Как научить ребенка читать по слогам: методики обучения чтению дошкольников

Учим ребёнка читать: обзор методик и прочие важные моменты

Подкуп, манипуляции и другие ошибки родителей

Dragana Gordic/Shutterstock.com

Заставить ребёнка полюбить книги не получится, как и заставить его полюбить манную кашу, классическую музыку или, например, бальные танцы. Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, а не сформировать неприязнь на долгие годы, избегайте этих ошибок:

  • принуждение: угрозы наказания и психологическое давление, возможно, помогут осилить школьный список литературы на лето, но не помогут ребёнку захотеть взять книгу в руки просто так;
  • наказание чтением: вряд ли ребёнок когда-нибудь сможет полюбить то, что его заставляют делать в качестве наказания;
  • подкуп: вероятно, за новую игрушку или дополнительное экранное время юный читатель гораздо охотнее согласится прочитать даже скучную книгу, заданную в школе. Но внешняя мотивация работает ровно столько, сколько вы готовы «платить» за чтение;

Не стоит говорить ребёнку, что чтение будет вознаграждено удовольствием от книги, потому что не факт, что удовольствие будет получено, особенно на этапе медленного чтения. Однако похвала от родителей на первом этапе — это достаточно сильный механизм подкрепления для ребёнка. В качестве вознаграждения можно рассмотреть покупку новой книги или посещение библиотеки.

  • неправильные аргументы: фразы вроде «Это надо для школы!» или «Не будешь читать — не сдашь экзамен!» могут не сработать, когда вы предложите ребёнку новую книгу. А вот если рассказать ему, что именно эту книгу вы в детстве читали с фонариком под одеялом вопреки запрету родителей, это сразу вызовет интерес;
  • постоянные исправления: когда ребёнок читает вслух, не нужно поправлять его каждый раз, когда он допускает ошибку. Исправлять стоит лишь те слова, которые он не понимает;
  • сравнение с другими детьми: чтение — это не соревнование; лучше отмечать успехи ребёнка, чем сравнивать с кем-то, кто прочёл больше книг за лето.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.

Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Наиболее распространенные ошибки родителей

Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:

  1. Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
  2. Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.

    Запомните!
    Поэтому лучше учить ребенка сразу произносить все слова в определенном отрывке, по нескольку раз повторяя пройденный этап.

И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!

Методики обучения чтению

Полезные методические рекомендации по слоговому чтению

Поскольку самой популярной методикой обучения чтению является всё-таки слоговой метод, родителям стоит взять во внимание следующие рекомендации:

  1. Ключевой принцип обучения — от простого к сложному. Потому вначале целесообразно выучить открытые гласные А, О, У, Ы, Э (ребёнку их проще произносить), после уже закрытый И. Точно так же лучше сперва освоить твёрдые звонкие согласные, а потом уже глухие и щипящие.
  2. Чтобы ребёнок запомнил букву, не нужно привязывать её к конкретной картинке (А — аист, Б — барабан и т. д.). Иначе может закрепиться устойчивая ассоциация, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при соединении букв в слоги (малышу будет трудно понять, как из барабана и аиста получается БА).
  3. Первые слоги лучше изучать простые — из двух звуков, согласного и гласного (МА, МУ, ПА, ПУ и т. д.). Главное — чтобы дошкольник понял, как один звук соединяется с другим (не буквы, а именно звуки). Затем можно переходить к слогам, где первым идёт гласный (АМ, УМ и т. д.).
  4. При обучении слоговому чтению родителям стоит пользоваться слоговой таблицей. Она позволяет читать слоги и по вертикали (разные согласные сочетаются с одним гласным), и по горизонтали (один согласный комбинируется с различными гласными).
  5. Когда ребёнок освоит слоги, первые слова, которые он будет читать, нужно выбирать самые простые, двусложные (ПА-ПА, МА-МА, МЫ-ЛО и т. п.).

Слоговая таблица — хорошее подспорье при изучении с ребёнком слогов

Как научить ребенка хорошо читать и понимать прочитанное: игры

Детям гораздо интереснее осваивать навыки чтения в игровой форме. Родители могут использовать разные игры, помогающие быстрее научить дошкольника читать целыми словами. Готовые игровые материалы можно приобрести в специализированных магазинах. Также подойдут пособия, сделанные своими руками.

Игра «Чепуха»

Потребуются карточки с разными слогами. Из них ребенок будет составлять слова и читать их. Если нет готовых карточек, их можно сделать самостоятельно, используя картон и цветные карандаши.

Правила:

  1. Берем карточку с одним слогом. Ребенок читает его.
  2. Добавляем второй по смыслу, чтобы получилось слово. Теперь ему нужно прочитать два слога подряд, чтобы получилось слитно.
  3. Потом добавляем еще один слог и учимся читать слово, состоящее из трех слогов.
  4. Меняем карточки и слова. Постепенно переходим к чтению слов с закрытыми и сложными слогами.
  5. Можно собирать слоги в непроизвольном порядке и читать, какие слова получились. Выходит очень смешно и весело. Например, соединив слоги КА–РА-МУ-ША, получилось странное слово, которому можно придумать вместе с ребенком какое-нибудь значение – что бы это могло быть? Поверьте, такая игра доставляет детям настоящее удовольствие и проходит в веселом формате. Помимо навыков чтения, помогает развивать фантазию и интеллект.

Читаем простые предложения, в которых есть слова, где нет последнего слога. Например: «Маша и Коля играли в прят…» или «Мама пошла в магазин и купила мороже…». Ребенок должен догадаться, какого слога не хватает в конце. Такая игра хорошо помогает усвоить навык слитного чтения.

Игра «Паровозик»

Импровизированный паровозик везет слова, только едет он быстро, поэтому прочитать эти слова нужно успеть. Эта игра поможет научить ребенка читать слова целиком, не разбивая их на привычные слоги.

Любая игра, предполагающая обучение полезному навыку чтения, должна проводиться в удобное время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и готов к получению новых знаний. На образовательный процесс не стоит тратить много времени, это утомляет. Дети дошкольного возраста еще не обладают достаточной усидчивостью. Достаточно проводить такие уроки в течение 15–20 минут по 2–3 раза в день, не больше. Если ежедневно заниматься с ребенком чтением слов, уже скоро он может порадовать своих родителей хорошими результатами.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.

Надо убедиться, что малыш готов к обучению

  • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
  • Развитие фонетического слуха – немаловажный фактор. Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.
  • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.
  • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению – процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.
  • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения. Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

Обучение в игровой форме

Практически все представленные методики проводятся в игровой форме. Методика Зайцева заключается в игре с кубиками, а у изобретенной Марией Монтессори весь процесс обучения подан именно в игровой форме.

Можно обучаться способом игрового лабиринта. В таком случае необходимо на кусочках картона написать буквы и выделить согласные и гласные разными цветами. После этого нужно сделать в каждой отверстие и протянуть через них нитку.

Обратите внимание! Всю конструкцию можно разложить по квартире. Ребенок будет двигаться вдоль нитки и называть каждую найденную букву

Это его увлечет и ускорит запоминание букв. 

Среди существующих способов для обучения чтению необходимо выбрать наиболее подходящий по возрасту для ребенка. Также можно попробовать несколько и выбрать наиболее понравившийся.

Игры для обучения чтению

С какого возраста можно начинать обучать детей чтению?

Трудно сказать однозначно, в каком именно возрасте стоит начинать обучение ребенка чтению, поскольку это зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому с этим должен определиться и ребенок, и взрослый, проанализировав особенности развития конкретного ребенка.

В целом методика обучения чтению рассчитана на четырехлетних детей, то есть количество объектов на странице, величина букв, уровень сложности заданий, предлагаемые виды деятельности, темп выполнения заданий выстраивались с учетом возрастных особенностей детей именно этого возраста.

Однако двенадцатилетняя практика внедрения авторской методики свидетельствует о том, что предлагаемые задания посильные и интересные для трехлетних малышей, поэтому можно начинать учиться читать в трехлетнем возрасте (при желании ребенка), однако выполнять задачи стоит в два раза более медленном темпе и с большей помощью взрослого.

Нередко по предлагаемым пособиям начинали учиться читать пятилетние малыши, им интересно было выполнять задания, однако, по сравнению с четырехлетними детьми, они делали это в гораздо более быстром темпе.

Такая ситуация объясняется психологическими особенностями детей трех, четырех и пяти лет: разной скоростью протекания мыслительных реакций, разным уровнем сформированности мелкой моторики, разным уровнем сформированности навыков выполнения действий, различными познавательными потребностями и тому подобное.

Техника обучения чтению

Книга имеет несколько разделов: сначала рекомендуется обучение ребенка чтению букв, которые обозначают гласные звуки; затем учатся читать открытые слоги и начинают читать простые слова; далее дети овладевают словами, содержащими йотированные буквы, мягкий знак и апостроф.

Напоследок дети учатся читать закрытые слоги.

По сравнению с первым и вторым изданием руководства, в этом издании есть определенные изменения ознакомлением с образами букв. Так, на каждой странице, которые начинаются задания на усвоение букв, цветные поля содержат изображения как большой, так и маленькой буквы.

Кроме того, часть задач предполагает оперирование изображениями больших букв, а часть – изображениями маленьких букв. Это обусловлено необходимостью усвоения детьми образов большой и маленькой букв как подготовки детей к чтению обычных текстов, в которых есть и те, и другие.

Игры для чтения своими руками:

Хороший и качественный обучающий материал довольно дорого стоит. Плюс, сложно быть уверенным в качестве материала, из которого сделаны многие вещи. Поэтому, многие решают сделать все своими руками.

слоговые лото — как сделать игру своими руками?

Выбирая игры для изучения слогов, не стоит забывать про лото. Это интересно, занимательно и познавательно.

Сделать слоговое лото можно дома, своими руками, используя подручные средства.

Слоговое лото

Поле для игры можно распечатать в интернете, либо нарисовать на картоне самостоятельно. При этом на самом поле должна быть расположена большая согласная буква. А также наиболее распространенные слоги, в которых эта буква встречается. Помните, ваша задача, как родителей, помочь ребенку понять, как составляются, а главное читаются слоги, а не запутать его сложными, редко встречающимися слогами.

Фишки для игры можно смастерить, немного потратившись, либо использовать разноцветные крышки из под пластиковых бутылок. Так как такое количество собирать придется довольно долго (фишек необходимо около, либо больше 100 штук), лучше приобрести деревянные втулки. Затем распечатать нужные слоги на разноцветной бумаге и заламинировать, либо использовать скотч. После приклеить вырезанные кружочком слоги к втулке.

Чтобы фишки было удобно хранить, можно сшить мешочек, либо использовать любую коробку. Правила игры те же, что и в обычном лото.

игра дорожки из слогов

Цель игры — научить детей чтению слогов разной сложности и комбинации.

Дорожки из слогов довольно просто сделать своими руками в домашних условиях:

Красочная дорожка для прочтения слога с буквой «ш».

Красочные слоговые поровозики не оставят равнодушным ни одного ребенка. Сами поровозики можно нарисовать, либо распечатать готовыми.

У тех детей, которые любят различные наклейки, часто остаются отходы, которые можно использовать как рамки для будущих слогов:

Родителям остается только дорисовать стрелки, направляющие движение по «дороге» и вписать сами слоги.

В этом случае можно также использовать подручные средства. К примеру, родители с ребенком вышли на площадку, а ребенок не против выучить пару слогов. Не спешите домой. Можно взять палку и помочь ребенку нарисовать «домик» слогу в виде любой фигуры и паралельно его произносить.

Почему детям полезно читать?

Miljan Zivkovic/Shutterstock.com

Чтение — это не только наиприятнейшее, но и невероятно полезное увлечение не только для детей, но и для взрослых. Начнём с того, что, взяв в руки книгу, мы вынуждены отложить в сторону смартфон — а значит, меньше времени будет потрачено на соцсети и мессенджеры. Но есть и множество других веских причин предложить ребёнку книгу вместо гаджетов:

В процессе чтения у ребёнка развиваются внимание, память и воображение. Он не просто пытается запомнить сюжет литературного произведения, но и представляет себе, как выглядят персонажи и место развития событий.
Сопереживая героям книг, дети развивают в себе способность к эмпатии, доброту и чувство справедливости.
Регулярное чтение способствует расширению словарного запаса и кругозора.
Развивается аналитическое и логическое мышление, ведь ребёнок анализирует поступки героев и учится видеть причинно-следственные связи в развитии сюжета.
Чтение помогает детям научиться перерабатывать большие объёмы информации и справляться с негативными последствиями клипового мышления, которому подвержены многие современные школьники (как, впрочем, и большинство взрослых).

Чтение помогает детям научиться перерабатывать большие объёмы информации и справляться с негативными последствиями клипового мышления, которому подвержены многие современные школьники (как, впрочем, и большинство взрослых).

Когда и сколько дети должны читать?

Ann in the uk/Shutterstock.com

Не стоит рассчитывать на то, что, едва научившись читать, ваш ребёнок начнёт увлечённо поглощать книгу за книгой. Начните с двух-трёх минут чтения вслух и помните, что главное — удовольствие от процесса.

И всё же существуют некоторые правила самостоятельного чтения, и ими не следует пренебрегать:

  1. Учащимся начальной школы не рекомендуется читать дольше одного часа в день.
  2. Для чтения необходимо выбирать хорошо освещённое и тихое место.
  3. Начинающим читателям не стоит браться за книгу поздно вечером или сразу после школы — уставшему ребёнку сложнее сосредоточиться.

Плюсы звукового метода

1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах
, поэтому ребенку не придется «переучиваться», он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)

2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению
. Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи
.

4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании
. Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых — не нужно будет даже и этого.

5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени
. Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.

Минусы методики Зайцева

1. Проблемы у детей, занимающихся по этой системе, могут возникнуть в начальной школе. Им приходится учиться разделять слоги на звуки, ведь малыш сразу учил склады, а не составлял из отдельных звуков. При этом школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот — идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у детишек, учившихся читать по методике Зайцева.

2. Некоторое нессответствие цветов, применяемых Зайцевым со школьной программой. В ней гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные — зеленым и синими цветами.

3. Необходимы определенные материальные и трудовые затраты при покупке и изготовлении пособий (кубиков и таблиц) Зайцева, которые может позволить себе не каждая семья. Также довольно большие таблицы должны будут висеть на стенах, что нравится не всем, а у некоторых может не найтись и подходящего для них места.

4. Родителям самим приходится «привыкать» к методике, чтобы заниматься ею с детьми. Ведь их-то самих учили по обычному, традиционному звуковому методу. А если по кубикам не заниматься, а просто отдать их детям, то они могут ими играть, но при этом обучаться чтению не будут.

5. Возможна ситуация, что ребенок не захочет петь или заниматься кубиками «как нужно», а предпочтет, к примеру, просто строить из них башни или разрывать кубики, пытаясь узнать что у них внутри. Результата от таких занятий не будет.

Методика Глена Домана

Глен Доман
для обучения детей чтению предложил следующий метод: ребенку с самого раннего возраста (чем раньше, тем лучше) взрослый показывает карточки с написанными на них словами.

При этом он (т.е. взрослый) проговаривает вслух слова, написанные на показываемой малышу карточке. Карточки нужно демонстрировать по определенной схеме, постепенно заменяя одни слова другими. Карточки в руки детям не даются.

Заниматься по методике можно с детьми от 0 до 5 лет.

Методику обучения чтению по Глену Доману можно условно разделить на следующие этапы:

1. Читаем слова от простых к сложным, потом читаем глаголы

2. Читаем словосочетания, потом простые и сложные предложения

Паралельно обучению придется подготавливать все новые и новые карточки со словами, предложениями, а потом и с рассказами.

Слоговый метод

Аналитико-синтаксические слоговые методики

Аналитико-синтаксические методики выделяет четкая структурированность единиц речи и четкая последовательность порядка обучения:«звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Их существенное отличие заключается в том, что малышу не предлагается сразу же изучить алфавит. Прежде он знакомится со звуками, учится слышать их в слове, анализирует состав слова.

Ярким примером аналитико-синтексической методики обучения может выступать система Эльконина-Давыдова.

Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова

Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы:

  1. Добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер), выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука.
  2. Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные).
  3. Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук.
  4. Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита.
  5. Составление слогов с изученными буквами.
  6. Чтение слов.

Достоинства аналитико-синтексических методик:

  • Родителям в целом понятна и знакома данная система.
  • Дети получают развернутое представление о фонетике.
  • Легче происходит усвоение грамматики и орфографии.
  • У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв).
  • Методики не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться».
  • Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.

Недостатки методик:

Данные методики лучше подходят для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Учиться бесплатно

Дети могут учиться читать по слогам в домашних условиях. Это будет бесплатным вариантом. Основные плюсы:

  • Самостоятельное регулирование расписания. Родителям и ребенку не нужно торопиться, ориентироваться на расписание преподавателя или курсов.
  • Использование разных методик. Обычно учитель останавливается на одной методике, но нет гарантии, что она подойдет малышу. В домашних условиях подбирают эффективный способ, но для этого потребуется время.
  • Индивидуальный подход. Занятия проводятся в формате тет-а-тет. Теме посвящают достаточно времени.
  • Сохранение контакта с родителями. Это положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Главная задача – родители должны выбрать правильный метод, знать, как учить ребенка читать по слогам. От этого зависит, каким будет результат проведенных занятий.

С чего начать?

Звуки.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги.

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО.Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Программа обучения детей чтению

С виду программа обучения детей выглядит достаточно просто:

  • учим буквы,
  • разбираем слоги,
  • читаем по слогам,
  • читаем бегло.

Однако на практике этот процесс отнюдь не так прост, как кажется. Существует несколько простых правил, которые помогут родителю или педагогу эффективно выстроить программу обучения чтению.

Любая выбранная методика не терпит слишком серьёзного отношения к ней. помните: сейчас вы не учитесь, вы играете.
Читайте книги в присутствии малыша. Родитель — самый главный пример для подражания.
Если у крохи нет настроения, не настаивайте. Желание обучаться не должно быть односторонним. Оно должно быть обоюдным.
Задачи, которые вы ставите перед чадом, должны быть разнообразными. Дети не любят однообразия, оно быстро надоедает

Внимание крохи мгновенно переключается на что-то другое.
Чтение начинается с букв. Чтобы выучить буквы, используйте красочные таблицы, карточки, кубики.

И помните: мгновенного результата не будет. Поэтому не стремитесь к нему. Если кроха не усваивает информацию, притормозите. Возможно, ещё не время. Не теряйте упорства и вдохновения, но не давите на малыша. Иначе рискуете отбить всю охоту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: