Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы
Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?
Когда взрослые видят своего полуторогодовалого малыша в песочнице рядом с таким же карапузом, пытающихся поделить между собой игрушки, им может показаться, что именно так завязывается первая дружба. Однако, родители глубоко ошибаются.
Потребность в социальных контактах с ровесниками возникает ближе к трем годам. До этого момента дети могут просто находить рядом в ограниченном пространстве, но необходимости в общении друг с другом они не испытывают.
Первые дружеские отношения, основанные, как правило, на физическом (одного возраста и пола) и географическом (живет рядом) сходстве. До 7 лет, друг — это товарищ по играм, с которым у ребенка похожие интересы
Чувства и точка зрения других ребят пока для ребенка не берутся во внимание
Лишь позднее, ближе к 7-9 годам зарождается идея взаимности и осознания чувств другого ребенка. На этом этапе начинается «восприятие перспективы», или осознание того, что может чувствовать другой ребенок, учитывая наши действия. Следует отметить, что восприятие перспективы более доминирует у девочек, чем у мальчиков, на этом этапе и на всех последующих этапах развития.
Категории
COVID-19АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГепатологГериатрГинекологГинеколог-эндокринологГомеопатДерматологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский лорДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский офтальмологДетский психологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДефектологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКлинический психологКосметологЛипидологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНеонатологНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПаразитологПедиатрПластический хирургПодологПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологРепродуктологСексолог-андрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФизиотерапевтФитотерапевтФлебологФтизиатрХирургЭндокринолог
Отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение
В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс описала пять основных уровней горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение. Хотя изначально эти уровни относились к тем, кто пережил смерть близкого человека или страдал смертельным заболеванием сам, они в равной степени применимы к каждому, кто должен успешно справляться с любым видом разочарования и утраты.
Большинство детей начинают с отрицания, когда впервые сталкиваются с невозможностью получить то, что они хотят. Как родители, мы должны помочь нашим детям выплеснуть и пережить гнев, а не застревать вместе с ними на уровне переговоров (торга), к которым они будут прибегать, чтобы добиться желаемого результата.
Дети реально нуждаются в том, чтобы мы помогли им справиться с грустью (депрессией), в которую они погружаются из-за невозможности воплотить желание в жизнь. Когда мы находим нужные слова для выражения разочарования ребенка, мы помогаем ему двигаться навстречу смирению, или адаптации.
Какие признаки указывают на то, что ребенок связался с плохой компанией?
Начинать выдергивать ребенка из плохой компании нужно в том случае, если он:
- Перестал ночевать дома.
- Гуляет допоздна. До одного, двух, трех часов ночи. При этом, не отпрашивается у вас.
- Приходит домой в состоянии алкогольного опьянения. С пачкой сигарет в кармане. С расширенными, красными зрачками (или с другими признаками употребления наркотиков).
- Приходит домой избитый.
- Ворует предметы быта. Одежду или драгоценности.
- Постоянно ворует у вас деньги.
- Регулярно не ходит в школу.
- Плохо учится.
- Не общается с вами. Скрывает то, чем занимается целыми днями.
- Не имеет цели в жизни.
- Регулярно говорит неправду.
Что будет, если постоянно нарушать границы ребенка
Чем жестче нарушаются личные границы, тем тяжелее последствия. И формы их разнообразны. Вот лишь несколько примеров, к чему это может привести:
1 Неуверенность в себе. Размытые личные границы ведут к утрате самоценности. Человек не чувствует себя хорошим просто так, по умолчанию, а постоянно стремится это всем доказать.
2 Нерациональные установки. Допустим, ребенку все его детство твердили: «Тарелка после обеда должна оставаться пустой». Он привыкает доедать во что бы то ни стало. Эта установка переходит на бессознательный уровень. И потом, во взрослой жизни, ему будет сложно, а иногда без помощи психолога и невозможно преодолеть эту вредную для здоровья привычку. Отсюда переедания, лишний вес, чувство вины, если не доел.
3 Воровство, жестокость. Ребенок рассуждает примерно так: «Раз я должен отдавать свое, значит и другие должны отдавать мне свое». А если не хотят, можно и отобрать или взять незаметно. Формируется искаженное представление о справедливости.
4 Психосоматические заболевания. Это когда врачи говорят «здоров», а у человека все равно болит. В чем причина? В постоянном сдерживании эмоций, потому что мама сказала, что «злятся только плохие мальчики».
Девочка (3,5 года) в детском саду ни с кем не играет.
ВОПРОС:Здравствуйте уважаемая Елена Геннадьевна!
Хотела обратиться к Вам
за консультацией. Я начинающий педагог-психолог. Недавно к нам в
детский сад в среднюю группу пришла девочка — ей скоро (в декабре) 4
года. 2 недели как она впервые пошла в сад. Девочка ни чем не интересуется (на 2-3 минуты только и получается
занять её чем-то), в игры одна или с другими детьми не играет, в
занятиях не участвует (пассивно сидит какое-то время потом
уходит). Только и делает, что слоняется по группе с блуждающим
взглядом. На предложение поиграть
или заняться чем-нибудь определённым или по её выбору отвечает
отказом, мне не удалось даже взгляд её поймать. Внешне она производить
впечатление «сама в себе», будто всё время не здесь находится, а ещё
кажется, будто она маленькая совсем — 1,5-2 года. Может разговаривать
сама с собой, кривляться, или напевать что-нибудь. Ведёт себя довольно
свободно в этих своих проявлениях. В поведении не наблюдается ни
скованности, ни стеснения. Легко общается к воспитателем или другим
зашедшим в группу на любые темы. Из разговора с мамой узнала, что дома
она также ничем не интересуется (любит рисовать смешивая-пачкая краски
— это всё, что вспомнила мама), часто обижается, плачет и бывает
агрессивна — щипает и толкает мать, надлюдает за реакцией. Не умеет
сама одеваться, не знает цвета, не умеет считать … возможно просто не
хочет. Мама тоже не может понять — не хочет или не умеет. Мама
растеряна, переживает, не знает как ей себя вести с девочкой… У неё это второй ребёнок, самой маме за 40. С первым ребёнком проблем не было —
теперь он хорошо учится в школе. Мама, как мне показалось, тревожная.
Ходит по разным врачам, переживая за соматическое состояние девочки.
Мама смотрим на меня испуганными глазами и ждёт «помощи». Подскажите,
как диагностировать отклонения, и что это за странное поведение
ребёнка.Юлия КибироваОТВЕТ: Добрый день, Юлия.
Начнем с того, какие задачи Вы перед собой ставите в отношении
этой девочки? — Помощь в адаптации к детскому саду, которая, как
известно, может затянуться на период до 6 месяцев, а потом — по разным
причинам — так и не наступить? — Диагностика ее развития? — Участие в
нем?
Из Вашего описания ясно, что в настоящий момент девочка
дезадаптирована к детскому саду, что вполне естественно, учитывая
ситуацию, и может объяснять странности поведения. С другой стороны, не
могу не обратить Вашего внимания на явно противоречие в
характеристиках ребенка: невозможно поймать взгляд, «сама в себе»,
«всё время не здесь находится», «слоняется по группе с блуждающим
взглядом» и в то же время: «В поведении не наблюдается ни скованности,
ни стеснения. Легко общается с воспитателем или другим зашедшим в
группу на любые темы».
Что касается умений и навыков, то здесь все
зависит от того, чему и как ее учили дома. Для трехлетнего ребенка
вполне простительно не уметь считать и не знать цвета. А переживающие
за соматическое здоровье ребенка мамы зачастую излишне их
инфантилизируют, продолжая одевать, раздевать, кормить с ложечки
вплоть до школьного возраста, не приучают к самостоятельности. Девочка
не без особенностей, но Вы не сможете ничего узнать о ней, пока не
наладите контакт, которого, как я понимаю, еще нет. В любом случае,
лучшая практика для начинающего психолога — наблюдение. Наблюдайте за
поведением, реакцией ребенка в разных ситуациях и ведите подробный
дневник. У Вас будет хороший материал для качественного анализа, на
основании которого можно будет делать выводы о развитии девочки и
процессе ее адаптации к детскому саду.
С наилучшими пожеланиями, Филякова Елена Геннадьевна.
#
Когда нужно вмешиваться в общение ребенка с определенными людьми?
Вмешиваться в общение ребенка с определенными людьми стоит тогда, когда вы замечаете, что компания является скрытной. Когда чадо не может познакомить вас с тем, с кем дружит. Всячески увиливает от разговоров о том, чем занимается со своей компанией.
Когда дети знакомят своих друзей со своими родителями — это вполне нормально. Правильные приятели не стесняются взрослых. И с радостью приходят в гости ко своим друзьям. Если же ребенок не водит приятелей из своей компании домой, то будьте осторожны. Скорее всего, это признак плохого круга общения. Который может повлиять на ребенка деструктивно.
Как отличить буллинг?
Только что мы говорили об отказе принять ребенка в игру. И это не буллинг, который основывается на власти и доминировании. Конечно, отказ принятия в игру может быть частью буллинга, но в таком случае должно быть очевидным намерение специально причинить физическую или психологическую боль, как правило, не берут в игру в силу обычных предпочтений со стороны того или иного ребенка. Если же компания специально и планомерно исключает ребенка или кто-то говорит другим детям не дружить с ним, то вам нужно вступиться за своего ребенка и убедить других детей не принимать «правила игры» зачинщика буллинга.
Три группы первоклассников
Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе
Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы
Фото с сайта egaga.pl
Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.
Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.
И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу
Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога
Что делать, если с ребёнком не дружат в школе
Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе
Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе
Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.
Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения
Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.
Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.
Пример из практики детского психолога:
«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.
Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».
Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.
У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.
Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.
Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения
Если у ребёнка много комплексов или есть какой-то физический недостаток – возможно, он стесняется этого, и уходит от прямого контакта со сверстниками. Бывает также, что дети дразнят ребёнка из-за его излишней полноты, неаккуратности, заикания, картавости и т.д., и ребенок может уходить от контактов со сверстниками из-за страха быть осмеянным.
Ребёнок может сторониться контактов с другими детьми из-за своего внешнего вида – может быть, дети смеются над его не очень модной или неопрятной одеждой, старой моделью мобильного телефона, прической и т.д.
Негативный детский опыт: возможно, ребенка всегда подавляют родители или старшие в семье, на ребенка часто кричат в семье, его друзей ранее осмеивали и не разрешали принимать у себя дома, и впоследствии ребенок начинает сторониться компании сверстников, чтобы не вызывать гнев родителей.
Ребёнок, который испытывает недостаток родительской любви, склонен чувствовать себя одиноким и в компании со сверстниками
Возможно, в семье недавно появился ещё один ребенок, и всё внимание родителей направлено к младшему брату или сестре, а ребенок постарше стал недополучать внимания, чувствует себя ненужным, неумелым, плохим, «неудобным» для родителей.
Ребенок становится аутсайдером в детской среде часто из-за своей застенчивости. Его просто не научили идти на контакт
Возможно, этот ребенок имел с младенчества проблемы в общении с родными людьми, которые заключались в его вынужденной или нарочной изоляции (ребёнок, рожденный не от любимого мужчины, ребенок, который много времени провёл в больнице без мамы, имея последствия так называемого «госпитализма»). Такой малыш просто не знает, как идти на контакт с другими детьми, и даже боится этого.
Ребенок, который ведет себя всегда агрессивно и шумно, также нередко страдает из-за одиночества. Это бывает с детьми, получившими гиперопеку родителей, так называемые баловни. Такой ребенок всегда хочет быть первым, побеждать, быть лучше всех. Если же в детском коллективе этого не принимают, то он отказывается дружить с теми, кто, на его взгляд, просто недостоин его внимания.
Дети, которые не посещают детские учреждения – а, например, воспитываются заботливой бабушкой, относятся также к группе риска детей с проблемами социализации в детском коллективе. Ребёнок, который обласкан заботой бабушки, которому достается всё внимание и любовь, который большую часть времени проводит дома, может не уметь общаться с другими детьми, и в школе будет иметь проблемы адаптации в коллективе.
Разница в уровне и образе жизни
Старайтесь обеспечить одинаковый уровень и образ жизни для обоих детей. Часто старшим кажется, что в раннем возрасте к ним относились строже, чаще обделяли, меньше игрушек покупали.
Родители должны позаботиться о том, чтобы каждый ребенок был счастлив. А для этого должны быть удовлетворены его текущие потребности. В этом случае о трудностях из прошлого он даже не вспомнит.
Если старший все-таки вспоминает и сравнивает, спокойно объясните ему ситуацию: «Да, когда ты был маленьким, наша семья имела меньший доход, поэтому мы не могли дать тебе того, что сейчас достается малышу. Но теперь мы можем обеспечить хороший уровень и тебе, и ему
Что сейчас для тебя важно?»
Однако важно помнить, что по возможности подобного нужно избегать: дети не обязаны понимать и терпеть ваши материальные трудности
Когда нужна помощь специалиста
Обращаться к специалисту нужно при следующих условиях:
- дети ведут себя агрессивно, стали опасными для самих себя и друг друга;
- родитель не понимает причину ссор и не знает, что ему делать;
- не получается самостоятельно справиться с проблемой;
- конфликты внутри семьи отражаются на здоровье и развитии детей, препятствуют учебе, жизни в целом;
- один из детей или оба замкнулись в себе, не идут на контакт с родителем.
Конфликты между детьми – нормальное явление. Как правило, это проходит в подростковые годы. При корректном педагогическом подходе родителей можно решить проблему еще раньше.
Нужно понять, что причина ревности и разлада между детьми кроется в поведении родителей. Из-за их действий и слов один из детей решил, что он хуже другого. Ему не хватает внимания, он считает себя нелюбимым, ненужным, а отсюда и обида, и ревность, и агрессия.
Если дети не ладят, то родители должны задуматься над своим поведением. Что вы делаете не так? Поймете это – найдете ответ на вопрос «Что делать, чтобы дети не ссорились?». В качестве поддержки рекомендуем прочитать книгу «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно» (А. Фабер, Э. Мазлиш).
Автор
Светлана Трошина
Психолог
Поделиться
Общие рекомендации
Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.
Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.
Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков
Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.
Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.
Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!
Возрастные границы: когда малыш начинает сидеть
Дети на определенном этапе своего развития должны уметь:
- в 5 месяцев — лежа на животе, опираться на ручки и долго удерживаться в таком положении; реагировать на движение или голос, переворачиваться при этом в кроватке;
- в 6 месяцев — начинать ползать и садиться, самостоятельно переворачиваться с живота на спинку;
- в 7 месяцев — ползать на животе, самостоятельно сидеть с опорой на руки, быстро переворачиваться со спины на живот и обратно, пытаться встать на четвереньки;
- в 8 месяцев — самостоятельно вставать на четвереньки, быстро ползать, опираться при этом на конечности;
- в 9 месяцев — быстро и уверенно ползать, хватать при этом игрушки; пытаться вставать и двигаться, придерживаясь за опору.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.
Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.
Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.
Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.
Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.
Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов
И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой