Интерактивная технология «круги луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми

Использование кругов луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности дошкольников

Содержание

  • Слайд 1

    ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

  • Слайд 2

    Цель:создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольниковЗадачи: — обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста;- организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия

  • Слайд 3

    АКТУАЛЬНОСТЬ
    В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникационные средства и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, педагог должен искать интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.
    Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности…

  • Слайд 4

    В 12 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, только для слов.

    Пособие является одним из средств развития интеллектуальных творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования дошкольных учреждений.
    ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
    – это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.
    Цель ТРИЗ: не просто развить фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
    Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Эффект огромен:
    в первую очередь – это познание языка и мира в их взаимосвязи.

  • Слайд 5

    Круги Луллияпозволяют решать следующие задачи:
    развитие познавательной активности;
    развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
    формирование элементарных математических представлений;
    обогащение активного словаря;
    развитие связной речи;
    развитие мелкой моторики и координации движений рук.

    Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Данный игровой метод организации образовательной деятельности способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжения, обеспечивает восприятие нового материала.

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Методика построения колец Луллия:
    На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, символы, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

    ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Посмотреть все слайды

Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

23 января, 2019 admin

 Мастер-класс

«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе

учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Гриценко Светлана Эдуардовна,

учитель-логопед МБДОУ № 34,

г. Мурманск

Я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия».

Простота конструкции позволила мне применить ее в детском саду. «Круги Луллия» можно использовать в разных образовательных областях:  познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС.

Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры

Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект

Я использую «Круги Луллия»  не только для коррекции речи, но и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Для того чтобы дети свободно могли приступить к игре, в кабинете организована развивающая среда, оснащенная специальным оборудованием и разнообразными материалами.

Дидактическое пособие состоит из деревянного основания и 2-ух кругов, которыми служат грампластинки или деревянные круги разных размеров, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия я сделала чуть меньше диаметра 2-х пластинок для удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов, которые разделены на сегменты с картинками. Для детей старшего дошкольного возраста я сделала круги с восемью сегментами. Для младших детей нужно использовать круги с четырьмя или шестью сегментами.

Варианты кругов каждый педагог может выбрать самостоятельно, можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. Один из вариантов «Волшебных кругов» (так я их называю для детей), это круги с разными заданиями. Дети раскручивают их и  отвечают на данные вопросы.

Организованная в русле игровых технологий работа отвечает интересам детей, способствует развитию их интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников.

Итак, я приглашаю Вас поиграть  и желающих пройти за стол.

Для вас я выбрала один круг – различные  материалы из которых изготовлены предметы (с обозначениями мы с детьми заранее познакомились, а вы их можете посмотреть в таблице), второй круг – разные предметы (посуды, мебели, игрушек).

 Примеры игр:

Посмотреть или скачать Мастер-класс «Круги Луллия«

Опубликовано в рубрике Мастер-класс

Использование кругов Луллия в работе учителя — логопеда

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач:

  • закрепление произношения поставленных звуков в речи;
  • развитие фонематических процессов;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • формирование структуры предложений;
  • совершенствование развития связной речи.

Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.

Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.

Игровые задания:

  1. Закрепление произношения поставленных звуков в речи
— На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком Колесо крути, слова со звуком Ш произноси.
— На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) «Называй предметы парами т.о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет» «Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.)

— На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.)
  1. Развитие фонематических процессов
— На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные «Объедини картинки с символами первых звуков».
— На кругах предметные картинки «Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками»
— На обоих кругах предметные картинки – паронимы «Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д.
— На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки «Объедини картинки с подходящими схемами»
  1. Совершенствование слоговой структуры слова
— На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов».
— На обоих кругах предметные картинки «Объедини картинки с одинаковым количеством слогов». Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток.

«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы.

— На одном круге слоги, на другом – слоги «Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА

«Сложи названное мной слово».

Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА – РОЗА.

«Придумай предложение с получившимся словом»

  1. Формирование лексико-грамматических категорий
— На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.)
— На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: Буратино выглядывает из-за берёзы.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.

Литература:

  1. Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
  2. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2014.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: