поурочные разработки по математике. 2 класс. к умк петерсон л.г

Математика по петерсон: особенности, плюсы и минусы

Кто такая Л. Г. Петерсон и в чём суть её системы?

Людмила Георгиевна Петерсон — известная советская и российская педагог-методист, доктор педагогических наук и профессор. Она родилась 25 июня 1950 года и сделала значительный вклад в область образования, особенно в области начального и дошкольного образования. Её работа сосредотачивается на разработке методик и подходов к обучению детей.

  • Самостоятельное исследование: В рамках методики Петерсон дети сталкиваются с более сложными математическими задачами, чем они могли бы решить стандартными способами. Учителя не дают им готовые решения, а вместо этого поддерживают процесс самостоятельного исследования.
  • Идеи и предложения: Дети приглашаются к творческому процессу. Они высказывают свои идеи, предлагают варианты решения и исследуют математические концепции с разных сторон.
  • Руководство педагога: Учителя играют роль руководителей и наставников. Они не просто дают ответы, но помогают детям ориентироваться в математическом мире, задавая вопросы и направляя их исследования.
  • Развитие навыков: Методика Петерсон способствует развитию важных навыков, таких как способность преодолевать трудности, критически мыслить, анализировать информацию и изобретать свои решения.
  • Поддержка радости открытий: Система образования Людмилы Петерсон помогает детям радоваться своим математическим открытиям, что стимулирует интерес к предмету и обучению в целом.

Этот метод подходит для разных возрастных групп, начиная с детей трёх лет и до учеников девятого класса. Он активно применяется в детских садах и школах, способствуя развитию учеников и их увлечению математикой.

Резюме

Конечно, можно поспорить по поводу плюсов и минусов учебных пособий Людмилы Георгиевны, ведь для решения определенных задач требуются не только математические знания, а также сообразительность. Некоторые взрослые не могут их решить, а вот дети, обучающиеся по учебникам Петерсон, справляются быстрее, ведь программа учит детей мыслить самостоятельно и вникать в решение. А результатом такого обучения является эффективная сбалансированная подготовка учащегося. Пособия Петерсон имеют отличия от традиционных учебников – это неоспоримый факт.

Людмила Георгиевна Петерсон навсегда вошла в историю российской педагогики, зарекомендовала себя в преподавательской среде как великого математика современности. А ее труды были отмечены на высшем правительственном уровне.

Подготовка к школе 2100 для дошкольников

В настоящее время существует программа «Детский сад 2100», которая создана для соблюдения условий преемственности различных образовательных уровней. Программа является личностно-ориентированной, направлена на раскрытие потенциала дошкольника и является начальным этапом программы «Школа 2100». Ребенок учится находить ответы на вопросы самостоятельно. Принципы построения программ одинаковы, что лишний раз доказывает преемственность на различных этапах обучения. Главная цель программы для дошкольников состоит в формировании положительного восприятия мира у дошкольников. С помощью разного рода занятий у малышей развивается память, воображение, речь. Дети учатся оценивать свою работу, намечают пути исправления ошибок. Они получают социальный опыт, взаимодействуя с ровесниками и педагогами. Ребята усваивают такие морально-нравственные понятия как добро, любовь, семья, дружба. Только в психологически-комфортных условиях дети смогут проявить себя в полной мере и раскрыть все свои потаенные качества. Программа говорит о том, что наибольший результат будет достигнут только в атмосфере дружбы, добра. Весь процесс обучения построен на диалоге, ведь ребенок добывает знания самостоятельно. В основе деятельности дошкольника лежит игра. Обязательно учитываются индивидуальные особенности малыша, исходя из них простраивается система занятий. Педагоги отмечают успешную подготовку к начальной школе по этой программе.

Инцидент с Министерством образования и науки

В 2004 году возник конфликт интересов с чиновничеством Минобразования. Не учитывая известного положения Людмилы Георгиевны в образовательной сфере, её математические книги не пропустила государственная экспертиза, и учебники не вошли в перечень книг, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Интересно, что в этом случае книги были оценены ученым советом положительно, а негативные отзывы были оставлены педагогической экспертизой. Практически все экспертные заключения формировала сотрудник РАН Ульяхина, известная, в первую очередь, как автор учебников по русскому языку.

Оценка Ульяхиной, была основана на отсутствии в учебниках Петерсон, воспитания патриотизма и гордости за свое государство, и в результате содержание учебника перестало отвечать одной из приоритетных задач национального образования. Вывод был сделан, из-за неоднократного использования математиком популярных произведений зарубежных авторов.

Это решение Министерства образования и науки, возмутило педагогические и научные сообщества. Петиция о пересмотре этого заключения собрала более 50 тысяч подписей. Учителя, родители и общественники выступили с критикой по отношению к экспертизе. В результате общественного резонанса, учебники Петерсон были возвращены в список школьной программы.

Научно-методические разработки по непрерывному обучению

Программа «Учусь учиться»

Непрерывный курс математики под названием «Учусь учиться» — это первый результат ее плодотворной работы. Людмила Георгиевна трудилась над этой программой в течение семи лет, с 90-97 годы. Это одна из первых попыток применить на практике систему развивающего образования и обучения. Занятия соответствующей программы, разработанные Людмилой Петерсон, должны были брать старт уже в подготовительных группах детского сада, а затем продолжались и в начальных и средних классах. Программа подробно была проработана математиком, и захватывала 6 класс общеобразовательной школы.

Рабочий курс Петерсон, «Учусь учиться» был разработан согласно всем федеральным стандартам качества начальных общеобразовательных учреждений России. В Министерстве образования не раз отмечалось это положительными рецензиями. В школах, которые обучаются по системе «Школа 2000», началось активное применение этой программы. Ведь этот уникальный курс предлагает детям непрерывное обучение с 3 до 13-ти летнего возраста.

Ученики планомерно изучают математику, непрерывно расширяя свои горизонты. Когда обучение проходит только по методичкам «Учусь учиться», усвоение материалов курса происходит непрерывно в дошкольном учреждении, начальной и общеобразовательной школе.

Содержание подробной методической программы:

  1. Пояснительная записка с детальными рекомендациями для учителей.
  2. Итоги, к которым должны быть приведены дети, изучающим курс.
  3. Подробная информация курса по каждому из этапов общеобразовательной деятельности.
  4. Планирование занятий по темам, самостоятельные и контрольные работы, объем домашних заданий и материалов для самостоятельной подготовки.
  5. Примерные уроки для изучения всего курса.
  6. Материально-технические средства, необходимые для полноценного учебного процесса.

Эта программа получила широкое распространение в школах по всей России. После успешного выхода курса «Учусь учиться» фотографии Людмилы Георгиевны Петерсон начали появляться в профессиональных преподавательских изданиях и журналах. Она завоевала среди своих коллег неоспоримый авторитет, с ее мнением стали считаться и уважать его.

Людмила Петерсон

Программа «Ступеньки»

Следом, была выпущена еще одна программа, предусматривающая непрерывность образования, которую Петерсон, представила как «Ступеньки». Этот курс посвящен, прежде всего, дошкольникам. Основной целью этой программы, была подготовка дошкольников к занятиям по математике. Окунуться в математику в рамках этого проекта предлагается детям с 3 лет.

На этой стадии было предложено разделить учебный процесс на две стадии.

Первая стадия была разработана для детей от 3 до 4 лет и получила название «Игралочка». Вторая – для детей от 5 до 6 лет, под названием «Раз – ступенька, два – ступенька». Это основные курсы, дающие ребенку основу и базовые знания такого сложного предмета как математика. И в будущем гарантировано, что если ребенок непрерывно обучается, это обеспечит ему высокий процент освоения программы, хорошие отметки в школе, развитие логики и мышления.

Основная цель данной программы — развивать у детей истинное увлечение к математической науке. Эта цель достигается при помощи игры, дидактики, различных творческих занятий, развития логического мышления у малышей, общеобразовательных умений и индивидуальных особенностей, например усидчивости, внимательности, организованности, которые помогут детям в будущем успешно посещать школьные уроки.

Учебное пособие «Ступеньки» содержит подробный и исчерпывающий поурочный план, рассчитанный на детей с разными способностями.

Обе программы были проработаны Людмилой Георгиевной тщательным образом, было предусмотрено многое: разработаны сценарии занятий для учителей школы, подробно рассмотрены планы уроков, примеры задач для самостоятельной работы детей различного уровня знаний и умений.

Что такое математика по Петерсон

Программа предполагает, что ребенок будет своими силами решать математические задачи. Если в школе детей учат работать по шаблону и искать единственно верный метод решения, то в случае с системой Петерсон человек должен своими силами дойти до получения понимания подобного механизма.

Таким образом, система Петерсон противопоставляется школьной программе. Она исключает простое заучивание примеров, делает упор на появление у ребенка индивидуального понимания того, как именно нужно решить тот или иной пример.

При занятиях в группах дети могут обсуждать подходы к каждой задаче, искать лучшее решение коллективно. Многие специалисты отмечают, что кроме непосредственного понимания механизмов работы математики, это учит критическому мышлению, позволяет человеку заинтересоваться сложными науками. При этом барьер, который не позволял многим усваивать информацию, стирается.

Сама Петерсон неоднократно отмечала, что любой ребенок может заинтересоваться математикой. Суть ее системы в том, чтобы сделать это максимально гармонично, не формировать страхов и мифов перед чем-то неизвестным.

Авторы программы «Школа 2100»

«Школу 2100» была разработана и опробирована такими гигантами педагогической науки как Шалва Александрович Амонашвили, Алексей Алексеевич Леонтьев, Таисой Алексеевной Ладыженской, Дмитрием Даимовичем Даниловым Рустемом Николаевичем и Екатериной Валерьевной Бунеевыми, и другими.


Бунеев Рустэм Николаевич — один из авторов программы Школа 2100

В основе созданной ими системы лежит «Педагогика здравого смысла» А.А.Леонтьева, концепция развивающего обучения и технология проблемно-диалогического обучения.

Очень ценными считаются в этой программе учебники математики под редакцией Людмилы Георгиевны Петерсон.


Людмила Петерсон

Людмила Георгиевна совместно с другими математиками разработала теоретические основы непрерывного математического обучения в системе развивающего обучения. Именно она разработала программу математического обучения для детей с трех лет и до девятого класса. Она была автором программы «Школа 2000», а затем отмечена как соавтор в «Школе 2100».

Педагоги и родители отмечают также высокий уровень учебников «Русский язык», «Литература», «Литературное чтение» под редакцией Рустема Николаевича и Екатерины Валерьевны Бунеевых.


Бунеева Екатерина Валерьевна — один из авторов программы Школа 2100

Их учебники называют особенно запоминающимися, формирующими мировоззрение ребенка, побуждающими к изучению окружающего мира. Как мы видим, авторский коллектив этот удивительный: все специалисты высочайшего класса, трудолюбивые, нестандартно мыслящие. В общем – специалисты высочайшего класса.

«Школа 2000»

Системно-деятельный центр педагогики «Школа 2000» был сформирован 10 февраля 2003 года, при Академии повышения квалификации и профессионального переобучения сотрудников образовательной сферы.

Людмила Георгиевна стала не просто основательницей центра, а заняла пост директора и по совместительству и главного научного руководителя.

Педагогическую базу центра составила система дидактики, создателем которой была сама Людмила Петерсон. Работу высоко оценили коллеги и педагоги по всей стране и даже на уровне президента. Коллектив авторов получил президентскую премию в образовательной сфере.

Учебные пособия Петерсон, как с тех пор уже не раз отмечалось, является настольным учебником почти для каждого ученика нашей страны. Обучающиеся по этим программам школьники, становились призерами, победителями и лауреатами международных математических конкурсов.

Людмила Петерсон

Преимущества методики Петерсон

У созданного Людмилой Петерсон метода для изучения математики есть масса преимуществ. Рассмотрим их более подробно.

Приучение ребенка к самостоятельному мышлению

Стандартное преподавание математики предполагает, что ребенок при решении примеров ориентируется на предложенные типовые методы. Их понимание закрепляется при решении примеров, проверяется в ходе выполнения контрольных работ.

При этом Петерсон говорит о том, что работать по шаблонам – не лучшее решение. Человек может дойти до понимания многих важных вещей в математике своими силами. Это помогает ему по-настоящему полюбить предмет, понять, что он интересный, не такой сложный, как может показаться на первый взгляд.

Большой упор на визуальную составляющую учебных материалов

В процесс изучения математики по Петерсон используются очень яркие, красочные пособия, которые помогают значительно быстрее освоить новый материал. Качество усвоения информации в таком случае будет значительно более высоким.

Так как программа ориентирована на дошкольников и младших школьников, все пособия оформляются с использованием героев сказок, интересных мультипликационных персонажей.

Универсальность

Иногда можно встретить утверждение о том, что заниматься по такой методике могут только одаренные дети, у которых с самого детства есть значительная тяга к точным наукам. Не менее распространено и заблуждение о том, что изначальная работа по Петерсон делает невозможным освоение традиционной математической школьной программы.

На самом деле, подобная программа изучения помогает самому широкому списку школьников. Значительно сложнее бывает справиться с сомнениями родителей, которые привыкли к использованию исключительно традиционных школьных методов. Нужно понять, что две системы преподавания не отменяют друг друга.

Удобные учебные пособия

В процессе изучения материала используются оригинальные рабочие тетради и учебники. С ними просто интересно работать детям. Среди методов изучения – решение различных ребусов, раскраска, рисование и многое другое.

Принципы

В основе программы «Школа 2100» лежат следующие принципы:

  • принцип адаптивности (способность ребенка подстраиваться под любые обстоятельства);
  • принцип развития (весь окружающий нас мир и мы сами находимся в постоянном и непрерывном развитии);
  • принцип психологической комфортности (отсутствие стрессовых ситуаций в процессе обучения);
  • принцип смыслового отношения к миру (осознанное отношение к явлениям окружающего мира и действительности);
  • принцип обучения деятельности (дети выступают активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями),
  • «щадящая» система домашних заданий (домашние задания должны быть интересными, дозированными, разноуровневыми, оправданными и результативными).

Недостатки системы Петерсон

Заострять внимание исключительно на преимуществах системы Петерсон было бы неправильно. Есть и ряд недостатков, которые также стоит учитывать

К ним относятся:

  • Отказ от математической теории, которая обычно изучается в учебниках. При этом значение теории часто оказывается переоцененным. Учебники Петерсон построены иначе. В них не предусмотрено теории, примеры начинаются сразу же. Сам преподаватель может рассказывать о различных математических законах.
  • Метода нет в официальной школьной программе. Она была исключена оттуда еще в 2014 году. При этом подобное решение было негативно принято в педагогическом сообществе, а петиция с протестом на эту тему собрала десятки тысяч подписей. Учебники подобной тематики не допускается применять как в основной программе, так и во время проведения внеклассных занятий по математике.

Большое значение при изучении системы имеет уровень подготовки преподавателя, а также его готовность работать по специальным пособиям

Важно, что подобное решение не подойдет для тех педагогов, которые сами не готовы перейти на нее, не могут отказаться хотя бы на время от стандартных шаблонов

Учебники 2 класс

  • Spotlight 2 (Английский в фокусе. 2 класс) Книга для родителей. Быкова Н.И., Поспелова М.Д.
    (540)

    Данный сборник поможет и детям, и родителям! Он содержит комментарии к устным и письменным упражнениям, советы и рекомендации по их выполнению, а также ключи к заданиям учебника и рабочей тетради учебно-методического комплекта серии «Английский в фокусе» для 2 класса общеобразовательных организаций.  СодержаниеLet’s go! 4My Letters! 5Вводный…

  • Spotlight 2 (Английский в фокусе. 2 класс) Языковый портфель. Быкова Н.И., Дули Д. и др.
    (497)

    Этот языковой портфель был создан для того, чтобы помочь ребенку изучать английский язык. Дети сами могут решать, что в него включать. В портфели входят работы, выполненные в школе и дома. На практике портфели могут включать проекты или другие примеры письменных работ, компьютерные диски, видеокассеты, аудиокассеты, отзывы учителей или даже…

  • Starlight 2 (Звездный английский. 2 класс). Test Booklet (Контрольные задания) Баранова К.М., Дули Д. и др.
    (659)

    Линия УМК «Звездный английский (2-4 классы)» Сборник контрольных заданий включает контрольные задания в двух вариантах, которые выполняются по завершению работы над каждым модулем учебника. Помимо этого, в сборнике дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи ко всем заданиям…

  • Starlight 2 (Звездный английский. 2 класс). Книга для родителей. Мильруд Р.П., Суханова О.Н.
    (488)

    Пособие содержит комментарии к упражнениям, рекомендации по работе с изучаемым материалом учебника и рабочей тетради учебно-методического комплекта «Звёздный английский» для 2 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка и ключи к упражнениям этих компонентов. Пособие предназначено для всех желающих…

  • Starlight 2 (Звездный английский. 2 класс). Сборник упражнений. Сахаров Е.В. и др.
    (655)

    Сборник упражнений является дополнительным компонентом УМК серии «Звёздный английский» для 2 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка. Сборник содержит разнообразные задания и упражнения к каждому модулю учебника, направленные на развитие навыков письменной речи и на повторение изученного…

  • Английский язык. 2 класс (углубленное изучение) В 2 ч. Верещагина И.Н, Бондаренко К.А, Притыкина Т.А.
    (570)

    Линия УМК «Верещагина И.Н. (1-4 классы)» Технология обучения английскому языку по этому учебнику основана на принципах коммуникативной направленности и принципа устного опережения. Учебник содержит тексты для развития различных видов чтения, упражнения, направленные на освоение грамматики и лексики, занимательные задания, а также страноведческий…

  • Английский язык. 2 класс. Грамматический справочник с упражнениями. Кузовлев В.П., Пастухова С.А. и др.
    (496)

    Линия УМК «Кузовлев В.П. (2-4 классы)» Данный грамматический справочник является одним из компонентов учебно-методического комплекта «English 2». Справочник можно использовать как самостоятельное пособие по изучению грамматики английского языка, и как дополнительное пособие в помощь родителям, желающим помочь ребенку в более глубоком усвоении…

  • Английский язык. 2 класс. Книга для учителя. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш. и др.
    (469)

    Книга для учителя содержит общую характеристику УМК, описывает цели и задачи обучения, организацию процесса коммуникативного обучения иноязычной культуре, а также даёт подробные методические рекомендации работы с упражнениями в зависимости от уровня подготовки учащихся, ключи к упражнениям. Приложение включает тематические карты к каждому циклу…

  • Английский язык. 2 класс. Книга для чтения. Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М. и др.
    (466)

    Книга для чтения является обязательным компонентом учебно-методического комплекта по английскому языку. Она тематически связана с Учебником, включает тексты, соответствующие возрастным особенностям, интересам учащихся и уровню их языковой подготовки на иностранном языке. Кроме того, в ней представлены различные упражнения тренировочного и…

  • Английский язык. 2 класс. Поурочные планы к учебнику Биболетовой М.З.
    (468)

    В пособии представлены подробные сценарии уроков английского языка во 2 классе для учителей, работающих по учебно-методическому комплекту М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English» (Обнинск: Титул). Кроме того, педагог найдет здесь методические рекомендации по организации работы и отдыха школьников, оригинальные варианты проверки усвоения материала:…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: