Публикация «Из опыта работы „Роль пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Роль пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста.
Театральная деятельность-самый распространённый вид детского творчества. Театральное искусство создаёт условие для развития личности и самореализации её творческого потенциала. К вопросам использования театрализованной деятельности, как средства личностного, интеллектуального развития дошкольников, обращались многие отечественные педагоги и психологи: Л. С. Выготский, М. Б. Теплов, Л. С. Фурмина, М. А. Васильева, Т. С. Комарова и др.
Пальчиковый театр-это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», «Рука-это своего рода внешний мозг»-писал Кант (немецкий философ). Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковый театр имеет большое значение для развития ребёнка.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребёнка более чёткой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника.
Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Я использую пальчиковые игры как инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук
Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А главное, при помощи фигурок пальчикового театра, перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать
Тут у ребё нка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актёром, режиссёром и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуациями. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребёнка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.
Так как пальчиковый театр не просто игра, а ещё эффективный способ для коррекционного развития, и воспитания ребёнка, стимуляции его речевого развития, обогащение пассивного словаря, развитие мелкой моторики, но и координации движения пальцев руки и мышления.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.