Педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет русевич валерия владимировна

Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития - диплом по педагогике

Развитие пространственно-временного представления при ЗПР

У детей с ЗПР развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который желательно провести в возрасте 4-6 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются понятия «день-ночь», «дни недели», «выходные и рабочие дни», «времена года», «утро-обед-вечер», прорабатывается «режим» ребенка –это целом и является формированием временных представлений.

В некоторых случаях дети с диагностированным ЗПР не выполняют то или иное задание на развитие пространственного или временного представления по причине отсутствия навыка организации своей деятельности, хотя, с точки зрения интеллектуального развития для них это задание вполне выполнимо. Именно в таких случаях рекомендуется проводить не групповые, а индивидуальные занятия.

Педагоги в период проведения коррекционной работы опираются на индивидуальный набор навыков и умений ребенка. В любом случае, начинается работа в двух направлениях:

  • Развитие навыка наблюдения и умения анализировать увиденное.
  • Развитие навыка определять признаки явлений, предметов и прочего.

Процедура наблюдения производится в системном порядке, иными словами занятия на развитие пространственных и временных представлений у дошкольников и школьников с ЗПР проводятся каждый день:

  • методом наблюдения погоды за окном;
  • соблюдением режима;
  • за счет изучения картинок;
  • демонстрации мультфильмов;
  • демонстрации красочных презентаций;
  • использования конструкторов для моделирования ситуаций;
  • занятий труда и ИЗО.

В процессе работы используются следующие формы:

  • прослушивание мелодий, которые будут характеризовать то или иное время года;
  • сезонные игры с использованием соответствующих природных материалов;
  • дидактические игры;
  • сравнение в процессе беседы;
  • использование демонстрационного материала и применение полученных знаний на практике;
  • процесс наблюдения на прогулках, анализ и сравнение с увиденным вчера или неделю назад;
  • эксперименты.

Основные цели коррекционной работы:

  • обогатить словарный запас ребенка;
  • сформировать временные представления;
  • развить навык связно в словесной форме выражать свои мысли и идеи;
  • развить интерес к познанию нового;
  • сформировать навык составлять рассказы на указанную тему.

Планирование занятий на развитие временных представлений у дошкольников при ЗПР (для детей 4-6 лет)

Программа рассчитана на два года обучения. Весь процесс условно разделен на 13 блоков (6 блоков на первый год и 7 – на второй).

За первый год занятий проводится работа в следующих направлениях:

  1. Времена года.
  2. Гербарий и творческие работы с ним (собираем картины, поделки, букеты).
  3. Сравнение времен года, учитывая изученные в первой теме характеристики.
  4. Разбор нелепых ситуаций по принципу «Бывает-не бывает».
  5. Игровая деятельность с учетом временных понятий.
  6. Учимся коллективному анализу и взаимодействию в группе.
  1. Времена года – характеристики, которые должен знать ребенок в 6-7 лет.
  2. Занятия с рабочей тетрадью – собрание заданий на развитие логики, мышления, восприятия визуальной информации и прочее.
  3. Занятия на развитие моторики с использованием природных материалов (по сезону).
  4. Развитие логического мышление за счет исследований последовательности времен года (учимся составлять логические цепи с учетом выученных в первой теме характеристик).
  5. Развитие навыка составлять рассказ на пространственные или временные темы, опираясь на полученную информацию и опыт.
  6. Месяцы и дни недели.
  7. Понятие «сутки» и «последовательность дней недели».

В процессе работы задействуют разные формы и методы обучения, которые стараются как можно чаще менять, чтобы увлечь ребенка, мотивировать его и сфокусировать его внимание на прохождении заданий

Слайд 18 4. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Коррекционная работа

начиналась с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Игра «Инструкция». На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: «Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки» и т. д.Игра «Закончи фразу». Педагог на глазах у ребенка раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а ребенок договаривает конец этой фразы: Я кладу кружок… (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок… (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

Нарушение пространственных представлений у детей

У всех детей с особенностями развития могут присутствовать схожие признаки нарушения пространственных представлений. И начало заложено в периоде новорожденности, когда ребенок учится воспринимать касания матери, ощущения от соприкосновения с различными поверхностями. Именно здесь должно формироваться понятие «верх – низ», но оно не происходит или идет искаженно. Понятие «рядом», которое в дальнейшем перейдет в «справа – слева», «спереди – сзади», соответственно, также идет по дефектному пути. Как правило, в данном случае малыш не понимает и не анализирует своего положения в кроватке, на руках у взрослых, на полу, рядом с игрушками.

Если у ребенка не формируется целостная картина схемы своего тела, он не сможет в дальнейшем верно анализировать отношения с другими объектами действительности. Безусловно, недоступными становятся понятия о положении предметов относительно друг друга (что больше и меньше, выше и ниже, шире или тоньше, дальше или ближе и т.д.). Он плохо понимает схему тела другого человека и не переносит его движения на себя, отчего нарушено подражание и имитация, действие по заданному плану.

Отсюда вытекают проблемы с вербализацией, т.е. с речью. Ребенок не может выразить словами (экспрессия) и часто даже не понимает (импрессия) пространственные отношения, выраженные в языке флексиями, предлогами, предложно-падежными формами, сложными логико-грамматическими конструкциями и т.д.

Что могут заметить родители, если нарушено формирование пространственных представлений у детей?

  • Неадекватная реакция на прикосновения других людей, слабая отзывчивость на них или, напротив, слишком яркая и необычная.
  • Слабая реакция на перемещение игрушки и людей, неточное сопровождение данных действий глазами.
  • Неумение определить части своего тела, право и лево, верх – низ, спереди – сзади.
  • Путаница с понятиями близко – далеко, высоко – низко, больше – меньше, выше – ниже и т.д.
  • Имеются сложности с выполнением действий при смене положения своего тела или при смене положения одного предмета относительно другого.
  • Нарушается последовательность выполнения действий, опускаются некоторые его составные части.
  • Проблемы с ориентировкой в пространстве на уровне моторики общей и мелкой. Ребенок может хуже ходить, чаще спотыкаться и падать, неправильно проходить этапы развития моторных функций. Страдает мелкая моторика.
  • Дефектна ориентировка на плоскости: на столе, листе бумаги, нет понятия «строчка», «клетка», плохо воспринимаются ограничения пространства (раскрашивает, не соблюдая контур, хуже обводит, штрихует).
  • В речи отсутствуют или неправильно используются предлоги и падежи. Часто идет их неправильное сочетание с другими частями речи.
  • Достаточно сложно научить ребенка правилам уличного движения.

Ближе к школе и в младшем школьном возрасте дети с нарушением пространственных представлений плохо запоминают образ букв, часто путают схожие между собой символы, переставляют буквы в слоге при прочтении, теряют строчку или пропускают ее. Нарушаются счет и вычислительные операции, есть трудности с пониманием десятков, сотен, вычитания и сложения в столбик. Обычно страдает и письмо: не соблюдаются границы строчки, при списывании нарушается последовательность слов, путаются элементы букв и чисел, наблюдается грязь в тетради, слова могут писаться слитно или пропускаться вовсе.

Нарушения могут выступать в единичном виде, а также проявляться одинаково во всех сферах. Также возможен вариант, когда одна дисциплина в школе или определенный навык, связанный с пространственными представлениями у детей, страдает больше остальных. В любом случае необходима коррекция, дающая базис под дальнейшее школьное обучение и последовательно восполняющая нарушения на всех уровнях их формирования.

Причины

Существуют следующие основные заболевания с поражением центральной нервной системы, которые сопровождаются потерей равновесия:

болезнь Паркинсона. При развитии паркинсонизма происходят характерные изменения походки и позы человека. У больных отмечают изогнутую позу: позвоночник сгибается вперед в грудном отделе, голова наклоняется вниз, локти и колени слегка согнуты. Больному трудно начинать и заканчивать движение. Он медленно приступает к ходьбе, ноги едва отрываются от поверхности, шаги очень мелкие («шаркающая» походка). Набирая скорость при ходьбе, достаточно сложно остановиться. Возникает нарушение равновесия, человек может упасть. Больному сложно ускоряться или быстро изменить направление тела – это тоже приводит к нарушению равновесия;
поражение мозжечка. Нарушение равновесия возникает при поражении мозжечка и его связей. Для больных характерна поза с широко расставленными ногами, что вызвано сложностями при ходьбе по узкой линии. Попытка поставить ноги вместе сопровождается покачиваниями, крупными движениями тела вперед и назад. В итоге, чаще всего, происходит падение

Больной ходит очень осторожно, раскачиваясь в разные стороны, использует для поддержки различные предметы (мебель, стены и т.д.);
церебральный паралич. Патология вызывает множество различных двигательных расстройств, которые сопровождаются нарушением походки и потерей равновесия

У больных часто отмечаются быстрые или умеренные змеевидные движения рук и ног, изменения позы с резкими сильными сгибаниями и разгибаниями конечностей и туловища. При ходьбе возникают непроизвольные движения конечностей, вращательные движения шеи и гримасы на лице. Для больных церебральным параличом характерны ассиметричные положения конечностей при повороте туловища. При неосторожной и быстрой смене позы человек может потерять равновесие и упасть.

Признаки ПВН

Дети с ЗПР все данные об окружающей среде получают исключительно на основе ощущений и понимания свойств. Также у них есть ряд трудностей относительно переработки полученной информации, способности воссоздать целостную картину на основе полученной информации. Что касается поведения, то они более апатичны, несколько заторможены или возбуждены, раздражительны, с проявлением негатива и эмоциональной неустойчивости.

Для того чтобы воспринимать информацию, детям с временной ЗПР необходимо намного больше времени (а с низкой способностью концентрировать внимание – это сделать сложно), как результат и наблюдается более медленное развитие. У детей с особенностями психологического развития:

У детей с особенностями психологического развития:

  • Наблюдаются трудности относительно процесса чувственного познания окружающего мира.
  • Они с особой сложностью воспринимают временные и пространственные представления, и еще труднее им оперировать ими в жизни.
  • Не всегда дети могут ориентироваться в своем теле, например, не могут осознать понятия «перед-позади», «под-над», «лево-право».
  • Заметны нарушения пространственного восприятия, и не только в практической, но и в словесной форме.

При ЗПР пациенты часто не могут разграничить понятия «месяцы» и «времена года», не могут конкретно описать их отличительные признаки. Например, при демонстрации картинок с временами года дети легко называют лето и зиму, сложнее им определится с осенью и весной, ведь у данных времен года очень много схожих характеристик и явлений.

Несистемное внезапное головокружение

Около 30% жалоб на появление головокружения и потерю равновесия называются ложными, то есть несистемными. Ощущения не связаны с развитием заболевания и могут возникать в следующих ситуациях:

  • резкое изменение положения тела при вставании после длительного сидения или лежания, резкий поворот головы. Ощущение потери равновесия длится секунды и связано с перераспределением крови в сосудах;
  • появление чувства страха или тревоги. Головокружение обуславливается психологическим фактором;
  • переутомление, недосыпание;
  • нехватка питательных веществ во время нерациональной диеты;
  • головокружение при беременности может быть связано с развитием анемии, переутомлением, изменениями в организме при вынашивании плода;
  • опьянение лекарственными, алкогольными и наркотическими веществами вызывает чувство потери равновесия и головокружение вследствие токсического воздействия на вестибулярный аппарат.

Возрастные особенности развития пространственных представлений

Ориентировка в пространстве имеет свои особенности на разных возрастных этапах развития человека. Выделяют следующие возрастные периоды пространственной ориентации:

  1. Грудной возраст – от рождения до года. В этот период происходит усвоение самых простых пространственных ориентировок. Дети воспринимают объекты в определенных пространственных местах за счет визуального анализатора: фокусируются глаза на конкретных объектах. К концу этого периода ребенок учиться определять месторасположения объекта в пространстве на разных расстояниях от него;
  2. Период раннего возраста – от одного года до трех летнего возраста. Ребенок учиться ходить и понимает, что представляет собой пространственный путь. Однако, он не способен отделить расстояние до объекта в пространстве от него самого. Далее развивается словесное и образное пространственное ориентирование. К двум годам, дети учатся узнавать геометрические фигуры и соотносить их с местом их расположения;
  3. Ранний дошкольный возраст – три-четыре года. Ребенок получает представления о направлениях движения по горизонтали и вертикали, понимает расположение объектов, находящихся «рядом», «около», «возле» чего-то;
  4. Средний дошкольный возраст – три-пять лет. В этот период дети уже понимают направления своего движения, осознают повороты и могут оценить расстояние, правда не всегда точно. Также, происходит ориентирование «слева» и «справа». Дети могут понять с какой стороны от них расположен объект. Происходит расположение форм объектов;
  5. Старший дошкольный возраст – пять-семь лет. Ребенок уже умеет описывать путь, словами, которые точно отражают его пространственное нахождение: «рядом», «напротив», осознанная ориентация в направлениях, гибкое применение компонентов грамматическое построения речи при пространственной ориентировки. К семи годам дети еще не могут четко пространственно ориентироваться в новых ситуациях. Также, имеются сложности с пространственным дифференцированием сигналов окружающего мира.

Слайд 17 3. Развитие ориентировки в двухмерном пространстве. Ориентировка в двумерном пространстве начиналось со

знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов.Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Педагог просит назвать или показать предметы, которые находятся: в правом верхнем углу, в центре листа и т.д.Игра «Муха». По речевой инструкции двигать «муху» по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась «муха» (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз и т.д.Игра «Я еду на машине». Перед ребенком лежит лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Ребенок, слушая инструкцию педагога, передвигает машину в нужном направлении.

Сущность пространственных представлений и их смысловое назначение

Определение 1

Пространственные представления – это представления о пространстве и времени, их свойствах и отношениях, возникающих в данной области, понятие о размерах, формах и расположении объектов в пространственной среде.

Пространственные представления необходимы любому человеку. Они помогают ребенку развиваться и обучаться.

Свободно ориентироваться в пространстве необходимо ребенку для прохождения обучения в школьном учебном учреждении, причем успешного прохождения. Если ребенок способен ориентироваться в пространстве и будет владеть основными пространственными понятиями, то это упростит его обучение письму, чтению, художественному творчеству и иным дисциплинам, базирующимся на формировании соотношений между предметами и явлениями окружающего мира, установлении их последовательности, причинно-следственных связей и пространственного расположения.

Пространственно-временные отношения и связи необходимы ребенку для развития навыков обработки информационных данных, верного восприятия изображений, объектов окружающего мира, умения строить рассказ по изображению, научиться писать и читать, выполнять вычислительные операции. Пространственное восприятие необходимо для эффективного познания в целом. Оно относится к ведущим функциям жизнедеятельности человека, играя приоритетную роль в его воспитании, обучении и развитии на всех его этапах.

Ребенок учиться ориентироваться в пространстве через активное перемещение в нем. Это начинается с момента ползанья ребенка, а затем при его хождении.

В усвоении пространственных представлений ребенка огромное значение отводится разнообразным анализаторам организма. К ним относятся:

  • Органы осязания;
  • Кинестический анализатор;
  • Визуальный анализатор;
  • Слуховой анализатор;
  • Органы обоняния.

Замечание 1

В младшем возрасте ребенок наиболее хорошо пространственно ориентируется благодаря визуальному и кинестическому анализаторам.

Слайд 16 2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Задачи этапа: учить располагать объекты по

отношению к собственному телу; учить детей со схемой тела человека стоящего напротив.Игра «Лицом друг к другу». Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо и т.д.Игра «Что изменилось». Знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (справа), может оказаться внизу (слева), и наоборот.Игра «Впереди – позади». Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Игра «Расскажи про меня». Педагог стоит лицом к ребенку, который показывает и называет его части тела (правая рука, левый глаз и т.д.).Игра «Что, где находится». Шкаф находится справа, а дверь слева от меня.

Образ мысли

В нездоровом теле: назван топ-5 последствий COVID-19

Единственный способ избежать осложнений — вакцинация

Группа бразильских ученых провела исследование, целью которого было выяснить, как перенесенная коронавирусная инфекция влияет на функциональное состояние нервной системы. Для этого 49 добровольцам, переболевшим COVID-19 в легкой форме, было предложено пройти шесть видов психологических тестов, с помощью которых можно оценить их интеллектуальные способности. Результаты одного из них оказались неожиданными. 12 испытуемых не смогли успешно пройти тест комплексной фигуры Рея–Остеррица и получили оценку «плохо». Самые большие трудности у участников исследования вызвали задания, связанные с копированием абстрактного изображения и длительной зрительной памятью. Четверть испытуемых справились лишь с 10% заданий в тесте. «Мы представили предварительные доказательства нарушений пространственно-временного восприятия у пациентов, которые выздоровели после легкой формы COVID-19», — пишут ученые в статье, посвященной результатам эксперимента.

Потеря ориентира

Фото: Global Look Press/Jens Büttner

Засел в голове: новый коронавирус может вызвать опухоль мозга

SARS-Cov-2 проникает в нервные клетки и запускает цепочку процессов, ведущих к их злокачественному перерождению

Как рассказал «Известиям» заведующий кафедрой общей психологии Московского института психоанализа Иван Хватов, тест комплексной фигуры Рея–Остеррица — это стандартная нейропсихологическая методика, которая используется для проверки сохранности восприятия, а также кратковременной и долговременной памяти. Она была разработана для диагностики психических нарушений в результате черепно-мозговых травм. С ее помощью выявляется связь между степенью повреждения структур мозга и психических функций. Преимущества метода в том, что для него разработаны конкретные нормативные показатели, которых в норме должен достичь пациент, и корреляция между типами ошибок и видами поражений мозга.

— Испытуемому показывают сложный составной рисунок. Затем просят его воспроизвести, потом еще раз просят воспроизвести через три минуты, а после этого нарисовать по памяти спустя 30–60 минут, — пояснил Иван Хватов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: