Конструирование для ребенка

Умные роботы

Влияние конструкторской деятельности на развитие ребенка

Все из описанных ранее методов конструирования оказывают позитивное воздействие на развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, которые формируют их творческое развитие.

Дети учатся использовать разные исходные материалы для конструирования. От того, каков вид исходного материала зависит, какой тип конструирования больше для него подходит.

Обычно под строительным материалом подразумевают различные геометрические фигуры, которые могут иметь разные размеры.

Руководя конструктивной деятельностью дошкольников, нужно применять разные материалы. При этом нужно добавлять к ним различные небольшие модельки, изображающие людей или животных, растения или транспорт. Это позволит детям создавать конструкции для конкретных задач. Например, домик они смастерят для человека, а дорогу для машинки.

Игрушки расширяют возможности конструирования: они придают ему некоторую осмысленность и целенаправленность. Это дает возможность ребенку воспринимать конструкторские упражнения как игру.

Дети занимаются конструированием не только на специально организованных занятиях. Они с удовольствием это делают самостоятельное в свое свободное время.

Для этого они используют имеющиеся у них конструкторы, выполненные из разнообразных материалов. Дети учатся также создавать разные подвижные модели, практикуются с использованием разных способов крепления.

Дети также учатся работать с разными методами соединения деталей. Они создают подвижные модели, основываясь на чертежи или изображения

Важно учить детей правильно соединять детали с помощью таких инструментов, как гайки и гаечные ключи. Это развивает мелкую моторику рук, которая обычно плохо развита в этом возрасте. Для создания простых поделок или игрушек в детских садах часто используют бумагу и природные материалы

Это не просто приносит пользу детям, но и помогает им интересно провести время

Для создания простых поделок или игрушек в детских садах часто используют бумагу и природные материалы. Это не просто приносит пользу детям, но и помогает им интересно провести время.

И.В

Новикова пишет о том, что очень важно давать детям образы моделей, созданных из природных материалов. Это поможет детям лучше воспринимать разные структуры материалов, учиться видеть характер предметов и выражать к ним свои чувства. Поэтому природный материал привносит в детское конструирование элементы художественного искусства

Так параллельно решаются задачи по художественному и эстетическому воспитанию дошкольников

Поэтому природный материал привносит в детское конструирование элементы художественного искусства. Так параллельно решаются задачи по художественному и эстетическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, для старших дошкольников нужно таким образом организовывать занятия, чтобы учить их правильно располагать элементы конструкции в пространстве, объединять их на основании общей логики.

Дети должны учиться предварительно продумывать свойства создаваемой ими конструкции и методы ее разработки.

К окончанию дошкольного периода дети должны быть способны самостоятельно конструировать что-либо согласно собственному замыслу.

Для успешного формирования навыков конструирования у старших дошкольников необходимо применение важных педагогических условий, которые мы обсудим в следующих статьях.

Первые шаги малыша в конструировании из строительного материала

Консультация «Первые шаги малыша в конструировании из строительного материала»

Автор-составитель: воспитатель Наумкина Светлана Юрьевна

Одним из интересных и увлекательных видов детской деятельности является конструирование из строительного материала. Конструирование отвечает потребностям малышей, обеспечивая их возрастные возможности. Обучение конструированию происходит в процессе игры. Дети с удовольствием сооружают постройки для любимых игровых персонажей (домик для куклы Маши, гараж для машины и т.п.), включают постройки в игровые сюжеты, обыгрывают их.

Эффективность обучения конструирования малышей обеспечивается при условии предварительной подготовки детей: во-первых, формирования у них понятий «высокий» — «низкий», «широкий» — «узкий», «длинный» — «короткий» (которые они склонны подменять понятиями «большой» — «маленький») и, во-вторых, знакомства их с разными способами решения простейших конструктивных задач.

В первой младшей группе малыши учатся не только различать детали конструктора из строительного материала, но и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик и т.д.). Происходит это как в процессе образовательной деятельности со взрослыми, так и в процессе таких дидактических игр как «Волшебный мешочек», когда среди игровых предметов в мешочке находятся и знакомые детали конструктора.

На первом этапе осваивается умение располагать кирпичики в ряд на плоскости: дети делают длинные и короткие дорожки. С этой целью воспитатель в процессе образовательной деятельности несколько раз предлагает детям рассказать о том, какие они строят дорожки.

На следующем этапе следует научить детей ставить кирпичики вертикально на длинную и короткую плоскости — плотно друг к другу. С этой целью детей вначале учат строить загородку для животных, ровно и плотно приставляя кирпичики друг к другу, замыкая пространство по кругу. И хотя заборчики являются очень

простыми постройками, способ их выполнения, однако, вызывает у детей определенные затруднения.

В первой младшей группе образец постройки воспитатель анализирует сам. Давая образец, воспитатель заботится не только о том, чтобы дети научились техническим приемам и точно следовали образцу, но и о том, чтобы полученные знания они могли свободно использовать в самостоятельных постройках.

Конструирование из строительного материала – это вид детской деятельности, который развивает у ребенка умение предвидеть будущий результат своего труда, способствует развитию творчества, развивает пространственное мышление, обогащает его пассивный и активный словарь.

  • < Назад
  • Вперёд >

Практические аспекты

Занятия по бумагопластике организуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и СанПиН 2.4.1.3049-13. Воспитатели составляют план работы и технологические карты на каждое занятие.

Технологические карты и схемы

В технологической карте должны быть отражены следующие пункты:

  • тема занятия;
  • цель деятельности и ее задачи;
  • предварительная работа;
  • дидактические материалы и оборудование;
  • описание этапов занятия (организационного момента, основной и заключительной частей) с указанием их продолжительности, слов педагога, предполагаемых ответов и действий детей.

Длительность занятия

В подготовительной группе проводят занятия по конструированию длительностью 15-25 минут.

В них включаются следующие этапы:

  • организационный момент — 1-3 минуты;
  • показ и объяснение приемов работы — 3-5 минут;
  • самостоятельная деятельность воспитанников — 5-10 минут;
  • обсуждение поделок — 2 минуты;
  • заключительная часть — 1 минута.

Вводные материалы

Для ознакомления детей с темой занятия и создания мотивации используют игровые приемы.

Их выбор зависит от фантазии педагога:

  • загадки (для представления героя);
  • игра «Прятки» (дети находят игрушку с помощью предложений, например «Кукла за шкафом»);
  • упражнение «Угадай-ка» (воспитатель показывает 4 картинки и предлагает узнать гостя, называя его признаки);
  • игровой прием «Письмо» (волшебник присылает письмо, в котором просит детей помочь ему сделать что-то);
  • «Четвертый лишний» (из 4 игрушек воспитанники должны выбрать ту, которая отличается от остальных — она и будет героиней занятия).

Слайд 12 Конструирование из бумаги Со второй половины учебного года детей начинают

обучать конструированию из бумаги. На первом занятии знакомят со свойствами

бумаги: мнется, рвется, бывает гладкая, шероховатая, тонкая и плотная, намокает и т.д. На последующих нескольких занятиях детей учат сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны и проглаживая пальчиком линию сгиба. Примерная тематика занятий: «Блокнот», «Открытка» и т.д.
Когда дети хорошо научатся сгибать бумагу, детей учат на основе сложенной пополам бумаги изготавливать различные поделки. Примерная тематика: «Паровоз с вагончиками», «Домик», «Машина скорой помощи» и т. д. Наклеивая на сложенные пополам бумажные заготовки различные детали (глаза, нос лапы, уши, хвост, и т.д), можно получить фигурки зверей для настольного театра.
Воспитатель осуществляет показ, сопровождая его четкими и ясными объяснениями. По мере усвоения детьми, можно привлекать к показу ребенка со сформированными умениями.
На занятиях широко используются также игровые методы, художественное слово, и т.д. В конце занятия проводится анализ детских работ, оценка дается адекватная

Внимание детей обращается на допущенные ошибки и на аккуратность выполнения работы. К анализу привлекаются дети.

Конструирование для малышей

Конструирование — увлекательное и  полезное занятие для детей. С конструктором мы знакомим ребенка в раннем возрасте. Зачастую, покупая новый конструктор, родители надеются, что ребенок  придумает как  играть и  что-то построит сам. И в итоге, новые кубики валяются без дела. Или ребенок может с удовольствием раскидывать, бросать детали, но не использует их по назначению. Почему так происходит? А всё потому что взрослым нужно помочь малышу, НАУЧИТЬ его играть в строительные игры.

Выбор конструктора.

Большие детали позволяют создавать игровое пространство,      постройки будут обыгрываться не только игрушками, но и самим ребенком. Например, можно построить машину, корабль, дом и т.д.

Развивает моторику и координацию, знакомит с формой, цветом.

Конструктор позволяет познакомиться с основными объемными геометрическими телами (формами). Ребенку до 2 лет легко удерживать и устанавливать крупные детали. Главное условие, качественный, устойчивый материал. С помощью него можно создавать простые постройки: башню, дорожку, гараж, домик…

Крупный строитель лего

Конструктор  подходит для малышей с 1,5 лет. Этот конструктор позволяет создавать более сложные постройки. Интерес к нему не пропадает до 4-5 лет.

Деревянный конструктор

Деревянный строитель позволяет расширить представление ребенка о геометрических телах. Детали имеют не только объем, но и вес. Ребенку интересно трогать, рассматривать деревянные  фигуры. Конструктор устойчивый. Это самый удобный вариант для организации строительной игры с детьми 2 лет. 

  • Существует еще много других интересных вариантов конструктора. Но знакомство с конструированием лучше всего начинать с предложенных выше вариантов.
  • Строить  с ребенком можно и с помощью подручных материалов: коробок, баночек, крышек и пр. Главное, чтобы малышу было интересно.

ЗНАКОМИМ МАЛЫША С КОНСТРУКТОРОМ.

КАК НАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ ДЕТАЛИ КОНСТРУКТОРА.

С 1 года до 3 лет малыши знакомятся с основными, самыми простыми деталями  конструктора.  Малышам легче  запомнить  «детские» названия деталей , понятные для них:

КАК ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С НАЗВАНИЯМИ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА

— Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, мы постоянно используем эти слова в разговоре с ним: «Где большая шапочка? Вот она!», «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д. — Мы называем детали не только, когда играем с малышом с конструктором, но и в тот момент, когда убираем конструктор на место и складываем части конструктора в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так, по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит. — На третьем году жизни ребенка можно проводить с малышом игры «Отгадай, что спрятано в моем чудесном мешочке». Вы прячете в красивый непрозрачный мешочек деталь конструктора, а ребенок руками ее обследует, пытается на ощупь определить, что это такое, и назвать: «Кубик!» или «Кирпичик!». Обязательно сравним эти детали — проведем пальчиком по граням. У кубика все стороны одинаковые. А у кирпичика есть вот какая дли-и-и-нная сторона (ведем пальчиком вдоль нее), а есть сторона короткая. Полезный совет: Всегда давайте возможность ребенку сначала самостоятельно познакомиться с новым конструктором – ощупать, рассмотреть, назвать детали. И только когда конструктор уже будет знаком ему, то можно начинать строить из него постройки. Иначе малыш будет слишком сосредоточен на новом предмете, у него будет большое желание обследовать новый предмет со всех сторон, и строительство не получится.

Слайд 17Конструирование из строительного материалаВ начале года закрепляются имеющиеся конструктивные

навыки: ставить кирпичики на узкую плоскость, замыкать пространство по кругу,

четырехугольнику, видоизменять постройки, возводить постройки с перекрытиями. Тематика знакомая: домики, мосты, горки, машины. Каждая из тем занятий по конструированию может быть представлена несколькими, постепенно усложняющимися конструкциями. Образец используется только на первом занятии по новой теме. В дальнейшем задаются только условия, отражающие зависимость конструкции от ее практического назначения. Также детей учат строить по несложной схеме, рисунку, фотографии. Дети должны понимать что, конструкция зависит от назначения объекта (мост пешеходный, мост для автомобилей, мост железнодорожный) и соответственно подбирать детали, планируя постройку

Важное значение имеет предварительная работа: наблюдения на прогулках и экскурсиях, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, альбомов и т.п.. Целесообразно организовывать совместную конструктивную деятельность детей, когда в ходе одного занятия возводится целый комплекс построек. Примерная тематика: автостоянка, автозаправка, вокзал, аэропорт, автопарк и т.п

Дети учатся совместно планировать постройки, распределять работу между собой, помогать друг другу, общаться между собой в процессе постройки. Постройки детей можно сохранять после занятия для последующих игр в течение дня

Примерная тематика: автостоянка, автозаправка, вокзал, аэропорт, автопарк и т.п. Дети учатся совместно планировать постройки, распределять работу между собой, помогать друг другу, общаться между собой в процессе постройки. Постройки детей можно сохранять после занятия для последующих игр в течение дня.

Конструктор «Zolo» (Ozon, My-shop)

Совершенно необычный конструктор с деталями причудливой формы и нестандартным принципом соединения деталей. Такой конструктор нужен вовсе не для того, чтобы строить дома или заборчики, этот конструктор для того, чтобы будоражить детское воображение и создавать непривычные формы. Строить из него можно самых невероятных существ (возможно, у вас это будут чудики или пришельцы). Процесс создания очень увлекательный, можно посмеяться от души, дав волю своей фантазии. Ну а когда существа инопланетного происхождения будут готовы, им можно придумать забавные имена вроде пятиножки, глазастика или бубузяки.

Я считаю, наиболее ценно в этом конструкторе то, что он помогает ребенку научиться мыслить нешаблонно: ведь совершенно необязательно, чтобы у неведомого пришельца было два глаза и две ноги, да и зачем вообще ему туловище и почему нос обязательно на голове? В общем фантазируем. Возможно, кто-то сочтет этот конструктор сумасшествием, но у меня он самый любимый.

Очень надеюсь, что конструктор Zolo снова появится в продаже в магазинах, ведь аналогов у него просто нет. Чем-то похож на него конструктор Ogobild, но с ним, как мне кажется, лучше фантазировать на неодушевленную, техническую тематику. Да и скреплять детали в Ogobild гораздо тяжелее, так что он больше подходит для детей после 3-4 лет.

Конструирование как тема по самообразованию воспитателя второй младшей группы

Конструирование — широкая и многогранная тема, которая представляет большой потенциал для самообразования педагога. Воспитатель, работающий во второй младшей группе, может углублённо работать над следующими темами.

«Связь модельного конструирования с сюжетно-ролевой игрой». В раннем возрасте создание поделок практически неотделимо от игровых манипуляций с игрушками, и педагог может трансформировать это в конкретные увлекательные сюжеты.
«Лего-конструирование в рамках ФГОС». Это актуальное направление, когда так популярны «умные игры», способствующие развитию ребёнка. Яркий и полифункциональный материал «Лего» представляет собой огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности младшего дошкольника.
«Приобщение малышей 3–4 лет к технике оригами». Малыши четвёртого года жизни уже могут делать простейшие поделки, главным образом животных, с которыми потом можно поиграть или забрать домой.
«Развитие мелкой моторики воспитанников второй младшей группы через конструирование»

Конструирование предполагает мелкую, кропотливую работу рук, что, в свою очередь, оказывает важное влияние на развитие речи.
«Развитие творческих способностей ребёнка через художественное конструирование». Главный акцент здесь ставится не на практическом применении поделки, а на её эстетической составляющей.. Каждый вид конструирования во второй младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша

Создавая постройку из строительного материала, песка, снега или поделку из бумаги, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача педагога — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию

Каждый вид конструирования во второй младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, песка, снега или поделку из бумаги, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача педагога — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию.

Диагностика занятия по конструированию

Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период.
Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями

Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности задач

При диагностике желательно не торопиться «наклеивать ярлык» на ребёнка, рекомендуется понаблюдать его действия в течение 1–2 занятий, поработать с ним индивидуально и выяснить причины его поведения (ребёнок болен, не выспался и рассеян, ребёнок из билингвальной семьи и имеет языковой барьер в понимании педагога, боится шумной компании в группе и стесняется и т. д.).

Детское конструирование по образцу

А. Н. Миренова предлагает собственную модель упражнений по конструированию. Ее суть в том, что дошкольники получают модель, которая играет роль образца.

Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель.

Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения.

Согласно исследованиям, которые провела А.Р. Лурия, подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов.

Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели. При этом становится очевидным, что данный тип конструирования является более сложным вариантом работы с образцом.

Н.Н. Поддьякова пишет о том, что мозг ребенка как бы переломляет все новые знания и впечатления.

Разновидности проектов из бумаги

Изображение от

Бумага – универсальный материал, из которого можно создавать самые разные поделки. Причем с этим материалом справится даже трехлетний карапуз, главное – правильно подобрать технику, наиболее подходящую для пока еще непослушных ручек малыша. 

Поделка из бумаги может быть плоскостной (когда основой становится плотная бумага или картон), объемной (например, бумажная скульптура, изготовленная из папье-маше, или поделки, собранные из полосок бумаги) или выполненной в технике оригами. Разновидностей проектов из бумаги, как и техник их создания, очень много – оригами и киригами, поделки из конусов и цилиндров, из полосок бумаги, складывание и скручивание, скатывание и форматное конструирование и т. д. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них более подробно. 

Обрывная аппликация

Этот интересный вид бумажного конструирования развивает мелкую моторику детских ручек, творческое мышление и рекомендуется для малышей, начиная с трехлетнего возраста. У каждой поделки есть основа – из картона или плотной бумаги, на которой и создается художественное творение. От цветной бумаги пальцами отрываются кусочки и наклеиваются на контуры изображения, подготовленные воспитателем. Получается объемная картинка, чем-то схожая с мозаикой. Таким способом можно «вырезать» без ножниц крупные детали – например, крону деревьев или морскую волну. Техника делает изображение фактурным. 

Мозаика

В таком виде аппликации изображение складывается из отдельных цветных кусочков, которые аккуратно подогнаны друг к другу. Мозаика может быть с просветами или без них, сплошной (когда разноцветными детальками заклеивается все изображение) или контурной (когда кусочки мозаики приклеиваются только по контуру). Есть и такие разновидности мозаики, как сюжетная, предметная, декоративная. Используя эту технику, можно оформить, например, закладку для книг или поздравительную открытку.

Торцевание

Еще одна простая в исполнении и необычная техника, которая позволяет создавать эффектные объемные картины, открытки, панно. Для изготовления поделки понадобятся: основа из плотной бумаги или картона, на которой нарисованы контуры будущей картины, много-много квадратиков из мягкой гофрированной бумаги (или обычных салфеток), клей и торцовочный инструмент (это может быть карандаш, стержень или палочка), а еще – терпение и аккуратность, ведь предстоит не один раз сформировать при помощи карандаша торцовки (отдельные элементы будущей композиции) и приклеить их к основе. С таким видом конструирования рекомендуют знакомить детей не ранее средней группы. 

Квиллинг

Такой вид бумагопластики подойдет для более продвинутых пользователей – из старшей и подготовительной группы. Суть техники квиллинга в следующем: из полосок цветной бумаги (шириной от 3 до 15 мм) при помощи зубочистки скручиваются тугие спиральки-колечки, которые затем используются для формирования различных объемных узоров. Кончики бумаги фиксируются клеем. 

Овладеть искусством бумажного конструирования, разобраться в том, как правильно организовывать и проводить развивающие занятия в детском дошкольном учреждении, чтобы они получались максимально увлекательными и полезными, вы можете на одном из онлайн-курсов в нашей Академии. Дистанционное обучение – оптимальный формат, который делает доступным и повышение квалификации, и профессиональную переподготовку, и освоение новой сферы деятельности. 

Конспект НОД по конструированию

Конспект занятия по конструированию

в первой младшей группе

«Мостик через ручеек»

Выполнил:

Судницына Елена Ивановна

Нижний Новгород — 2019

Интеграция ОО:

социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

— развивать конструктивную деятельность;

— знакомить детей с вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игры с напольным конструктором;

— формировать представления о пространственных соотношениях (выкладывать «кирпичики» плашмя, соединяя их узкие короткие и длинные стороны);

— формировать привычку убирать игрушки после окончания игры;

— обогащение активного словаря: «плашмя».

Приемы работы:

вопросы, мотивация, создание проблемной ситуации, постановка цели, самостоятельное и\или с помощью воспитателя конструирование мостика, поощрение, художественное слово, показ игрушек, игровая ситуация, подвижная игра.

Материалы:

строительный материал («кирпичики»), 2 шнура (ручеек), большая игрушечная машина, игрушки: зайцы, лиса.

Ход деятельности.

(Воспитатель вкатывает в групповую комнату игрушечную машину с зайцами)

— Шуршат по дорогам веселые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

— Вот такие и другие машины спешат по дорогам. Машины едут по дорогам, колеса крутятся, шины шуршат.

(Дыхательная гимнастика)

-Как шуршат шины? (Ш-ш-ш)

— Кто едет в машине? (Зайчики)

— Хотите узнать куда они едут? (Да)

— Наши зайцы едут к дедушке в гости. Ехали, ехали, к ручейку подъехали.

(Создание проблемной ситуации)

— Весной стало тепло, много снега растаяло, ручей разлился, стал широким. Как же зайчикам через ручеек проехать на машине? (Построить мостик)

— Из чего мы будем строить мостик? (Из «кирпичиков»)

(Постановка цели)

— Машина у зайчиков какая: большая или маленькая? (Большая). Значит, мостик мы должны построить большой, широкий. Принесите «кирпичики».

(Пальчиковая гимнастика, логоритмика)

— Но прежде чем начнем строить мостик, приготовьте «молоточки»:

Тук да тук, тук да тук-

Раздается громкий звук:

Молоточки стучат,

Строим мостик для зайчат.

(Показ и объяснение способа выполнения работы)

-Пластины («кирпичики») будем укладывать плашмя

, соединяя их узкие короткие и длинные стороны. Посмотрите, как я делаю, сделайте так же.

(Дети строят мостик самостоятельно и\или с помощью воспитателя. Анализ детской работы с импровизацией)

Какой замечательный мостик получился. Хотите проверить, смогут ли зайцы на машине проехать по мостику?

(Обыгрывание постройки)

— Зайчики обрадовались встрече с дедушкой, стали резвиться, прыгать, скакать, веселиться. А вы хотите вместе с зайчиками порадоваться? (Да)

Программа кружка по конструированию в детском саду

Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:

  1. Цель рабочей программы кружка по конструированию.
  2. Задачи рабочей программы.
  3. Описание категорий слушателей кружка.
  4. Описание основных блоков работы (работа с детьми, педагогами, родителями).
  5. Тематический план (наименование тем, содержание работ, количество занятий).
  6. Условия реализации программы (включая требуемое материально-техническое оснащение).
  7. Методическое обеспечение программы кружка (включая используемые методические приёмы и список литературы).
  8. Планируемые результаты работы.

Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.

Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем).
В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).

Картотека тем для кружковой деятельности

Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.

В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам

Выглядеть перечень тем может так:

  • Конструирование зверей по рисунку.
  • Конструирование на тему «Любимые сказочные герои».
  • Подарок для папы (23 Февраля).
  • Подарок для мамы (8 Марта).
  • Конструирование одноэтажного дома.
  • Конструирование многоэтажного дома.
  • Конструирование улицы.
  • Конструирование перекрёстка и дорожных знаков.
  • Конструирование «Мой любимый город».
  • Конструирование спортивной машины.
  • Конструирование грузовой машины.

О бумажном конструировании и его пользе

Изображение от

Основной вид деятельности, который понятен, привычен, интересен детям, – это игра. Играя, ребенок знакомится с окружающим его миром – изучает форму предметов, их свойства, учится оценивать размеры. Причем делает это самостоятельно, без указаний и помощи взрослых. Все, что так или иначе связано с игрой, легче воспринимается, понимается, запоминается. Поэтому и методы обучения, основанные на игровых моментах, оказываются наиболее эффективными – увлекают и развивают одновременно. 

Одним из таких развивающих методов обучения является конструирование из бумаги. 

Это не просто познавательное занятие, в ходе которого ребенок знакомится с разными свойствами бумаги. Игра превращается в продуктивную деятельность, у которой появляется цель (создать что-то новое – по инструкции педагога или по собственному желанию) и которая дает материальный результат – завершенную поделку (аппликацию, фигурку оригами, эксклюзивную открытку маме на день рождения). 

Несмотря на кажущуюся простоту и притягательность для ребят, конструирование из бумаги – это довольно трудоемкое занятие, которое: 

развивает мышление;

учит анализировать, а затем – синтезировать, делать выводы;

совершенствует зрительное восприятие и пространственные представления;

учит сравнивать, находить сходства и различия;

учит фокусировать внимание на каком-то определенном занятии;

развивает мелкую моторику рук;

учит выражать свои мысли, эмоции, впечатления особым образом;

помогает раскрыть и развить творческие способности;

воспитывает целеустремленность;

способствует развитию коммуникативных навыков;

создает базу для развития технических способностей;

является хорошей подготовкой к овладению письмом и т. д.. При этом подобные занятия не требуют какой-то специально оснащенной рабочей зоны или особого оборудования

Достаточно взять несколько листов бумаги, карандаш и ластик, линейку и ножницы (или обойтись только бумагой) – и можно приступать к созданию оригинальных поделок. 

При этом подобные занятия не требуют какой-то специально оснащенной рабочей зоны или особого оборудования. Достаточно взять несколько листов бумаги, карандаш и ластик, линейку и ножницы (или обойтись только бумагой) – и можно приступать к созданию оригинальных поделок. 

Работа с чертежами

Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским.

Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.

Для этого нужно учить детей строить сначала простые чертежи и схемы, которые бы демонстрировали особенности будущей постройки. И только после этого нужно приступать к обучению конструировании по чертежу.

Как результат, дошкольники научатся образно мыслить и расширят свои способности узнавать что-то новое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: