Содержание
-
Слайд 1
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры(из опыта работы воспитателя первой категории Фазыловой Э.И.)
-
Слайд 2
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
-
Слайд 3
В ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, одними из которых являются:
«… ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек… » -
Слайд 4
создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.). -
Слайд 5
формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
обучение способам обследования предметов;
развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина). -
Слайд 6
-
Слайд 7
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
-
Слайд 13
-
Слайд 14
-
Слайд 15
-
Слайд 16
-
Слайд 17
-
Слайд 18
-
Слайд 19
-
Слайд 20
Результаты
Детей:
дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
дети научились играть в дидактические игры.Родителей:
у родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их;
проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. -
Слайд 21
Посмотреть все слайды
Дидактические игры сенсорные в средней группе
Предлагаем картотеку сенсорных игр для дошкольников 3–4 лет.
Домик для мышонка
Игра учит различению и подбору цветов, развивает цветовосприятие, способствует запоминанию названий основных колеров. Для работы нужно подготовить картонные домики с дверями разных цветов и изображения мышат с хвостиками аналогичных колеров.
Педагог раскладывает перед игроками домики, просит назвать цвета, в которые окрашены двери. По сюжету игры мышата спасаются от кота. Чтобы они успели спастись, ребята должны быстро подобрать для каждого мышонка подходящий домик, ориентируясь на цвет двери и мышиного хвоста.
Разложи фигуры
Игра формирует представление об основных геометрических формах, учит подбору фигур по представленному образцу, знакомит со способом распределения методом накладывания на контур. Для занятия нужны картонные геометрические фигуры, а также карточки, изображающие контуры представленных форм. Картонные фигуры и изображенные контуры должны совпадать по размеру.
Для начала педагог напоминает воспитанникам названия фигур. Он обводит каждый контур пальцем, спрашивает: «Что это за фигура?»
Важно обратить внимание ребят на то, что не все фигуры имеют углы. Далее дети сами обводят пальчиками фигуры, называют их. Затем накладывают картонные формы на контурные изображения, выискивая совпадающие пары
Игровая задача — разложить все фигуры так, чтобы они совпали с контурами
Затем накладывают картонные формы на контурные изображения, выискивая совпадающие пары. Игровая задача — разложить все фигуры так, чтобы они совпали с контурами.
Скачать картинку
Домики для орешков
Игровой материал для увлекательного занятия, здорово развивающего мелкую моторику и закрепляющего названия цветов, несложно сделать своими руками. Потребуются гуашевые краски и принадлежности для работы с ними, картонная коробка из-под десятка яиц, грецкие орехи в скорлупе.
Дети открывают яичные коробки, окрашивают определенным цветом гуаши каждое углубление. Затем покрывают аналогичными цветами орехи. Дальнейшая игровая задача — разложить орехи по «домикам» с учетом соответствия цветов.
Скачать картинку
Чудесный мешок
Игра формирует умение тактильно, без задействования органов зрения, определять формы предметов. Для занятия требуются некрупные предметы разных геометрических форм, например, мячи, кубики. Можно сделать плоские фигуры из картона или другого плотного материала, ламинировать. Также для игры понадобиться холщовый мешок, в который нужно положить все подобранные предметы.
Педагог называет геометрическую фигуру, а ребенок, опустив руку в мешок, должен нащупать и вытащить предмет аналогичной формы. Чтобы игра получилась азартнее, можно установить время, за которое игрок должен отыскать предмет заданной формы.
Скачать картинку
Рождественская елка
Игра учит составлять изображение определенной расцветки по образцу. Для работы нужно сделать карточки, изображающие елку с шариками. На каждой карточке должно быть определенное сочетание шариков по цвету. Также нужно вырезать из картона елку с круглыми отверстиями на месте шариков и кружочки разных колеров, размером соответствующие этим отверстиям. Игровая задача — распределить шарики по елке, ориентируясь на заданную карточку как образец.
Скачать картинку
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Общеизвестно, что раннее детство — это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека
Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития независимо от того, где проходит этот период детства — в семье или детском саду. Человеческое дитя — самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире
Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторяется.
Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе общения со взрослыми ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой, т. е. социализируется. Для этого родители, педагоги должны создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразия этого периода детства.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Таким образом, мы понимаем, что усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Говоря прямо, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется свое звено сенсорной культуры. Наиболее приемлемым методом освоения сенсорной культуры для всех возрастов являются дидактические игры. На этапе раннего развития детей большое значение имеет систематичность проведения игр, длительность этих игр и различных упражнений, направленных на сенсорное развитие, а так же многие упражнения требуют прямого участия взрослого.
Из всего вышесказанного следует подчеркнуть то, что сенсорное развитие детей раннего возраста является основой для успешного умственного и познавательного развития ребенка в дальнейшем развитии и обучении как в детском саду, так и в последствии в школьном возрасте.