Игры на развитие мышления у детей

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Развитие логического мышления у школьников начальных классов

Даже в первом классе, где и так образовательная программа нацелена на общее развитие ребенка, не стоит откладывать в дальний угол упражнения и практические задания на развитие логики.

Продолжите занятия и внесите в их рацион новые упражнения:

  1. Соединяем не соединяемое — для развития креативного, творческого, быстрого мышления, к примеру, соедини курицу и столб (ходит вокруг столба, врезалась в столб, столб упал на курицу).
  2. Слово-разбиватели – в длинном слове найти много коротких ( выключатель – вы, ключ, ель, чат).
  3. Ребусы – с цифрами, буквами, картинками.
  4. Анаграммы – переставьте буквы или звуки, а также слова так, чтобы изменился смысл, к примеру, «карета» улетела к звездам, переставляем буквы – «ракета» улетела к звездам.
  5. Логические задачки – к примеру, «Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?».
  6. Спичечные головоломки, можно заменить счетными палочками – задания типа — сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника, и з семи палочек — два одинаковых квадрата.
  7. Правда и ложь – определение ложности или правдивости высказывания для картинок с фигурами, цифрами, животными, растениями, к примеру, поместить на картинку кошку, лису и белку и задать вопросы: эти животные хищники, это домашние животные, они могут лазать по деревьям, у всех есть мех.
  8. Инструкция – придумать инструкцию к любому предмету, к примеру, инструкцию по использованию расчески.
  9. Составляем рассказ — по картинке, на заданную тему, по ключевым словам.
  10. Наведем порядок – расставлять правильно слова в известных пословицах, поговорках, цитатах из сказок или стихов, к примеру, «вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без» — что за пословица?

В начальных классах (1-3) надо продолжать развитие логического мышления у ребенка и закреплять полученные навыки. Эти игры помогут стимуляции мозга ребенка для дальнейшего развития.

В какие игры можно играть всей семьей, показаны на видео:

Классификация типов мышления

По психическим процессам

  • Наглядно-действенное — развитие этого типа мышления происходит еще в младенчестве. Его использует новорожденный и до 1,5 лет
  • Конкретно-предметное — решение задачи с помощью определенного объекта. Такой тип мышления формируется в возрастной период с раннего детства до дошкольного возраста (1,5 года — 7 лет)
  • Наглядно-образное — реальность преобразовывается в образы. Такой тип мышления преимущественен у детей с 3 летнего возраста и до уровня младшей школы.
  • Абстрактно-логическое — позволяет человеку мыслить несуществующими категориями, абстракциями. Такой тип мышления формируется с 7 лет.

По результатам

  • Творческое
  • Репродуктивное

По уровню психических процессов

  • Аналитическое
  • Интуитивное

Другие разновидности

  • Алгоритмическое
  • Альтернативное — когда у человека есть сразу несколько мнений, вариантов действий. В нужный момент времени он выбирает наиболее предпочтительный и верный вариант.
  • Ассоциативное
  • Визуальное
  • Критическое
  • Нестандартное
  • Образное
  • Позитивное
  • Практическое
  • Эмоциональное

Полный список видов мышления смотрите в

Мышление и образ

Конкретная образность мышления, характерная для дошкольников, еще долго сохраняется у младших школьни­ков. Когда школьники сталкиваются с новым для них, необыч­ным содержанием, когда они еще не могут выделить основную мысль среди второстепенных подробностей и деталей, у них ярко проявляется конкретность мышления.

Изучая треугольники, учащиеся первых классов долго представляют себе эту геометрическую фигуру только в том положе­нии, в котором ее изобразила учительница на доске (или в кото­ром она изображена в книге): вершиной вверх, с прямым углом слева. Изменение остроты угла, размера, положения фигура в пространстве мешает детям увидеть в однородной фигуре тот же треугольник.

Изучая историю, школьники III—IV классов часто задают учителю вопросы, которые свидетельствуют об их стремлении представить себе событие наглядно, конкретно и во всех дета­лях. Например, они спрашивают: «Кто предупредил царя, что к нему 9 января придут рабочие?», «Как искали беглых крестьян? Откуда знали, где их надо искать?», «Как звали командующего штурмом Зимнего дворца?» Передавая мысль, что царь и поме­щики грабили крестьян, учащиеся III—IV классов придают ей совершенно конкретную форму: они говорят, что цари и помещи­ки нападали на крестьян и отнимали у них еду, одежду, скот. Дети представляют себе помещика обязательно толстым, бога­тым и злым; надсмотрщик, по их мнению, это тот, кто непремен­но держит в руках хлыст.

Оперирование единичными представлениями и трудности пе­рехода к обобщениям отчетливо выступают и в том, как пони­мают младшие школьники аллегории и метафоры. «Твердый ха­рактер» они понимают буквально, объясняя, что такой человек сделан из камня. «Легкая рука» — значит высохшая, тонкая ру­ка. «Каменное сердце» — это сердце, сделанное из гранита, кир­пича. Выслушав басню И. А. Крылова «Петух и жемчужное зер­но», ученики I класса объясняют, что в ней говорится про чело­века, который не знает, как дорого стоит жемчужное зерно, «который ходит и хвастается» (А. П. Семенова). Неумение от­влечься от внешнего и увидеть то, что составляет внутреннюю (смысловую) сторону образа, отчетливо выступает и в том, как угадывают и объясняют учащиеся I—III классов загадки и по­словицы. Например, прослушав загадку:

Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться,—

дети отвечают, что тут говорится об учительнице — она всех учит. На загадку:

Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом под столом, А ночью под кроватью —

дети дают отгадки: «Это мыши — они под столом бегают», «Это свиньи — они шагают по грязи», «Это два брата, они вместе идут в школу».

Подобные ответы очень похожи на ответы детей-дошколь­ников.

В протекании мыслительного процесса также выступает наме­тившийся еще у пяти-, шестилетних детей способ мышления ме­тодом «короткого замыкания». Ребенок не анализирует всю за­дачу в целом (житейскую, орфографическую или математиче­скую) , т. е. не выделяет всех ее условий, всех данных и не видит связи между ними. Он выхватывает какое-то одно условие и уста­навливает прямую связь с любым другим условием или с задан­ным вопросом. Если в задаче говорится: «Я все знаю, всех учу»,— этого достаточно, чтобы найти решение, т. е. подставить знакомый образ: «Это учительница, так как она все знает и всех учит». И хотя дальше говорится «но сама всегда молчу», т. е. на­лицо как будто прямо противоположное условие найденной от­гадке, ребенок просто отбрасывает это условие.

Использование таких коротких, или локальных, связей (Ю. А. Самарин) отчетливо проявляется в решении младшими школьниками и арифметических задач. Выделяя в тексте задачи лишь числовые данные, которыми им приходится постоянно опе­рировать, и опуская как менее существенные все остальные усло­вия, учащиеся I—II классов прежде всего пробуют выполнить какие-то арифметические действия с данными в задаче числами: «Надо к 27 прибавить 14(?), нет, надо от 27 отнять 14». Причем ребят нисколько не смущает, что они складывают рабочих с до­мами, которые ими построены, или яблоки с рублями, которые выручены при их продаже.

Подобные короткие действия ребенок выполняет особенно ча­сто, если среди многих данных условий некоторые подчеркнуты, выделены. Именно такими являются числа в арифметической задаче.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква? Форма ушей у немецкой овчарки? Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Развитие мышления ребенка дошкольного возраста

Типы мышления

В процессе своего развития ребенок по-разному осознает все то, что его окружает и что с ним происходит. К 6-7 годам уровень психологического и умственного развития находится на таком уровне, что ему можно давать большие объемы новых знаний и умений, что успешно реализует школа. Чтобы учитель без труда справлялся со всеми учениками, он должен хорошо понимать особенности их мышления. Такие знания помогут и родителям, если у ребенка будут возникать проблемы с обучением.

В школьном возрасте главным психологическим процессом становиться мышление. В дошкольном периоде преобладает наглядно-образный тип, а в школьном идет переход к словесно-логическому и понятийному мышлению. Этот процесс занимает достаточно долгое время и формируется постепенно.

Наглядно-образное мышление сохраняется на протяжении всей начальной школы, но постепенно от знакомых образов и ощущений ребенок переходит к более взрослому осознанию тех же явлений.

Дети в 6-7 лет не могут еще учитывать все характеристики предмета или явления, они ориентируются на доминантную черту, упуская остальные. Это принцип централизации, который не позволяет учитывать мнения других. Ребенок видит только свою точку зрения и считает ее правильной. Постепенно эта черта уходит, уступая место новому типу мышления.

Осознавая новые знания, изучая объем, вес, размер и другие характеристики, дети формируют базу знаний для основных понятий, при помощи которых будут мыслить в дальнейшем. В 8-10 лет уже начинается новый этап мышления, более осознанного, с опорой на знания, а не на наглядно-образный опыт. С этого возраста начинается формирование понятийного или теоретического мышления. С этого момента школьники могут размышлять в уме, оперировать уже выученными понятиями и анализировать различные ситуации, приходя к логическому выводу. Благодаря готовой словарной базе, они способны правильно, структурировано объяснить свои мысли и умозаключения.

Словесно-логический тип мышления представляет собой эволюцию от наглядного восприятия мира, которое ребенок переживает в первые 3-4 года, до оперирования образами, возникающее в дошкольный период, после чего в школе ученики могут оперировать понятиями, уже не апеллируя к знакомым образам. Дети начинают осознавать значения слов «гордость», «честь» и др.

Благодаря растущему словарному запасу возникает возможность не только правильно думать, но и грамотно говорить, выражая свою точку зрения, доказывая ее, размышляя над ней.

В психологии выделяют три типа мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие

Понятие – это способность воспринимать наиболее важные черты какого-либо предмета или явления, видеть в нем главное, существенное. Понятий может быть много, они бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими. В процессе развития ребенок учится выделять разные понятия в вещах, которые его окружают, тем самым лучше познавая окружающий мир. Усвоить понятия помогают родители, другие дети и жизненные ситуации.

Суждение

Суждение – это словесное выражение понятий. В процессе суждения ребенок отрицает или утверждает какие-либо связи явлений действительности, анализирует их свойства и признаки. Суждения могут быть верными, ложными, общими, частными, единичными. Благодаря пониманию того, что является правильным, а что нет, кто может иметь какие-то признаки, а кто нет, по выделению конкретной особенности у кого-то по отношению к другим, ребенок учится различать все то, что его окружает, анализировать и выводить собственные суждения;

Умозаключение

Умозаключение – процесс выведения нового суждения на основе уже имеющихся ранее суждениях о понятных и знакомых вещах. Бывает умозаключение индивидуальное, дедуктивное и по аналогии. При индивидуальном ребенок воспринимает единичные факты о чем-то и приводит их к общему выводу. Дедуктивное умозаключение предполагает работу с готовым фактом и расчленение его на вспомогательные мелкие элементы. Проводить умозаключение по аналогии можно в том случае, если есть совпадение каких-либо параметров в сходном явлении, остальные факторы при этом не учитываются.

Критическое мышление в этом возрасте еще развито слабо, но постепенно начинают формироваться его зачатки

Чтобы процесс обучения шел в нужном темпе и ребенок хорошо развивался, важно использовать подходящие методы обучения. Развивать ребенка в этом возрасте лучше всего при помощи игр

Классификация

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Мышление и действие

Дети младшего школьного возраста все реже используют практические действия для решения простых задач житейского содержания. Они уже умеют решать их в уме. Однако и у семи-, восьмилетних детей практическое действие остается в резерве, они эффективно используют его для решения новых, необычных задач: членение слова на слоги и звуки и составление слов из слогов и букв, решение примеров на сложение и вычитание, пер­вые операции измерения и построения, знакомство с простыми геометрическими фигурами и пр.

Пересчитывая путем отодвигания отдельные палочки, увели­чивая их количество путем практического прибавления одной, двух палочек или уменьшая его, отнимая заданное количество предметов, первоклассник узнает зависимости, существующие между числами. Он учится своими действиями изменять эти ко­личества, заранее предвосхищая получаемый результат.

В таких операциях с конкретно данными предметами, а затем и с числами у первоклассника быстро развивается абстрактное мышление. Он научается оперировать количеством любых предметов (Н. А. Менчинская, А. М. Леушина, М. А. Бантова, М. И. Моро), научается отвлеченно мыслить понятиями «равен­ство», «неравенство», «сложить», «уменьшить» и т. д. Путем прак­тических действий первоклассник начинает осваивать те сущест­венные связи между отдельными знаниями, которые составляют основу формирующейся у школьника системы понятий: приба­вить— получится больше; предлог — падеж — окончание.

Система использования практических действий для формиро­вания умственных действий, для усвоения грамматических, мате­матических понятий и освоения соответствующих правил дей­ствия с этими понятиями разработана П. Я. Гальпериным как система поэтапного формирования умственных действий.

Используя концепцию П. Я. Гальперина о поэтапном форми­ровании умственного действия, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина, В. Н. Сохина, В. В. Давыдов, Л. С. Георгиев раз­работали систему обучения младших школьников грамоте, счету, чтению, математическим и грамматическим понятиям

Основное внимание направлено здесь на ориентировочные действия, вы­полняемые ребенком. По мере свертывания физических, мате­риальных действий они все более сокращаются, становятся все более системными, принимают форму зрительного ознакомления с условиями задачи, а затем становятся лишь умственной ориен­тировочной деятельностью

Исследования П. Я. Гальперина и его сотрудников показали, что материальное действие как способ решения новой задачи остается у школьников в резерве. Если школьнику трудно решить задачу в умственном плане, он возвращается к более примитив­ным формам мышления, т. е. к материализованным действиям. Это позволяет ему перейти к успешному решению задачи в ум­ственном плане. Такой переход повышает и уровень обобщения при оперировании основными понятиями и правилами.

Исследования П. Я. Гальперина сыграли значительную роль в понимании мышления как процесса, происходящего на разном уровне «свернутости». Такой взгляд на развитие мыш­ления открывает широкие возможности управления этим про­цессом, природа которого раскрыта в трудах С. Л. Рубинштейна и его сотрудников.

Практическое действие на протяжении всего детства остается средством познания тех явлений действительности, которые ребе­нок еще не может «охватить умственным взором». Ученикам II—III классов недостаточно только смотреть, например, на мо­дель паровой машины или на работу какого-то механизма. Они должны взять модель в руки, ощупать ее, потрогать, повертеть разные ручки, винтики, колесики, иначе они не видят, т. е. не вос­принимают, новый и сложный для них объект. Однако способы практического решения задачи у детей старшего возраста, оста­ваясь физическими, внешними, качественно отличаются от ана­логичных действий малышей. Подчиненные четко сформулиро­ванной в речи задаче, контролируемые формирующимся крити­ческим сопоставлением каждого этапа решения с конечным ожидаемым результатом, практические действия учащихся II — III классов, даже в их первой, ориентировочной фазе, постепенно приобретают строгую проблемную направленность, организован­ность, критичность и осмысленность.

Глубокое изучение природы действия и его роли в развитии мышления открывает педагогу реальные возможности для вос­питания и совершенствования мышления детей.

Технологии развития мышления

Несомненно, чтобы начать развиваться, не нужно много финансовых затрат и каких-либо снарядов как при занятии спортом, необходимо всего несколько свободных минут в день (скажем, 15 -30 мин), постоянство и эффективное использование выделенного времени. Бесспорно, условия развития мышления не требуют специальных программ в обязательном порядке или только указанных упражнений, однако, рационально использовать собственное время помогут тренажеры для мышления. Их разработчики внедряют последние исследования в данной области для комплексного воздействия на каждый тип мышления

При таком подходе, каждый получает равномерную мыслительную нагрузку, не обделяя вниманием то пространство головного мозга, которое редко используется в повседневной работе

Типы мышления, которые нужно систематически развивать:

  • Логическое
  • Абстрактное
  • Творческое
  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное

Психологические особенности младших школьников

Определение 2

Младший школьный возраст – это возраст от 6-ти до 11-ти лет.

Данные границы являются условными, так как они связаны с индивидуальными психологическими характеристиками каждого ребенка. Определение границ, помимо психологических характеристик, обусловлено теорией психического развития и психологической возрастной периодизацией.

Младший школьный возраст считается «спокойным» как в психологическом, так и физиологическом отношении. Рост тела ребенка продолжается, но уже не так быстро, как в дошкольном возрасте. Рост осуществляется за счет туловища, что позволяет сохранять пропорции тела неизмененными.

Младший школьный возраст является благоприятным возрастным периодом для формирования у детей способностей к длительной и целенаправленной деятельности.

Максимум игровой двигательной активности детей приходится на период 8-9 лет. Это проявляется в том, что на переменах дети компенсируют вынужденную неподвижность бурной двигательной активностью, обусловленной их физиологической потребностью.

Замечание 1

Еще одной особенностью младшего школьного возраста является переход от игровой деятельности к учебной, которая становится ведущим видом деятельности ребенка.

В психике младшего школьника также происходят изменения, которые проявляются в том, что все психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребенок учится ими управлять. Так, ребенок младшего школьного возраста способен управлять собственным мышлением, памятью, восприятием, эмоциями и воображением. Что делает его в сравнении с дошкольником более спокойным и уравновешенным.

Психологические особенности

Мысленная деятельность детей также, как и взрослых построена на психологических аспектах. Ведь их развитие происходит с поочередной сменой разных типов мышления, которые постепенно накладываются друг на друга.

У младенцев мышление синтезивное, т. е. чувствительно ко всему происходящему вокруг них. В этот период жизни сознание крохи способно воспринимать информацию только через слух и прикосновения к нему.

В 1,5 года развивается способность наблюдать и совершать какие-либо действия с окружающими предметами.

В 3-4 годика у ребенка дополнительно к этим качествам формируется уже свое представление и образы, которые он пытается продемонстрировать.


К 5 годам зарождается словесно-логический тип понимания информации, которую ему преподносят.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте крайне важно вовлекать детей в игры обучающих программ. У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет

У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет.

У подростков в 11-14 лет начинает развиваться четкая потребность к самостоятельному познанию мира. Их мышление становится более сложным и переходит на новый уровень.

Именно в этот период, по мнению психологов, начинает формироваться личность.

Интересно: Как развить в детях творческие способности

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление)

Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме

Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: