Сенситивные периоды развития ребенка по возрасту: что это такое

Чем и как увлечь малыша в возрасте 4 лет

Программа развивающих занятий для детей 4-5 лет. Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2022–2022 уч. года для детей 4–5 лет

Ирина Рыбакова Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет

Рабочая программа

кружка « Развивай-ка » на 2016-2017 уч. года

для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата» )

Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна

Паспорт программы

1. Полное название « Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

2. Автор программы воспитатель Рыбакова Ирина Викторовна

4. Характеристика программы предусматривает :

— развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

— развитие общения и речи ;

— развитие внимания , памяти, восприятия, мышления;

5.Направление деятельности: Познавательное развитие

6.Сроки реализации: 1 год

7.Возраст дошкольников: 4-5 лет

8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи:

Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание). Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки

Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.

Развивать самостоятельность и инициативу.

Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей .

Обогащать опыт самопознания дошкольников.

Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

Воспитывать коммуникативные навыки.

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления , памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные

решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение , мышление, любознательность.

11. Перспективы развития .

# У детей будут развиты :

— мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;

— познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение) ;

— мелкая моторика рук и глазомер.

— творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию.

# Проявится интерес к интеллектуальным играм.

# Сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Личный опыт

У меня был интересный опыт волонтерской работы в классе с детьми, у которых были такие диагнозы как аутизм, гиперактивность и синдром дефицита внимания. На стене — четкое расписание на день, от которого не отклонялись ни на минуту. Строгий режим, внимательное отношение учителей и помощников, занятия, соответствующие возрасту, интересам и возможностям детей. Я была поражена: все дети охотно и успешно выполняли задания, все было мирно, тихо и доброжелательно. На перемене я сказала учительнице, что не догадалась бы о проблемах деток, если бы мне не сказали

Она расцвела: да, режим и особая структура занятий, принимающая во внимание особенности детей, творят чудеса. «Дома они ведут себя по-другому, — поделилась учительница. — Ведь дома невозможно обеспечить идеальный порядок. А эти детки не выносят сюрпризов, расхлябанности и непредсказуемости

Им нужно четко знать, чего и когда ожидать, и что от них требуется, и тогда они счастливы»

А эти детки не выносят сюрпризов, расхлябанности и непредсказуемости. Им нужно четко знать, чего и когда ожидать, и что от них требуется, и тогда они счастливы».

Этот опыт пригодился мне со своим сыном. Один из старших сыновей напрягал, и порой нешуточно, своей тягой к предсказуемости и порядку. Мне, личности творческой, это было непонятно, неудобно и иногда возмутительно. Мне казалось, что меня покушаются переделать. Когда я поняла своего мальчика, я постаралась изменить свое поведение, больше внимания уделять планированию, заблаговременно предупреждала его о намечающихся событиях, заранее выдавала его школьную форму из стирки, и острых углов удавалось избегать. В то время я считала себя экспертом в области развития мелкой моторики, но как-то совершенно упустила из виду естественную детскую любовь к порядку. Сейчас он главный мой помощник, и достается же нам от него! Его тяга к порядку при оригинальном уме выражается в дисциплинированном подходе к учебе, большой ответственности и надежности. Он любит математику, которая требует дисциплины.

Для плодотворного воспитания необходимо учитывать особенности различных периодов развития ребенка, чтобы максимально использовать каждый период. Например, если у мамы на повестке дня обучение ребенка чтению, а ребенок объективно к этому не готов, то результата ждать не приходится. Сенситивный период для обучения чтению наступает в возрасте около 5 лет, и стоит ли приносить ребенка в жертву лозунгу «читать раньше, чем ходить»? Можно, конечно, перехитрить природу и силой добиться желаемого, но результат не будет полноценным, и могут пострадать отношения с ребенком. Помните, как в русской сказке о медведе, который захотел в подражание крестьянину сделать лук, но только ломал прутья. А крестьянин, видя бесплодные усилия могучего, но неуклюжего друга, сказал ему, что для изготовления лука надобна не только силушка богатырская, но и умение, и терпение. Так и с ребенком. Мамы-тигры и папы-орлы, безусловно, будут добиваться результатов и писать книги об успешных детях. Вероятно, позже мы услышим от их звездных детей совсем другие истории.

В детском развитии есть общие правила, но в каждом конкретном случае возраст наступления определенных сенситивных периодов и их протяженность будут индивидуальны. Единственно, что хотелось бы отметить: как бы ни было сдвинуто овладение умениями конкретного ребенка, нужно помнить, что их последовательность неизменна. Т.е. пока ребенок не научился ходить, он не сможет бегать. Сначала ребенок учится произносить гласные, потом — согласные. Сначала — сидеть, потом — стоять. При задержках развития умения будут приходить позже и медленней, но именно в такой последовательности.

Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на .

Новогодние поделки для детей 3, 4, 5 лет своими руками

Ну что, кто уже начал готовиться к Новому Году? Дни на календаре неотвратимо приближаются к заветной ночи, а значит уже давно пора создавать новогоднее настроение! В прошлом году я, к сожалению, не успела написать статью о наших новогодних поделках. Однако я все-все сохранила и теперь, наконец, смогла собрать все воедино

В этой статье вы найдете новогодние поделки для детей 4-5 лет, что-то из этого с родительской помощью можно и в 3 года уже делать, что-то и позже будет интересно. Как обычно, прежде всего, стоит ориентироваться на ребенка. Для меня всегда главным критерием при выборе поделки является ее доступность – чтобы дочь могла осилить творческую работу с минимальным количеством моей помощи, и при этом творческий процесс получился не слишком затянутым

Вопрос-ответ:

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается .
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

Рассчитайте календарь прививок

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения

Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать. Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками

Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитииэмоциональной сферы

Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым

Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым

Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства

Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

Занятия для детей для 4 лет по пособиям

Как организовать занятие с ребенком?

Развивающие занятия, включая физические, должны основываться на принципах педагогики и возрастных особенностях ребенка. Упражнения для детей дошкольного и школьного возраста могут преследовать разные цели. При этом не имеет значения, проводится обучение в домашних условиях или в развивающем процессе задействован специалист, в любом случае необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

Правильно организовать занятия с дошкольником 4-5 лет поможет ряд рекомендаций:

  • Занятия проводить в игровой форме. Только играя, дети этого возраста способны в полной мере усваивать поступающую из внешних источников информацию.
  • Систематизировать учебную программу. Только системный подход к обучению даст максимальный результат. Если в течение полугода регулярно заниматься с малышом, эффект будет более выраженным, чем при нерегулярных занятиях на протяжении года. Нагрузку рекомендуется увеличивать по мере усвоения материала.
  • Чередовать упражнения, направленные на умственное и физическое развитие. Для лучшего понимания и запоминания информации занятия рекомендуется организовать так, чтобы интеллектуальная и физическая сферы были задействованы равномерно.
  • Не подвергать ребенка чрезмерной нагрузке. Задания не должны быть слишком интенсивными и продолжительными. В норме длительность одного занятия у детей младше 5 лет не должна превышать 30-40 минут. При этом необходимо делать динамический перерыв.

ИНТЕРЕСНО: развивающие книги для детей от 4 до 5 лет

Заниматься в одно и то же время. К обучению нужно приступать тогда, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и успел отдохнуть, т. е. в утренние часы после завтрака или после дневного сна.
Организовать малышу учебную зону. Заниматься с ребенком нужно в спокойной обстановке. Ничто не должно отвлекать его от обучающего процесса, поэтому рекомендуется выключить телевизор и убрать из поля зрения маленького ученика посторонние предметы.
Использовать красочный реквизит и учебные материалы. Заинтересовать малыша можно с помощью ярких предметов. Пользоваться ими можно только во время занятий, иначе у ребенка пропадет интерес к обучению.
Все упражнения выстраивать вокруг одного сюжета

Такая мера позволит удержать внимание малыша как можно дольше.
Ставить четкие цели при разработке развивающей программы и тщательно планировать учебный процесс. Особенности развития 4-5-леток заключаются в улучшении восприятия, усидчивости, памяти и внимания

С помощью обучающих заданий необходимо развить и усилить эти сферы. Планирование учебы позволит добиться того, чтобы занятия были регулярными, чередовались друг с другом и приносили максимум пользы.

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой

При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи

Картотека игр на развитие внимания

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

ВНИМАНИЕ – ВНИМАНИЮ

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой

При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи

Что нужно учитывать при организации занятий

Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки,   конструирования,  рисования.  Но в 5-6 лет  начинается постепенный переход  к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится  целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

Вниманию  детей 5-6 лет   характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять  внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок  быстро  отвлекается, он не  может  сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять

Руководство со стороны взрослых   направляется на то, чтобы постепенно   повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет   развивать ответственность за результаты своих действий

Данные впечатления выражаются в том, что ребенок  быстро  отвлекается, он не  может  сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых   направляется на то, чтобы постепенно   повышать уровень концентрации внимания

Ребенок при таком отношении будет   развивать ответственность за результаты своих действий.


Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

Занятия для детей для 4 лет по пособиям

Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, — детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.

  1. Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)»  включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
  2. Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
  3. Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.

Рекомендации по выбору пособия

На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:

Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, — подбирайте по возрасту.Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, — ​ ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного

Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
Выбирайте профессиональных авторов составителей пособий, обычно их опыт и квалификация описаны в самом пособии, — автор должен обладать специальностью и не малым стажем в обучении дошкольников.
Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями — ​это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.. Всем этим рекомендациям отвечают пособия от KUMON (крупнейший в мире детский центр дополнительного образования), там и качественные иллюстрации и задания составленные высококвалифицированными специалистами

Всем этим рекомендациям отвечают пособия от KUMON (крупнейший в мире детский центр дополнительного образования), там и качественные иллюстрации и задания составленные высококвалифицированными специалистами.

  1. Пособие «Логика и мышление»
  2. Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
  3. Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
  4. «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
  5. И другие пособия от обучаюего центра KUMON»

Как заниматься по пособиям

Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий

Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом. Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:

Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:

  • на развитие логики и мышления;
  • тренировку внимания и памяти;
  • фантазии и творческих навыков;
  • тренирующие мелкую моторику рук;
  • задания по обучению грамоте;
  • арифметические задания;
  • задания на развитие речи;
  • знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.

Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.

Замок с рыцарями

Вид игрушек из пластмассы, воплощающих вечный романтический образ средневекового замка, популярен у всех мальчиков. В советское время была распространена игра «крепость». Это – набор из дутых пластмассовых элементов в виде стен, башен и бастионов.

В настоящее время такие наборы приобрести невозможно, поскольку их вытеснили игрушки новой концепции, отличающиеся другими характеристиками. Они имеют:

  • раздвижные архитектурные конструкции;
  • многочисленные парапеты и площадки для фигурок;
  • ярких персонажей с двигающимися конечностями (есть даже лошади, на которых можно посадить воинов);
  • раскрывающиеся створки дверей и ворот;
  • полезные аксессуары в виде лестниц, сундуков, оружия, надевающихся панцирей и шлемов, метательных орудий и боеприпасов к ним.

Такой набор обладает огромным потенциалом для сюжетно-ролевых игр, но главное – приобщает ребенка к истории, раскрывая ее эстетику и заинтересовывая на многие годы. Несмотря на официальное предназначение для мальчиков, игра полезна и интересна девочкам, поскольку является основой для любых сценариев. Интерактивные элементы определяют развитие моторики, воображения и огромный интерес к игровому процессу.

Мнение эксперта
Михайлова Алевтина Петровна
Педагог по детскому развитию

Значение исторических знаний для развития мировоззрения и самосознания человека неоценимо!

Рекомендуемый для занятий с четырех лет набор «Королевский замок рыцарей Льва» производства немецкой компании «Playmobil», наверное, является лучшим образцом.

В коробке 306 деталей из прочного пластика. Высота фигурок – 7,5 см.

Каждый родитель мечтает о высоком творческом, интеллектуальном и физическом развитии ребенка, а также о том, чтобы он был занят полезными делами.

Развивающие игры – лучшее средство для этого.

Они позволяют ускорить формирование навыков, умений, приобрести способности и знания. Благодаря им, вместо траты времени на бесконечные компьютерные игры, дети учатся счету, логике, расширяют словарный запас и познают мир.

Понятие сензитивных периодов

О сензитивных периодах впервые заговорил советский психолог и дефектолог Выготский Л.С. Именно он ввел понятие «зона ближайшего развития» и разработал теорию, по которой для естественного и гармоничного воспитания ребенка необходимо учитывать его сензитивность.

Сензитивный период в психологии— это временной промежуток в развитии, когда психика наиболее восприимчива к приобретению конкретного навыка. Педагогическая работа, построенная с учетом сензитивности, позволит ребенку легче усваивать новые знания и полноценно развиваться. Особенность психики в том, что навык, не полученный в сензитивный период, в дальнейшем потребует гораздо больше времени и усилий для освоения. В некоторых случаях, овладение им в более зрелом возрасте в том же объеме уже невозможно. Недостаток в раннем детстве знаний, эмоций, умений влияет на воспитание личности в целом и сказывается на протяжении всей жизни человека.

Специфика этого этапа развития человека в том, что психика особенно чувствительна к определенным аспектам и видам деятельности. Это не происходит на уровне сознательного, а прежде всего, проявляется в настойчивом интересе ребенка к какой-либо деятельности. Обычно сензитивные периоды развития ребенка «наслаиваются» друг друга, спад одного служит зарождением следующего. Для сензитивных периодов детства характерны следующие проявления в поведении:

  • настойчивое желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности, интерес к определенным аспектам окружающей среды;
  • повтор действий;
  • продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма;
  • малыш сильно расстраивается, если его прерывают или ограничивают в любимом занятии;
  • радость при получении результата от действий;
  • быстрая потеря интереса при достижении результата (означает закрытие одного этапа и начало нового).

Необходимо внимательно следить за подобными проявлениями, чтобы не упустить начало нового этапа и создать максимально комфортную сензитивную среду для воспитания. Использование естественного фокуса внимания в целях обучения, обеспечения ребенка необходимыми сензитивными и методическими материалами позволит добиться поразительных результатов. Эти сензитивные ступени определены физиологией, поэтому с учетом небольших индивидуальных изменений, характерны для всех.

Из-за особенностей индивидуального развития, личностных качеств некоторые стадии могут начинаться чуть раньше общепризнанных сроков, другие чуть дольше затягиваться. Это естественное явление, которое нельзя считать признаком нарушений в развитии.

Теорию Выготского Л.С. доработала известный педагог Мария Монтессори. Она дополнила и уточнила теорию, сфокусировавшись на сензитивных периодах раннего детства.

Подвижные игры для малышей 4, 5, 6 лет

Как организовать развивающие игровые занятия для детей 4-5 лет. Комплексные занятия для детей 4–5 лет «Развитие познавательных процессов»

Софронова Светлана Комплексные занятия для детей 4–5 лет «Развитие познавательных процессов»

Занятие №1

Тема «Огород. Овощи»

Задачи: учить детей определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие , внимание, речь; формировать умение понимать схематическое изображение позы человека, создавать новые образы на основе образа – схемы; воспитывать уважение к сверстникам, интерес к совместной деятельности. 1

«Что изображено на картинке?»

1. «Что изображено на картинке?»

Цель: развитие восприятия , концентрации внимания.

Оборудование: картинка с изображениями контуров овощей, наложенных друг на друга.

Взрослый предлагает детям сосчитать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров.

2. «Чудесный мешочек»

Цель: развитие осязательной памяти .

Оборудование: мешочек, овощи 6 — 8 штук.

У педагога в «чудесном» мешочке лежат овощи. Каждый из детей по очереди определяет на ощупь, называет и вынимает из мешочка этот предмет. После того, как все предметы достали, взрослый прячет овощи обратно и предлагает детям назвать увиденные овощи.

3. «Замри»

Цель: развитие схематического мышления.

Оборудование: 10 карт (20х30) . На каждой карточке схематически изображен человечек, работающий в огороде, например, копает землю, удаляет сорняки и т. п.

Дети свободно передвигаются по кабинету,по сигналу взрослого: «Раз, два, три, замри» надо остановиться, замерев в той позе, которая изображена на карточке. Те, кто принял неправильную позу, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз с новыми карточками.

4. «На что похоже?»

Цель: развитие воображения .

Оборудование: 5 — 6 карточек с различными фигурами.

Педагог показывает детям карточку с фигуркой. Они придумывают, на какой овощ эта фигура похожа.

Занятие №2

Тема «Сад. Фрукты»

Задачи: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать цветовое восприятие , зрительную память, концентрацию внимания, творческое воображение и мышление; воспитывать активность, усидчивость.

1. «Раскрась картинку»

Цель: развитие восприятия цвета , формы, величины.

Оборудование: картинка с изображением сада, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.

Педагог предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.

2. «Запомни, какого цвета предмет»

Цель: развитие зрительной памяти .

Оборудование: картинка с изображением фруктов.

Детям предлагается запомнить фрукты и их цвет. Затем ответить на вопросы педагога.

3. «Загадки и отгадки»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, речи.

Оборудование: 6 загадок о фруктах, соответствующие картинки или муляжи фруктов.

Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.

4. «Волшебная мозаика»

Цель: развитие воображения , мелкой моторики.

Оборудование: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур на каждого ребенка.

Взрослый предлагает выложить из геометрических фигур интересную картинку (по теме занятия ) .

Занятие №3

Тема «Золотая осень»

Задачи: учить детей пользоваться заместителями; уметь соотносить картинка с определенными знаками; умение классифицировать предметы по различным основаниям, речь; тренировать слуховую память, концентрацию внимания; формировать умение создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; воспитывать поддержку, аккуратность.

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Феноменальная скорость счета 0,3 сек!

Уроки в Соробане — это радость и веселье!

Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан

Ясельный возраст малыша остался позади. Ребенок растет, радуя свою семью новыми умениями. Иногда он ленится, не справляется, порой плачет и нервничает. Но нужно ли вмешиваться в ребячьи забавы и помогать чаду играть и развиваться? Ответ однозначный: «Да!». Лучше, если родители будут активно участвовать в развитии ребенка. Исследования показывают, что более счастливые, общительные и приспособленные к обществу детки вырастают в семье, где мама и папа уделяли ребенку достаточно времени: вместе играли, рисовали, лепили, клеили. Поэтому лучше отложить подальше свои дела, выключить телевизор и заняться развитием самого главного человечка!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: