Причины и типы «странного» поведения
Специалисты подтверждают, что нарушения физического и психического развития, выявленные у детей с РАС (расстройством аутистического спектра), имеют генетический характер. Они связаны с изменением синтеза и рецепции серотонина, ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты), а также генов и нейромедиаторов, участвующих в формировании и работе нервной системы. Особенности нейростимуляции мозга аустистов и весь спектр нарушений зафиксированы и при диагностике аппаратными способами.
Причины аутостимуляции:
- необходимость снижения интенсивности внешних стимулов; эту потребность часто испытывает ребенок с СДВГ;
- желание ребенка получить чувственное удовольствие при отсутствии или низком уровне стимулов окружающего мира; это характерно для заторможенных и малоактивных детей.
В медицинских статьях указывается, что поведение часто становится следствием сенсорной депривации.
Тип поведения | Формы |
Визуальное | Игры с пальцами, размахивание руками перед лицом, частое моргание, долгий взгляд ребенка на вращающиеся предметы, люстры, лампы, непрерывное включение-выключение осветительных приборов. |
Аудиальное | Цоканье зубами и языком, распространение гудящих звуков, сосущие звуки, щелканье и игра пальцами рук. |
Тактильное | Ребенок потирает предметы, почесывается, царапается, непрерывно сжимает-разжимает кисти рук. |
Вестибулярное | Длительное вращение ребенка вокруг своей оси, раскачивание тела из стороны в сторону во время сидения или стояния, марширование на месте, подпрыгивающая походка или прыжки на месте. |
Направленное на получение обонятельных или вкусовых ощущений | Обнюхивание ребенком окружающих предметов и людей, попытка полизать их или попробовать «на зуб». |
Как найти квалифицированного логопеда
Поскольку логопедия хорошо зарекомендовала себя, весьма вероятно, что ваша медицинская страховка покроет все или часть расходов. Также вполне вероятно, что школа вашего ребенка или поставщик услуг раннего вмешательства предоставят эту услугу бесплатно. Если вы выберете частный маршрут, возможно, вам придется заплатить терапевту заранее, а затем запросить компенсацию в своей страховой компании.
Однако всегда важно помнить, что любой терапевт должен хорошо подходить к потребностям вашего ребенка. По этой причине вам нужно встретиться, взять интервью и понаблюдать за терапевтом, когда он работает с вашим ребенком
Вы также можете попросить терапевта дать рекомендации от родителей с детьми, чьи потребности аналогичны потребностям вашего ребенка. Некоторые терапевты прекрасно справляются с вербальными детьми, но менее эффективны с невербальными детьми, и наоборот.
За дополнительной информацией о поиске квалифицированного логопеда обращайтесь в Американскую ассоциацию речи, языка и слуха (ASHA).
Почему детям с аутизмом трудно играть?
Почему дети с аутизмом играют иначе? Большинство из них сталкивается с серьезными проблемами, которые стоят между ними и типичным социальным общением. Среди этих проблем можно выделить следующие.
Отсутствие навыков имитации
Обычно развивающиеся дети наблюдают, как другие играют с игрушками, и подражают им. Например, обычно развивающийся ребенок может выстраивать блоки один рядом с другим, когда впервые играет с ними. Но как только типично развивающийся ребенок увидит, что другие строят из кубиков, ребенок будет имитировать такое поведение.
Ребенок с аутизмом может даже не замечать, что другие вообще играют с кубиками, и вряд ли будет наблюдать за поведением других, а затем интуитивно начать имитировать это поведение.
Отсутствие навыков символической игры
Символическая игра — это просто еще один термин, обозначающий воображаемую игру, и к 3 годам большинство детей развили довольно сложные инструменты для участия в символической игре как в одиночку, так и с другими.
Они могут использовать игрушки в точности так, как они задуманы: играть в «дом» с воображаемой кухней и есть пластиковую пищу. Или они могут придумать свою собственную творческую ролевую игру, превратив коробку в крепость или мягкую игрушку в говорящего товарища по играм.
Дети с аутизмом редко развивают навыки символической игры без посторонней помощи. Им может понравиться установка двигателей на рельсы, но они вряд ли будут разыгрывать сцены, создавать звуковые эффекты или иным образом притворяться игрушечными поездами, если их активно этому не учат и не поощряют.
Даже когда дети с аутизмом участвуют в символической игре, они могут повторять одни и те же сценарии снова и снова, используя одни и те же слова и даже один и тот же тон голоса.
Отсутствие навыков социальной коммуникации
Чтобы добиться успеха в симуляции и имитации, обычно развивающиеся дети активно стремятся к вовлечению и общению и быстро учатся «читать» намерения других людей.
Дети с аутизмом, как правило, эгоцентричны, у них мало желания или способности общаться или взаимодействовать с товарищами по играм. Сверстники могут посчитать такое поведение обидным («он игнорирует меня!») Или просто игнорировать ребенка с аутизмом. В некоторых случаях над детьми с аутизмом издеваются, презирают или подвергают остракизму.
Отсутствие навыков совместного внимания
Навыки совместного внимания — это навыки, которые мы используем, когда занимаемся чем-то с другим человеком. Люди используют навыки совместного внимания, когда вместе участвуют в игре, вместе решают головоломку или иным образом думают и работают в паре или группе.
У людей с аутизмом часто нарушены навыки совместного внимания. Хотя этим навыкам можно научить, они могут никогда не развиваться сами по себе.
Основа имитации
Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое». Цель обучения имитации НЕ в том, чтобы научить ученика хлопать в ладоши, когда я хлопаю, встать, когда я встала и сесть, когда я села. Если он научился имитировать только эти три вида поведения, то он все еще не овладел двигательной имитацией. Он овладеет имитацией, когда я скажу «сделай так» и покажу совершенно новое поведение, а ребенок его повторит.
Большинство детей не нужно целенаправленно учить имитировать – они сами этому учатся. Младенцы и совсем маленькие дети часто подражают своим родителям, братьям и сестрам, хотя никто их этому не учил. Тем не менее, если у ребенка есть нарушение развития, то способность к имитации могла не развиться у него естественным образом, и поэтому его нужно обучать этому навыку с помощью прямой инструкции. Имитации можно успешно обучать (Baer, Peterson, & Sherman, 1967), и если ваши ученики не могут имитировать – это хорошая отправная точка для работы с ними!
Установление отношений
Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации (Питерс, 2003). Психолог, работающий с таким ребенком, время от времени, невольно начинает воспринимать ситуацию, как собственную проблему, ибо ощущает дискомфорт и неудовлетворенность от имеющихся отношений. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносит психологу душевное страдание. Прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о моем приходе заранее
Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строит ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее
Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашего сеанса. Можно мою фотографию на холодильник приклеивать! Получается, что для ребенка я «сваливаюсь как снег на голову». Ибо начало контакта для них является буквально потрясением. Это состояние «рыбы, вынутой из воды».
По согласованию с родителями можно давать ребенку при встрече маленькую конфетку, в качестве позитивного подкрепления. Это, конечно, маленькая взятка, родители в праве ожидать, что ребенок будет рад вашему приходу и без конфетки.
Почему аутист не любит общаться — он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей. В сеансах с маленькими детьми я включаю очень много телесного контакта. Но делается это очень постепенно, сначала я только дотрагиваюсь до ручки или ножки и смотрю на реакцию ребенка. Довольно скоро мне удается обнимать, щекотать и кружить ребенка. В течение сеанса легко включить элементы массажа и пассивных физических упражнений, которые необходимы ребенку. Упражнения с перекрестными действиями способствуют налаживанию в мозгу межполушарных связей. А делать движения по просьбе или по подражанию такой ребенок не может. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения. По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на том же сеансе или на следующем, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, будьте готовы! Психотерапевт всегда старается быть деликатен и учитывает индивидуальные особенности. И конечно, нужно время, чтобы ребенок к вам привык, иногда требуется два месяца встреч, что бы аутист начал доверять новому человеку.
Символическая игра
Наблюдения показывают, что аутисты не используют символическую игру. Некоторые ранние психоаналитики давали стереотипным действиям аутистов сложные символические интерпретации. Они исходили из особенностей собственной психики (а откуда же еще исходить!). Эти интерпретации были очень красивыми, но не имеющими никакого отношения к данному ребенку. Однако опыт показывает, что аутиста можно обучить элементарным игровым действиям, носящим символическим характер. И тогда в его голове словно приоткрывается какая-то дверка, и ребенок мало помалу начинает использовать символическую игру, а потом про него врачи говорит, что «аутизм ушел». Символическая игра делает некий прорыв в его туманном и в тоже время ригидном сознании, просветляя его и выстраивая нужные связи.
Та дезорганизация процессов головного мозга, которая приводит в конечном итоге к аутичным проявлениям в поведении ребенка, может быть преодолена через прохождение всех этапов развития игры. Если говорить об аутизме на языке нейропсихологии, то нужно привести большую цитату из книги Семенович А.В.: «Обращаясь к проблеме мозгового обеспечения единого онтогенетического процесса, отметим, что мозг … это не только правое и левое полушарие, мозолистое тело, их связывающие подкорковые образования. Это и периферическая нервная система, обеспечивающая непрерывный диалог головного мозга совсем телом. И различные нейрофизиологические, нейрохимические, нейроэндокринные системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Эти разнонаправленные процессы в определенный период синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на требования окружающего мира». (Семенович, 2007).
Терапевт должен осознавать постепенность терапевтического процесса и не пытаться все ускорить. Мы должны понимать, что полезные изменения происходят из внутреннего мира ребенка, и только тогда, когда психика подготовлена и ребенок готов к изменениям.
Дошкольник-аутист
Ребенок, страдающий аутизмом, почти всегда остается непринятым своими сверстникам. Подростки или взрослые, имеющие такое расстройство, уже получили необходимый опыт социализации. Они, как правило, находят знакомых с такими же проблемами. А вот в детском возрасте совсем непросто устанавливать контакты с другими людьми. В силу существующей задержки психического развития и особенностей строения костно-челюстного аппарата ребенок с аутизмом имеет большие проблемы с речью. По данным функциональной диагностики, проводившейся с применением электро- и эхоэнцефалографов, МРТ и других аппаратов, более чем у 80% детей с аутизмом подтвердилось системное сенсоромоторное расстройство речи. Общение с ребенком, имеющим нарушения аутистического спектра, чаще всего будет малоэмоциональным, его вербальные проявления однотонны и лишены интонаций. Сухой, почти формальный, тон разговора, схематически-правильные фразы — одно это обстоятельство отпугивает от ребенка детей на игровой площадке.
В таких ситуациях необходима помощь родителей. Они характеризуют ребенка с аутизмом как вполне самодостаточного, но замкнутого, живущего в рамках собственного внутреннего мира. Такие дети просто не могут стать инициаторами общения, первыми пойти на контакт с другими. И даже простой вопрос может вызвать неадекватную реакцию с их стороны. Специалисты советуют родителям знакомить ребенка с аутизмом с детьми меланхолического или флегматического темперамента, интровертами. Эти уравновешенные, склонные к уединению, дети, отличаются спокойным поведением, небольшой эмоциональностью и разговорчивостью. В детском возрасте особенности внешности или развития не имеют решающего значения. Гораздо важнее игровые способности и проявления собеседника. Ребенок с аутизмом с удовольствием будет играть в долгие и тихие настольные игры, часами наблюдать за покачиванием деревьев или ползущей букашкой.
Как учить имитации
Предварительная оценка навыков
Составьте список из 20-30 простых движений. Например, потрогать нос, похлопать в ладоши, поднять мячик, показать большие пальцы вверх и так далее. Начинайте с 3 самых простых движений. Сядьте напротив ученика, назовите его по имени и скажите «сделай так». Если ученик делает что-то хотя бы похожее на это движение, тут же предоставьте ему поощрение и отметьте это в листе сбора данных.
Во время предварительной оценки навыков выберите 3 движения. Повторите каждое движение 3 раза в случайном порядке. Если ученик верно реагирует на любое из 3 движений каждый раз (например, хлопает в ладоши, когда вы хлопаете в ладоши), то удалите это движение из списка и выберите другое движение.
Обучение
Во время обучения работайте над 3 движениями. Начинайте с самого простого – с того движения, которое ребенок пытался повторить во время предварительной оценки, или которое ему почти удавалось повторять. Продолжайте давать инструкцию «сделай так» перед движением и поощряйте любые похожие на движение попытки. Помогайте ученику с помощью физических подсказок и постепенно уменьшайте их. Ваша цель в том, чтобы ученик смог выполнять эти 3 движения независимо и без какой-либо физической помощи. После достижения цели переходите к последующей оценке навыка.
Последующая оценка и обучение
Перемешайте уже освоенные в совершенстве движения с теми движениями, которым еще только предстоит обучать. Если на прошлой неделе ребенок научился хлопать в ладоши, вставать и прикасаться к носу, когда это делаете вы, то на этой неделе работайте с такими движениями как взять мяч, прикоснуться к плечам и покачать головой вперемешку с тремя предыдущими движениями.
Работа с родителями
Это для меня самая сложная часть сеанса. Нельзя избежать контактов с родителями
Психотерапевту важно знать семейную ситуацию, как обращаются родители с таким ребенком, как они относятся к диагнозу. Работая с ребенком у него дома, мы вынуждены от 20 до 50% времени посвящать беседе с родителями
Родители настойчивы в поиске ответов на два риторических вопроса: почему у нас это, и что его ждет в будущем. Если вы слишком оптимистичны, то родители начинают сомневаться в вашем профессионализме, а если вы рисуете мрачные картины будущего, то у родителей просто опускаются руки. Хотя вам платят только за игротерапию, но вы вынуждены втягиваться и в семейную терапию, ибо все перемены в семейной ситуации оказывают свое искаженное влияние на поведение ребенка. Если, к примеру, семья готовится ко дню рождения старшей сестры, то ваш пациент становится возбужденным, непослушным, и всем мешает.
Что делает логопед для людей с аутизмом
Логопеды могут сыграть важную роль в том, чтобы помочь аутичному ребенку научиться общаться и взаимодействовать с другими людьми. В зависимости от обстановки (школа, дом, офис) терапевт вашего ребенка может работать 1: 1 или в группах. И в зависимости от функционального уровня вашего ребенка терапевт может сосредоточиться на одном или на всех следующих навыках:
Невербальная коммуникация. Это может включать обучение жестовому общению или обучение работе с PECS (система обмена изображениями), электронными говорящими устройствами и другими невербальными средствами коммуникации.
Язык тела. Как узнать, шутит ли другой человек или серьезно? Когда можно присоединиться к беседе, а когда беседа конфиденциальна? Логопеды могут научить детей распознавать тонкие физические сигналы.
Задавать и отвечать на вопросы. Дети с аутизмом могут не развить способность задавать вопросы и отвечать на них без помощи терапевта. Терапевт может научить вашего ребенка распознавать вопрос и давать соответствующие ответы. Они также могут помочь вашему ребенку сформулировать, задать и понять ответы на свои вопросы.
Речевая прагматика. Хорошо знать, как сказать «доброе утро»
Но не менее важно знать, когда, как и кому вы должны это сказать. Тренинг по прагматике речи также может помочь вашему ребенку понять значение идиом (что иногда бывает трудно для людей с аутизмом) и самостоятельно использовать идиомы
Просоды. Термин «просодия» относится к мелодичному звуку голоса, который поднимается и опускается в разговоре. Многие люди с аутизмом имеют плоскую просодию, которая заставляет других думать, что у них нет эмоций. Логопеды могут помочь детям с аутизмом развить вокальные навыки.
Грамматика. Некоторым детям с аутизмом трудно использовать правильную грамматику, даже если она моделируется дома или в школе. Они могут обращаться к себе в третьем лице («Джонни хочет сока») или использовать неправильные времена и т. Д. Логопеды часто работают с аутичными детьми, чтобы помочь им исправить грамматические ошибки.
Разговорные навыки. Умение делать заявления — это не то же самое, что вести беседу
Логопеды могут работать с обменом взад-вперед, иногда известным как «совместное внимание»
Концептуальные навыки. Способность человека формулировать абстрактные понятия не всегда отражает его способность понимать их. Людям с аутизмом часто приходится нелегко с такими идеями, как «немногие», «справедливость» и «свобода». Логопеды могут работать над формированием концептуальных навыков.
Навыки общения. Наряду с игровыми терапевтами, эрготерапевтами и людьми в определенных областях знаний, таких как рекреационная терапия, драматическая терапия и арт-терапия, логопеды часто помогают людям с аутизмом развивать навыки социального общения. Такие навыки включают способность задавать вопросы и отвечать на них, стоять на подходящем расстоянии от собеседника, оценивать «настроение» комнаты (или человека) и многое другое.
Важно отметить, что, хотя логопедия является обязательной для аутичных детей, она также может быть чрезвычайно полезна для взрослых с аутичным спектром. В то время как дети часто сосредотачиваются на основах общения, взрослые могут сосредоточиться на более тонких формах общения для различных типов социальных взаимодействий
Роль игры
Дать определение игры очень трудно, так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. (Пухова, 2007). Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом, например, пальчиковые игры, простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. В нашей книге «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет» представлена подробная картина зарождения и развития символической игры (Пухова, 2005). В книге приведении протоколы игры в случае нормального развития ребенка, но этот дневник может послужить образцом для работы на начальном этапе. В норме мы легко прослеживаем, что символическая игра связана с общим психическим развитием ребенка.
Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.
Как выглядит игра с аутизмом
Хотя для малышей типично время от времени участвовать в одиночной игре, большинство из них быстро переходят к «параллельной» игре, во время которой несколько детей заняты одним и тем же делом одновременно (двое детей раскрашивают в одной книжке-раскраске например) .2
К 2–3 годам большинство детей уже играют вместе, занимаются делом или взаимодействуют друг с другом для достижения цели.
Малыши с аутизмом часто «застревают» в самых ранних типах одиночной игры или занимаются деятельностью, не имеющей очевидного смысла или цели.
Вот несколько сценариев, которые могут показаться знакомыми родителям с маленькими детьми или малышами в спектре аутизма: 3
Ребенок стоит во дворе и снова и снова подбрасывает в воздух листья, песок или грязь.
Ребенок снова и снова решает одну и ту же головоломку одним и тем же способом.
Ребенок складывает предметы в одну и ту же схему и либо сбивает их, либо расстраивается, если кто-то другой сбивает их.
Ребенок выстраивает игрушки в одном и том же порядке снова и снова, без видимого смысла в выбранном порядке.
По мере взросления детей с аутизмом их навыки улучшаются. Те дети, которые способны выучить правила игры, часто так и поступают. Однако когда это происходит, их поведение все еще немного отличается от поведения других детей. Например, они могут:
Стань настолько привязанными к правилам, что они не смогут справиться с необходимыми изменениями количества игроков, размера игрового поля и т. Д.
Считать невозможным делиться играми с другими детьми (видеоигры могут стать навязчивой идеей одиночества)
Сосредоточьтесь на периферийном аспекте игры (сбор футбольной статистики, не следя за игрой или не играя в нее).
Аутостимуляция: отклонение или этап в развитии аутиста
Содержанием аутостимуляции, или самостимуляции, являются многократно повторяющиеся действия, которые перерастают в устойчивую привычку, становятся элементами поведения. Отклонения проявляются на ранних стадиях развития ребенка и при адаптации в детском коллективе.
По данным ВОЗ, уже в 2008 году на 150 новорожденных детей приходился один ребенок с аутизмом. С тех пор количество рождаемых аутистов многократно возросло. Вопросы жизни людей с аутистическими расстройствами перестали интересовать только медиков. В школах США зафиксировали рост заболевания почти на 1% в 2012 году по сравнению с предыдущими годами. Возможно, такая тенденция отчасти наблюдается из-за более внимательного отношения врачей к обследованию детей на ранних стадиях развития и распространению компьютерных технологий в клиниках в последние годы.
Взрослые проблемы
При поступлении в дошкольное учреждение или школу у ребенка с аутизмом почти всегда возникают трудности. Они связаны с обучением новым навыкам, способам действия, а также необходимостью применить их на практике. Уже в раннем возрасте специалисты диагностируют у ребенка когнитивные нарушения, неспособность к адекватному восприятию и оценке событий, ситуаций и объектов мира.
Проблемы прежде всего касаются необходимости ориентироваться на время — абстрактное понятие. Специалисты связывают невозможность ребенка с аутизмом сделать его зримым и внутренним ощущением, с дефицитом краткосрочной (рабочей) памяти. Большую помощь в коррекции восприятия времени окажут родители в процессе домашнего воспитании. Они могут развить у ребенка с аутизмом первичные навыки планирования, уменьшить временной интервал при восприятии ребенком увиденных жестов и произнесенных слов. Необходимо научить детей соблюдать режим дня, своевременно и точно выполнять домашние обязанности. При обучении пониманию и осознанию концепции времени можно использовать:
- механические или электрические таймеры;
- песочные, механические, наручные и электронные часы;
- встроенные в различные гаджеты программы, помогающие отмерять промежутки времени;
- настенные или настольные календари;
- изготовленные вручную измерительные полоски, четки, бусы, счеты.
Со всеми использованными для измерения времени предметами и инструментами ребенок с аутизмом должен легко устанавливать визуальный контакт: предметы крупные, яркие, простые в обращении. Эффективны не только таймеры со звуковым сигналом, но и часы с боем или музыкальные часы. Они дополнительно будут отвлекать ребенка от необходимости самостоятельно издавать звуки, гудеть.
Покрывала
Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Хотя родители и не разрешают играть со шторами на окнах, мы можем обойти эти запреты и использовать в работе различные куски ткани. Иногда под рукой оказывается одеяло или можно попросить у родителей дать нам для игры большой платок, а иногда я приношу с собой из дома легкую тюлевую занавеску или косынку. Можно пробовать разные предметы, что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест. Надо экспериментировать и внимательно наблюдать. Будучи накрытой большой простынею, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий. Иногда мы долго сидим вдвоем под покрывалом, и ребенок складывает кубики или картинки из пазлов, нанизывает колечки на полочку и т.п
Какое влияние оказывает покрывало? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом моя пациентка легче привлекается к тем заданиям, к которым обычно ее не удается привлечь в домашней обстановке
В комнате всегда много предметов, которые отвлекают ребенка. Потому что ребенок-аутист не умеет произвольно осуществлять селекцию поступающих в его мозг сигналов.
Маленькая полупрозрачная косыночка используется нами совсем по-другому. Известный признак аутизма это трудности глазного контакта. Существует множество толкований причины этого факта. Мы предложили простой способ его преодоления. Оказывается, что через прозрачную косыночку аутисту легче смотреть в глаза другого человека. Так, многие молодые люди прячут свою неуверенность за солнечными очками. В животном мире мы можем найти много таких примеров, когда в ситуации психологического превосходства животное не выдерживает прямого взгляда.
Есть выражение «смотреть как удав на кролика», вероятно аутист ощущает себя таким кроликом перед лицом внимательно смотрящего на него человека. Можно изобрести разные способы «помощи» аутисту в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то аутист опять-таки с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него, как бы безопасен.
Хотя я вижу целью наших сеансов, развитие символической игры, умение воспринимать неоднозначность объектов и событий, но в процессе сеанса вполне могут быть использованы задания для развития интеллекта. Если аутист понял, в чем состоит смысл такого задания, он выполняет его охотно и получает удовольствие от достигнутого результата. Аутиста привлекает открывание всевозможных баночек, пересыпание монеток или фасоли, выкладывание геометрических вкладышей. Специфическая память такого ребенка вызвана трудностями контейнирования накапливаемой информации. Он не объединяет однородные качества, в его мозгу не выстраиваются ассоциации, и он не видит аналогий в различных ситуациях. Чтобы противостоять этому хаосу, ребенок пытается упрощать всевозможные ситуации. Это делает его поведение ригидным и не гибким. Всевозможные манипулирования, осуществляемые ребенком с самыми разными предметами, служат развитию интеллекта, улучшают дифференциацию сенсорных ощущений. Здесь задача игротерапевта состоит в том, чтобы предлагать что-то новое, среди знакомых и изученных заданий, чтобы таким образом противостоять образованию стереотипий.
Если сеансы игротерапии проходят дома у ребенка, то я обязательно приношу с собой сумочку своих игрушек. У обычного ребенка в этом случае срабатывает ориентировочный рефлекс, который запускает исследовательское поведение. Такой ребенок легко привлекается к новым предметам и новым способам взаимодействия с ними. С аутистом, все наоборот. Как будто у них нет ориентировочного рефлекса? Новые предметы не запоминаются, а словно создают дыру в восприятии. Но, обнаружив у моей пациентки стремление открывать коробочки, теперь приношу на каждый сеанс новую баночку или шкатулочку, или помещаю в знакомую баночку новый предмет. Ей нравится собирать и рассыпать и снова собирать мелкие предметы. Использую для этого старые монеты, крупные пуговицы, разноцветную фасоль. Но психолог должен быть очень внимателен, к тому, чтобы ребенок не брал эти предметы в рот, не засовывал себе в уши. Если оральное исследование еще присутствует, то такому ребенку давать мелкие предметы не рекомендуется.