Музыкально-дидактические игры в средней группе доу

Музыкально-дидактические игры в средней группе детского сада, картотека, пример конспекта занятия

Общие особенности организации игр музыкального характера

  1. Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят комплексные музыкальны занятия, но также это может быть математика, развитие речи, познание окружающего мира, физкультура), а также в свободное от них время. В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.
  2. Обязательное условие для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко сделать своими руками.
  3. Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений, хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы.
  4. Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.
  5. Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру. Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за старание, воодушевить их. Малыши должны получать удовольствие от игры, а не только стремиться к успеху.
  6. Интересно, что музыкальные игры можно дифференцировать для мальчиков и девочек. Например, девочки могут манипулировать с куклами — под быструю мелодию танцевать с ними, а под медленную — укачивать. Мальчишкам же можно превратиться в «роботов»: они перемещаются под быструю музыку, а под медленную – «выключаются».
  7. В каждой игре разграничиваются три этапа. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.

Задача воспиаттеля — наполнить музыкальный уголок различными пособиями, в том числе дидактическими играми

«Составь оркестр» (игра для старшей и подготовительной группы)

  • Воспринимать и узнавать звучание различных видов оркестра: народного, симфонического, духового.
  • Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид, звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).

Предварительная работа: Знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, принадлежностью к разным видам оркестров.

Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов.

Вариант 1.

Детям раздаются карточки. Звучат фрагменты:

  • <«Полянка», «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов;
  • «Полька» Д.Шостаковича из Первой балетной сюиты;
  • «В пещере горного короля» Э.Грига или «Военный марш» Г. Свиридова.

Педагог предлагает прослушать музыкальные отрывки и собраться вместе детям с карточками русских народных инструментов, или с карточками с изображением инструментов симфонического оркестра, или с изображением духовых инструментов, то есть «собраться» в оркестр народных инструментов, в симфонический оркестр или в духовой оркестр.

Вариант 2.

Детям раздаются карточки с изображением различных музыкальных инструментов и предлагается собраться в подгруппы. Например:

  • народные инструменты,
  • духовые инструменты,
  • струнные инструменты,
  • ударные инструменты,
  • клавишные инструменты и другое.

Вариант 3.

Педагог предлагает детям поиграть в «Музыкальный магазин». Дети должны узнать, какие инструменты есть в магазине. Детские музыкальные инструменты раскладывают за ширмой.

Ведущий — Продавец — исполняет простой ритмический рисунок на каком-либо инструменте или мелодию. Дети по звучанию должны узнать инструмент. За правильный ответ ребёнок получает карточку с изображением этого инструмента. У кого набирается больше карточек, тот становится продавцом музыкального магазина.

Вариант 4.

Педагог показывает пособие «Музыкальный домик». Рассказывает, что домик необычный, в нем живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон домика.

Педагог включает музыкальные отрывки со звучанием различных инструментов, дети поднимают карточки с изображением звучащего инструмента. Педагог для проверки ответа открывает окно домика, в котором «живёт» названный музыкант-исполнитель.

В младшей и средней группах в эту игру можно играть, используя детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, металлофон, барабан, ложки, колокольчик). Играть на них за ширмой.

Презентация на тему: » Ответить на вопросы по теме: Музыкально-дидактические игры и пособия в решении задач музыкального воспитания и развития детей. Отличие музыкально-дидактических.» — Транскрипт:

2

Ответить на вопросы по теме: Музыкально-дидактические игры и пособия в решении задач музыкального воспитания и развития детей. Отличие музыкально-дидактических игр от пособий. Различные классификации игр и пособий. Настольные, подвижные, хороводные музыкально- дидактические игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий, используемых для развития основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий для формирования основ музыкальной культуры детей.

3

В педагогике начальной школы нет единой классификации игр. Наиболее общепринятая классификация это деление их на творческие (созданные детьми) и игры с правилами, которые в свою очередь подразделяются на подвижные и дидактические. В некоторых классификациях выделяют и народные игры.

4

Настольные игры требуют сосредоточения слухового внимания, они спокойны по характеру, способствуют различению свойств музыкальных звуков на основе различных видов моделирования. В подвижных играх (сюжетных и несюжетных) дети в музыкально- ритмических движениях выполняют задания на различение характера музыки, плавного или отрывистого звучания, особенностей музыкальной речи (темп, регистр, динамика, акцент, пауза, фраза, раздел, кульминация и др.).

5

Хороводные игры и игры с пением также служат этой цели. Эта, известная с давних времен, разновидность игр происходит из фольклора. Народные игры с пением развивают у детей представления об обычаях, традициях, особенностях музыкального языка фольклора.

6

Важным и наиболее привлекательным для детей видом ритмических движений являются музыкальные игры. Прототипами многих музыкальных игр явились подвижные игры с правилами, в основе которых лежат музыкальные произведения В методике музыкального воспитания принята следующая классификация музыкальных игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение. Игры под инструментальную музыку включают сюжетные и не­сюжетные игры. В сюжетных играх присутствуют определенные персонажи, развертывается несложный сюжет. Дети в таких играх передают образы тех или иных персонажей, согласуя свои движения с музыкой

7

Игры под пение делятся на хороводы и игры — инсценировки песен.

Интересное видео по теме

Интересно посмотреть, как педагоги проводят музыкальные игры с дошкольниками

Музыкальная игра «Листики и ветерок»

Смотрите это видео на YouTube

Дети с листочками сидят на корточках по краю зала. По музыкальному сигналу дует ветер и выходит гном-дворник с метлой убирать листья: малыши в это время бегут в центр зала и двигаются под музыку.

Музыкальная подвижная игра «Снежный ком» для старших дошкольников

Смотрите это видео на YouTube

Дети по кругу катают большой «снежный» ком под музыку. Когда мелодия останавливается, ребёнок, у которого в руках ком, должен надеть большие валенки и и танцевать.

Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике» (для младших дошкольников)

Смотрите это видео на YouTube

Малышам показывают изображение домика, а затем картинку, где дети внутри его (в комнате) выполняют какие-то действия — танцуют, поют, маршируют и пр. Задача ребят — назвать каждое действие.

Хороводная игра «Тётя Весельчак» вместе с мамами и бабушками в средней группе

Смотрите это видео на YouTube

Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

Примеры музыкально-дидактических игр

На чем играем?

Важно проводить музыкальные игры для дошкольников, направленные на распознавание тембральной окраски. Как правило, используются такие музыкальные инструменты как бубен, барабан, погремушки, колокольчик, металлофон, флейта и другие

Для начала можно предложить детям определить, с чем ассоциируется звук того или иного инструмента. Например, грохот барабана похож на гром, звуки флейты – на пение птиц, а удары по пластинам-клавишам металлофона отдаленно напоминает звуки дождя. Впоследствии дети научатся различать звуки разных инструментов.

Какая музыка звучит?

Эти музыкально-дидактические игры для дошкольников старшей группы. Смысл заключается в том, чтобы научиться распознавать разнообразные музыкальные жанры: марш, танец, колыбельная. Детям раздаются картонные цветные карточки с соответствующими изображениями, затем руководитель исполняет разные композиции, малыши распознают характер произведения и поднимают подходящие иллюстрации.

Кукла танцует или спит?

Целью такого занятия является выявление способностей ребенка чувствовать темп музыки. Малыши берут игрушки. Затем руководитель исполняет разные по темпу и характеру произведения. Если звучит колыбельная, ребенок должен убаюкивать куклу. А во время подвижных композиций дети танцуют.

Солнышко или дождик?

Также проводятся занятия на распознавание настроения музыкальных композиций. Детям раздаются красочные карточки с изображением солнышка и дождика. Затем под звучание грустных и веселых композиций дети поднимают соответствующие рисунки.

Веселый ансамбль

Под аккомпанемент фортепиано дети исполняют песню. Это помогает не только развить слух и интонирование, но и научиться слушать других, подстраиваться и работать в ансамбле, не опережая и не отставая от группы.

Игра с мячиком

Эта игра с музыкальным сопровождением направлена на развитие реакции ребенка и взаимодействие с другими детьми. Руководитель исполняет произведение, в это время дети передают друг другу мячик по кругу. Затем музыка резко останавливается и ребенок, у которого в этот момент в руках оказалась игрушка, должен спеть песню или рассказать стишок.

Подобные музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют комплексному развитию личностных качеств и навыков у детей. Благодаря этим занятиям, улучшается музыкальное восприятие, развивается пластика движений и чувство ритма, активизируются процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, а также происходит социальная адаптация.

Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).

В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки

Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.

Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное

Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.

Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру

Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия. Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе

В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога

Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе. В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога.

Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.

Сюжетно-ролевые игры

Для младшего и среднего возраста подойдёт игра «Путешествие в деревню». Воспитатель сообщает малышам, что бабушка пригласила их в гости к себе в деревню. Ехать детям предлагается на поезде из стульчиков. Дети садятся на импровизированный паровозик, имитируют движение колёс и поют с воспитателем какую-нибудь песню про паровоз (например, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»). Далее идёт остановка на станции — малыши пересаживаются в автомобиль (соответствующая песня под музыку). Затем приезд к бабушке, путешествие по скотному двору. Под музыку дети изображают собачку, кошку, курочку, лошадку, гусей. Бабушка угощает всех пирожками (песня «Пирожки»). Ребята возвращаются домой снова на автомобиле и поезде.

Со старшими дошкольниками можно организовать игру «Музыкальный радиоспектакль». Педагог сообщает, что детская радиостанция «Киндер-FМ» попросила их записать музыкальную сказку — в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Дошкольники выбирают сказку, вспоминают её содержание. Далее определяются певцы (для каждого персонажа) и музыканты (будут играть певцам на инструменте)

Ещё одно важное действие — обустройство радиостудии. Нужно подготовить аппаратуру для работы: микрофон, наушники, ноутбук, пульт управления звуком

Выбирается также звукорежиссёр (это может быть воспитатель).

Значение музыкальной игры для дошкольника

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление

Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность

Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. В педагогической практике автора данной статьи была одна стеснительная девочка, которая практически не отвечала на занятиях, было сдержана в общении с одногруппниками. Но однажды я организовала с дошкольниками (на тот момент это была средняя группа) музыкальную игру «Тётя Весельчак», она очень динамичная и забавная. Так вот, эта девочка так раскрепостилась, так эмоционально выплясывала, что я на неё взглянула совсем другими глазами.

Музыкальные игры сопосбствуют раскрепощению малышей, более быстрой адаптации их в детском коллективе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: