Содержание
-
Слайд 1
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
-
Слайд 2
Цель:создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольниковЗадачи: — обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста;- организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия
-
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникационные средства и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, педагог должен искать интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.
Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности… -
Слайд 4
В 12 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, только для слов.
Пособие является одним из средств развития интеллектуальных творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования дошкольных учреждений.
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
– это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.
Цель ТРИЗ: не просто развить фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Эффект огромен:
в первую очередь – это познание языка и мира в их взаимосвязи. -
Слайд 5
Круги Луллияпозволяют решать следующие задачи:
развитие познавательной активности;
развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
формирование элементарных математических представлений;
обогащение активного словаря;
развитие связной речи;
развитие мелкой моторики и координации движений рук.Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Данный игровой метод организации образовательной деятельности способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжения, обеспечивает восприятие нового материала.
-
Слайд 6
-
Слайд 7
Методика построения колец Луллия:
На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, символы, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. -
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Посмотреть все слайды
Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
23 января, 2019 admin
Мастер-класс
«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе
учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Гриценко Светлана Эдуардовна,
учитель-логопед МБДОУ № 34,
г. Мурманск
Я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия».
Простота конструкции позволила мне применить ее в детском саду. «Круги Луллия» можно использовать в разных образовательных областях: познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС.
Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры
Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект
Я использую «Круги Луллия» не только для коррекции речи, но и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Для того чтобы дети свободно могли приступить к игре, в кабинете организована развивающая среда, оснащенная специальным оборудованием и разнообразными материалами.
Дидактическое пособие состоит из деревянного основания и 2-ух кругов, которыми служат грампластинки или деревянные круги разных размеров, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия я сделала чуть меньше диаметра 2-х пластинок для удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов, которые разделены на сегменты с картинками. Для детей старшего дошкольного возраста я сделала круги с восемью сегментами. Для младших детей нужно использовать круги с четырьмя или шестью сегментами.
Варианты кругов каждый педагог может выбрать самостоятельно, можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. Один из вариантов «Волшебных кругов» (так я их называю для детей), это круги с разными заданиями. Дети раскручивают их и отвечают на данные вопросы.
Организованная в русле игровых технологий работа отвечает интересам детей, способствует развитию их интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников.
Итак, я приглашаю Вас поиграть и желающих пройти за стол.
Для вас я выбрала один круг – различные материалы из которых изготовлены предметы (с обозначениями мы с детьми заранее познакомились, а вы их можете посмотреть в таблице), второй круг – разные предметы (посуды, мебели, игрушек).
Примеры игр:
Посмотреть или скачать Мастер-класс «Круги Луллия«
Опубликовано в рубрике Мастер-класс
Использование кругов Луллия в работе учителя — логопеда
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач:
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- формирование структуры предложений;
- совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.
Игровые задания:
|
|
— На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком | Колесо крути, слова со звуком Ш произноси. |
— На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) | «Называй предметы парами т.о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет» «Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.) |
— На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.) |
|
|
— На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные | «Объедини картинки с символами первых звуков». |
— На кругах предметные картинки | «Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками» |
— На обоих кругах предметные картинки – паронимы | «Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д. |
— На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки | «Объедини картинки с подходящими схемами» |
|
|
— На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов». |
— На обоих кругах предметные картинки | «Объедини картинки с одинаковым количеством слогов». Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток.
«Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы. |
— На одном круге слоги, на другом – слоги | «Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА
«Сложи названное мной слово». Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА – РОЗА. «Придумай предложение с получившимся словом» |
|
|
— На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.) |
— На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: Буратино выглядывает из-за берёзы. |
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.
Литература:
- Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
- Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2014.