Пальчиковая гимнастика для детей. польза упражнений

Презентация на тему "«пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»"

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения

Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий

Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом

При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Логоритмика: упражнения для детей

Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет

Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:

  • Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
  • Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
  • Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
  • Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
  • «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
  • «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
  • «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
  • «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
  • Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.

Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет

Kingcraft/Shutterstock.com

В этом возрасте малыши с удовольствием повторяют и легко запоминают энергичные движения и пробуют выполнять их обеими руками. К трём годам можно предложить ребёнку пальчиковый театр, часто используемый в ДОУ — набор пальчиковых куколок, при помощи которых ребёнок сможет разыграть целый спектакль по мотивам любимых сказок.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим;

(Стучим рёбрами ладоней по столу)

Мы капусту солим, солим;

(Складываем подушечки пальцев вместе и потираем их друг о друга, будто посыпаем капусту солью)

Мы капусту трём, трём;

(Потираем кулак о кулак)

Мы капусту мнём, мнём.

(Энергично сжимаем и разжимаем кулаки). 

Кошка

Вот кулак, а вот ладошка.

(Сжимаем один кулачок, затем разжимаем и поворачиваем ладонью кверху)

На ладошку села кошка.

(Пальцы второй руки складываем вместе и ставим сверху на раскрытую ладонь)

Потихонечку пойдёт —

(Перебираем пальцами вверх по руке)

Может, мышка там живёт?

(Щекочем малыша).

Ёлочка

Перед нами ёлочка:

(Скрещиваем пальцы рук, указательные пальцы подняты вверх)

Шишечки, иголочки,

(Сжимаем руки в кулачки, затем выпрямляем указательные пальцы)

Шарики, фонарики,

(Указательный и большой пальцы смыкаем в кольцо, затем «крутим фонарики») 

Зайчики и свечки,

(Ушки зайчиков показываем вытянутыми указательными и средними пальцами обеих рук, свечки — прижатые друг к другу ладони и пальцы обеих рук)

Звёзды, человечки.

(Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами, затем перебираем указательными и средними пальцами по столу, имитируя шаги).

Мальчик-с-пальчик

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

(Руки сжаты в кулачок, разгибаем большой палец)

С этим братцем в лес ходил,

(Разгибаем указательный палец и соединяем подушечки большого и указательного пальцев вместе)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(Поочерёдно разгибаем средний палец, безымянный и мизинец и соединяем их с большим пальцем).

Паровоз

Ехал, ехал паровоз,

(Пальцы обеих рук сложены в замок, большими пальцами совершаем круговые движения)

Прицепил вагон, повёз.

(Соединяем указательные пальцы обеих рук, при этом большие пальцы продолжают двигаться)

Ехал, ехал паровоз,

Прицепил вагон, повёз.

(Последовательно соединяем средние, безымянные пальцы, затем мизинцы обеих рук).

Развивающие упражнения

Можно придумать еще ряд упражнений, тренирующих мелкую, развивающую моторику ручек.

Кошачьи коготочки

Поднимаем ручки, сгибая их в локтях. Поджимаем подушечки четырех пальчиков к верху ладони, пятый (большой) – соединяем с подогнутым указательным. И говорим, покачивая сжатой «в лапку» рукой:

У кошечкиной дочечки,

На мягких лапах острые коготочки.

Ты их трогать не спеши,

Поцарапает, смотри!

После этого резко раскрываем ладошку и рассматриваем «коготки».

Жук-усач

Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест любителей тяжелого рока – «коза»).

Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:

Я тяжелый жук-жучок;

Длинный ус.

Твердый бочок.

Я над лужами кружу,

Говорю друзьям: «Жу-жу».

Дождик – не мочи меня,

Упаду – не встану я.

Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем.

Злой комарик

Рука – в кулаке. Указательный пальчик вытянут вперед – это хоботок комара. Мизинчик и большой пальчик выпускам вниз – это комариные лапки (первый раз малышу будет сложно сложить ручки в такую фигуру – ему обязательно нужно помочь, удерживая пальчики). Говорим примерно такие слова:

Злой комарик прилетел,

Укусить меня хотел (крутим «хоботком», двигаем «ножками).

Комара я не боюсь,

Убегу, умчусь-умчусь.

Можно превратить эту гимнастику для пальчиков в целую подвижную игру, в которой злой комарик догоняет маму или папу, а они уворачиваются или пытаются догнать его, чтобы прихлопнуть ручкой. Малыш и позанимается, и порезвится. Получит двойное удовольствие.

Цветы-цветочки

Держим одну ручку в кулачке. Другая – свободная. Это рука садовника, которая сажает цветы. Указательным пальчиком просовываем семечко (можно условное, можно настоящее) в кулачек. Затем капаем на него дождиком. Отрывисто постукиваем пальчиками по спрятанному зернышку.

Дождик кап-кап, цветочек растет.

Солнышко светит – росточек взойдет.

Распускаем постепенно ладошку – это наши лепестки. Полностью разжимаем ручку, стараясь максимально напрячь ее (пальчики под легким углом к ладони – вниз). Рука чуть приподнята вверх. В этом упражнении задействована практически вся мышечная группа кисти. Очень полезно.

А можно просто походить пальчиками – по столу или ладошке.

Когда малыш повзрослел. Уже уверенно держит ручку, карандаш в руках, плоские палочки, шнурки — проведите с ним предметную гимнастику, выкладывая разные фигурки. Подойдет любая пальчиковая тренировка. Главное, чтобы малышу было интересно. Только в заинтересованности есть польза. Она – основное составляющее гимнастики.

В данных ниже файлах представлен материал о важности проведения пальчиковой гимнастики для речи и некоторые примеры проведения пальчиковой гимнастики

Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой

Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.

Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:

  • 3 года – большой пальчик;
  • 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
  • 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.

Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.

Почему развитие моторики так важно?

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте.

Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.

Существует немало работ, которые посвящены изучению связи между развитием моторики и интеллектуальным развитием.

Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук

Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Именно поэтому развивающие занятия для малышей так важны

Регулярно, последовательно, ежедневно

Зная, что дифференцированные пальчиковые движения, стимулируют мышление и речевые умения, поставьте перед собой цель: гимнастику повторять ежедневно, последовательно усложняя её и расширяя. Картотека пальчиковой гимнастики должна быть максимально разнообразной, чтобы не «убить» скучной монотонностью пользу, не отвернуть детей от надоевших занятий. Продумайте целые блоки, сменяющихся разноплановых упражнений, и наши цветы жизни с удовольствием будут их выполнять. Вот, несколько интересных вариантов:

Мальчики и девочки двух-трех лет с удовольствием будут изображать все предметы, гордо демонстрируя свои результаты.

Чуточку подрастут — можно пустить в ход тренировки подручные средства: ручку с кнопкой, выпускающую стержень – нажимать ее очень полезно маленьким пальцам. Карандаш, которым нужно повертеть между пальчиками. К предметным занятиям тоже стоит придумать какое-то дополнение в стихах, прозе, в форме загадки, логической задачки, чтобы ребенку было интереснее играть. Например: «Покрути карандаш столько раз, сколько тебе лет». А можно ввести соревновательную нотку: «Кто быстрее сможет: дождик стукнуть капелькой в окошко, или ты нажать на кнопочку?».

Еще интересный вариант – театр теней. Для детей показать изображение на стене с помощью своих рук – наслаждение!

 Вот, например, простейшая фигура —  гусь: четыре пальца согнуты под углом и смотрят вниз, а пятый — вверх. Напрягается кисть, пальцы стремятся друг к другу – задействовано большое количество мышц кисти. Это очень полезно.

А можно оживить тень, превратив занятие в полноценное театральное выступление: в стихах («гуси-гуси, га-га-га», «где же были наши гуси, чем щипали, что пивали?»); прозе (рассказывая, как гусь разговаривает, поворачивает голову – одновременно крутя кистью, делая движения пальцами). Или ввести других героев спектакля:

Замечательной гимнастикой станет дождик из песка или крупы, когда через сжатые пальчики пропускается что-то сыпучее. Малыш сжимает ручку с собранными в кулачек пальчиками, приоткрывает или полностью раскрываео ладошку. Сжимания-разжимания, удерживание предметов в руках – важная составляющая занятий.

Игры для детей 4–5 лет

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

  • развитие речи ребенка;
  • стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
  • формирование навыка слежения за объектом;
  • развитие психологических процессов;
  • обучение ритму;
  • совершенствование координации движений;
  • отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

расслабить напряжение мышц руки, кисти;
сформировать психологические процессы;
совершенствовать мелкую моторику рук;
развивать непроизвольное внимание;
стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

  • подготовить ребенка к школе;
  • стимулировать познавательную активность;
  • развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
  • обогатить словарный запас ребенка;
  • развивать творческие способности крохи.

4-5 месяцев

В этом возрасте вы заметите, что кроха может схватить одной рукой вторую руку (или свою ножку) и долгое время ее разглядывать. Примерно в то же самое время он начинает тянуться к предметам и активно хватать их, а к концу пятого месяца — брать предмет двумя руками. Самое время готовиться к первым словам. Рано? Совсем нет! Ведь именно в крохотных пальчиках находятся участки, напрямую связанные с центрами речи — пора активно стимулировать их.

Упражнения

  • возьмите маленький шарик или мячик, вложите в ладошки малыша и, держа руки ребенка в своих руках, зажмите и покрутите его (шарик можно заменить грецким орехом);

  • играйте в «мягкие» кулачки (сожмите ладонь крохи в слабый кулак, в который вы легко можете просунуть свой указательный палец) и «крепкие», которые не разожмешь;

  • делайте «причесывание» — упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. Руки малыша по очереди поднимайте вверх и плавно двигайте ими вдоль головы вперед и назад;

  • продолжайте делать массаж: нежно разминайте каждый пальчик, каждую фалангу. Завершать массаж перед сном можно следующим упражнением: возьмите ручку крохи в свою и с мизинца по порядку начинайте загибать пальчики, приговаривая: «Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит — И тебе он спать велит!».

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

  • развитие речи ребенка;
  • стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
  • формирование навыка слежения за объектом;
  • развитие психологических процессов;
  • обучение ритму;
  • совершенствование координации движений;
  • отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

расслабить напряжение мышц руки, кисти;
сформировать психологические процессы;
совершенствовать мелкую моторику рук;
развивать непроизвольное внимание;
стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

  • подготовить ребенка к школе;
  • стимулировать познавательную активность;
  • развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
  • обогатить словарный запас ребенка;
  • развивать творческие способности крохи.

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Советы по проведению пальчиковых игр

Всю игру проводите в спокойно-ласковом настроении, концентрируя внимание на ребенке.
Установите контакт «глаза в глаза».
Проводите игру теплыми руками, перед началом игры разотрите руки себе и ребенку.
Рассказывайте стихотворение с выражением, используя выразительную мимику.
Четко и ясно проговаривайте текст, где нужно повышая или, наоборот, снижая громкость речи.
Делайте необходимые паузы.
Играйте весело, увлекая ребенка своим энтузиазмом.
Поощряйте малыша за его успехи, старайтесь не замечать промахов и ошибок.
Используйте разнообразные движения: поглаживания, щекотание. Можно бегать пальчиками по спинке, плечикам в зависимости от сюжета потешки.
Повторяйте пальчиковую гимнастику 3-5 раз каждой рукой по очереди, а затем выполняйте упражнение обеими руками.
Выберите пару-тройку упражнений, не перегружая ребенка

Играйте в них две-три недели, постепенно заменяя новыми. Если ребенок просит – возвращайтесь к наиболее полюбившимся играм.
До 3 лет внимание малыша еще очень неустойчиво, поэтому игры и занятия длятся всего 5-10 минут.
До 1,5 лет ребенок, скорее всего, еще не сможет повторить движения, а тем более слова за взрослым. Пальчиковая гимнастика в этом возрасте представляет собой показ взрослого и манипуляция им пальцами ребенка.
После 1,5 лет побуждайте ребенка делать движения вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: