Методическая разработка «формирование лексической стороны речи у дошкольников с онр»

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Введение 3

Глава

1. Теоретические основы изучения проблемы нарушений лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1. Развитие лексики в онтогенезе 7

1.2. Особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 14

1.3. Игры и игровые технологии в логопедической работе 21

Глава

2. Экспериментальное изучение лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1. Программа констатирующего эксперимента 30

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35

Глава

3. Логопедическая работа по развитию лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровых технологий

3.1. Основные направления и содержание логопедической работы по развитию лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитие речи средствами игровых технологий 42

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 57

Заключение 63

Список литературы 65

Для чего нужны лексические игры?

Работа по развитию лексической стороны речи — важный раздел работы логопеда. Ребенок должен уметь понимать и узнавать различные слова, правильно применять их в предложениях, уметь беседовать со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в детском саду проходят занятия по развитию лексики, конечно, в форме игры.

Вот основные направления работы логопеда по развитию лексики:

  • расширение словарного запаса параллельно с расширением представлений об окружающем мире, формированием познавательной деятельности;
  • развитие умения находить антонимы и синонимы;
  • употребление слов-оценок;
  • уточнение значения слов;
  • развитие самостоятельных высказываний;
  • формирование словообразования;
  • формирование семантической структуры слова.

Поскольку обучение проходит в виде игры, дети быстро усваивают новую информацию. Лексические игры позволяют ребенку не только успешно овладеть словарем, который бы позволил ему общаться с другими детьми и со взрослыми. Они способствуют дальнейшему успешному обучению в школе, институте. Развитая лексика важна для построения нормальных отношения с людьми. Развитие словаря ребенка связано с развитием мышления и других психических процессов.

Специфика работы на лексическом уровне

Дидактические игры как один из ведущих способов обучения в детском саду

Определение 1

Дидактическая игра – это вид активной деятельности, направленной на имитационное моделирование изучаемых систем, явлений и процессов.

Главным отличием игры от любого другого типа деятельности является то, что ее предмет – непосредственная деятельность детей. В дидактической игре основной тип деятельности — учебная, вплетающаяся в игровую и приобретающая черты совместной игровой учебной деятельности.

К обучающим задачам можно отнести:

  • обучение детей различению и правильному названию цветов и геометрических фигур;
  • уточнение представлений, касающихся столовой посуды или одежды;
  • формирование умения сравнения предметов по внешним признакам, расположению в пространстве и пр.;
  • развитие глазомера и координации мелких движений.

Обучающую задачу воплощают создатели игры в соответствующем содержании, реализация с помощью игровых действий, выполняемых детьми.

Возможность обучить маленьких детей через активную и интересную им деятельность – отличительная особенность дидактической игры.

Выдержка из текста

В связи с этим, актуальность данного исследования можно изложить в поиске и оптимальном и эффективном применении средств для коррекции нарушений речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.Предмет исследования – логоритмика как средство формирования психомоторных функции речи младших дошкольников с общим недоразвитием речи.2) изучить особенности развития детей с общим недоразвитием речи;

Вопросы развития и совершенствования связной речи дошкольников в последнее время все чаще становятся предметом изучения различных наук – психологии, педагогики, логопедии и других исследовательских направлений.Для работы с детьми, имеющими нарушения в нормальном развитии речи особенно важным становится поиск нестандартных и высокопродуктивных методов развития и совершенствования характеристик связной речи, которая способствует достижению высоких образовательных результатов в последующем школьном обучении. Бородич установлено, что особенно продуктивной она является продуктивной при организации работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

1) комплексное обследование детей страдающих речевым недоразвитием;2) тесное сотрудничество логопеда с воспитателем и родителями, для преодоления нарушений развития связной монологической речи у детей;

3. использование игровых приемов в качестве основных методов коррекции развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования: коррекция мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР (III уровень) будет проходить более эффективно, если в комплексном подходе использовать разнообразные упражнения на основе пальчиковой гимнастики.

Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкаревой, Е. Смирновой и Л. Галигузовой, О.А. Козыревой.

Учитывая это, определили тему дипломной работы: «Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством современных подходов». Данная проблема всегда была актуальной, она остается такой и сейчас, несмотря на большое количество теоретических и практических работ, проведенных в этом направлении.

Проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет отражение в работах таких авторов, как: Л.В. Мещерякова, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Бойкова.

Связная речь – это наивысшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка. С. Она характеризуется взаимодействием некоторых факторов: логики изложения текста, коммуникативной направленности, содержания текста и его смысла, композиционной структуры, особенной организации языковых средств .

Гипотеза: комплексное изучение звуковой стороны речи детей с ОНР позволяет выявить группу риска и определить психолого-педагогические технологии формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Разработкой проблемы развития у детей-дошкольников с ОНР и коррекции отклонений речевой стороны занимались такие ученые как Г. Осуществляется интеграция видов деятельности дошкольников, способствующая развитию коммуникативной функции у детей с ОНР Выготского; теоретические концепции диагностики развития и коррекции детей с общим недоразвитием речи Р.

Гипотеза исследования — для старших дошкольников с задержкой психи-ческого развития характерна несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс связной речи, при доминирующих нарушениях смысловой и языковой составляющих, обусловливающих рас-стройство речи как сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятель-ности. Специально организованная логопедическая работа, основным содержа-нием которой является формирование речевой деятельности говорения, способ-ствует более эффективному преодолению нарушений развития связной речи у данной категории детей.

Базой исследования явились воспитанники МДОУ №

1. компенсирующего типа г. Сургута в количестве 16 человек в возрасте от 5,9 до 6,6 лет. Среди них 4 девочки и

1. мальчиков.

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры:

Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Для чего нужны лексические игры?

Работа по развитию лексической стороны речи — важный раздел работы логопеда. Ребенок должен уметь понимать и узнавать различные слова, правильно применять их в предложениях, уметь беседовать со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в детском саду проходят занятия по развитию лексики, конечно, в форме игры.

Вот основные направления работы логопеда по развитию лексики:

  • расширение словарного запаса параллельно с расширением представлений об окружающем мире, формированием познавательной деятельности;
  • развитие умения находить антонимы и синонимы;
  • употребление слов-оценок;
  • уточнение значения слов;
  • развитие самостоятельных высказываний;
  • формирование словообразования;
  • формирование семантической структуры слова.

Поскольку обучение проходит в виде игры, дети быстро усваивают новую информацию. Лексические игры позволяют ребенку не только успешно овладеть словарем, который бы позволил ему общаться с другими детьми и со взрослыми. Они способствуют дальнейшему успешному обучению в школе, институте. Развитая лексика важна для построения нормальных отношения с людьми. Развитие словаря ребенка связано с развитием мышления и других психических процессов.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы. (Стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Описание игры:

Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?». Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?)

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?». Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей – и спрашивает детей: «как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» – «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка – живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь – неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы – на вопрос «кто?».

Лексические упражнения в качестве одного их ведущих видов обучения в детском саду

Значимое место в работе с детьми дошкольного возраста отводится упражнениям, словесным играм, основное назначение которых заключается в том, чтобы развить у детей внимание к словам и более точное словоупотребление. Особая роль лексических упражнений заключается в том, что они предупреждают речевые недочеты, активизирует словарь, формирует практические навыки: умение быстро выбирать наиболее точное слово, составлять предложения, различать оттенки в значении слова

Такими играми у детей воспитывается языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарное осознание элементов языковой действительности.

Лексические упражнения состоят из логического анализа лексического понятия, анализа лексических значений, составления семантических рядов. Словарные упражнения состоят из заданий, требующих составлять словосочетания и предложения.

Лексические упражнения редко проводят на специальных занятиях, которые полностью посвящаются данной теме, обычно такие упражнения включены в занятия, посвященные развитию речи и занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Например, если определенное занятие, направленное на развитие связной речи, рассчитано на 20 минут, то от 2 до 10 минут из них можно посвятить специальным лексическим упражнениям. На занятиях, посвященных знакомству с художественной литературой, лексические упражнения вводят, когда есть необходимость комментировать лексику писателя.

Специальные упражнения по лексике видят свою цель в конкретных лингвистических задачах:

  • развитие понимания обобщающего смысла слова;
  • развитие понимания отношений между целым и его частью;
  • развитие понимания отвлеченного смысла слова;
  • развитие языкового чутья в области морфологии, то есть в усвоении абстрактных значений морфем;
  • усвоение антонимов в качестве средства осмысления значений слов;
  • развитие стилистического чутья;
  • усвоение переносного значения слов и этических понятий через знакомство с художественной литературой.

Метод обогащения детского словаря на специальных занятиях – практический.

Наиболее часто, проводя лексические упражнения, используют приемы дидактических игр. Например, игры с дидактическими, то есть специально изготовленными, куклами. Также используют игру «волшебный мешочек», в ней ребенок должен опустить руку в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнать и назвать предмет. Детей необходимо знакомить с окружающим миром и объяснять лексическое значение слова просто указывая на реальный предмет, действие или признак.

Какие игры обычно используют?

Как именно проходят занятия, и какие игры чаще всего используют логопеды?

Каждое занятие посвящено определенной тематике. Вот основные блоки:

  • обогащение и активизация речи детей;
  • поиск антонимов и синонимов;
  • согласование разных частей речи;
  • образование множественного числа;
  • работа с деформированными предложениями;
  • поиск ошибок;
  • поиск соответствующего понятия;
  • классификация понятий.

В зависимости от цели и тематики подбираются лексические игры для ребят.

Вот несколько лексических игр, которые использует логопед в своей работе с малышами в детском саду:

  • образование существительных с ласкательными суффиксами — дети должны назвать слово ласково (дождь — дождик — дождичек);
  • образование антонимов — дети должны назвать антонимы к заданному слову (быстрый — медленный);
  • образование синонимов «Найди похожее слово» — ребята подбирают похожие слова к заданному логопедом слову (красивый — прекрасный);
  • классификация понятий «Найди лишнее слово — необходимо определить, какое слово не вписывается в данную группу (заяц, волк, медведь, лиса, овца);
  • поиск ошибок «Найди ошибку» — необходимо выявить ошибку в предложении (Лена пила клубнику сок — Лена пила клубничный сок);
  • обозначить словом внешние признаки предмета — дети рассматривают игрушку и описывают ее, используя большое количество существительных и прилагательных;
  • игра «Повар» — необходимо назвать блюда, которые можно приготовить из разных овощей;
  • образование единственного и множественного числа — например, помидор — помидоры;
  • поиск соответствующего понятия — педагог начинает предложение, а дети заканчивают.

    Например, «люди осенью одеты (во что?)» или «школьники идут с портфелями (куда?)».

Лексические игры могут сопровождаться стихами, песнями, активными движениями (похлопать, пробежаться, например). Все это помогает детсадовцами быстрее усвоить информацию. Ведь, чем веселее проходит занятие, тем больше шансов на то, что ребенок будет более внимательным и запомнит все, что надо.

Какие игры обычно используют?

Как именно проходят занятия, и какие игры чаще всего используют логопеды?

Каждое занятие посвящено определенной тематике. Вот основные блоки:

  • обогащение и активизация речи детей;
  • поиск антонимов и синонимов;
  • согласование разных частей речи;
  • образование множественного числа;
  • работа с деформированными предложениями;
  • поиск ошибок;
  • поиск соответствующего понятия;
  • классификация понятий.

В зависимости от цели и тематики подбираются лексические игры для ребят.

Вот несколько лексических игр, которые использует логопед в своей работе с малышами в детском саду:

  • образование существительных с ласкательными суффиксами — дети должны назвать слово ласково (дождь — дождик — дождичек);
  • образование антонимов — дети должны назвать антонимы к заданному слову (быстрый — медленный);
  • образование синонимов «Найди похожее слово» — ребята подбирают похожие слова к заданному логопедом слову (красивый — прекрасный);
  • классификация понятий «Найди лишнее слово — необходимо определить, какое слово не вписывается в данную группу (заяц, волк, медведь, лиса, овца);
  • поиск ошибок «Найди ошибку» — необходимо выявить ошибку в предложении (Лена пила клубнику сок — Лена пила клубничный сок);
  • обозначить словом внешние признаки предмета — дети рассматривают игрушку и описывают ее, используя большое количество существительных и прилагательных;
  • игра «Повар» — необходимо назвать блюда, которые можно приготовить из разных овощей;
  • образование единственного и множественного числа — например, помидор — помидоры;
  • поиск соответствующего понятия — педагог начинает предложение, а дети заканчивают.
    Например, «люди осенью одеты (во что?)» или «школьники идут с портфелями (куда?)».

Лексические игры могут сопровождаться стихами, песнями, активными движениями (похлопать, пробежаться, например). Все это помогает детсадовцами быстрее усвоить информацию. Ведь, чем веселее проходит занятие, тем больше шансов на то, что ребенок будет более внимательным и запомнит все, что надо.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры:

Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали. (Педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же) Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя….» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: