Аспекты психологической интерпретации
При интерпретации результатов теста Гомункулус важно не только рассматривать выбранные элементы, но и учитывать их место на рисунке, порядок выбора, эмоциональное окрашивание и общую картину ответов. Эти аспекты могут подсказать о скрытых мотивировках, страхах, проблемах или желаниях тестируемого
Психологическая интерпретация теста Гомункулус позволяет не только выявить потенциальные проблемы, но также использовать их для работы с клиентом. На основе результатов теста можно определить направление терапии, подобрать методики работы и показать тестируемому свои собственные внутренние ресурсы.
Используя тест Гомункулус в практике, психолог может начать работу с клиентом на более глубоком уровне, развивая понимание собственной личности и возможности изменения. Этот инструмент может быть особенно полезен на раннем этапе терапии, помогая клиенту продвигаться в познании самого себя и преодолении сложностей.
Гомункулус как отражение внутреннего мира
Проведение проективных методик, таких как тест Гомункулус, позволяет погружаться во внутренний мир человека и раскрывать его скрытые аспекты. Каждая встреча с участниками этой методики открывает новые возможности и глубже понимает их психологическое состояние.
Результаты работы с тестом Гомункулус
Этот проект позволяет связывать результаты тестирования с индивидуальными особенностями каждого участника;
Очень важно учитывать частичные результаты работы и направлять их в правильное русло;
Каждая встреча с участниками этой методики открывает новые возможности для понимания и работы с их внутренним миром;
Результаты теста Гомункулус могут стать ценным и познавательным инструментом для психологической диагностики и работы над личностным ростом.
Слайд 15ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ1. Сопоставление произношения звуков в словах при
назывании дошкольником картинок, школьником при дополнении слов и предложений. 2. Сопоставление результатов отраженного чтения вслед за логопедом в словах и изолированно в звуках и спонтанного произношения. 3. При дизартрии наиболее частыми нарушениями артикуляционных движений, приводящих к неправильному звукопроизношению являются: — недостаточный подъем кончика языка, — нарушенная скорость в образовании смычки, — неправильные структуры, используемые в контакте, — недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, -замедленное ослабление или выход из контакта, — неправильное направление воздушного потока.
В дополнение
В исследовании 2020 года «The ‘creatures’ of the human cortical somatosensory system» обнаружено что:
Количественная оценка соматосенсорной системы показала, что она занимает большую часть коры головного мозга, которая включает области высокого порядка, что позволяет предположить, что соматосенсорная система играет роль в высшей когнитивной деятельности (которая может быть названа «соматосенсорным познанием»). Количественная оценка четырех грубо-анатомических областей (теменной, лобной, медиальной и островковой доли) показала, что соматосенсорные чувствительные области отличаются друг от друга и от первичной соматосенсорной коры. В частности, они характеризуются различным распределением репрезентаций частей тела, что проявляется в различных гомункулусах, которые отличаются от классического гомункулуса Пенфилда S1. Эта гетерогенность в распределении репрезентаций частей тела подразумевает различные функциональные роли четырех гомункулов.
Пропорциональное представление частей тела в каждом крупном анатомическом регионе в виде модифицированных версий оригинального гомункула Пенфилда.
Да, они продолжают рисовать гомункулусов, этого тренда не сломить. Но глядя на них, уже невозможно заявить о выдающейся репрезентации губ относительно ног и прочих гротескных нелепостях гомункулуса Пенфилда. Все тело представлено в полной мере, и сложным образом функционально распределено по коре, а не сосредоточено в одной узкой зоне S1. Да и бравировать этими четырьмя нелепыми гомункулусами уже не выйдет, это лишь еще больше собьёт с толку, и не столь впечатляюще выглядит.Вот что, по-моему, куда интересней – «соматосенсорная система играет роль в высшей когнитивной деятельности, которая может быть названа «соматосенсорным познанием».»Да, у всех нас в мозге есть репрезентация нашего тела, но эта карта куда сложнее устроена чем получится вообразить или отобразить, даже если когда-нибудь получится собрать исчерпывающую информацию о ее распределенных функциональных сетях.Что куда важней, в этом нейрональном образе тела заложены не только наши способности к движению и чувствованию, но по всей видимости в том числе к мышлению и познанию. Что само по себе куда сложней, но гораздо увлекательней для любого специалиста. Для преподавателя движения это открывает одну перспективу, для психотерапевта иную, но обе они сходятся в одной точке, что движение это не кости, мышцы, и фасции, а то как всем эти научился распоряжаться наш мозг, что наше поведение, не закапсулировано в эфемерной психике, а в полной мере непосредственно воплощено.
Интеграция результатов теста в повседневную жизнь
После прохождения теста «Гомункулус» важно не только понять его результаты, но и интегрировать полученную информацию в повседневную жизнь. Это поможет раскрыть потенциальные возможности и сделать психологическую работу более продуктивной
Результаты теста могут быть использованы для самопознания, улучшения отношений с окружающими, а также развития личности.
Поделиться результатами с близкими
Один из способов интегрировать результаты теста в повседневную жизнь — это поделиться ими с близкими. Обсуждение полученных данных с семьей или друзьями может помочь лучше понять себя и свои индивидуальные особенности. Также это способствует укреплению отношений и повышению взаимопонимания.
Соответствующие изменения в поведении
На основе результатов теста можно проанализировать свои слабые и сильные стороны, что поможет сделать соответствующие изменения в поведении. Например, если тест выявил определенные недостатки в коммуникации, можно приступить к их исправлению, используя советы психолога или работая над развитием соответствующих навыков.
Распознать проблемы из детства
Результаты теста могут также помочь распознать проблемы или травмы, которые возникли в детстве и оказывают влияние на текущие отношения и поведение. Работа над разрешением этих проблем может привести к глубокому пониманию себя и к психологическому росту.
Типы гомункулусов
- Эпилептоид: Этот тип гомункулуса обычно представляют как маленькую фигуру, изогнутую в позе страха или угнетения. Такие гомункулусы часто связаны с неправильным восприятием себя и мира, чувством внутреннего давления и беспокойством.
Работа с гомункулусами позволяет проследить эмоциональные состояния человека, выявить те аспекты личности, которые могут быть скрыты от сознания. Встретив такого маленького себя в проективном тесте, можно начать процесс принятия и уважения к самому себе, а также работу над разрешением эмоциональных проблем и гармонизацией внутреннего мира.
Слайд 19РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ СТРОИТСЯ С УЧЕТОМ СЛЕДУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ: 1. Зависимость от формы
дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях. 8
У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.
Преобразование негативных аспектов
В раннем детстве многие негативные аспекты могут быть заложены и развиты в следующие годы. Тренинги и психологическое сопровождение позволяют прояснить эти проблемные моменты и постепенно трансформировать их в более здоровые аспекты личности. Каждая фаза процесса преобразования требует участия специалиста и понимания сложности эмоционального и психологического состояния человека.
Частичные и глубокие взгляды на негативные аспекты позволяют создать эффективные методики работы с пациентами. Установление значимых точек и факторов, которые способствуют появлению депрессивных состояний или неврозов, является важным этапом в работе психолога.
Графический пример:
Взаимодействие в семье | Поддержка в саморазвитии |
Опора в сложных ситуациях | Преодоление страхов |
Достижение здорового баланса | Эмоциональная стабильность |
Анализ мечт и ассоциаций
Когда мы говорим о том, что такое гомункулус, можно обратить внимание на анализ мечт и ассоциаций у пациентов. Гомункулус в психологии часто ассоциируется с внутренним символом или образом, который может возникать в мечтах и фантазиях
Психологический тест Гомункулус позволяет узнать, какие внутренние процессы могут быть скрыты в подсознании человека и проявляться через сновидения и ассоциации.
Гомункулус в контексте анализа мечт и ассоциаций может быть показателем отражения внутренних конфликтов человека или его эмоционального состояния. Разгадывая символику гомункулуса в мечтах и ассоциациях, психолог может понять, какие аспекты личности пациента нуждаются в внимании и работе.
Исследуя мечты и ассоциации разных возрастных категорий, психолог может расширить свои знания о внутреннем мире человека и его потребностях. Тест Гомункулус является одним из инструментов, который помогает понять, какие аспекты личности обладают энергией и выражаются через сновидения.
Слайд 17ОБСЛЕДОВАНИЕНарушения звукопроизношения оцениваются в зависимости от характера коммуникационного материала, скорости произношения
и ситуации общения
Они сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и в собственной речи, как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки (в словах, слогах и изолированно). Обследование лексико-грамматической стороны речи проводится общепринятыми в логопедии приемами. Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развитием ребенка.
Симптомы
Симптоматика ОНР 3 уровня включает в себя множество речевых недочетов. Обычно у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются следующие признаки логопедического расстройства:
- Есть развернутая фразовая речь, но она сопровождается фонетическим, лексическим, грамматическим, фонематическим недоразвитием. «Мама одел красивый фартук. Мне подарили кукла. На стол стоит белый цветы. Мама чистит посуду (нужно моет)».
- Ошибки в дифференциации звуков. Чаще дети заменяют или путают свистящие, сонорные, шипящие, аффрикаты.
- Неправильное произнесение «проблемных» звуков наблюдается в словах и слогах, изолировано дети проговаривают их без дефектов.
- Редуцирование многосложных слов.
- Сокращение стечения согласных. «Транспорт-транпорт, экскаватор — экаватор».
- Преобладание в речи глаголов, существительных. На втором месте по количеству остаются имена прилагательные, местоимения. Наречия, причастия почти не используются.
- Сложности в словообразовании, подборе однокоренных слов. Ребенку трудно прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы, играть в игру «Большой-маленький», то есть выполнять задания по изменению слов: огурец-огурчик, дом-домик.
- В речи почти отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Ребенок предпочитает выражать мысль 3-4 словами.
- Аграмматизм: ошибки в согласовании прилагательного, глагола с существительным по падежу, числу. «Большая мяч, моя кот, пришла папа…».
- Затруднение в понимании и самостоятельном употреблении предлогов.
- Ребенок хорошо составляет рассказ по вопросам, но затрудняется в пересказе текстов с большим количеством описаний.
- Замена общих понятий частными, например, воробей — птичка. И наоборот, когда ребенок общим называют множество предметов: бибика — это машина, автобус, самосвал и другие автомобили.
Дошкольники способны хорошо понимать словесные инструкции. Пассивный словарный запас шире активного. Кроме речевых нарушений у детей с ОНР III уровня наблюдаются сложности с развитием мелкой, крупной моторики, ослабленная мускулатура мимических мышц, языка.
Как проходит процесс?
Диагностика длится час. Как у малышей, так и у детей постарше. Поначалу такое время меня смутило: разве сможет двухлетка целый час заниматься чем-то одним? На самом деле как таковое тестирование длилось около тридцати минут, все остальное время уделяется свободной игре, во время которой специалист смотрит на взаимоотношения ребенка с родителями и поведение в бытовой среде.
По сути диагностика началась уже в тот момент, когда мы переступили порог кабинета
Сначала нейропсихолог внимательно следила, владеет ли Егор базовыми бытовыми навыками: может ли снять ботинки и курточку, помыть руки, как реагирует на просьбы повесить полотенце или взять стульчик.
Дальше малыша пригласили занять место за столом. Специалист расположилась напротив него, а нас, родителей, попросила сесть в стороне — так, чтобы ребенок видел, что мы рядом, но при этом не отвлекался на наше присутствие. Тут же нам дали четырехстраничную анкету: в ней были вопросы о течении беременности и родов, этапах физического и эмоционального развития ребенка (например, в каком возрасте научился держать голову, а в каком — говорить первые слова), режиме дня, любимых игрушках, особых наблюдениях у врачей, навязчивых реакциях и выявленных задержках развития (если такие есть).
Пока я отвечала на вопросы, нейропсихолог предлагала Егору игры на разные зоны развития. Среди них были:
- рамки-вкладыши,
- паззлы,
- шнуровка,
- кубики из четырех частей,
- мемори,
- пинцет,
- карточки с рисунками, среди которых нужно было найти одинаковые,
- мозаика.
Были задания и другого рода: надуть щеки так же, как это делает педагог, показать пальчиками «козу», назвать эмоции детей на фотографии, прыгнуть на двух ногах несколько раз подряд, бросить и поймать мяч.
Все это позволило нейропсихологу оценить ребенка по трем сферам развития: интеллектуальной, физической и эмоционально-волевой
В конце Егору дали игрушки для свободной игры: машинки, паровозы, фигурки животных, — а родителям в это время нейропсихолог озвучила свои заключения.
Что это такое?
Для начала коротко о методе. В нейропсихологической диагностике не задействуется никакого оборудования, аппаратуры или анализов. Этот метод основан исключительно на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты предлагают детям разные типы заданий и в зависимости от того, справляются те с ними или нет, делают вывод о развитии различных зон мозга.
Диагностика позволяет увидеть и оценить следующие моменты:
- как развиты высшие психические функции (память, мышление, речь, все виды восприятия);
- достаточно ли физически развит ребенок;
- с какой скоростью он обрабатывает информацию;
- какие навыки требуют коррекции;
- какой спорт поможет поднять слабые стороны и развить сильные;
- в чем заключаются причины возможных трудностей и что с этим делать.
В итоге родители получают пошаговые рекомендации о том, как работать с проблемными вопросами и строить план дальнейшего развития ребенка
Особенности проведения теста Гомункулус
Важно знать, что результаты теста Гомункулус не следует интерпретировать буквально. Каждый символ, каждая деталь рисунка имеет эмоциональное и смысловое содержание, которое может быть скрыто от первого взгляда
Психолог должен быть готов к разгадыванию этой символики и пониманию глубоких мотиваций человека.
Также важно помнить, что проведение теста Гомункулус требует деликатности и профессионализма. Клиент может испытывать эмоциональную напряженность во время прохождения теста, поэтому психологу следует поддерживать расслабленную обстановку и давать клиенту возможность почувствовать себя комфортно
Важно учитывать, что результаты теста могут варьироваться в зависимости от возраста клиента. Дети, подростки и взрослые могут по-разному интерпретировать символику и отразить свой внутренний мир на рисунке
Психологу необходимо учитывать эту динамику и адаптировать свой подход к каждому клиенту.
Тест Гомункулус является одним из самых популярных проективных методов в психологии семьи. С его помощью можно найти уникальную информацию о взаимоотношениях в семье и динамике взаимодействия между ее членами. Проведение этого теста позволяет психологу лучше понять особенности семейной системы и помочь ее участникам.
Лечение и коррекция
Кому нужна нейродиагностика?
Пройти нейродиагностику полезно каждому, но особенно важна она для детей с какими-либо из следующих симптомов:
- излишняя застенчивость;
- тревожность и страхи;
- родовые травмы;
- гиперактивность;
- тики, энурезы и другие особенности неврологического характера;
- задержки речевого или психологического развития.
Классическая диагностика проводится для детей от 5 лет
Если у ребенка нет явных задержек в развитии, то лучше всего проходить нейродиагностику перед походом в первый класс. Специалист подскажет, как готовиться к школе, как сделать так, чтобы во время обучения не проседали слабые стороны, и как организовать досуг ребенка продуктивно и с пользой.
Однако существует также нейродиагностика раннего возраста: ее можно проходить с детьми от года до 4 лет. В это время только идет закладка высших психологических функций, но уже можно увидеть зарождающиеся проблемы и начать их коррекцию, чтобы они не переросли в трудности в будущем.
Суть нейродиагностики — в тестировании через игру и взаимодействие с предметами.Нейродиагностику могут проводить и взрослым людям: после инсульта, черепно-мозговых травм или потери памяти
Я не видела у своего ребенка проблем с развитием: в свои два года он уже говорит, хорошо понимает просьбы, владеет базовыми навыками самообслуживания, справляется с заданиями вроде забросить мяч в кольцо, нарисовать линию, найти одинаковые фигурки или сложить простые паззлы. Но мне было интересно, что скажет на все это специалист, заметит ли зоны риска, которых не замечаю я. А главное, мне хотелось понять причины кризиса в поведении сына и спросить совета о том, как вести себя в случае истерик.
Применение результатов теста
Работа с результатами теста на Гомункулус показывает, что каждый случай уникален и требует индивидуального подхода. Данный проективный метод способен отобразить внутренние состояния человека, его эмоции, страхи, желания и конфликты. Проведение теста помогает изучить подсознательные процессы, которые могут влиять на поведение и эмоциональное состояние индивида.
- Тест Гомункулус позволяет находить скрытые конфликты и проблемы, которые могут быть заложены в подсознании. Полученные результаты могут помочь пролить свет на психологические аспекты личности и способствовать их разрешению.
- Понимание смысла и символики, используемой в тесте, может быть ключом к пониманию внутренних механизмов человека. Это позволяет расширить кругозор и углубить анализ личности.
- Результаты теста могут быть использованы как отправная точка для дальнейшей работы с клиентом. Они помогают установить контакт и понять индивидуальные особенности каждого человека.
Важно отметить, что результаты теста Гомункулус могут быть интерпретированы различными специалистами – психологами, психиатрами или клиническими психологами. Однако, важно помнить, что ни один тест не может дать полного и окончательного ответа о человеке
Всегда необходимо учитывать комплексный подход к изучению личности и поведения.
Преимущества работы с тестом Гомункулус
1. Глубокое понимание личности: Тест Гомункулус позволяет раскрыть скрытые стороны личности человека и выявить индивидуальные черты, которые могут быть скрыты даже от самого человека. Это помогает психологу получить более глубокое понимание клиента и его внутренних мотивов и страстей.
2. Расширение возможностей консультирования: Проведение теста Гомункулус может быть использовано в качестве отправной точки для более индивидуализированного и эффективного консультирования. Психолог может адаптировать терапевтические подходы к конкретным особенностям личности клиента, что увеличивает шансы на успешное лечение.
3. Стимуляция саморефлексии: Прохождение теста Гомункулус заставляет клиента задуматься над своими предпочтениями, ценностями и желаниями. Это может способствовать формированию более глубокого самопонимания и стимулировать процесс саморазвития и саморефлексии.
4. Объединение теории и практики: Работа с тестом Гомункулус позволяет психологу применить теоретические знания в практической работе. Это помогает углубить понимание психологических концепций и закрепить навыки диагностики и личностного анализа.
5
Инновационный подход: Тест Гомункулус представляет собой инновационный метод работы с личностью, который может привлечь внимание новых клиентов и отличить практикующего психолога от конкурентов. Это позволяет создать уникальный образ специалиста и привлечь больше клиентов на консультации
Гомункулус как инструмент развития
Какому типу клиентов подходит методика гомункулус?
- Гомункулус может быть эффективным инструментом для работы с клиентами, у которых есть трудности в выражении своих чувств и эмоций. Рисунок становится альтернативным способом говорить о себе.
- Также методика гомункулус подходит для клиентов, у которых наблюдается недоразвитие символического мышления. Через образы на бумаге клиент может выразить свои мысли и чувства, которые сложно передать словами.
- Клиентам, страдающим от тревожных состояний и внутренних конфликтов, также может быть полезно выполнять задание по гомункулусу.
Пример использования гомункулуса на вебинаре
На практических занятиях и вебинарах психологи часто используют методику гомункулуса для работы с группой участников. Участники создают свои рисунки, после чего психолог проводит анализ и обсуждение. Это позволяет участникам лучше понять себя и свои внутренние мотивы, а также способствует групповой динамике и взаимодействию.
Таким образом, гомункулус как проективный метод не только позволяет клиенту выразить свои внутренние состояния, но и становится мощным инструментом работы психолога для анализа и понимания личности клиента.
Коррекционная работа
Своевременно проведенная коррекция ОНР 3 уровня у дошкольников способствует улучшению речи и обучению грамматике и лексике. Также происходит улучшение артикуляции. Дети изучают слоги и фонетику. В результате повышается грамотность речи.
Специалисты проводят лексические уроки, которые помогают расширить словарный запас. Для этого подбираются темы про профессии, птиц, животных, транспорт. Также используются такие упражнения, как рассказ по картинке. Ребенок обучается связно разговаривать.
Для занятий применяется упражнение «какой он?», которое обучает применять прилагательные. Также проводятся занятия для освоения антонимов. Специалист кидает мячик ребенку и проговаривает слово, а тот должен бросить мяч обратно. Также взрослый произносит слово в единственном числе, а малыш во множественном.
Занятия включают обучение пересказу. В процессе повествование должно проводиться от первого лица. Также применяют эпитеты в определенных формах слов. Затем проводится рассказ с учетом времени, например, настоящего, прошлого и будущего. В процессе пересказа дети должны использовать в прилагательных степени сравнения. Также задействуются уменьшительно-ласкательные слова и другие словоформы.
В процессе занятия применяются и другие упражнения:
- части тела. Дети узнают новые определения и выясняют, как называются части тела, а также разбираются, какие функции они выполняют;
- предметы одежды. Ребенок активно расширяет кругозор и выясняет, какая одежда существует;
- бытовые предметы. Дети изучают названия предметов быта. Специалист помогает ребенку выстраивать ассоциативный ряд;
- изучение зверей. Процесс обучения происходит с помощью карточек. Сначала дети учатся делить животных на домашних и диких.
Также к полезным занятиям стоит отнести изучение глаголов, фруктов и овощей, а также всех членов семьи.
Какие выводы можно сделать?
Специалист подтвердил, что наш ребенок развивается в полном соответствии возрасту, без перекосов в какую-либо сторону. Нам дали перечень игр, которые можно купить для дальнейших занятий, подсказали, чем можно заниматься всей семьей, чтобы это было одновременно и весело, и полезно.
Нейропсихолог особо подчеркнула, что в возрасте до трех лет ребенок развивается через движение, поэтому приоритет всегда стоит отдавать активным играм на свежем воздухе: бросать мяч ногами и руками, учиться попадать в кольцо, прыгать через препятствия, играть с кольцебросом, сбивать мячом кегли, осваивать мини-гольф и, конечно, забираться на всевозможные лестницы на детских площадках.
Активные игры на улице и бытовые навыки для детей раннего возраста важнее, чем развивающие занятия.
Одним из наших запросов было разобраться с капризным поведением сына и понять, что делать в ситуациях, когда он заставляет всех плясать под его дудку, а в ином случае пускается в истерики. Психолог заверила нас, что это нормальный тип поведения в его возрасте, более того — это связано с высоким интеллектом малыша, который уже в два года может строить в голове сценарии дальнейших действий и заставлять окружающих выполнять их. Даже если эти требования кажутся нам абсурдными (положить косточку обратно в черешню, кинуть на пол стул или вынуть изо рта съеденный пирожок).
Реагировать здесь можно по-разному: в случаях, когда у родителей есть желание и ресурс подчиниться, то мягко выполнить требованиях, в случаях же, если требования нарушают правила, установленные в доме, ваши собственные принципы или просто угрожают безопасности, — то твердо сказать «нет» и, не обращая внимания на возможные крики и истерики, сделать так, как нужно вам. Психике ребенка это не повредит, но поможет расставить границы в семье.
Последняя часть приема была посвящена нашим вопросам
Нейропсихолог разобрала конкретные ситуация, в которых мы не понимали, как вести себя, дала рекомендации по режиму дня и подготовке к детскому саду, разобрала спорные моменты, которые возникали в общении с ребенком прямо по ходу приема
В итоге я вышла из кабинета куда более уверенной мамой, чем была до диагностики. Получила четкий план действий на будущее, уверилась в том, что с ребенком все в порядке и он развивается полноценно и гармонично. И избавилась от чувства вины за слезы и истерики — теперь я знаю, как вести себя в таких ситуациях. И что на самом деле работать над личными границами теперь нужно мне, а не ребенку.
Фото на обложке отсюда