которых встречаются «трудные» звуки, или назвать предметы, изображенные на картинках. Родителям следует подобрать ряд поговорок, пословиц или стихотворений, в которых часто встречается закрепляемый звук.

Выдержка и терпение обязательно принесут свои плоды — четкую и чистую речь без изъянов, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе.

https://youtube.com/watch?v=oHfqNUyavAI

Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание

Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление

А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.

«Ставим» звуки

Если после таких занятий ребенок не сможет выговаривать какие-то буквы, можно попробовать поставить каждый «западающий» звук с помощью специальных логопедических хитростей. Чаще всего это получается даже без помощи специалиста, в игровой форме.

  • Звук может получиться, если попросить ребенка поиграть в тишину (произнести «т-ссссс», растягивая «сссс»).
  • Звук получается аналогично, только нужно добавить голос.
  • Чтобы произнести , можно изобразить «тревожную тишину» — «тс-тс-тс».
  • получится, если во время произношения малышом звука приподнять его язычок с помощью ложечки вверх, к нёбу.
  • выходит аналогично, только от звука .
  • Звук можно услышать, если ребенок будет произносить «ть-ть-ть», а взрослые в это время сдавят пальцами его щечки.

А вот упрямый часто требует помощи логопеда. Но это не страшно: специалист может довольно быстро помочь ребенку (иногда хватает 2-3 занятий).

Для закрепления в речи малыша выученных звуков прекрасно подходят скороговорки и чистоговорки, стихотворения с акцентом на какой-то звук, карточки с изображениями предметов на нужную букву.

Если же малыш, даже несмотря на систематические домашние занятия, не может осилить какой-то звук, следует посетить логопеда. Не исключено, что проблема кроется в каких-либо физиологических особенностях ребенка (неправильный прикус, короткий язык или подъязычная уздечка, дефекты нёба, сильный тонус мышц или другие проблемы). Возможно, малышу нужны индивидуальный подход, курс специального логопедического массажа, лечение у невролога или даже хирургическая коррекция. Но пускать ситуацию на самотек нельзя: пока не будут приняты все необходимые меры, ребенок просто не сможет произносить правильно те или иные звуки.

Итак, сами по себе звуки не «посетят» речь малыша. Заниматься развитием артикуляции, словарного запаса, мелкой моторики нужно постоянно. Тогда результаты не заставят себя ждать. Ну а если обнаружатся какие-либо проблемы, своевременное их решение обеспечит ребенку нужный речевой прогресс. Ведь, как было сказано вначале, речь – основное средство коммуникации в нашем обществе.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете

Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

Почему ребенок неправильно выговаривает некоторые буквы?

Очень часто причиной речевых дефектов является сюсюканье и лепетание родителей при разговоре с детками. Таким образом, именно родители закрепляют ошибочное произношение слов. Разговаривая с ребенком, нужно следить за речью, спокойно, грамотно и четко произносить слова, следить за правильным формированием артикуляции у крохи.

Неспособность правильно произносить «трудные» звуки может быть связана с анатомическими особенностями речевого аппарата: короткая уздечка языка, мягкое небо, заячья губа. В некоторых случаях дефекты речи появляются в результате невротических расстройств, снижения слуха или перенесения тяжелого заболевания.

Как научить ребенка говорить букву В

Логопедия в ДОУ нужна для того, чтобы ребенок смог пойти в младший класс в школе с хорошим произношением. Трудности возникают при постановке разных букв, в том числе, буквы .

Групповое занятие в саду

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш смог нормально выговорить букву «в», нужно сделать следующее:

тренировка начинается с фразы «воет ветер»

Педагог показывает ребенку, как нужно закусить нижнюю губу при произношении, чтобы получить звук;
важно объяснить, что нижняя губа лишь слегка прикусывается зубами во время разговора;
если не получается, логопед слегка нажимает пальцем на нижнюю губу.. Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки

Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки

Упражнения для постановки звука

Перед тем, как перейти в подготовительный класс, ребенок должен научиться произносить слова с «в». Нарушения встречаются редко, лишь при наличии дефектов губы.

Отработка звуков упражнениями

Упражнения:

  1. Поднять верхнюю губу несколько раз.
  2. Опускать нижнюю губу.
  3. Сделать «заборчик».
  4. Втянуть губы внутрь рта, прижимая их к зубам.

После артикуляционных упражнений ребенок должен несколько раз произносить слова: «волк», «ветер», «веревка».

Задания для автоматизации навыка произношения и 

Проводя занятие звук в в старшей группе, логопед добивается автоматического произношения, в результате которого происходит дифференциация звуков. Через год ребенок должен пойти в школу, где возможно продолжение работы над речью, но такие звуки, как «в» и «ф» должны быть отработаны как можно раньше.

Упражнения выполняются в ДОУ и даются на дом:

  • нижняя губа приближается к верхним зубам и делается выдох, можно попросить ребенка изобразить кролика, и слегка обнажить верхний ряд зубов;
  • для отработки «ф» добавляется мягкость к «в».

Дополнительная информация! Для автоматизации навыка ребенок должен читать слова, содержащие «в» и «ф»: выхухоль, выход, ферма, фиолетовый, фокус, ветер, вертушка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: